![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №1. Введение в предмет «ря и кр». Язык, речь, общение. Культура речи как личностная характеристика человека.Стр 1 из 13Следующая ⇒
Тема №1. Введение в предмет «РЯ и КР». Язык, речь, общение. Культура речи как личностная характеристика человека. Каковы цели и задачи курса «РЯ и КР»? Целями и задачами курса «РЯ И КР» являются: - совершенствование навыков употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений) в процессе речевого общения; - повышение общей речевой культуры; - показ информационных возможностей современного русского литературного языка как «важнейшего средства человеческого общения»; - формирование основных навыков грамотной организации речи; - овладение понятийным аппаратом изучаемой дисциплины; - усвоение теоретических основ дисциплины; - приобретение опыта анализа ключевых элементов языка. Что такое язык? Какую роль он играет в жизни человека? Главное отличие человека от животного в наличии второй сигнальной системы. Вторая сигнальная система – это речь. Язык – система знаков и звуков, свойственная определенной этнической группе или народу для передачи речи. Все это давно известные факты. Таким образом, язык – это главное достояние человека, то, что позволяет ему не только воспринимать окружающую действительность, реагировать на нее, но и передавать эту реакцию окружающим, а также анализировать полученную информацию и пользоваться теми знаниями, которые люди уже получили до него. Значение языка в жизни человека и общества, функции, которые он несет – это очень важная сторона существования социума. Он хранит в себе духовные и культурные ценности людей. Посредством языка народ высказывает свои мысли, выражает эмоции. Слова выдающихся людей цитируют и превращают их из личного достояния в людское, создавая духовное богатство общества. Язык может выражаться в прямой или косвенной форме. Прямая – непосредственно в контакте с человеком, людьми в реальном времени, а косвенная – это общение с временным разрывом, так называемое пространственно-временное общение, когда ценности общества передаются из поколения в поколение. Таким образом, формируется духовное наследие человечества – насыщение внутреннего мира людей идеалами. Роль языка в жизни общества поистине велика. Он выполняет функцию передачи социальной наследственности. С помощью языка люди могут представлять мир, описывать различные процессы, получать, хранить и воспроизводить информацию, свои мысли.
Речь – визитная карточка человека, а также самая надежная рекомендация в его профессиональной деятельности. В трудовой сфере язык стал помогать в управлении (отдавать приказы, давать оценку), а также стал эффективным мотиватором. Значение языка в жизни общества огромно: с помощью него происходит развитие науки, искусства, техники и т.д. Народы говорят на разных языках, но преследуется одна цель – достижение взаимопонимания. Каковы основные и второстепенные функции языка? Язык тесно связан со всей человеческой деятельностью и выполняет разнообразные функции. Функции языка – это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т. е. его характеристики, без которых язык не может существовать. Главнейшие функции: • коммуникативная: язык – важнейшее средство человеческого общения (коммуникации), т. е. передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с той или иной целью. Язык существует, чтобы обеспечивать общение (коммуникацию). Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства, воздействуют друг на друга; • когнитивная: язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека. Иные функции: • фатическая (контактоустанавливающая) – функция создания и поддержания контакта между собеседниками; • эмотивная (эмоционально-экспрессивная) – выражение субъективно-психологического отношения автора речи к ее содержанию (интонация, восклицание, междометия); • апеллятивная – функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побудительные предложения); • аккумулятивная – функция хранения и передачи знаний о действительности, культуре, истории народа; • эстетическая и др. Что включает в себя понятие «современный русский литературный язык»? Современный русский литературный язык — это язык художественной литературы, науки, печати, радио, телевидения, театра, школы, государственных актов. Важнейшей особенностью его является нормированность, а это означает, что состав словаря литературного языка строго отобран из общей сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепринятому образцу.
Русский литературный язык имеет две формы — устную и письменную, которые характеризуются особенностями как со стороны лексического состава, так и со стороны грамматической структуры, поскольку рассчитаны на разные виды восприятия — слуховое и зрительное. Письменный литературный язык отличается от устного большей сложностью синтаксиса, преобладанием отвлеченной лексики, а также лексики терминологической, преимущественно интернациональной по своему использованию. В чем состоит суть речевого общения? Что такое речевая ситуация? Общение — это сложный процесс взаимодействия людей. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Человеческая деятельность на две трети состоит из речевой. Общение для человека — его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Проблемы общения исследуют представители различных наук: философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Изучаются процессы образования речи и ее восприятие; коммуникативные установки; факторы, затрудняющие общение и повышающие его эффективность ит. п. Исследователи выделяют и описывают основные единицы речевого общения — речевую ситуацию, речевое событие, речевое взаимодействие. Рассмотрим эти понятия. Речевая ситуация — это контекст высказывания, то, что помогает его понять. Известно, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников: говорящий и слушающий. Таким образом, составляющие речевой ситуации — это говорящий, слушающий, время и место высказывания. Составляющие речевой ситуации: ■ говорящий; ■ слушающий; ■ время и место высказывания.
Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категорий времени, местоименных слов типа я, ты, сейчас, здесь, там, вот и др. Она позволяет также правильно толковать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т. д. Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Например, типичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии.
Тема №3. Понятие языковой нормы. Основные типы норм. Тема №4. Морфологические нормы употребления имени существительного. Что такое имя существительное (определение понятия)? Значение и Грамматические признаки. Имя существительное – это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам. Е склонение
Е склонение. Мужской род
Е склонение. Средний род
Е склонение
Конец формы Конец формы Род аббревиатур. Согласно правилу, род аббревиатур определяется по стержневому слову: ГЭС — гидроэлекторстанция — женский род, РГПУ — Российский государственный педагогический университет — мужской род. Однако это правило расшатывается речевой практикой: престижный вуз, архипелаг ГУЛАГ. В звуковых аббревиатурах род нередко определяется звуковым обликом слова — по сходству с другими существительными (вуз по аналогии с груз). Определение рода по стержневому слову сохраняется в основном в буквенных аббревиатурах: НЛО — неопознанный летающий объект — мужской род., СНГ — средний род (Содружество независимых государств выступило с инициативой).
4.Какие существуют варианты форм множественного числа существительных? Число — это грамматическая категория, выражающая количественную характеристику предмета. 1) Большинство имён существительных изменяется по числам, т.е. имеет две формы — единственного и множественного числа. В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа — несколько предметов: карандаш — карандаши, врач — врачи. 2) Только форму единственного числа имеют: · большинство вещественных существительных: нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко; · большинство отвлечённых (абстрактных) существительных: радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина; · большинство собирательных существительных: учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора; · большинство имён собственных: Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал. Примечание. В ряде случаев существительные, имеющие форму только единственного числа, могут образовывать формы множественного числа. Но такое образование обязательно связано с изменением значения слова: 1) у вещественных существительных форма множественного числа имеет значение: · видов, сортов вещества: вино — десертные вина, масло — технические масла; · значение большого пространства, покрытого этим веществом: вода — воды океана, песок — пески Каракумов; 2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение: · различных проявлений качеств, свойств, состояний: возможность — новые возможности, радость — наши радости; · длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия: мороз — длительные морозы, боль — сильные боли, крик — крики. 3) Только форму множественного числа имеют: · некоторые вещественные существительные: чернила, опилки, очистки; · некоторые отвлечённые существительные: именины, выборы, нападки, козни, побои; · некоторые собирательные существительные: деньги, финансы, дебри; · некоторые имена собственные: Каракумы, Карпаты, роман «Бесы»; · слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей: очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи; · некоторые названия отрезков времени: сумерки, сутки, будни, каникулы. Примечание. У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется род и склонение. 4) Особенности образования форм множественного числа у некоторых имён существительных. · Слова человек и ребёнок во множественном числе образуют формы люди и дети. · Слова сын и кум во множественном числе приобретают суффикс -ов: сыновья, кумовья. · Слова мать и дочь во всех формах единственного (кроме именительного и винительного падежей) и множественного числа имеют суффикс -ер: матери, дочери.
· Слова чудо, небо и древо во множественном числе приобретают суффикс -ес: чудеса, небеса, древеса. Слова тело и слово имеют устаревшие формы множественного числа с этим суффиксом: телеса, словеса наряду с регулярными телá, словá. · Слово око во множественном числе имеет основу оч-: очи, очей, очам. · Слово ухо во множественном числе имеет основу уш-: уши, ушей, ушам. · Слово судно (в значении «корабль») во множественном числе теряет последнюю фонему корня -н: суда, судов, судам. · Слово церковь при склонении во множественном числе имеет вариант с твёрдой основой: церквями и церквами, о церквях и о церквах. 5) В русском языке, наряду с единственным и множественным числом, имеются следующие явления числового характера: · собирательное число существительных, согласующееся с прилагательными во множественном числе (зубья, сыновья, колья, коленья, листья, коренья против мн.ч. зубы, сыны, колы, колени, листы, корни); · собирательное число существительных, согласующееся с прилагательными в единственном числе (дурачьё, зверьё против мн.ч. дураки, звери); · множественное число, выражающее совокупность объёмов или видов неисчисляемого существительного (пески, вóды, бег á). 5.Ошибки в образовании падежных форм существительного. Образование падежных форм единственного числа имен существительных Образование падежных форм множественного числа имен существительных В именительном падеже множественного числа у существительных мужского рода могут быть разные окончания: стол – столы берег – берега Стилистически нейтральным является употребление слов с окончаниями
! Слова с окончаниями –а(я), -у(ю) могут различаться по лексическому значению: листья (на деревьях) – листы (бумаги) лоскутья (кусочки разорванной ткани) – лоскуты (остатки бумаги, ткани) меха (шкуры) – м е хи (кузнечные) образ а (иконы) - о бразы (литературные) пропуска (документы) – пропуски (занятий) тормоза (устройство) - т о рмозы (препятствия) сыновья (дети) – сыны (представители страны) учителя (преподаватели) – учители (идейные руководители) А) Сравнительная степень прилагательных. Сравнительная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени, чем в другом: Он лучше меня; Он красивее меня; Твой портфель тяжелее, чем мой. Сравнительная степень бывает простая и сложная. Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов: -ее (-ей): красивый — красивее, смелый — смелее, холодный — холоднее; Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются и не имеют окончаний. В предложении они, как правило, являются частью составного именного сказуемого: Этот склон опаснее. Сложная сравнительная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц более и менее: большой — более/менее большой, красивый — более/менее красивый. Сложная форма сравнительной степени, как и полная форма положительной степени прилагательных, изменяется по родам, числам и падежам. Б) Превосходная степень прилагательных. Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени: Она самая красивая девочка в нашем классе. Превосходная степень бывает простая и сложная. Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: красивый — красивейший, мягкий — мягчайший, добрый — добрейший. Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень: хороший — лучший, плохой — худший. Сложная превосходная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц самый, наиболее и наименее: большой — самый/наиболее/наименее большой, красивый — самый/наиболее/наименее красивый. Прилагательные в превосходной степени, как и полные формы положительной степени прилагательных, изменяются по родам, числам и падежам. В) Нормы употребления степеней сравнения имён прилагательных. 1. Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени. Неправильно: более красивее, более тяжелее, наиболее спокойнейший. Такая ошибка очень частотна в речи: Сегодня она была более грустнее, чем вчера; Он самый величайший физик в мире. Грамматически корректными будут предложения: Сегодня она была более грустной, чем вчера; Сегодня она была грустнее, чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире. Следует отметить, что в ряде случаев подобные употребления являются намеренными и связаны с определёнными, например, политическими целями. В качестве примера можно привести когда-то прозвучавшее высказывание И.В. Сталина о поэте В.В. Маяковском: «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Высокой (сосне) – имя прилагательное, обозначает признак предмета, на сосне (какой?) высокой; начальная форма – высокий, пост.признаки – качественное; непост. признаки – в полной форме, в предложном падеже, в единственном числе, в женском роде; является определением. Основные признаки наречий
Примечание. В ряде пособий, наряду с наречиями, выделяются слова состояния. По форме они похожи на наречия, отвечают на подобные вопросы. Но, в отличие от наречий, в предложении они не зависят от других слов и всегда являются сказуемыми в безличном предложении (ср.: На душе весело; Ночью светло). В данном пособии слова состояния включаются в разряд наречий. 2. Разряды наречий по значению:
3. Степени сравнения могут иметь наречия на -о (-е), образованные от качественных прилагательных: Ср.: весёлый → весел о; громкий→ громк о; быстрый → быстр о. а) сравнительная степень может быть: · простая (образуется с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше); Весело – весел ее, весел ей, громко – громч е, далеко – дальш е. · сложная (образуется с помощью частиц более и менее); Более весело, менее громко. б) превосходная степень обычно бывает сложной и состоит из двух слов – формы сравнительной степени наречия и слова всех. Веселее всех, громче всех. Обратите внимание! 1) Качественные наречия на -о (-е) совпадают по форме с формами среднего рода кратких прилагательных. Ср.: Море спокойно (прилагательное) – Он спокойно ушёл (наречие); На море спокойно (наречие). Для того чтобы разграничить эти формы, следует помнить, что краткие прилагательные обычно бывают сказуемым в двусоставном предложении; наречия – обстоятельством или сказуемым в безличном односоставном предложении. 2) Простая сравнительная степень прилагательных совпадает с простой сравнительной степенью наречий. Для того чтобы разграничить эти формы, следует заменить простую форму сравнительной степени на сложную форму (они у прилагательных и наречий не совпадают) или заменить сравнительную степень положительной. Ср.: Он спокойнее меня (прилагательное – он более спокойный, чем я; он спокоен) – Говори спокойнее (наречие – говори более спокойно; говори спокойно). 2. Ошибки при образовании форм сравнительной степени наречий. Степени сравнения наречий можно образовать только от тех представителей этой части речи, которые относятся одновременно к качественно-определительным, т. е. выражают качество признака или действия. К примеру: идти быстро, воевать отважно, любить нежно, сверкающий ярко фонарь. Чтобы быстрее это понять, можно запомнить нехитрый прием: степень сравнения образуется только от тех наречий, которые условно можно превратить в прилагательные. Быстро - быстрый, отважно – отважный, нежно - нежный, ярко – яркий и т. д. С остальными наречиями времени (всегда, допоздна), места (далеко, впереди), причины (поневоле, сгоряча), цели (в насмешку, нарочно), меры и степени (много, чуть-чуть), образа действия (пешком, исподлобья) поступить так явно невозможно. Происходит это потому, что только качественные наречия были образованы от аналогичного разряда прилагательных путем удаления окончания и добавления суффикса «-о». Примечание. Отсюда же следует и опасность ошибиться в определении части речи. А именно краткие формы прилагательных легко спутать с качественными наречиями. Для примера возьмем два простых предложения: «Она шутит смешно» и «Да, это смешно». В первом случае подразумевается наречие, поскольку оно относится к глаголу (сказуемому), обозначает признак этого действия, следовательно, отвечает на вопрос «как?» и является обстоятельством. Во втором же предложении слово «высоко» является краткой формой прилагательного, находится в зависимости от местоимения (подлежащего), выражает свойство предмета, отвечает на вопрос «каково?» и подчеркивается как сказуемое. Поэтому, чтобы различить две эти части речи в предложении, необходимо произвести вышеуказанный разбор проблемного слова, и тогда все станет понятно. Как образовать сравнительную форму наречия. Существует и другая возможность ошибочной путаницы. Проблема состоит в том, что сравнительная форма степени сравнения наречий образуется точно так же, как у прилагательных, т. е. путем добавления суффиксов «-е, -ей, -ее, -ше, -же» к корню, иногда при этом отсекаются или заменяются последние буквы, а в отдельных случаях видоизменяется все слово. К примеру, «далеко – дальше, близкий – ближе, красивый – красивее/красивей/краше, хорошо – лучше, маленький - меньше». Так происходит образование простой (синтетической) формы степени сравнения наречий, таблица включат ее внизу первого столбика, и именно она идентична прилагательным в тексте. Снова возьмем для примера два предложения: «Он прыгнул выше» и «Этот мальчик выше». Здесь также необходим разбор: так, в первом случае это наречие, относится к сказуемому, означает признак действия, отвечает на вопрос «как?», а во втором примере – прилагательное. Другая форма степени сравнения (составная/аналитическая) у этих частей речи отличается, хоть и образуется одинаково, путем добавления вспомогательного слова «более» или «менее». К примеру, «более высокий» и «менее близкий» у прилагательных, «более высоко» и «менее близко» у наречий. Основные признаки причастия А) Общее грамматическое значение — это значение признака предмета по действию: думающий, говоривший, стоявший, решаемый, расстрелянный, допитый. Б) Морфологические признаки: 1. Причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов: · вид, · переходность, · возвратность, · время. 2. В отличие от глаголов причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида. Ср.: думать (несовершенный вид) — думающий, думавший; подумать (совершенный вид) — подумавший. 3. Причастия имеют следующие признаки прилагательных: · причастия, как и прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе) и падежам (в полной форме): бежавший, бежавшая, бежавшее, бежавшие; · причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже: потерянный дневник, потерянная книга, потерянное время; потерянные часы, потерянного времени; · страдательные причастия, как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы: допитый — допит; потерянный — потерян. В) Синтаксические признаки: 1. В предложении причастия, как и прилагательные, обычно бывают определениями или частью составного именного сказуемого: Увлечённые, мы позабыли обо всём (определение); Всё вокруг казалось погружённым в задумчивость (часть составного именного сказуемого). 2. Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль составного именного сказуемого: Книга раскрыта на восьмой странице. Разряды причастий В составе причастий выделяются два разряда: действительные и страдательные. 1. Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета: читающиймальчик — это мальчик, который сам читает; читавший мальчик — это мальчик, который сам читал. 2. Страдательные причастия обозначают признак, который создаётся у предмета под влиянием действия другого предмета: прочитанная мальчиком книга — книга, которую прочитал мальчик; построенный рабочими дом — дом, который построили рабочие. Страдательные причастия обладают рядом особенностей: · страдательные причастия образуются только от переходных глаголов: построить (что?) дом (В.п.) — построенный дом; читать (что?) книгу (В.п.) — читаемая книга; · страдательные причастия имеют полную и краткую форму: построенный дом — дом построен, допитое молоко — молоко допито; · страдательные причастия могут распространяться существительным или местоимением в Т.п. со значением субъекта действия: построенный (кем?) рабочими дом (рабочие построили дом); рассказанная (кем?) бабушкой сказка (бабушка рассказала сказку). 2. Ошибки при образовании причастий. Ошибки при образовании причастий часто возникают из-за некорректного составления формообразующей основы и из-за неверного выбора суффикса для образования формы причастия. Для того, чтобы верно подбирать формообразующий суффикс, стоит уделить особое внимание следующим случаям: 1. Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи следующих суффиксов -н- (-нн-), -ен- (-енн-), -т-: нетленный, добитый, тканный. В этом случае часто возникают ошибки при использовании –нн- вместо –н- и наоборот. Немного реже случается ошибка по замене суффикса –н- на –т-:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3027; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.240.58 (0.162 с.) |