![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Нормативно-правовой акт: понятие, сущность, виды
Нормативно-правовой акт — это официальный акт субъектов правотворчества, содержащий нормы права. Общая характеристика нормативно-правового акта: - является основным источником права современного государства; - издается субъектами правотворчества; - принимается в определенном процедурном порядке; - имеет строго установленную форму, реквизиты; - имеет определенный порядок вступления в законную силу, временные, пространственные и субъектные границы действия; - обеспечивается принудительным воздействием государства. Виды нормативно-правовых актов: - законы; - подзаконные акты. Закон — это нормативно-правовой акт высшего представительного органа государства, принимаемый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой и направленный нарегулирование наиболее важных общественных отношений. Признаки закона: - акт высшего государственного (представительного или законодательного) органа; - обладает высшей юридической силой, т.е.: а) все иные нормативно-правовые акты должны соответствовать «духу» и «букве» закона; б) все иные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе закона и в его исполнение; в) в случае противоречия между законом и подзаконным нормативно-правовым актом силу имеет закон; - принимается в особом процедурном порядке; - направлен на регулирование наиболее важных (типичных) общественных отношений; - имеет прямое действие; - применяется на всей территории государства; - не должен противоречить Конституции страны, т.е. Основному Закону государства; - имеет обязательное всеобщее юридическое значение; - подлежит официальному опубликованию (неопубликованные законы не применяются); - общепринятые принципы инормы международного права имеют верховенство над законами иподзаконными актами демократического государства. Классификация законов: 1. По юридической силе: - конституционные; - текущие (обычные). 2. По сфере действия: - федеральные; - субъектов федерации. 3. По субъектам правотворчества: - принятые референдумом; - принятые органами власти. 4. По сроку действия: - постоянные; - временные. 5. По кругу лиц: - общие; - специальные. 6. По внешней форме выражения: - конституции; - кодексы;
- уставы; - законы и др. 7. По отраслевой принадлежности: - отраслевые; - межотраслевые. Подзаконный акт — это нормативно-правовой акт субъекта правотворчества, основанный на законе и направленный на регулирование общественных отношений. Признаки подзаконного акта: - акт субъекта правотворчества; - обладает меньшей, чем закон, юридической силой: а) основан на законе; б) не должен противоречить закону; - конкретизирует общие положения закона; - носит локальный характер; - не подлежит обязательному опубликованию в открытой печати; - имеет прямое действие. Классификация подзаконных актов: - общие подзаконные акты (акты высших органов исполнительной власти государства); - местные подзаконные акты (акты местных органов представительной власти и органов местного самоуправления); - ведомственные подзаконные акты (приказы, инструкции министерств и иных ведомств); - внутриорганизационные подзаконные акты (приказы и т.п., издающиеся различными организациями для регламентации своей внутренней деятельности). Процедура (порядок) принятия закона: 1. Законодательная инициатива; 2. Подготовка законопроекта; 3. Обсуждение законопроекта; 4. Принятие закона; 5. Опубликование закона. 1. Законодательная инициатива - это предложение субъектов законотворчества о подготовке и принятии (отмене или изменении) закона. Субъекты законодательной инициативы (в соответствии с Конституцией РФ ст. 104): - Президент РФ; - Совет Федерации; - члены Совета Федерации; - депутаты Государственной Думы; - Правительство РФ; - представительные органы субъектов РФ; - Конституционный Суд РФ; - Верховный Суд РФ; - Высший Арбитражный Суд РФ. Высшие судебные инстанции обладают правом законодательной инициативы исключительно по вопросам их ведения. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу: - проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов; - законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ; - поправок к законопроектам. 2. Подготовка законопроекта - это процесс создания модели будущего закона.
Законопроекты готовятся: - комитетами, комиссиями Государственной Думы; - научными учреждениями, коллективами, учеными. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. 3. Обсуждение законопроекта - это решение вопроса о целесообразности, юридическом качестве представленного законопроекта. Законопроект обсуждается: - в комиссиях, комитетах, заседании Государственной Думы РФ; - открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации. 4. Принятие закона: - федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст. 106 п. 1 Конституции РФ); - рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством; - «датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции» (ст. 2 Закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральные конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»); - «датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных...); - федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации (ст. 105 п. 2 Конституции РФ); - принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 п. 3 Конституции РФ); - федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (ст. 105 п. 4 Конституции РФ); - в случае несогласия Государственной Думы, с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 п.5). Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по следующим вопросам: - федерального бюджета; - федеральных налогов и сборов; - финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; - ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; - войны и мира. 5. Опубликование закона: - принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования;
- Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его; - если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон; - если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию; - официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Особой формой принятия закона выступает всенародное голосование, т.е. референдум: - выносятся законопроекты большой социальной важности; - законопроекты публикуются в прессе, освещаются по радио и телевидению; - отводится достаточно длительный срок для обсуждения законопроекта; - все предложения и замечания, поступающие от граждан, общественных организаций, государственных органов, обобщаются и рассматриваются в установленном порядке специальной комиссией, созданной для работы над законопроектом. Таким образом, референдум — это важнейший правовой институт непосредственной демократии, являющийся частью законодательного процесса. Основные причины проведения референдума: - необходимость в высшей легитимности принятия тех или иных решений; - необходимость осуществления контроля со стороны народа, общества за деятельностью государства, его чиновников. Основные типы референдумов: - контрольные, проводимые в соответствии с нормой, закрепленной в Конституции страны; - факультативные, проводимые по требованию определенного числа избирателей; - плебисцитарные, проводимые с целью выяснения отношения граждан к конкретному политическому лидеру, правительству или правящей партии; - консультативные, т.е. референдумы, результаты которых не обязательны для исполнения, носящие совещательный, рекомендательный характер. Действие нормативно-правовых актов: 1. Во времени: а) с момента принятия; б) с момента, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (например, с момента опубликования, с момента начала календарного года);
в) по истечении установленного срока после их опубликования (обнародования). «Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу», - (ст. 6 Закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»). г) прекращает свое действие по истечению срока, на который они были приняты или с отменой данных актов новыми актами. 2. В пространстве: - общие нормативно-правовые акты действуют на всей территории государства, т.е. территории, находящейся под его суверенитетом (суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, земные недра в пределах государственной границы, а также морские и воздушные суда, космические корабли и станции и т.п.); - региональные, внутриведомственные нормативно-правовые акты действуют на определенной территории государства, т.е. территории, находящейся под юрисдикцией определенных субъектов права (например, субъектов федерации). 3. По кругу лиц: - нормативно-правовые акты действуют в отношении всех лиц, находящихся на территории государства, а также в отношении граждан, находящихся за его пределами, если иное не установлено межгосударственными соглашениями; - не подлежат юридической ответственности лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, недееспособные лица. Обратная сила закона - это действие закона, направленное на общественные отношения, возникшие до его принятия, вступления в законную силу. Общая характеристика обратной силы закона: - общее правило - «закон обратной силы не имеет»; - исключение: уголовный закон имеет обратную силу, если он устраняет наказуемость того или иного деяния или смягчает наказание.
Вопросы для самоконтроля: 1. Раскройте сущность нормативного акта. Каковы его признаки? 2. Назовите признаки закона? Какова процедура его принятия? 3. Охарактеризуйте действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц?
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.51 (0.026 с.) |