Формирование социалистического права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование социалистического права



Формирование основ нового права началось с изданием пер­вых декретов Второго Всероссийского съезда Советов, сфор­мировавших его принципы. Декрет о суде № 1 отменял дей­ствие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию». Последнее и стало главным источ­ником права при отсутствии новых писаных норм. В местных судах в качестве источника продолжали действовать нормы обычного права. Постепенно стала складываться новая судеб­ная практика. Революционное правотворчество осуществля­лось самими судебными органами, высшими органами власти (съезд, ВЦИК, СНК), руководящими органами политических партий (ЦК) и даже местными Советами. Приоритет «рево­люционного правосознания» в качестве источника права ос­новывался на господстве в первые годы революции психоло­гической теории права, считавшей важнейшим аспектом пра­вовой реальности именно правосознание, а не норму и не правоотношение.

Одной из первых сфер, в которой было осуществлено за­конодательное нормирование, были брачно-семейные отно­шения (семья — ячейка общества, и при перестройке послед­него обязательно подвергается воздействию первая). В декаб­ре 1917г. ВЦИК и СНК приняли декреты, отменявшие всякие ограничения (разрешение родителей на брак, различие в ве­роисповедании брачующихся и пр.), узаконивающие только гражданскую форму брака, устанавливающие свободу разво­да. В сентябре 1918г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В кодексе подчеркивалось, что церковный брак не по­рождает никаких юридических последствий; переезд одного из супругов не влечет обязанности другого следовать за ним;

отменялся принцип общности имущества супругов. Воспита­ние детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Провозглашался прин­цип раздельности имущества родителей и детей, запреща­лось усыновление. Законодатель опасался скрытой «социаль­но-экономической эксплуатации трудящихся» под видом ста­рых правовых отношений (наследования, завещания, усы­новления, опеки и т. п.)

В декабре 1917 г. ВЦИК принял положение «О страхова­нии на случай безработицы» и декрет «О страховании на слу­чай болезни». Эти меры социальной защиты обеспечивались из фондов предприятий. Весной 1918 г. было сформирована новая инспекция труда, избираемая профсоюзными органи­зациями.

В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР, разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС и обобщающий все предшествующее Советское законодатель­ство о труде. Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства (государст­венном, кооперативном, частном). В кодексе закреплялись нормы труда (продолжительность рабочего дня для разных категорий трудящихся и для различных условий труда) и от­дыха (отпуска, выходные дни), устанавливались льготы для подростков и женщин. Большая роль в разрешении вопросов о труде и отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям Нар­комата труда. КЗоТ заменил систему социального страхова­ния (выплат из фондов предприятий и учреждений) систе­мой социального обеспечения (выплат из централизованных фондов государства), что было связано со структурными из­менениями в экономике — сплошной национализацией про­изводства и централизацией управления и финансирования.

КЗоТ вводил также трудовую повинность для лиц от 16 до 58 лет.

Сфера нового гражданского права формировалась в ходе процессов национализации. Кроме объектов промышленнос­ти, транспорта и финансов, национализация охватила и сферу жилья. ВЦИК в апреле 1918 г. принял декрет «Об отме­не наследования», по которому все виды наследования (по закону и-по завещанию) отменялись, наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тысяч рублей (все остальное иму­щество переходило в собственность государства) и поступала родственникам умершего в виде «меры социального обеспе­чения» на праве управления и распоряжения. Тем самым за­конодатель стремился перекрыть еще один источник «нетру­дового обогащения». Туже цель преследовал майский 1918 г. декрет ВЦИК «О дарениях», запретивший всякое «безвоз­мездное предоставление (передача, переуступка и т. п.) иму­щества на сумму свыше десяти тысячи рублей».

Произошло резкое сокращение торгового оборота, из ко­торого были изъяты национализированное имущество, цен­ные бумаги (акции, купоны).

Государственная монополия на хлеб, текстиль, нефть, спички и т. п. предельно сократила товарооборот. Система главкизма исключала товарно-денежные отношения междупредприятиями' монополия внешней торговли — из сферы экспортно-импсф™1» отношений частных лиц и частный ка­питал. Натуралрйый продуктообмен вытеснил денежные от­ношения, на высоком уровне происходило соответствующее вытеснение гражданско-правовых норм административно-правовым регурегулированием. Нормативное запрещение част­ной торговли привело к тому, что областью торговых отноше­ний стал сохранившийся подпольный «черный рынок», где эти отношения были деформированы и искажены.

В декабре 1919 г- Наркомюст принял Руководящие начала по уголовному пР^У РСФСР, ставшие первой попыткой обоб­щения практик судов и трибуналов. Согласно получившей широкое распространение этот период теории «социаль­ных функций права» новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который про­тивопоставлялся принципу законности. В законодательном корпусе проявились тенденции к отказу от особенной части кодекса. ПредпР-яяга-яось, что суды, руководствуясь «социа­листическим пр^о^знанием» и принципом целесообраз­ности. Дела на основе лишь норм общей (декла­ративной) часть кодекса.

На этой иде^ базировалась структура Руководящих начал. Они состояли и3 введения, разделов о сущности уголовного права, об уголовном правосудии, о преступлении и наказа­нии, о стадиях совершения преступления, о соучастии, о видах наказаний' °б условном осуждении, о пространстве действия уголовного права. Законодатель отказывался от ис­черпывающего и полного нормирования всех отношений, полагаясь на «соЦч^ьное чутье пролетарского суда»: «В инте­ресах экономии сил' согласования и централизации разроз­ненных действий пролетариат должен выработать правила обуздания своих- классовых врагов». Кодекс понимал под пра­вом систему (порОДО^ общественных отношений. При назна­чении наказаний ^Д должен был учитывать степень и харак­тер социальной опасности преступника и его социальную принадлежности- При этом наказание должно было основы­ваться на целесо^бр^иости его применения.

Формы винь^' необходимая оборона, крайняя необходи­мость не расшифр081'13^™^ в кодексе. Недостаточное вни­мание к трактов^ субъективной стороны преступления приводило к усилению принципа объективного вменения, когда степень наказания связывалась с результатом преступления, но не с его мотивами. На меру наказания влияли социальная принадлежность преступника («принадлежащий к имущему классу» или «неимущий») и социальная направленность дея­ния («в интересах угнетающего класса»). К смягчающим об­стоятельствам относились: принадлежность к «неимущему классу», состояние голода, нужды, невежество и несознатель­ность.

Практика судебного правотворчества получила в Руково­дящих началах поддержку в виде принципа аналогии: при отсутствии конкретной нормы в законе, разрешающей кон­кретный казус, к нему могли применить аналогичную норму и решить его по аналогии с другим казусом, урегулированным этой нормой. Свобода толкования на практике вела к произ­волу.

Система наказаний, предусмотренных кодексом, включа­ла: внушение, общественное порицание, принудительное изу­чение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллекти­ва, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфис­кацию имущества, лишение политических прав, объявление «врагом народа», принудительные работы, лишение свобо­ды, объявление вне закона, расстрел. В период «военного коммунизма» многие из этих мер применялись в администра­тивном и внесудебном порядке (органами ВЧК). Такая мера, как объявление вне закона, применялась как к отдельным лицам, так и целым организациям (в ноябре 1917 г. партия конституционных демократов была объявлена «партией вра­гов народа»). Свободный выбор наказаний предоставлялся ревтрибуналам постановлением Наркомюста в июне 1918 г.

В феврале 1919г. ВЦИК издал положение «О социалисти­ческом землеустройстве и о мерах перехода к социалистичес­кому земледелию». Вся земля определялась в качестве едино­го государственного фонда. Фонд находился в непосредст­венном заведовании и распоряжении соответствующих нар­коматов. Создаются совхозы, коммуны, общества по совмест­ной обработке земли. Все формы единоличного землепользо­вания рассматриваются как отживающие. Целью ставится со­здание единого производственного хозяйства и постепенное обобществление землепользования.

Разработка отдельных отраслей, институтов и норм права происходила на основе складывающейся судебной практики и быстро формирующейся законодательной базы (декреты СНК и постановления ВЦИК). Прежде всего законодатель стремился решить наиболее важные и актуальные (социаль­ные, политические, экономические) проблемы. Однако в процессе законотворчества формировалась единая система права, нуждавшаяся в конституционной основе.

КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 Г.

Декреты Второго съезда Советов рабочих и солдатских депу­татов были первыми актами конституционного характера. В них решались не только текущие, но и фундаментальные про­блемы внешней политики, экономических преобразований, власти. Поэтому факт принятия этих документов можно рас­сматривать как первый этап конституционного строительст­ва (октябрь 1917г.)

Второй этап начинается с принятием на Третьем съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов «Дек­ларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (ян­варь 1918 г.) —документа, определившего основные принци­пы и направления социальной, экономической и государст­венной политики. Однако этот документ носил декларатив­ный, программный характер.

Поэтому неизбежно должен был наступить заключитель­ный этап конституционного строительства, на котором был бы окончательно создан Основной закон Республики. Третий Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции и внести его на рассмотрение очередно­го Всероссийского съезда Советов.

Конституционная комиссия была создана на заседании ВЦИК 1 апреля 1918 г. В ее состав вошли представители от партийных фракций (большевиков, левых эсеров, эсеров-максималистов) и от ряда народных комиссариатов (по делам национальностей, военным делам, внутренним делам, юсти­ции, финансов, ВСНХ). Председателем комиссии стал Я.М. Свердлов.

Работа над проектом Конституции заняла четыре месяца.

В ее ходе развернулась оживленная полемика между предста­вителями различных фракций. Обсуждались следующие во­просы:

1. О федеративном устройстве государства. Левые эсеры предлагали ввести административно-территориальный принцип государственного устройства, рассматривая нацио­нально-государственное разделение как анахронизм и «бур­жуазный пережиток». Предлагалось предоставлять каждому субъекту федерации самые широкие права по самоопределе­нию и управлению своей территорией.

Субъектами федерации, с точки зрения представителя Наркомата юстиции, должны были стать местные федераль­ные общины-коммуны, Советы которых формируются по корпоративному принципу (из представителей профсоюзов, кооперативов, производственных ассоциаций). Коммуны должны входить в федеративные объединения — провинции, а последние — в областные федеративные республики, объ­единяющиеся в РСФСР. Основной целью такого государст­венного устройства должна была стать максимальная децент­рализация государственного управления. На органы комму­нального, провинциального и областного уровня возлагались, хозяйственные, но не политические задачи.

2. О системе Советов. Левые эсеры предлагали, ликвиди­ровав нижние звенья этой системы (в мелких деревнях и селах), заменить их традиционными сельскими сходами. В целом по стране местные Советы предполагалось преобразо­вать в муниципальные органы, лишив их политических функ­ций.

3.0 Совете народных комиссаров. Оппозиция настаивала на преобразовании этого органа и слиянии его с Всероссий­ским Центральным Исполнительным Комитетом, мотивируя это идеей о нераздельности властей и их объединении в одном органе. Несколько более умеренным было предложе­ние об изъятии у СНК законодательных полномочий и пере­даче их Съезду и ВЦИК.

4. О социально-экономических преобразованиях. Радика­лы (эсеры-максималисты) настаивали на тотальной социали­зации собственности, на максимальном внедрении трудовой повинности и т. п.

Все предложения оппозиции были отвергнуты созданной в июне 1918 г. специальной комиссией во главе с В.И. Лени­ным. В проект в качестве составной части вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, проект был дополнен статьями о правах и обязанностях граждан, внесе­ны существенные изменения в избирательное право.

10 июля 1918 г. на Пятом съезде Советов была принята первая Советская Конституция и избран новый состав ВЦИК, в основном большевистский. После столкновений между большевиками и левыми эсерами, происшедшими в ряде мест России, делегаты последних стали отзываться из местных и центральных представительных органов, а руко­водство партии подверглось аресту накануне Пятого съезда Советов.

Основные принципы Конституции были сформулирова­ны в ее шести разделах: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Конститу­ции РСФСР; III. Конструкция Советской власти (организация Советской власти в центре и на местах); IV. Активное и пас­сивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась социальная основа новой го­сударственности — диктатура пролетариата и ее политичес­кая основа — система Советов рабочих, крестьянских и сол­датских депутатов. Законодательно закреплялись первые эко­номические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок дей­ствия Конституции определялся как «переход от капитализ­ма к социализму».

Государственное устройство РСФСР носило федератив­ный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоя­щих из нескольких национальных областей.

- Высшим органом власти Конституция провозглашала Все­российский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьян­ских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров, состоявший из на


родных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты.

Органами власти на местах являлись областные, губерн­ские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие I свои исполнительные комитеты. В городах и селениях созда­вались городские и сельские Советы.

Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали изменения в Конституцию, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руко­водство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности, основы организации вооруженных сил, судоустройства и су­допроизводства, формировали общегосударственное законо­дательство. Всероссийский съезд Советов обладал исключи­тельным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

Характерно, что законодательную власть в РСФСР осу­ществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, но­сившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.

Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие Сове­ты, было проведение в жизнь решений вышестоящих орга­нов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в преде­лах своей территории, местным Советам предоставлялись широкие полномочия по реализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование «демократического централизма».

Избирательная система, закрепленная Конституцией, от­ражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдель­ных социальных групп, в отношении которых не применя­лись ограничения по признакам пола, национальности, осед­лости, образования и вероисповедания. Эти группы объеди­нялись понятием «трудящиеся». Значительная часть населе­ния была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «не­трудовые доходы»; частные торговцы и посредники; предста­вители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуй «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.

Представительство от социальных групп, имевших изби­рательное право, не было равным. Так, при выборах на Все­российский съезд Советов городские Советы имели более высокую норму представительства, чем губернские съезды Советов: в первом случае один депутат избирался от 25 тысяч избирателей, во втором — от 125 тысяч избирателей. Подоб­ное же преимущество городские Советы имели при выборах на областные и губернские съезды Советов. Пятикратное преимущество должно было обеспечить относительно мало­численному рабочему классу страны большинство в органах власти. Эта тенденция усиливалась еще одним, не закреплен­ным в Конституции правилом — рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, но и в своих партийных и профсоюзных организациях, что должно было обеспечить их преобладание в избираемых представитель­ных органах.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выбо­ров в Советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские Советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, предназначен­ный для отсева «чуждых элементов», тем более эффектив­ный, так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования.

Комплекс конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся кон­кретно гарантированным, а не только провозглашенным.

Историческое значение Конституции 1918 г. заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчест­ва. Однако более существенным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране:

она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основания новую идеологию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1066; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.37 (0.032 с.)