![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель курса – дать представление о закономерностях и особенностях развития художественной культуры ХХ века.
Задачи курса – приобретение студентами систематических знаний по истории и теории развития художественной культуры ХХ века, понимание ее проблематики, изучение основных памятников художественной культуры данного периода. Тема 1. Введение Лекция 1
Понятие художественной культуры ХХ века. Принципиальные отличия от художественной культуры предшествующих эпох. ХХ век – переломный в культуре вследствие мощного рывка научно-технического прогресса. Повсеместное утверждение материалистического, сциентистского, технологического мировоззрения, что обуславливает процесс глобальной трансформации культуры. Основные составляющие художественной культуры ХХ века: авангард, консервативное направление, модернизм, постмодернизм.
Авангард. В сфере научной мысли косвенными побудителями авангарда явились главные достижения практически во всех сферах научного знания, начиная с конца XIX века, но особенно — открытия первой трети ХХ века в областях ядерной физики, химии, математики, психологии, а позднее — биологии, кибернетики, электроники. В философии — основные учения постклассической философии от Шопенгауэра, Ницше, Киркегорадо Бергсона, Хайдеггераи Сартра; в психологии-психиатрии — прежде всего, фрейдизм и возникший на его основе психоанализ. В гуманитарных науках — выведение лингвистики на уровень философско-культурологической дисциплины; отход от европоцентризма и как его следствие — возросший интерес к восточным культурам, религиям, культам; возникновение теософии, антропософии, новых эзотерических учений и, как реакция на них и на засилье позитивистско-сциентистского миропонимания — новый всплеск неохристианских учений (неотомизм, неоправославие и др.) В социальных науках— социалистические, коммунистические, анархистские теории, утопически, но с революционно-бунтарским пафосом отразившие реальные острые проблемы социальной действительности того времени.
К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся их экспериментальный характер; революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства и традиционных ценностей культуры; резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обывательским, «буржуазным», «академическим». В визуальных искусствах и литературе — демонстративный отказ от утвердившегося в XIX в. «прямого» (реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности, или — миметического принципа; безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения; а отсюда — и часто декларативно-манифестарныйи эпатажно-скандальный характер презентации представителями авангарда самих себя и своих произведений, направлений, движений и т. п.; стремление к стиранию границ между традиционными для культуры видами искусства, тенденции к синтезу отдельных искусств, их взаимопроникновению, взаимозамене.
Остро ощутив глобальность начавшегося перелома в культуре и цивилизации в целом, авангард принял на себя функции ниспровергателя старого, пророка и творца нового в своей сфере — в искусстве. Этот процесс начался еще в ХIХ веке и на рубеже ХIХ – ХХ столетий с появлением символизма, импрессионизма, постимпрессионизма, модерна(ар нуво) и активно продолжился во всех основных направлениях и движениях искусства первой половины XX века. Авангардисты демонстративно отказались от большинства художественно-эстетических, нравственных, духовных ценностей культуры и стремились утвердить и абсолютизировать найденные или изобретенные ими самими формы, способы, приемы художественного выражения.
К основным направлениям авангарда относятся фовизм, кубизм, абстрактное искусство, супрематизм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм,конструктивизм, метафизическая живопись, сюрреализм, наивное искусство, додекафония и алеаторика в музыке, конкретная поэзия, конкретная музыка, кинетическое искусство. К авангарду следует отнести и таких крупных мастеров, не принадлежавших в целом ни одному из указанных направлений, как Пикассо, Шагал, Филонов, Клее, Матисс, Модильяни, Мондриан, Ле Корбюзье, Джойс, Пруст, Кафка.
Консервативное направление – сохранение и поддержание жизни классики путем использования традиций художественной культуры прошлого с включением некоторых новаторских элементов;
Модернизм – неоднозначное понятие, использующееся в науке в нескольких смыслах. В наиболее широком из них оно употребляется для обозначения большого круга явлений культуры и искусстваавангардно-модернизаторского характера, которые возникли под влиянием научно-технического прогресса во второй половине XIX — первой половине XX века, начиная с символизма и импрессионизмаи кончая всеми новейшими направлениями в искусстве, культуре и гуманитарной мысли XX века (включая все авангардные движения, вплоть до его антипода — постмодернизмА).
Более строгим представляется суженное значение термина «модернизм» как одного из трех главных этапов развития искусства в XX века: авангарда, модернизма и постмодернизма.Модернизм наследует многие достижения и находки авангарда, но отказывается от его бунтарского, эпатажного, скандального манифестаторства. Модернизм — это как бы академизировавшийся авангард. Он утверждает многие из авангардных новаторских художественно-эстетических находок уже в качестве само собой разумеющейся классики. Для модернизма кубизм, абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм, конструктивизм, додекафония, литература Джойса — это классика, органично продолжившая многовековую историю мирового искусства. Хронологически апогей модернизма приходится на поздние 1940-е — 70-е годы, то есть частично захватывает и поздний авангард, и ранний постмодернизм, являя собой как бы некое посредствующее звено между ними.
Модернизм разрабатывал открытые авангардом и нетрадиционные для классического искусства стратегии арт-продуцирования. Начиная с поп-арта, кинетизма, минимализма, всевозможных акций, инсталляций, концептуального искусства, энвайронментовхудожники модернизма выводят арт-объекты за рамки собственно искусства в традиционном понимании, разрушают границы между искусствоми окружающей действительностью, часто активно вовлекают зрителя в процесс творчества-созерцания-участия в арт-проектах. В ряде своих арт-направлений модернизм с 1960-х — 1970-х годов перетекает в постмодернизм. Постмодернизм — широкое культурное течение, в чью орбиту в последние два десятилетия попадают философия, эстетика, искусство, наука. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращая его в среду обитания человека культуры.
Постпостмодернизм -новейшее течение неклассической эстетики конца XX века. Наследует постмодернизмуи трактуется как один из этапов эпохи «постмодерности»; конец «героического» периода постмодернизма и перехода к «мирной жизни»; свидетельство исчерпанности, усталости постмодернизма. Постпостмодернизм, в отличие от модернизмаи постмодернизма, выдвигает некоторые новые эстетические и художественные каноны, а не те или иные общие подходы к эстетическому. Его эстетическая специфика состоит в создании принципиально новой художественной среды «технообразов», чье сущностное отличие от традиционных «текстообразов» заключается в замене интерпретации «деланием», интерактивностью.
Основное течение постпостмодернизма — художественная виртуалистика (виртуальнаяреальность). Переход от постмодернистской интертекстуальностик постпостмодернистскому стиранию границ между текстом и реальностью происходит как в буквальном (компьютерная квазиреальность), так и в переносном смысле: сошлемся на роман американского постпостмодерниста П.Остера «Стеклянный город» с его новым пирандел-лизмом, экспериментами над судьбой.
Тема 2. Авангардные течения Лекция 2
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.26.37 (0.011 с.) |