![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предрасполагающие к нарушению звукопроизношения (или наиболее часто осложняющие определенные виды недостатков фонетического строя речи)
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
I. Анкетные данные ребенка 1. Фамилия, имя ребенка_______________________________________________ 2. Дата рождения, возраст на момент обследования______________________ 3. Домашний адрес:___________________________________________________ телефон:_____________ 4. Ребенок (нужные данные внести или подчеркнуть) · посещает массовый детский сад (младшую, среднюю, старшую, подготовительную группу); · посещает специализированный детский сад (указать характер специализации ____________________________________________________________________________), младшую, среднюю, старшую, подготовительную группу; · находится на домашнем воспитании; · посещает курсы подготовки к школе (на базе школы, детского сада, центра досуга, дома культуры, другого учреждения _____), подготовка к школе ведется на базе детского сада; · обучается в общеобразовательной школе (указать класс___________________________); · обучается в специализированной школе (указать характер специализации______________________________________________), (указать класс ______________________); · посещает группу продленного дня: да, нет; · находится на домашнем обучении (указать причину ______________________________); · посещает кружки, секции, студии (какие ________________________________________); · дополнительные данные, касающиеся характера воспитания и обучения ребенка: ____________________________________________________________________________
II. Данные о семье 1. Данные о родителях (Ф.И.О., возраст, профессия): · Отец: ___________________________________________________________ · Мать: ___________________________________________________________ Дополнительные сведения, которые считают нужным указать родители: ________________________________________________________________________________ 2. Данные о других членах семьи, проживающих вместе с родителями и ребенком: _____________________________________________________________________ 3. Ребенок (нужные данные внести или подчеркнуть) · единственный в семье; · есть старший(ая), младший(ая) брат / сестра (указать возраст и какие воспитательные или образовательные учреждения посещают _________________________________________) 4. Указать наличие и характер речевых расстройств, генетических, нервно-психических и хронических заболеваний у родителей и родственников, выявленных до рождения ребенка: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Анамнестические данные 1. Протекание беременности · От какой по счету беременности ребенок _________________________________________, (указать исход предыдущих беременностей______________________________________). · Характер протекания беременности - без патологии; - ранние токсикозы: легкий токсикоз в первом триместре беременности; достаточно выраженный токсикоз в первой половине беременности; тяжелый токсикоз в первой половине беременности; - поздние токсикозы: водянка (отеки); нефропатия (отеки, повышение артериального давления, белок в моче); преэклампсия (отеки, повышение артериального давления, белок в моче, головные боли, расстройство зрения, боли в подложечной области); эклампсия (расстройство функций важнейших органов матери, сопровождающееся судорогами с потерей сознания);
- угроза выкидыша (указать, на каком сроке ______________________________________); - угроза преждевременных родов (указать, на каком сроке __________________________); - проявившиеся у матери в период беременности соматические заболевания, обострившиеся хронические заболевания ___________________________________________________________________________; - инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период беременности, характер их протекания и осложнений ____________________________________________________________________________; - лекарственные препараты, принимавшиеся матерью в период беременности ____________________________________________________________________________; - травмы и ушибы матери в период беременности (указать срок, степень тяжести и последствия ________________________________________________________________); - употребление в период беременности алкоголя; активное курение матери; пассивное курение матери (в семье систематически курит муж или другие родственники; постоянное нахождение будущей матери на рабочем месте в прокуренном помещении в додекретный период)_________________________________________________________; - дополнительная информация, которую считает нужным указать мать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Развитие плода (по результатам медицинских осмотров, анализов, УЗИ и т.д.): - без патологии; - патологические проявления (низкое предлежание плаценты; угроза отслойки плаценты; неправильное положение плода: тазовой предлежание, поперечное или косое расположение плода; отставание в развитие плода; гипотрофия плода; гипоксия плода; нарушения сердечного ритма плода и т.п.) _____________________________________________________________________________ - дополнительная информация, которую считает нужным указать мать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Протекание родов · Роды в срок, досрочные (преждевременные – между 28-й и 38-й неделями беременности), преношенная беременность (свыше 42 недель) · Характер родов - без патологии; - патологические проявления (роды стремительные; затяжные; со стимуляцией; с применением щипцов, вакуума; кесарево сечение); - патологии плода во время родов (тазовое предлежание плода; предлежащая плацента; отслоение плаценты полностью или частично до или во время родов /до рождения плода/; плечевая дистоция /застревание плеча плода при прохождении через родовые пути/; выпадение пуповины /зажатие пуповины между головкой ребенка и тазовыми костями, что препятствует поступлению кислорода к ребенку/; обвитие пуповиной; гипоксия плода /кислородная недостаточность/; асфиксия плода /полное перекрытие доступа кислорода/; родовая /внутречерепная/ травма).
- дополнительная информация, которую считает нужным указать мать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Раннее постнатальное развитие ребенка · Вскармливание - когда принесли кормить _______________________________________________________, - грудное или искусственное вскармливание _______________________________________, - срок и характер грудного вскармливания ________________________________________. · Характер питания ____________________________________________________________. · Характер «жизненного ритма» ребенка _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. · Раннее психомоторное развитие · Когда начал - держать головку ___________________________________________________________, - сидеть ___________________________________________________________________, - стоять ___________________________________________________________________, - ходить ___________________________________________________________________. · Дополнительная информация, которую считают нужным указать родители __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Перенесенные заболевания · До года ______________________________________________________________________ · После года ___________________________________________________________________ · Ушибы, травмы головы ________________________________________________________ · Судороги при высокой температуре ______________________________________________ · Наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие небной расщелины, удаление аденоидов, пластика уздечки языка, губ и т.д.) _____________________________________________________________________________ · Наблюдался ли систематически ребенок продолжительное время у кого либо из специалистов (педиатр, окулист, отоларинголог, детский невропатолог / психоневролог, стоматолог и др.)_____________________________________________________________, в связи с какими заболеваниями ________________________________________________. · Дополнительная информация, которую считают нужным указать родители __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Речевое развитие ребенка · Время появления и особенностей голосовых и речевых реакций - крика ____________________________________________________________________, - гуления __________________________________________________________________, - лепета ___________________________________________________________________, - первых слов ______________________________________________________________, - фраз_____________________________________________________________________. · Наличие и характер - дефектов слоговой структуры слова __________________________________________, - аграмматизмов ____________________________________________________________, - какие звуки долго произносились ребенком неправильно _________________________________________________________________________. · Характерные особенности понимания речи окружающих _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. · Оказывалась ли ребенку логопедическая помощь ранее ____________________________________________________________________________,
в связи с какими проблемами ____________________________________________________________________________. · Какие проблемы, связанные с речью ребенка, беспокоят вас на сегодняшний момент _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. · Дополнительная информация, которую считают нужным указать родители __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Наличие у ребенка вредных привычек и их характер · Как долго ребенок сосал соску __________________________________________________. · Отмечали ли вы у ребенка следующие проявления (подчеркнуть), в каких ситуациях (указать) - прикусывание и/или сосание пальцев, губ, щек; прокладывание языка между зубами; систематическое закусывание зубами посторонних предметов (карандашей, ручек и тп.) ______________________________________________________________________; - сон на одном боку с подкладыванием под голову ладони или кисти руки, сжатой в кулак; сон на спине с открытым ртом; ротовое дыхание ребенка во время сна _________________________________________________________________________; - при сидении за столом ребенок сутулится, опирается на локти и одновременно подбородком на руки; при лепке, рисовании, письме ребенок склоняется низко за столом, при этом нарушается осанка, наблюдается асимметрия плеч _________________________________________________________________________; - при ходьбе ребенок сутулится, подгибает колени, походка шаркающая, наблюдается асимметрия плечевого пояса ________________________________________________; - частое покашливание, поперхивание без видимых причин; учащенное моргание; тики, подергивание плечами, головой и т.п. _________________________________________. · Дополнительная информация, которую считают нужным указать родители ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Схема клинико-педагогического обследования детей с нарушениями звукопроизношения, осложненными анатомическими деформациями органов артикуляци
IV. АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ Фамилия, имя ребенка Дата рождения, возраст на момент обследования Домашний адрес Поступил(а) из Заключение МПК
V. АНАМНЕЗ Данные о родителях Наличие речевых, нервно-психических и хронических заболеваний у родителей и родственников до рождения ребенка Протекание беременности · От какой по счету беременности ребенок · Характер протекания беременности Протекание родов · Роды в срок, досрочные, затяжные · Характер родов Раннее постнатальное развитие ребенка · Вскармливание (когда принесли кормить, грудное или искусственное вскармливание, характер грудного вскармливания) · Характер питания · Характер «жизненного ритма» ребенка · Раннее психомоторное развитие (Когда начал - держать головку, - сидеть, - стоять, - ходить) Перенесенные заболевания · До года · После года · Ушибы, травмы головы · Судороги при высокой температуре · Наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие небной расщелины, удаление аденоидов и т.д.) Речевое развитие ребенка · Время появления и особенностей голосовых и речевых реакций - крика, - гуления, - лепета, - первых слов, - фраз · Наличие дефектов слоговой структуры слова, аграмматизмов; какие звуки долго произносились ребенком неправильно · Характерные особенности понимания речи окружающих Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка, о состоянии его зрения и слуха на момент обследования (на основе выписки из медицинских карт, результатов обследования ребенка у соответствующих врачей: педиатра, детского невропатолога, психоневролога, отоларинголога, хирурга, стоматолога) Особенности внешнего облика Наличие вредных привычек и их характер
VI. СТРОЕНИЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ, РОТОВОЙ ПОЛОСТИ И НОСОГЛОТКИ И СОСТОЯНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ЭТИХ ОРГАНОВ (откусывания, жевания, глотания, физиологического дыхания) Исследование особенностей строения артикуляционных органов (на основе осмотра логопедом и стоматологом-ортодонтом): · Прикуса (или окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей) · Челюстей (особенности размера и формы, наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, в бок /левостороннее или правостороннее смещение/) · Зубов (особенности строения, формы, размера и местоположения зубов в зубных рядах, при этом отмечается их наклон и поворот вокруг своей оси: например, двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы – микрогнатия; очень крупные зубы – макрогнатия; неправильные форма и расположение зубов, зубы вне зубной дуги; сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой – адентия; диастемы, тремы и т.д.) · Языка (нормальное строение и размеры языка, макроглоссия, микроглоссия; нормальная длинна и строение уздечки языка, короткая/укороченная, толстая/утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла) · Твердого неба (нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная/несквозная, односторонняя/двусторонняя, полная/неполная, субмукозная) · Мягкого неба (нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки) · Носоглотки, ротовой полости и глотки (носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины и т.д.) · Губ (нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная/полная, односторонняя/двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая/укороченная уздечка верхней/нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы) Исследование процессов жевания и глотания, а также возможностей физиологического дыхания (на основе наблюдений и функциональных проб, проводимых логопедом и стоматологом-ортодонтом): · Процесс жевания - откусывание (не нарушено – при нормальном смыкании зубов во фронтальном отделе ребенок откусывает резцами и отрывает кусок клыками, задействован фронтальный отдел; нарушено – при отсутствии нормального смыкания зубов во фронтальном отделе ребенок может либо при помощи зубов фронтального отдела не откусывать, а как бы «отрывать» кусок пищи, либо производить откусывание боковыми зубами с наиболее удобной для него стороны) Функциональная проба: ребенку предлагается откусить жесткое яблоко. - собственно процесс жевания (отмечается преимущественное разжевывание пищи на одной стороне, активность жевательных движений, скорость пережевывания пищи, возможности ее размельчения: при нормальном (ортогнатическом) прикусе ядро ореха пережевывают в среднем за 14 с; при аномалиях зубочелюстной системы, характеризующихся уменьшением площадей жевательных поверхностей коронок зубов, контактирующих во время жевания, удлиняется время пережевывания пищи и затрудняется ее измельчение) Функциональные пробы: пережевывание куска, откусанного от яблока; размельчение ядра лесного ореха или миндального ореха. · Процесс глотания (при нормальном глотании – губы и зубы сомкнуты, мышцы лица не напряжены, время нормального глотания жидкой пищи – 0,2 с, твердой – 0,5 с; при затруднении глотания – возникает компенсаторное напряжение мимических мышц в области углов рта, подбородка, могут дрожать и смыкаться веки, вытягивается шея и наклоняется голова; заметно характерное напряжение мимических мышц – точечные углубления на коже в области углов рта, подбородка (симптом наперстка), всасывание губ, щек, нередко видны толчок кончиком языка и последующее выбухание губы; при грубом нарушении глотания /часто наблюдающемся при неврологической симптоматике/ - возникает поперхивание и захлебывание при глотании) Функциональная проба: ребенку предлагается проглотить пережеванный им пищевой комок, и/или выпить воды. · Характер и возможности физиологического дыхания (носовой тип дыхания; ротовой тип – характерно несмыкание губ, отвисание нижней челюсти, «аденоидный» тип лица (широкая спинка носа, сглаженность носогубных складок, вялые крылья носа, апатичный взгляд, слегка опущенное, принужденное положений головы; причины: носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины, деформация верхней челюсти и «готическое» небо, что уменьшает объем полости носа; смешенный тип дыхания) Функциональные пробы (направлены на выявление ротового дыхания): - К каждой ноздре ребенка подносят ворсинки ваты и следят за их движениями; при затрудненном носовом дыхании экскурсия ваты минимальная или отсутствует. Ребенку предлагают набрать в рот воды и удержать ее максимальное время; при резком затруднении носового дыхания ребенок вынужден проглотить воду, чтобы дышать ртом. · Определение смещения нижней челюсти Функциональные пробы: - Проводят изучение лица ребенка в фас и в профиль (в состоянии покоя; при сомкнутых зубах и губах – в состоянии привычной окклюзии; при широко открытом рте; при артикулировании во время речи).
IV. ОБСЛЕДОВАНИЕ ТОНКОЙ, АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МИМИЧЕСКОЙ МОТОРИКИ.
Выявление латеральных предпочтений 1) Определение ведущей руки · Сложить пальцы рук в «замок» (определяется верхний большой палец) · Сложить руки на груди в «позе Наполеона» 2) Определение ведущей ноги · Ударить ногой по воображаемому мячу · Сидя на стуле, положить ногу на ногу 3) Определение ведущего глаза · Сложить из пальцев воображаемый пистолет и прицелиться одним глазом · Посмотреть в воображаемую подзорную трубу (сложенную из пальцев руки)
Изучение состояния ручной (мелкой/тонкой) моторики, пальцевого гнозиса. Оценка уровня развития функции кистей и пальцев рук: · Сохранность функции (N) · Недостаточность мелкой моторики · Моторная ограниченность Отметить (если выявляются) · Гиперкинезы пальцев · Нарушения координации движений · Тремор
Выполнение заданий (В методику исследования включены 20 проб, предъявляемые: а) по образцу – «делай как я», б) по словесной инструкции)
Исследуемые компоненты тонких движений рук и пальцев: · Кинестетическая основа организации движений (статическая координация) (пробы №1-4) · Кинетическая основа организации движений (динамическая координация) (пробы №5-7) · Реципроктная координация (пробы №8,16) · Оптико-пространственная координация (пробы №9-12) · Конструктивный праксис (пробы №13,14) · Ритмичность движений (пробы №19,20) · Конфликтная двигательная деятельность (выполнение сложных двигательных программ и реакция выбора) (пробы №17,18) · Двигательная память (пробы №5,6,17) · Скорость движения рук (пробы №15,16) · Синкинезии (пробы№4-6; учитываются все пробы) · Переключаемость движений (учитываются все пробы) · Дифференциация движений (учитываются все пробы) · Двигательная ловкость (пробы №15,16; учитываются все пробы) · Точность движений (пробы №15,16; учитываются все пробы)
Приемы обследования ручной моторики Кинестетическая основа организации движений (праксис позы руки) 1. Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой/левой руки, обеих рук. 2. Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой/левой руки, обеих рук. 3. Положить кисть правой/левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот). 4. Соединить в кольцо большой палец правой/левой руки, обеих рук с указательным/средним/безымянным/мизинцем. Кинетическая основа организации движений (динамический праксис) 5. Серия движений «кулак-ребро-ладонь», «ладонь-ребро-кулак», «ребро-ладонь-кулак». (Исследуется двигательная память) 6. Последовательное касание стола 1-м, а затем 2-м пальцем; 2-м, а затем 5-м пальцем (1-2, 2-5) и т.д., и так меняя позы несколько раз. (Исследуется оптико-пространственная координация) 7. Графическая проба «заборчик» (Продолжай рисовать «забор» по образцу, не отрывая руки): - - - -
Реципроктная координация 8. Кисти рук лежат ладонями вниз. Смена рук с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти (кулак-ладонь); обязательно одновременное и плавное переключение. (Исследуется способность к одновременности и переключаемости движений) Пространственная организация движений (оптико-пространственная координация) Пробы Хэда (Делай руками так, как делаю я. Я подниму правую руку, и ты поднимай правую и т.д.) 1) Одноручные пробы 9. Кисть руки поднять к подбородку (ладонью к лицу), пальцы касаются подбородка. 10. Кисть руки поднять к подбородку (тыльной стороной к лицу), пальцы касаются подбородка 2) Двуручные пробы 11. Кисть одной руки накладывается на тыльную поверхность другой руки, затем производится смена рук. 12. К вертикально стоящей ладони одной руки приставить перпендикулярно ладонь другой руки, затем произвести смену рук. Конструктивный праксис 13. Копирование фигур, сделанных из палочек педагогом, в том же пространственном расположении. 14. Копирование пространственно ориентированных геометрических рисунков. Задания для проверки ручной скорости, выявления быстроты манипуляции мелкими предметами, ручной умелости (работа с секундомером). 15а. Для детей 5-6 лет. Укладывание пуговиц в коробку. Ребенку предлагается уложить в коробку 20 пуговиц одной величины, рассыпанных на столе. Пуговицы следует аккуратно класть в коробку, а не бросать. Задание выполняется сначала правой, а затем левой рукой. 15б. Для детей 6-7 лет. Укладывание спичек в коробку. В коробке 12 красных и 12 белых спичек. По команде ребенок высыпает спички на стол, затем собирает в коробку только красные спички сначала правой, потом левой рукой. 15в. Для детей 7-9 лет. В спичечной коробке 12 белых и 12 красных спичек. По команде ребенок высыпает спички на стол, затем раскладывает 12 красных спичек по черным линиям, начерченным на белом картоне. Задание выполняется сначала правой, затем левой рукой. · При выполнении пробы учитывается скорость движения рук, активность, сосредоточенность, аккуратность в работе. 16а. Для детей 5-6 лет. Укладывание спичек в коробку по 10 штук, расположенных справа и слева от коробки. 16б. Для детей 6-7 лет. Укладывание в коробку одной рукой спичек, расположенных справа от коробки, другой – пуговиц, расположенных слева от коробки (по 10 штук). 16в. Для детей 7-9 лет. Укладывание в коробку обеими руками по 5 спичек и по 5 пуговиц, расположенных справа и слева от коробки. При этом ребенок обеими руками должен брать либо только пуговицы, либо только спички. · При выполнении пробы учитывается скорость движений рук и оценивается способность действовать одновременно обеими руками. Конфликтная произвольная деятельность рук, сложные двигательные программы, реакция выбора 17. Поднимание/неподнимание руки в ответ на стук. (На один стук – подними руку и сразу опусти. На два стука – не поднимай руку.) 18. «Кулак-палец». (Когда я подниму кулак, ты покажи мне палец, а когда я покажу палец, подними кулак). Ритмическая организация ручной деятельности 19. Ребенку предлагается выполнить несколько ритмических комбинаций с постоянным усложнением. Ребенок отхлопывает или отстукивает ритм, предложенный педагогом по образцу. 20. Ребенок воспроизводит ритм по написанной схеме: I-III, II-I и т.д.
Изучение состояния произвольной мимической моторики Отмечаются особенности естественной мимики (в течение всего обследования) (мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная; лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре) Оценка уровня развития функции мышц лица и выявление неврологического синдрома в мимической моторике: · Состояние тонуса лицевой мускулатуры: - спастичность - гипотония - дистония - норма (N) · Гипомимия (недостаточность мимической моторики) · Сглаженность носогубных складок · Оральные синкинезии · Ассиметрия лица · Гиперкинезы лица · Сохранность функции (N) Исследуемые компоненты произвольных мимических движений: · Способность к удержанию мимической позы · Способность к переключению (с одного движения на другое) · Равномерность работы мышц · Объем движений · Тонус мышц (во время движения и при удержании позы) · Темп движения · Точность движения · Дифференциация движения · Двигательные замены · Синкинезии Выполнение заданий (В методику исследования включены 16 проб, предъявляемые: а) по образцу – «делай как я», б) по словесной инструкции). Приемы обследования произвольной мимической моторики 1. Сморщить все лицо. 2. Вытянуть лицо (в длину) с раскрытием рта – «высшая степень удивления». 3. Поднять брови (удивиться). Глаза при этом широко раскрываются, на лбу появляются горизонтальные морщины. 4. Опустить брови и свести их к переносице (нахмуриться). Глаза почти закрываются и над переносицей образуются вертикальные и горизонтальные морщины. 5. Слегка сомкнуть веки. 6. Прищурить глаза (взгляд на яркое солнце). 7. Одновременно закрыть и открыть оба глаза (плотное смыкание век). 8. Попеременно закрывать правый и левый глаз. 9. Зажмуриться. 10. Попеременно зажмуривать правый и левый глаз. 11. Сморщить нос. 12. Надуть щеки («толстячок»). 13. Попеременно, с паузами, надувать то правую, то левую щеку. 14. Попеременно быстро надувать щеки – имитировать полоскание зубов. 15. Втянуть щеки («худышка»). 16. Попеременно, с паузами, втягивать то правую, то левую щеки.
Изучение состояния артикуляционной моторики Отмечаются особенности артикуляции в процессе речи (в течение всего обследования) (артикуляция четкая, движения активные, точные, дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме; артикуляция «смазанная», сжатая, нечеткая, страдает дифференциация и точность движений, которые воспроизводятся в неполном объеме, отмечается снижение амплитуды движений артикуляционных органов, а также слабо выраженная неврологическая сиптоматика; артикуляция грубо нарушена, объем и амплитуда движений артикуляционных органов строго ограничены, отмечается достаточно выраженная неврологическая симптоматика в артикуляционных органах) Оценка уровня развития функции мышц артикуляционных органов и выявление неврологического синдрома в артикуляционной моторике: · Сохранность функции (N) · Состояние тонуса мышц органов артикуляции: - норма (N) - дистония - гипотония - спастичность · Подвижность артикуляционных органов - норма (N) - недостаточна - строго ограничена · Неврологический синдром в артикуляционной моторике: - отсутствует (N) - спастический парез - тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности - гиперкинезы - атаксия - апраксия · Состояние глоточного и небного рефлексов - норма (N) - повышен - понижен · Наличие / отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма - Гиперсаливация (слюноотделение в норме (N); усиливается при определенных условиях; постоянная)
Исследуемые компоненты артикуляционных движений: · Способность к удержанию артикуляционной позы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.184 (0.272 с.) |