![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие научной парадигмы. Томас Кун
Т. Кун представитель постпозитивизма (философия науки). В работе «научные революции» ввел понятие научная парадигма. Он употреблял его в смысле научное сообщество. В современной философии науки смысл этого термина следующий: Научная парадигма – это система конвенционально установленных в научном сообществе методов постановки проблем и способов их решения. К числу парадигмальных феноменов в науке можно отнести так же систему принятых в научных сообществах условностей. В концепции Т. Куна речь идет о том, как развивается наука: борьба научных сообществ имеет своим результатом установление приоритета одного их них, т.о. формируется господствующая научная парадигма и начинается период нормального развития науки. Однако возникают новые научные сообщества, начинается борьба между ними за доминирование и т.о. цикл развития науки повторяется и наука выходит на новый уровень. Парадигма (др. греч.) прообраз. Есть культурная парадигма, есть правовая (например, в гражданско-правовой парадигме советского права не было понятия частной собственности) Парадигма – система смыслов, правила смыслообразования которой задают границы ее изменений. Т. Кун в работе «структура научных революций» рассмотрел в методологическом ключе динамику развития науки: развитие науки представляло как возникновение, борьба и смена научных парадигм. Научная парадигма – это научное сообщество и характерные для него правила постановки проблем и поиска методов их решения. Развитие науки связано с борьбой различных научных сообществ (парадигм) эта борьба заканчивается победой одной из них и наступает период нормального развития науки. Этот период равновесного развития науки сменяется новой борьбой парадигм. Одним из основных принципов данного подхода является конвенционализм в понимании научной деятельности, а так же принцип, согласно которому стихийность развития научного знания совершенно непредсказуема (непредсказуемые результаты) и само развитие научного знания включает в себя в качестве существенного фактора субъективные мотивы не только самой научной деятельности. Но и борьбы научных корпораций. Парадигма у Куна — основная единица измерения процесса развития науки. Это — в самом общем виде — концептуальная схема, которая в течение определенного времени признается научным сообществом в качестве основы его практической деятельности.
Понятие «парадигма» выражает совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Парадигма — это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот — научное сообщество состоит из людей, признающих определенную парадигму. Философия науки. Стивин тулмин. Пол Фиерабент В философии науки (постпозитивизм) одной из наиболее фундаментальных идей является концепция харизматических факторов развития научного знания (борьба парадигм, борьба популяций научных понятий, эпистомологический анархизм И пр.). в концепциях таких представителей философии науки, как Томас Кун, Стивен Тумин,, Имре Локатос, пол Фиерабент процесс развития научного знания представлен как определенный вид борьбы за доминирование научных концепций. В теориях названных авторов преобладают конвенционалистские представления о критериях истинности научного знания, причем существенную сторону этого конвенционализма составляют критика – не только теорий, выдвигаемых другими научными сообществами, но и внутренняя критика, в рамках одного научного сообщества (парадигма) Стивен Тумин представил развитие научного знания как эволюцию понятийных популяций, уподобив развитие науки биологической эволюции: механизм развития науки он рассматривал как Дарвин (изменчивость, наследственность, естественный отбор). С его точки зрения побеждают те популяции научных понятий, которые обладают большей адаптивностью. Создал эволюционную теорию развития научного знания. Он уподобил этот процесс эволюционному. В котором действуют механизмы, сочетающие в себе изменения, последовательность. Естественный отбор. Каждая научная школа имеет свой научный аппарат, который Тумин называет популяция понятий. Эти популяции могут погибнуть и выживают исключительно за счет факторов приспособленного поведения. Концепция Тумина как и все другие концепции философии и науки позитивистской традиции основана на рыночных по своему характеру представлениях: научные корпорации (популяции). Борьба между ними, победа и выживание.
Рассматриваем концепцию научного знания в следующей динамике: Механизм эволюции научного знания – это взаимодействие внутринаучных (интеллектуальных) и вненаучных (социальных, культурных политических) факторов, процессов. Это взаимодействие осуществляется в дисциплинарном и профессиональном планах: рациональные инициативы (дисциплинарный план) проходят концептуальный отбор путем соотнесения их с существующими в обществе. Культуре матрицам понимания (профессиональны план). Не пошедшие концептуальный отбор дисциплины отмирают. А выживают те, которые находятся в адекватном соответствии с матрицами понимания. Для выливаний рациональных инициатив (дисциплин. Теорий) необходимы форумы конкуренции и экологические ниши, именно вписывание в интеллектуальную среду обеспечивает адаптивность и успех дисциплин.
Пол Фиерабент обосновал принцип методологического плюрализма (эпистомологический анархизм). С т.з. Фиерабента принятие некоторой теории в обществе оказывает влияние на его ментальность. Наука борется за доминирование в обществе, ученые при этом в значительной степени действуют исходя из своих личных интересов (приближенность к власти, льготы). Фиерабент обосновывает 2 основных (революционистских предложения, имеющих непосредственное отношение к судьбам науки в обществе): 1. в науке все теории, даже самые невероятные имеют право на существование равноправно с другими. (принцип пролиферации – разрастание теории) 2. науку надо уровнять в правах с мифологией, религией, идеологией.
Пол Фейерабенд. Теория эпистемологического анархизма. В 70х г. Работа Фиерабента против метода очерк анархической теории познания произвела сильный эффект в научном мире. Основные идеи:
Научные теории хаотически множатся (процесс пролиферации научных теорий) они конкурируют и это выступает одним из мощнейших стимулов научного творчества.
Однако подлинная действительность науки развивается как релитивистский процесс, в котором взаимодействуют самые разные типы рациональности и нет никаких оснований для диктата науки.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2985; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.248 (0.009 с.) |