![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет изучения и задачи истории социологии. Этапы развития социологической науки.
Билет № 1 Предмет изучения и задачи истории социологии. Этапы развития социологической науки. История социологии — это раздел социологической науки, в рамках которого рассматривается процесс ее зарождения, становления, функционирования, развития. В зависимости от того, как мы понимаем и что относим к предметной зоне социологии, можно говорить и о «начале» истории социологии. Его связывают с появлением собственно социологической науки. История социологии изучает возникновение и развитие социологической науки от ее истоков до наших дней. Поэтому не будет заметным преувеличением утверждение, что история социологии есть сама социология в ее изменении, совершенствовании, развитии. В чем заключаются задачи этой дисциплины? Известно, что всякая история отвечает, в сущности, на пять вопросов: Что было? Где было? Когда было? При каких обстоятельствах? Почему? Применительно к истории социологии ответить на эти вопросы — значит дать представление о том, что думали ученые определенных стран и эпох об обществе, о путях его изучения, а также о том, в каких условиях они об этом думали и почему они думали так, а не иначе. Иными словами, задача историка социологии - просто рассказать, «как было дело» в рассматриваемой им науке. Задача эта, однако, отнюдь не проста. Даже ответ на первый из перечисленных вопросов: «Что было?» - требует решения ряда проблем. Как определить, что относится к этой науке, что - к другой, а что вообще к науке не относится? Какие имена, школы, направления, понятия, теории, методы наиболее важны и, следовательно, должны присутствовать в истории социологии, а какие нет? При выделении этапов развития социологии пользуются тремя критериями - временным, пространственным, содержательным. В соответствии с первыми определяются исторические этапы возникновения, утверждения и развития социологической науки в течение XIX—XX вв. С помощью пространственных критериев выделяются страны (континенты), в которых наиболее активно развивается социология в те или иные периоды (этапы). Наконец, обращение к содержательным критериям означает выделение различных направлений, школ, течений, парадигм и наиболее ярких их представителей (персоналистический подход).
Целесообразно выделять два основных этапа в развитии социологической науки. Первый охватывает XIX в. (со времени Конта) и начало XX в. (вплоть до 1920-х гг.), второй — весь XX в. Первый этап получил название классического (этап возникновения и развития классической социологии), второй — современного (этап развития современной социологии). Если первый связан с существованием, причем преимущественным, теоретической социологии, то второй характеризуется, наряду с продолжением этого процесса, появлением и развитием эмпирической социологии. Современный этап развития социологии определяется взаимодействием (в том числе и в форме противоборства, противостояния, взаимного неприятия) теоретической и эмпирической социологии. Современный этап связан, во-первых, со становлением и развитием эмпирической социологии; во-вторых, с отраслевой дифференциацией социологической науки; в-третьих, с появлением новых школ, направлений, парадигм и теорий в сравнении с теми, которые были в XIX в.; в-четвертых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологию; в-пятых, с поиском путей ухода от классических теорий в сторону «постклассики». В границах современного этапа развития.социологии можно выделить несколько периодов. Первый приходится на 1920—1930-е гг. и характеризуется мощным наступлением социологического эмпиризма. Следующий период — 1940—1960-е гг. — определяется значительным усилением теоретико-методологических построений, что стало своеобразной реакцией на доминирование эмпирической традиции. Третий период — 1970-е — середина 1980-х гг.; в это время предпринимаются попытки, с одной стороны, соединить теоретическое и эмпирическое исследования, микро- и макросоциологию, с другой — вывести науку на новый уровень теоретического осмысления процессов (как в реальной жизни, так и в самой социологии). Наконец, четвертый период охватывает последние 15 лет п позволяет обнаружить принципиально иные тенденции, имеющие интегративный характер. Новые движения, теории и парадигмы в социологии дают основания говорить о начале периода «постклассических» построений.
Становление и развитие эмпирической социологии в дореволюционной России.
Билет № 2 Предпосылки и теоретические источники возникновения социологии. Теории, разработанные в естественных науках. Экономические теории (А.Смит, И.Бентам) как теоретические источники социологической науки. Моральная статистика начала 19 века как предшественница социологии.
Проблемы и направления развития современной социологической мысли в России.
Билет № 3 Предмет и задачи социологии по О.Конту. Сущность позитивизма. Разделы социологии по О.Конту.
Советская социология в 70-80 годы 20 века. Проблемы ее развития.
Билет № 4 Учение О.Конта о социальной эволюции. Закон трех стадий общественного развития.
Развитие советской социологии в 50-60-е годы 20 века.
Билет № 5 Принципы органицизма Г.Спенсера. Задачи социологической науки по Г.Спенсеру.
Социология в СССР в 20-е годы 20 века.
Билет № 6 Г.Спенсер о социальной эволюции. Процессы социальной интеграции и социальной дифференциации.
Социологические воззрения Питирима Сорокина в российский период.
Билет № 7 Общая характеристика концепции социал-дарвинизма (Г.Спенсер, У.Самнер, А.Смолл).
Плюралистическая социология М.М. Ковалевского
Билет № 8 Билет № 9 Билет № 10 Билет № 11 Социологические воззрения Н.Я.Данилевского. Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) – представитель религиозно-консервативного течения в русской социологии. Он разработал теорию, которая представила историю в виде существования и взаимодействия культурно-исторических типов.
Культурно-исторические типы в своем развитии проходят несколько стадий подобно любому организму– стадии рождения, возмужания, дряхления гибели. Развитие культурно-исторических типов связано с постоянной борьбой, которая ведется с окружающей средой. Под культурно-историческим типом Н.Я. Данилевский понимал совокупность «экономических, социальных и политических отношений, а также науку, философию, религию, искусство, этику, право и многие другие проявления духовной жизни, сформировавшиеся на определенной исторической территории и воспроизводящиеся в поколении».
Н.Я. Данилевский отмечал, что «славянский» культурно-историческим тип является самым перспективным в истории. Этот тип наибольшее свое выражение нашел в русском народе. Н.Я. Данилевский предполагал, что русский народ возьмется за утверждение этого типа в мире и возьмет на себя мессианскую роль. За эту идею на автора обрушились критики которые нашли в его взглядах отход от гуманистических традиций русской общественной мысли и культуры. В отличие от других философских концепций, которые были преимущественно направлены на построение новых общественных порядков, анархизм был направлен на утверждение отношений, восходящих к культурным традициям русского народа.
Билет № 12 Билет № 13 Билет № 14 Билет № 15 Э.Дюркгейм как основоположник функционального направления в социологии. Здоровые и патологические формы социальной интеграции.
Географический детерминизм, органицизм, психологизм в российской социологии.
Билет № 16 Концепция общества и общественного развития у Ф. Тенниса. Община и общество.
Общая характеристика деятельности Франкфуртской школы социальных наук: этапы деятельности, основные представители, проблематика исследований. Критическая теория общества М. Хоркхаймера.
Билет № 17 Принципы «формальной социологии» Г.Зиммеля. Задачи формальной социологии. Социальные формы, их виды.
Становление и особенности российской социологии 19 века.
Билет № 18 Билет № 19 Концепция социального действия М.Вебера. Теория рационализации.
Социологические взгляды Э.Гидденса: общая характеристика.
Билет № 20 Билет № 21 Билет № 22 Билет № 23 Теория элит В.Парето.
Билет № 24 1. Основные направления развития марксистской социальной мысли в конце 19 – начале 20 века (Э.Бернштейн, А.Грамши, Г.Лукач, Г.В. Плеханов).
Билет № 25 Билет № 26 Билет № 27 Билет № 28 Билет № 1 Предмет изучения и задачи истории социологии. Этапы развития социологической науки. История социологии — это раздел социологической науки, в рамках которого рассматривается процесс ее зарождения, становления, функционирования, развития. В зависимости от того, как мы понимаем и что относим к предметной зоне социологии, можно говорить и о «начале» истории социологии. Его связывают с появлением собственно социологической науки. История социологии изучает возникновение и развитие социологической науки от ее истоков до наших дней. Поэтому не будет заметным преувеличением утверждение, что история социологии есть сама социология в ее изменении, совершенствовании, развитии. В чем заключаются задачи этой дисциплины? Известно, что всякая история отвечает, в сущности, на пять вопросов: Что было? Где было? Когда было? При каких обстоятельствах? Почему? Применительно к истории социологии ответить на эти вопросы — значит дать представление о том, что думали ученые определенных стран и эпох об обществе, о путях его изучения, а также о том, в каких условиях они об этом думали и почему они думали так, а не иначе. Иными словами, задача историка социологии - просто рассказать, «как было дело» в рассматриваемой им науке. Задача эта, однако, отнюдь не проста. Даже ответ на первый из перечисленных вопросов: «Что было?» - требует решения ряда проблем. Как определить, что относится к этой науке, что - к другой, а что вообще к науке не относится? Какие имена, школы, направления, понятия, теории, методы наиболее важны и, следовательно, должны присутствовать в истории социологии, а какие нет?
При выделении этапов развития социологии пользуются тремя критериями - временным, пространственным, содержательным. В соответствии с первыми определяются исторические этапы возникновения, утверждения и развития социологической науки в течение XIX—XX вв. С помощью пространственных критериев выделяются страны (континенты), в которых наиболее активно развивается социология в те или иные периоды (этапы). Наконец, обращение к содержательным критериям означает выделение различных направлений, школ, течений, парадигм и наиболее ярких их представителей (персоналистический подход). Целесообразно выделять два основных этапа в развитии социологической науки. Первый охватывает XIX в. (со времени Конта) и начало XX в. (вплоть до 1920-х гг.), второй — весь XX в. Первый этап получил название классического (этап возникновения и развития классической социологии), второй — современного (этап развития современной социологии). Если первый связан с существованием, причем преимущественным, теоретической социологии, то второй характеризуется, наряду с продолжением этого процесса, появлением и развитием эмпирической социологии. Современный этап развития социологии определяется взаимодействием (в том числе и в форме противоборства, противостояния, взаимного неприятия) теоретической и эмпирической социологии. Современный этап связан, во-первых, со становлением и развитием эмпирической социологии; во-вторых, с отраслевой дифференциацией социологической науки; в-третьих, с появлением новых школ, направлений, парадигм и теорий в сравнении с теми, которые были в XIX в.; в-четвертых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологию; в-пятых, с поиском путей ухода от классических теорий в сторону «постклассики». В границах современного этапа развития.социологии можно выделить несколько периодов. Первый приходится на 1920—1930-е гг. и характеризуется мощным наступлением социологического эмпиризма. Следующий период — 1940—1960-е гг. — определяется значительным усилением теоретико-методологических построений, что стало своеобразной реакцией на доминирование эмпирической традиции. Третий период — 1970-е — середина 1980-х гг.; в это время предпринимаются попытки, с одной стороны, соединить теоретическое и эмпирическое исследования, микро- и макросоциологию, с другой — вывести науку на новый уровень теоретического осмысления процессов (как в реальной жизни, так и в самой социологии). Наконец, четвертый период охватывает последние 15 лет п позволяет обнаружить принципиально иные тенденции, имеющие интегративный характер. Новые движения, теории и парадигмы в социологии дают основания говорить о начале периода «постклассических» построений.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.92.199 (0.023 с.) |