Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сми и интернет, как современный фактор социализации.
(СМИ) - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории. Рассматривая СМИ как фактор социализации, надо учесть, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного СМИ - читателей одной газеты, слушателей определенной радиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей. Такие телекомпании, как CNN, передающие свои программы на весь мир, можно рассматривать как почти мегафактор. «Останкино», радио «Россия», некоторые центральные газеты, чьей аудиторией является вся страна, можно отнести к макрофакторам. Стремительное «размножение» местных студий кабельного телевидения, многочисленных сельских и районных радиостудий и газет, «приход» видео и компьютеров в семью и т.п. - все это позволяет рассматривать СМи как микрофактор социализации. СМК и стихийная социализация. Влияние СМИ на стихийную социализацию определяется: 1) выполняют рекреативную роль, т.к. определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отн-ию ко всем людям т.к. отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их от повседневных забот и обязанностей. 2)релаксационная роль СМИ. Телесмотрение, прослушивание муз. записей, работа с компьютером, чтение становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками. 3) СМИ играет бол. роль в развитии человека. С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению. Это действительно имело и имеет место, но надо понимать, что слушают радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, кот. совсем не обязательно стали бы читателями. Исследования показ., что влияние СМИ на развитие чел. неоднозначно, но в целом позитивно. Так, амер. ученые. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно, когда он идет в школу, учит его рассуждать, дает знания, расш. кругозор. Влияет на кругозор. Особую роль в стихийной социализации играют компьютерные сети. Работа с компьютером, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализации новых форм символического опыта, развитию процессов воображения, интенсификации изучения ин. языков и ряду др. позитивных эффектов. Но, с др.стороны, она может привести к «синдрому зависимости» от компьютерной сети, ослаблению эмоциональных реакций и др.-м негат. эффектам
СМИ и относительно направляемая социализация. СМИ, будучи одним из социальных институтов, выполняют заказ общ-ва и отдельных соц. групп (в основном обладающих полит.-ой или экон.-ой властью) на определенное влияние на население и на отдельные возрастные и социальные слои. Это и позволяет считать, что СМИ оказывают относительно направляемое влияние на социализацию. Отметим лишь 2 аспекта этого влияния. 1) СМИ влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентации в сфере политики, экономики, идеологии,права и пр. 2) СМИ- представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. СМИ (TV, радио, конкретные газеты и т.д.), кот. пользуется чел., создает специфический для него информ.-ный мир. СМИ и самоизменение человека. Самоизменение человека в процессе социализации под влиянием СМИ имеет как положительный, так и отрицательный вектор. В последнее время набирает силу тенденция превращения СМИ в сферу самореализации человека. К давно существующей переписке читателей с газетами и журналами добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации - взаимодействие человека с определенными интересующими его партнерами, кот. позволяет ему найти единомышленников.Н-р, сегодня к сети Internet подключены миллионы абонентов - от ученых до кинофанатов. У чел., находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в им же порожденных событиях. Более того, именно он главный участник событий.
СМИ и социально контролируемая социализация. Аспектами социального воспитания становится так называемое медиаобразование, характеристику которого в отечественной науке дал А.В. Шариков. Медиаобразование (от лат. media - средства) - изучение воспитуемыми закономерностей массовой коммуникации. Его задачи: подготовить подрастающие поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию информации (научить человека понимать ее - «декодировать» сообщения, критически оценивать их качество), осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. Медиаобразование осущ.-ся как в школе, так и в других воспитательных организациях.В школе медиаобразование осуществляется как в рамках традиционных предметов (родного языка, изобразительного искусства, истории, социальных наук, экологии и др.), так и с помощью введения специального предмета. В последнее время появилась тенденция включать в медиаобразование обучение компьютерной грамотности. Создание системы медиаобразования - процесс длительный и дорогостоящий. Но имеющиеся сегодня возможности позволяют приступить к реш. этой задачи и в первую очередь - в школе.
20. Мегафакторы социализации: космос, планета, мир. Глобальные проблемы современного общества. Космос- Выделение его в один из основных факторов социализации основано на том, что человек не только член общ-ва, часть социума, включающего в себя семью, народ и все человечество, он еще и часть вселенной, космоса, включающего в себя все существующие создания, стоящие на различных ступенях развития. На протяжении истории постоянно возникали различные учения и теории, авторы и последователи которых усматривали в космосе источник мощного влияния на жизнь человеческого общества и отдельного человека. Биофизик А.Л. Чижевский в 1 четверти 20 в. выявил, что эпохи концентраций исторических событий (таких, как открытие Америки, революций в Англии, Франции и России и др.) совпадают с эпохами максимумов солнцедеятельности. Столь же явную зависимость он обнаружил и в жизни выдающихся исторических деятелей. Планета. Планета - понятие астрономическое, обозначающее небесное тело, по форме близкое к шару, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. На одной из крупных планет - Земле - в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей. Мир - понятие в данном случае социолого-политологическое, обозначающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете. Органичная взаимосвязь и взаимозависимость между планетой и миром очевидна: сначала условия на планете породили жизнь и человеческое общество, а теперь в процессе развития мир оказывает влияние на состояние планеты. Это влияние стало наиболее очевидным вXX столетии, породив так называемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические (загрязнение окружающей среды и др.), экономические (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографические (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политические (рост числа и опасности региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность).
Все эти и другие проблемы и процессы прямо и опосредованно влияют на социализацию подрастающих поколений. Так, осознание человечеством в 50-е гг. XX в. как глобальной проблемы атомной угрозы жизни на Земле - пример прямого влияния глобальных проблем на социализацию. Это осознание сыграло большую роль в том, что значительная часть подростков и юношей в развитых странах стала ориентироваться не на жизненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потребности, желания, стремления, на ценность жизни «здесь и теперь» (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится единственной). Аналогичное влияние оказали и экологические проблемы на поколения 80-90-х гг. Опосредствованное влияние глобальных процессов и проблем на социализацию подрастающих поколений проявляется в различных аспектах. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни (и, следовательно, социализации) всего населения земного шара (естественно, в одних его частях больше, в других - меньше). Глобальные экономические и политические процессы определяют условия жизни людей в той или иной стране, влияя на распределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, потребления и накопления. Развитие средств массовой коммуникации привело к тому, что планета и мир могут прямо влиять на процесс социализации, ибо СМК позволяют человеку «не сходя с места» видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым «раздвинулись» границы действительности. Естественно, что следствием этого явились изменения в восприятии жизни. Планы, мечты детей, подростков, юношей в модернизированных обществах стали формироваться, ориентируясь не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными.
В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек: осознавал себя гражданином Вселенной; понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы; осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ; имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части; формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности; осознавал самого себя как субъекта, творящего ноосферу, разумно и сохранно «потребляющего», сберегающего и воспроизводящего ее.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.123.96 (0.01 с.) |