Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: изготовление изделий из текстильных материалов. Основы технологии обработки ткани правила ТБ при работе с иглой
Задачи: продолжить формирование навыков раскроя ткани; формировать навык планирования своей деятельности — составлять последовательность выполнения работы; убеждать в необходимости владения разнообразными трудовыми навыками в последующей жизни, прививать интерес к народной культуре. Оборудование: льняная или хлопчатобумажная однотонная ткань, портновский мел или карандаш, ножницы, лекала размером 27 см х 15 см, английская булавка, швейная игла, наперсток, сантиметр, образец готового изделия — дорожки, таблички с опорными словами по теме, иллюстрации рушников. Ход урока I. Организационный этап. 1. Мотивация к учению. Сказка (рассказывает учитель). Научись ремеслу Жил на свете один царь, был у него единственный сын. Состарился царь и задумал женить сына. А сын говорит. —Позволь, батюшка, самому выбрать себе невесту. —Иди, ищи! — ответил царь. Решил царевич обойти царство. Ходит по всем городам и селениям, смотрит, ищет — никак не найдет невесты. Но вот в одном бедном селении, на самой окраине, в самом бедном доме увидел он девушку невиданной красоты и с первого же взгляда влюбился в нее. Говорит ей царевич. —Будь моей женой! —Что ты умеешь делать? — спрашивает девушка. —Ничего, я — царевич. —Быть царевичем — это еще не ремесло! Сегодня ты царь, а завтра нет. Тогда как хлеб добывать будешь? Научись какому-нибудь ремеслу — тогда выйду за тебя замуж. Загрустил царевич, не знает, какому ремеслу можно быстро научиться. Пришел к отцу. — Девушку я выбрал. Лучше ее нет на всем свете. Только она не согласилась выйти за меня замуж, потому что я ничего не умею делать. Помоги мне изучить хоть какое-то ремесло. Вызвал царь всех ремесленников. Пришли столяры, сапожники, портные, каменщики, печники. Спрашивает царь столяра: —Ты в какой срок можешь научить царевича твоему ремеслу? —В пять лет, — отвечает столяр. —О! За пять лет моя невеста выйдет замуж, не дождется меня, — говорит царевич. Сапожник говорит. —Научу за четыре года! Каменщик говорит. —Научу за три года! Печник говорит: —Научу за два года! Наконец вышел один старик и сказал: — Я валяю войлок и мастерю бурки. За три дня обучу царевича своему ремеслу. Обрадовался царевич, пошел к бурочнику, за три дня научился валять войлок и мастерить бурки: длинные, ворсистые — для всадников; короткие, гладкие, без швов—для пешеходов. Отправился царевич за невестой.
По дороге на него напали разбойники и потребовали выкуп. Говорит царевич разбойникам: — Денег у меня нет. Но я вам такую бурку сваляю, что за нее царь тысячу туманов даст! Обрадовались разбойники. Принесли шерсть. Стал царевич мастерить бурку. Украсил ее такими узорами, что глаз не оторвешь. А между узорами вышил слова: «Сижу в плену у разбойников-людоедов». Взял один разбойник бурку и пошел в царский дворец. Принес во дворец царю. Понравилась бурка ему. Стал он разглядывать узоры и нашел послание от сына. Кликнул царь воинов, схватили они разбойника, а потом освободили из плена царевича. — Жена у тебя будет не только красивая, но и умная, — сказал царь. — Благодаря ей ты научился ремеслу, которое спасло тебе жизнь. Послали гонцов за невестой, справили свадьбу. И стали все жить в мире и согласии. Вот так выручило царевича ремесло. Учитель. Почему сказка так называется? Как ремесло помогло царевичу в жизни? Мы продолжаем знакомиться с ремеслом вышивки. Может ли это умение пригодиться мальчикам? Где? (Вышить буквы на личных вещах, сделать подарок своими руками и т. д.) 2. Психологический тренинг. Учитель предлагает всем встать и настроиться на работу, повторяя за ним его слова и движения. * * * Вот моя правая рука, Вот моя левая рука, Посередине голова: Умная, добрая, сообразительная, Не подведи меня. Слева мое сердце, Есть еще душа. Друг ты мой хороший! Сядем не спеша! II. Организация усвоения знаний и формирование умений. 1. Актуализация знаний учащихся, а) Игра «Угадай инструмент». Ученики объединяются в группы по 4 человека. Каждая группа получает задание — описать инструмент, указав, для чего он нужен, как выглядит, кто им может воспользоваться, но не называть его прямо. Остальные должны отгадать. Группам предлагаются инструменты: английская булавка, швейная игла, наперсток, сантиметр, портновский мелок. Учитель. Какие еще инструменты я загадала? В тетради я бываю Инструмент бывалый —
Косая и прямая. Не большой, не малый. В другом совсем значении У него полно забот: Я — планка для черчения. Он и режет, и стрижет. И, наконец, порою (Ножницы.) В шеренгу всех построю. (Линейка.) Палочка волшебная есть у меня, друзья. Палочкою этой могу построить я: Башню, дом, самолет и большой пароход. (Карандаш.) —С каким материалом мы можем работать всеми этими инструментами? (С тканью.) —Какие из этих инструментов могут причинить вред здоровью при невнимательном использовании? (Иглы и ножницы.) б) ТБ при работе с иглами (см. приложение, с. 110). Игра «Снежный ком». Первый ученик называет одно правило безопасной работы с иглами, следующий ученик должен повторить это правило и добавить свое; каждый следующий отвечающий повторяет все произнесенные правила и добавляет свое. в) Ткань и ее свойства. Игра «Верите ли вы». Если ученики согласны с утверждением — хором произносят «Да, да, да!», если не верят сказанному — «Нет, нет, нет!». —Верите ли вы, что ткань изготавливают из волокон? —Верите ли вы, что волокна можно взять у животных? —Верите ли вы, что гусеницы дают волокна? —Верите ли вы, что ткань можно сделать из нефти? (Да, искусственные волокна.) — Верите ли вы, что ткань мнется больше, чем бумага? (Нет.) Физкультминутка. Дети имитируют движения. Скоро праздник у меня, Мама пироги печет. Шью я юбочку сама. Котик песенки поет. А Андрюшка помогает: А собачка подпевает Он в квартире убирает. И Андрюшке все мешает. 2. Изучение нового материала. Учитель. Для чего в народе использовали вышивку? (При помощи вышивки мастерицы создавали разнообразные узоры, в которых зашифровывали свои мечты о счастье, семейном благополучии и достатке Такие узоры должны были охранять человека от злых сил, которые могли разрушить человеческое счастье. Это были своеобразные обереги. Поэтому на одежде вышивку делали как будто вокруг человека вокруг рук, шеи, туловища, по низу рубашек.) — Что еще украшали вышивкой? (Рушники.) На доске появляется табличка со словом «рушник». Обязательным элементом обрядов и быта древних славян служил рушник. Рушник — льняное домотканое полотно шириной 35—40 см, длиной 3—5 и более метров, с богатой вышивкой и кружевными украшениями. Прямое назначение рушника — полотенце. Однако у древних славян ему отводилась и другая роль. Помимо украшения для избы рушник служил оберегом, именно поэтому являлся обязательным элементом обрядов при рождении (обряд родин), крещении, сватовстве, обручении, каравайных обрядах, благословении молодых, венчании, свадьбе и погребении. Учитель. Объясните, как использовали рушник, пользуясь опорными словами. Украшение
Полотенце Оберег Рассмотрите образцы рушников, хранящихся в музеях, и определите, какой из них не относится к белорусской вышивке. 3. Вводный инструктаж по выполнению практического задания. Учитель демонстрирует кусок льняной однотонной ткани и готовое изделие — дорожку из ткани, украшенную вышивкой, края которой оформлены бахромой. Выясняется последовательность превращения ткани в декоративное изделие. С комментированием учителя на доске составляется план работы. План. 1. Подготовить ткань. 2. Выкроить дорожку с помощью лекала и мелка (карандаша).
3. Обработать края дорожки бахромой. 4. Украсить дорожку вышивкой швом «вперед иголку» с перевивом. 5. Придумать применение для своего изделия. Задача сегодняшнего урока — выполнить первые три пункта плана. III. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж В процессе работы ученики поочередно вслух комментируют действия при раскрое ткани, ориентируясь на рисунки учебника (с. 26). Обращается внимание на экономное расходование ткани, при обработке краев бахромой — внимание на то, что бахрома по длине должна быть короткой, а по ширине — длинной. Следует напомнить, что вытягивать нить из ткани можно с помощью иглы. IV. Заключительный этап. 1. Анализ работ и подведение итогов. Работа в парах. Анализируют работы по следующим критериям: ровно выкроенная дорожка, равномерная бахрома, соответствующая требованиям длина бахромы. Ученики выставляют друг другу оценки по 3-балльной шкале. 2. Рефлексия. Тем, чья работа оценена на 3 балла, предлагается сыграть в игру «Де ловые тройки». На доске три записи: 1... 2... 3.... Играющие, распределившись на три группы, записывают по три ответа на каждый из поставленных трех вопросов: а) 3 роли рушника в нашей культуре? б) 3 сегодняшних шага на пути к готовому изделию? в) 3 действия при раскрое ткани? (1 — приложить лекало к краю ткани, Учащимся, которые не участвуют в игре, предлагается посчитать количество «деловых троек» (три вопроса, три ответа, три группы, три — максимальная оценка и т. д.) 3. Информация о подготовке материалов и инструментов к сле- 4. Организация уборки рабочих мест.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.28 (0.019 с.) |