Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Органы государственного надзора
С созданием коллегий изменилась роль Сената. Он контролировал их деятельность, назначал чиновников, являлся высшей судебной инстанцией и одновременно - законосовещательным органом при императоре. В 1722 г. была создана должность генерал-прокурора Сената - "ока государева". В обязанности генерал-прокурора входило хранить "государев интерес" и предупреждать должностные правонарушения. Прокуроры, подчиненные ему, были назначены во все государственные учреждения для надзора за их работой. Первым генерал-прокурором стал П.И.Ягужинский, один из немногих в окружении Петра неподкупных людей. Наряду с прокуратурой надзор за деятельностью должностных лиц осуществляли тайные агенты - фискалы, появившиеся в 1711 г. Фискал получал половину штрафа, наложенного на уличенного им преступника. Он не нес ответственности и за ложный донос. Поощрялись также и доносы простых подданных. Государство, таким образом, охраняло свои интересы, не считаясь с моралью.
¨ О ДОЛЖНОСТИ ФИСКАЛОВ. 17 МАРТА 1714 г. (Извлечение). Обер-Фискалу быть при Государственном правлении, да с ним же быть Фискалом четырем человеком; в том числе двум из купечества, которыя б могли купеческое состояние тайно ведать, а в Губерниях во всякой при Губернаторском правлении быть по четыре человека, в том числе Провинциял-фискал из каких чинов достойно, также и из купечества. А в городах во всех, смотря по пропорции города, быть по одному и по два человека. Действие же их сие есть взыскание всех безгласных дел, то есть: 1. Всякия преступления указом. 2. Всякия взятки и кражу казны, и прочее, что ко вреду Государственному интересу быть может, какова б оное имени ни было. 3. Тако ж и прочия дела народныя, за которых нет челобитчика; на пример, ежели какова приезжаго убьют, или наследник последний в своей фамилии во младенчестве умрет, без завету духовной предков его, и прочия тому подобная безгласныя дела, иже не имеют челобитчика о себе. 4. Во всех тех делах Фискалам надлежит только проведывать и доносить, и при суде обличать, а самим ни чем ни до кого, также и в дела глас о себе имеющия, отнюдь ни тайно, ни явно не касаться под жестоким штрафом, или разорением и ссылкою (смотря по делам чего будет достоин); также как в письмах, так и на словах в позыве всякого чина людям, безчестных и укорительных слов отнюдь не чинить.
5. Буде же Фискал на кого и не докажет всего: то ему в вину не ставить (ибо невозможно о всем оному аккуратно ведать), а буде ни малом не уличит, но все доносы его будут неправы, однако ж ежели оной то учинил ни для какой корысти, или злобы: то взять штраф с него легкой, дабы впредь лучше осмотряся доносил. 6. Буде же Фискал, как ради страсти или злобы, затеет и пред судом подлинно и истинно от того, на кого то взвел, обличен будет: то оному, яко преступнику тож учинить, что довелось было учинить тому, если б по его доносу подлинно виноват был. 7. Тако же ежели Фискал знает, или проведает за кем какое похищение и кражу казны и прочаго, а на онаго изо взятку, или для дружбы не известит, и за то (если подлинно сыщется), учинить над ним то ж, чего винный достоин будет. 11. Из штрафных денег, которыя по Фискальским делам взяты будут, половину имать в казну, а другую разделить на двое; и одну часть из того отдать тому Фискалу, чрез чье изыскание штрафныя деньги взяты будут, а другую оставить на раздел общей Провинциал-Фискалу со всеми городовыми Фискалы той Губернии, из которой 20-ю часть отделя, присылать к Обер-Фискалу с товарищи.[7]
Так были озвучены обязанности фискалов в указе Петра I. Я думаю что царь, утвердив таким образом должность фискала, имел целью создать наиболее законопослушное общество, поощряя людей, предоставляющих информацию о каком-либо правонарушении. Но, как и все в нашем мире, этот указ Петра был несовершенен: доносчик, как мне кажется, был недостаточно защищен. Я имею в виду то, что недоказанное донесение могло обратиться против самого фискала. В этом я вижу неполноценность данного указа.
¨ О ДОЛЖНОСТИ ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОРА. 27 АПРЕЛЯ 1722 г. (Извлечение) 1. Генерал-Прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил, и во всех делах, которыя к Сенатскому разсмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по Регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина к отправлению, ему помешает, что все записывать повинен в свой журнал. Также накрепко смотреть, чтоб в Сенате не на столе только дела вершались, но самым действом по указам исполнялись, в чем он должен спрашивать у тех, кто на что указы получил, исполнено ль по них в такое время, в которое начало и совершенство онаго исполнено быть может, и буде не исполнено, то ему ведать надлежит, для какой причины, невозможность ли какая помешала, или по какой страсти, или за леностью, и о том немедленно Сенату предлагать должен для чего повинен иметь книгу, в которой записывать на одной половине, в которой день какой указ состоялся, а на другой половине записывать, когда что по оному указу исполнено, или не исполнено, и для чего, и прочия обстоятельства нужныя вносить.
2. Также должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал; а ежели что увидит противное сему, тогда в тот же час повинен предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, в чем они, или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили, а ежели не послушают, то должен в тот час протестовать, и оное дело остановить, и немедленно донесть Нам, если весьма нужное, а о прочих в бытность Нашу в Сенате, или помесячно или понедельно, как указ иметь будет. Також надлежит Генерал-Прокурору в доношениях явных, которыя он будет подавать Нам, осторожно и разсмотрительно поступать, дабы напрасно кому безчестия не учинить; таким образом, ежели увидит какое дело, хотя и противное ему покажется, да неясно, или два вида имеющее, то протестациею остановя, не тот час доносить, но посоветовать, с кем он за благо разсудит; и ежели увидит, что подлинно так, или более изъяснить и сумнение миновать не может, то доносить Нам, однакож более недели в том не мешкать, а ежели зело ясно, то немедленно доносить в нужных, а в прочих, как выше описано, також немедля более недели ж, не отговариваясь никакими нуждами, разве Мы будем в отлучении, то однакож письмом в то же время написанным, и немедленно с нарочным послать. А ежели какое неправое доношение учинит по какой страсти: то будет сам наказан, по важности дела. 3. Должен смотреть над всеми Прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали, а ежели кто в чем преступит, то оных судить в Сенате, и должен все Прокурорския доношения предлагать Сенату и инстиговать, чтоб по них исполнено было[8], також ежели на Прокуроров будут доношения, что они звании своих истинно и ревностно не исполняют: то их в суд представлять Сенату ж.[9]
Поистине отчаянные стремления и усилия преобразователя по утверждению разумного, прогрессивного начала в новых органах власти оказались, как мне кажется, напрасными. Аппарат нового государства оказался не самым удачным из всех плодов его усилий. Только коллегии военные и дипломатическая работали более или менее успешно. В целом же возникла в конце концов хотя и новая по внешним формам, но старая по социальной сущности, громоздкая, неповоротливая машина бюрократии. Эффективно она действовала только в одном направлении - в обеспечении интересов дворянства. Но оно вскоре после Петра превратилось из класса работающего, каким он хотел его видеть, в скопище праздных паразитов, сосавших кровь народа. Ну, а исключения из этой печальной закономерности только подтверждали злосчастную и пагубную для родины историческую судьбу русского дворянства.
Петр издавал указ за указом, грозя самыми страшными карами. Однажды, узнав о новых фактах казнокрадства, Петр приказал генерал-прокурору Ягужинскому: "Напиши именной указ, что если кто и настолько украдет, что можно купить веревку, то будет повешен". "Государь, - ответил Ягужинский, - неужели вы хотите остаться императором один без служителей и подданных? Мы все воруем, с тем только различием, что один больше и приметнее, чем другой". Я думаю, что эти слова Ягужинского абсолютно точно характеризуют и нынешнюю ситуацию чиновничьей администрации, в которой нет людей, которые не воруют, просто одни это делают, не оглядываясь ни на какие "разумные пределы", а другие - тихо и по немножку.
ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ Бюрократический характер государства требовал изменить и порядок занятия должностей. Хотя местничество было формально запрещено еще в 1682 г., при царе Федоре Алексеевиче, служебное продвижение зависело от происхождения, "породы". Петр перестал обращать внимание на происхождение человека: это способствовало продвижению достойнейших. Так укреплялся контроль государства над дворянством, ибо источником благополучия становилась теперь не знатность, а служба. Начинали ее с "низов" - рядовым в гвардейском полку или мелким чиновником в канцелярии. Не пройдя этих низших ступеней, сделать карьеру было невозможно.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.47.197 (0.013 с.) |