Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Центрические храмы (Восточная империя) ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
В восточной империи экономические и политические условия более благоприятствовали строительству, чем на Западе. Дело в том, что старые города Малой Азии и Сирии еще вели значительную торговлю и снабжали новую столицу – Константинополь. Вместе с тем именно на Востоке Римской Империи, т.е. в Малой Азии, Сирии, Палестине, Египте и Северной Африке, а также в прилегающих к ним странах – Армении, сасанидском Иране и в Месопотамии христианство получило более раннее и более широкое распространение, чем на Западе. Эти два обстоятельства способствовали созданию здесь большого числа церквей. Сирия и Малая Азия сыграли особенно важную роль в развитии христианской архитектуры, так как здешние памятники посещались множеством паломников на их пути к палестинским центрам культа, имевшим значение, общее для всего христианства. Популярность сирийских и особенно палестинских святилищ (несмотря на относительно позднее обращение в христианство самой Палестины) способствовала притоку средств, на которые здесь в расчете на паломников создавались крупные архитектурные памятники. Характерным ранним памятником является соборная базилика в Брад, построенная в 395-402 гг. зодчим Маркианом Кирис (рис. 11.8). Раннехристианские базилики, особенно в Сирии и Палестине, часто связаны со множеством подсобных и бытовых помещений. Так, соборный комплекс в Герасе (рис. 11.9) состоит из двух базилик, конца IV и V вв. н.э., из часовен, баптистерия, атрия, бань, жилых помещений. Боковые нефы базилик как бы продолжали колонные улицы города. В храме Брада и в соборе Герасы следует отметить апсиду, которая зажата двумя прямоугольными помещениями, как в Тихейоне Фены. Такое устройство без выступающей апсиды преобладало в раннехристианской архитектуре Сирии. Но уже в V веке вновь встречаются частично выступающие апсиды (храм в Герасе). Интерьеру придавалось особое значение, так как в отличие от языческих храмов молящиеся собирались не перед церковью и не вокруг нее, а внутри здания. Интерьер городских церквей часто облицовывался мрамором и золотом, в 6oлее скромных сельских – мозаиками, совершенно скрывавшими каменную кладку (рис. 11.10). На полу размещались орнаментальные узоры, а в апсиде и на стенах – фигурные изображения. Фасады церквей часто были совсем лишены украшений. Особенно лаконичными были снаружи большие пятинефные базилики Рима, сходные в этом отношении с термами и с гражданскими базиликами поздней античности. Однако христианские базилики резко отличаются от гражданских по своему идейно-образному содержанию. Обильно льющийся через высоко расположенные окна свет озаряет сплошные мозаики или росписи главного нефа и «триумфальной арки». Затененность и затесненность боковых нефов подчеркивает значение главного нефа. Все средства объемно-пространственной композиции – свет, цвет, осевая симметрия, обрамление апсиды высоко поднятой «триумфальной аркой», особенности размещения мозаики и рельефных изображений – нацелены на подчеркивание доминирующей роли церковного алтаря.
В центрических баптистериях, мавзолеях и в сходных с мавзолеями памятных храмах видна более прямая преемственность от позднеантичных мавзолеев. В них иногда применялись каменные или кирпичные своды. Но в центрических зданиях Сирии и Малой Азии преобладал шатер или легкий купол из дерева. В отличие от католицизма, православие отразило изначальную идею христианства, которая проповедовала верховенство Бога-отца над Богом-сыном и Святым Духом. Невидимый, «неземной» Бог требовал совершенно иного композиционного решения храма – «Вселенского Сфероса» или купола, собирающего под своею сенью всех «истинно верующих». От православных священников не требовалось безбрачия, хотя православие не поощряло также разводы и повторные браки. Идея «Вселенского Сфероса» берет начало от римских катакомб, освещаемых с помощью люминариев, от античных монументальных мавзолеев, купольных «пантеонов» и восточных центрических шатров (скиний). В отличие от мавзолеев республики и ранней империи для христианских памятников поздней империи характерно свободное, обильно освещенное внутреннее пространство. Так, мавзолей христианки Елены, матери Константина, весьма сходен с языческими мавзолеями (рис. 11.11). Это сходство могло быть связано с преемственностью самой веры в загробную жизнь.
Мавзолей Санта Констанца в Риме (первая половина IV в. н.э.) занимает особое место среди центрических зданий по своеобразию и богатству интерьера. Ротонда внутренним диаметром 22,3 м уступает многим купольным залам античности. Тем не менее, диаметр купола уменьшен еще вдвое, до 11,15 м. Его барабан покоится не на наружных стенах, а на внутреннем кольце из 24 сдвоенных колонн, т.е. на отдельных опорах, что является важным нововведением. Купол состоит из мощных, сходящихся сверху ребер и из более легкого заполнения, что представляет шаг вперед в области конструктивной. Распор высоко поднятого купола погашается кольцевым сводом обхода и толщиной наружной глухой стены (рис. 11.12). Центральное пространство мавзолея освещалось окнами, расположенными по периметру барабана. Кольцевой же обход тонет в полумраке. Средняя часть освещается окнами в барабане, а пониженный кольцевой обход тонет в полумраке; принцип освещения здесь тот же, что и в базиликах. Различие между колоннами по материалу, толщине и типу капителей все же не нарушает общего впечатления, обусловленного освещением и мозаичным убором. В сохранившихся на сводах кольцевого обхода мозаиках мавзолея Санта Констанца преобладают позднеримские мотивы, исполненные на белом фоне (рис. 11.13).
Иногда, особенно в православных храмах Палестины, восьмигранник или ротонда соединялся с обширной базиликой. Таков храм в Вифлееме (Иудея), построенный в первой трети IV веке. Многогранный купол здесь заменял апсиду (рис. 11.14). Решающее значение в создании нового образа христианского храма имело признание в середине IV в. культового значения креста. Форма зал в виде трилистника встречался уже раньше (например, на вилле Адриана). Сходство с крестом побудило христиан к применению как схемы трилистника, так и сходной схемы четырехлистника. Наиболее ранний и замечательный из известных памятников второй схемы – церковь Сан Лоренцо в Милане (вторая половина IV или V в.).
В годы, когда главная резиденция Западной римской империи находилась в Милане, здесь, в традиционной римской технике бетона, было построено множество замечательных культовых сооружений. Археологическое изучение этих многократно перестраивавшихся комплексов дает представление о том высоком уровне, на котором отдельные уникальные произведения еще могли создаваться при общем упадке Западной империи. Многоугольные купольные апсиды в этой церкви помогали гасить распор центрального купола. Церковь Сан Лоренцо лежит в глубине обширного колонного атрия, а одновременно с ней построена еще и часовня, лежащая на той же продольной оси и имеющая внутри крестовидный план. Вскоре справа был добавлен большой октогональный баптистерий Аквилина, в котором сохранился восьмилопастныи свод, внутренний обход по второму ярусу, а также мозаики IV или начала V в., дающие приблизительное представление о несохранившемся декope главной церкви (рис. 11.15). Центральный ее квадрат с размерами сторон 23 м был перекрыт, скорее всего, крестовым сводом. Этот свод не уступал в отношении пролета крестовым сводам фригидария в термах Каракаллы и также парил на значительной высоте, выше обходов, которые были двухэтажными, как и боковые нефы многих базилик. Четыре экседры из двухъярусных колоннад, отделявшие центральную часть от обходов, еще значительно расширяли среднее пространство, не увеличивая пролет свода. Его нагрузка приходилась только на угловые группы пилонов, а распор погашался в угловых квадратах арками и стенами с мощными наружными пилястрами. Вся эта конструкция не была видна из главного пространства, обширного и заливавшегося светом через проемы в щековых плоскостях центрального квадрата, выше обходов.
План здания с внутренним четырехлистником получил распространение во всем раннехристианском мире, причем наружный контур и его взаимоотношение с внутренним приобретали различное начертание. Таков баптистерий ариан в Равенне (рис. 11.16). Баптистерий – место, специально предназначенное для крещения. Ранние баптистерии возводились в качестве отдельных зданий, но позднее их стали делать в виде помещений, пристроенных непосредственно к нефу. Обычно они имеют восьмиугольную форму, указывающую на воскресение Христа на «восьмой день» (воскресенье следует за субботой – седьмым днем библейской недели). Таким образом, число восемь представляет новый рассвет для христианской души. В некоторые века было принято помещать крещальную купель непосредственно в нефе. Тогда она сама приобретала очертания восьмиугольника.
Не менее часто встречаются варианты плана с прямоугольным начертанием ветвей креста. Памятная церковь в Антиохии (IV в.) имеет план в виде открытого креста {рис. 11.18-а). Церковь Пророков, мучеников и апостолов в Герасе (V в.) представляет здание с очень простым наружным объемом в виде параллелепипеда. Внутренний, закрытый крест образован колоннадами (рис. 11.18-б). Здесь получила дальнейшее развитие схема Тихейона в Фене (см. лекцию № 9). Крестовидные планы сыграли важную роль при применении сводчатых покрытий, так как их центральный свод оказывался в особо выгодных условиях равновесия. Однако при покрытии квадратного в плане помещения куполом, особенно куполом каменным, вставал еще и вопрос о переходе от квадрата к кругу в основании купола. Примитивные паруса встречались в странах Двуречья, в этрусских гробницах (Популония). В римских гробницах изредка также применялись паруса, плавная кривая которых составляет продолжение кривой купола. Такой купол, называемый полным парусным сводом (или куполом), получил распространение в маленьких христианских сооружениях IV-V веках.
В отличие от обычного в древнем Риме сферического купола, парусный свод, как и свод крестовый, передает нагрузку только на четыре угловые опоры. Из перекрытых парусным сводом крестовидных сооружений наиболее замечателен мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. На рубеже IV и V вв., когда империя окончательно разделилась на Восточную и Западную, резиденция правителей была перенесена из Милана в Равенну на берегу Адриатического моря. Из ее ранних построек сохранились в перестроенном виде два баптистерия, а полностью только так называемый мавзолей Галлы Плацидии, ок. 440 г. (рис. 11.19-а). Первоначально это была часовня у нартекса базилики, вскоре превратившаяся в отдельно стоящий мавзолей. В плане он имеет вид удлиненного (латинского) креста, ветви которого перекрыты цилиндрическими сводами, а центральная квадратная часть со сторонами всего около 4 м – высоко поднятым кирпичным куполом, опирающимся на четыре паруса. Эта конструктивная схема послужила толчком к развитию парусного свода (рис. 11.19-б). Кирпичные своды и купол снаружи скрыты крышами. Нижняя часть стен расчленена арками в отличие от гладкой верхней. Четкий показ объемов, отвечающих внутренней структуре, превращает маленькую часовню в монументальный памятник. При входе в столь простое снаружи здание поражает его богатый интерьер. Стены покрыты желтым мрамором, а своды – мозаикой, изображающей ночное небо. Насыщенные цветом мозаичные гирлянды, орнаменты и фигурные сцены мерцают в полусвете, пробивающемся через алебастровые пластины окон. Комплекс Равенны создавался во время нараставшего внутреннего кризиса и набегов варваров, когда на Западе власть фактически уже перешла к их вождям. Не стало обильного рабского труда, который был важнейшей предпосылкой тяжелых бетонных конструкций. Этим объясняется несколько более бережное отношение к рабочей силе. Облегченная кирпичная конструкция не требовала массивных кружал, но зато не могла оставаться открытой. Поэтому вместо римских открытых куполов времени расцвета стали преобладать многоскатные крыши, придающие позднеантичным памятникам средневековый характер. Центрические здания получили широкое распространение в Восточной Римской империи. Здесь утвердилась греко-кафолическая (от греч. «многоглавие») ветвь христианства – православие. Центры его были в Александрии Египетской, Константинополе, Антиохии, Иерусалиме, на Руси (всего 14 церквей). Вначале эти церкви были самостоятельными. Они не имели главы, подобного римскому папе у католиков. Впоследствии им стал патриарх, обосновавшийся в Константинополе (рис. 11.20). Отличительной особенностью раннехристианских центрических храмов стала маскировка криволинейной конструкции сводов и куполов скатными кровлями. Этот прием получил дальнейшее развитие в средневековом культовом зодчестве.
Римская архитектура прошла длинный путь развития вместе с общественным развитием Италии и покоренных Римом стран. Здесь создавались сооружения, которые отобразили последовательно становление государства-города, его превращение в развитое рабовладельческое государство, затем переход к высшей стадии рабовладения – Римской империи и, наконец, разложение рабовладельческого общества, зарождение в его недрах нового, феодального, и его идеологии – христианства. К концу I в. и к первой половине II в. относится наибольшее из возможных в условиях рабовладельческого строя равновесие общества на огромной территории от Британии до Передней Азии. В этот краткий период были созданы лучшие памятники римской архитектуры: гигантский зал под открытым небом – Колизей и Пантеон – величайшие купольное сооружение древности. Купол Пантеона и крестовые своды базилики Максенция – только частные случаи многовекового развития приемов организации внутреннего пространства, которое протекало преимущественно в создании комплексов терм – самых сложных из римских сооружений по заданию и по пространственной композиции. В термах равновесие здания зависит от мастерской его планировки и от тщательного исполнения вознесенных на громадную высоту тяжелых, монолитных бетонных сводов. Значительные достижения римской архитектуры сопровождались развитием строительной техники. Развитие внутреннего пространства связано с появлением техники бетона и бетонного сводостроения, которое является следствием целого ряда общественных факторов, в том числе и наличия дешевого рабского труда. Техника бетона вырастает с развитием рабовладения, которое обеспечивает в неограниченном количестве малоквалифицированную рабочую силу. Рабский труд как бы откристаллизован в тяжелых, часто избыточных массах римских сооружений. Поэтому конструкции из монолитного бетона начинают облегчаться не только с развитием инженерной мысли и изменением эстетических требований общества, но и в связи с уменьшением количества рабов, т.е. изменениями экономического порядка. Техника бетона умирает с агонией рабовладения; тяжелые бетонные купола постепенно вытесняются легкими куполами из кирпича и терракотовых трубок. В то время как на Древнем Востоке и в Греции инженерные сооружения оставались чисто функциональными, в понятии римлян дороги, мосты, акведуки, водоспуски, гавани были памятниками их господства и проводниками «римского мира» во всех покоренных силой оружия странах. К дорогам Гая Гракха, к акведукам Клавдия и мостам Траяна равно прилагались понятия красоты и монументальности. Римские инженерные сооружения – такие же полноценные памятники архитектуры, как мемориальные арки, термы, зрелищные сооружения и виллы. Мосты и акведуки из каменных блоков единообразны по всей империи. Особенности, отражающие творчество покоренных народов и наследие предшествующих культур, наиболее сильны в храмах, посвященных местным культам, и отчасти в общественных зданиях. Когда после короткого периода равновесия I в. – первой половины II в. экономическое преобладание перешло к провинциям, особенно к восточным, они начали оказывать решающее влияние на развитие архитектуры; архитектура последних веков рабовладельческого общества подчиняется традициям Передней Азии и в значительной мере процветает на ее территории. Римские варианты ордеров – коринфский и сложный (композитный) ордера, наиболее отвечающие идеям пышности, богатства, подавления, достигают в римских постройках колоссальных размеров: при таких масштабах высота коринфской колонны почти вдвое превосходит обычную в Греции классического периода высоту дорической колонны. Отсутствие органического единства между сводчатой конструкцией и ордерным декором – одно из характерных противоречий римской архитектуры, особенно при Римской империи. Это противоречие ярко выражено в Пантеоне, где мраморный колонный портик несколько механически приставлен к бетонной ротонде. В комплексе Траяна, где сводчатый, ничем не украшенный зал рынка противостоит колонной базилике форума. В термах Каракаллы и Диоклетиана, где предельное развитие сводостроения и искусное сочетание в единое целое разнообразных интерьеров соединяется с ложными конструкциям и упадочными архитектурными формами. Замена ордерной аркады аркадой по колоннам означает попытку создать новый синтез между ордером и арочно-сводчатой конструкцией; известное уже давно, это более органическое сочетание колонн и опирающихся на них арок получило широкое распространение в архитектуре последних веков Римской империи. Оно перешло в раннехристианские памятники, а затем в византийскую, грузинскую, армянскую и романскую архитектуру. Немногие памятники императорского Рима сохранили свой драгоценный декор. Однако развалины виллы Адриана, терм Каракаллы или базилики Максенция способствуют выявлению величия римской архитектуры не в меньшей мере, чем хорошо сохранившийся Пантеон или зал терм Диоклетиана, который Микеланджело включил в состав церкви. Одновременное создание столь противоположных, резко контрастирующих сооружений отражает внутренние противоречия рабовладельческого общества перед его гибелью. В многогранности, многообразности поздней римской архитектуры выявляется, таким образом, развитие внутри рабовладельческого общества идеологии нового, феодального строя. Римская архитектура оказала значительное влияние на последующее развитие мирового зодчества. Ее наследие неисчерпаемо богато. В римской архитектуре можно увидеть поучительную борьбу течений и положительные черты: грандиозность и монументальность в соединении с рациональностью конструкций и планировки, соответствие образа многих сооружений их назначению. Поэтому эпоха римского зодчества, несмотря на несоответствие декора конструкциям может считаться одной из величайших реалистических архитектурных эпох прошлого.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.49.108 (0.03 с.) |