Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы становления и развития политической науки
Этапы становления и развития политической науки Первые формы осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали пре-имущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации власти. В середине I тыс. до н.э. в связи с творчеством Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона появляются первые политические категории, дефиниции (определения), а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Одним из основателей политологии является Макиавелли. В 16 в. он сформулировал предмет и метод политологии, поставил в центр изучение проблемы государства и власти. В 1857 г. начинается чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском колледже. В 1880 г. в нем была открыта Высшая школа политической науки. В 1903 г. была основана Американская ассоциация политической науки, в 1949 г. Международная ассоциация политической науки. В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовала курс политологии для изучения в университетах.Как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX в.
Институциализация политической науки в Беларуси. Древность: Е.Полоцкая - введение христианских принципов в государственную жизнь, государственная помощь обездоленным, образование. К.Туровский - идея единения восточнославянских земель, люди должны следовать моральным и правовым нормам.Возрождение: Ф.Скорина - власть закона, культ права, монархическая власть, идеи «вечного мира». Н.Гусовский - «Песня о зубре», идея национального патриотизма, раннебуржуазные идеалы. С.Будны - сторонник частной собственности, мирное существование различных социальных групп, К.Лыщинский - утопический социализм, справедливое законодательство. 17-18 вв, соединение с Россией: Симеон Полоцкий - сильное государство с просвещенным монархом, вечный мир, в центре внимания Человек. Конец 18в-1917г: национальное возрождение (Бобровский, Данилович). К.Калиновский-соединение идей революционного демократизма и утопического социализма, парламентская республика. 19-20вв-Луцкевич против самодержавия, развитие белорусской культуры
Политика как общественное явление Политика — сложное, богатое по содержанию и многообразию функций общественное явление. Существует множество толкований понятия и сущности политики:
1. Стратификационный подход. Содержание политики всегда определяется интересами граждан, взаимодействующих друг с другом. 2. Директивный подход. Определяет содержание политики через власть − основу политики. 3. Государственный подход. Интерпретирует политику как деятельность государства. 4. Функциональный подход. Государство – не только творец политики, но и само является объектом политического воздействия. Политика есть инструмент для совершенствования общества и государства. 5. Коммуникативный подход. Определяет политику как способ коллективного существования человека.6. Конфликтно-консенсусное. Политика есть перманентные состояния конфликта и консенсуса. Роль политических знаний важна, т.к. для того чтобы осознанно участвовать в политической жизни общества, необходимы его понимание и анализ, что и помогает изучить политология.
Политическая власть: понятие, структура Власть — это отношения между субъектами политики, проявляющиеся в способности и возможности одних людей осуществлять свою волю по отношению к другим.Структура политической власти:Субъект власти — субъект, добивающийся от др. субъектов осуществления действий, соответствующих его воле.Объект власти — субъект, который готов к подчинению субъекту.Процесс властвования, т.е. способы, механизмы взаимодействия властвующего субъекта и объекта. Средства властного воздействия — ресурсы, используемые субъектом властвования для реализации своей воли. Социальные нормы - механизмы регулирования, обеспечивающие соответствие между целями субъектов и средствами их достижения. Процесс властвования включает две фазы: волевая фаза состоит в постановке цели властвующего субъекта;инструментальная фаза практические действия. Функции власти:1. Интеграционно-регулятивные, связанные с организацией взаимоотношений субъектов политики.2. Функции руководства и управления.
Государственная власть. Легитимность и легальность власти. Государственная власть – это верховная (доминирующая) власть, правовые акты и решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами.Государственная власть в РБ разделена назаконодательную, исполнительную и судебную. Они самостоятельны, но взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.Легитимность (от лат.– законный, правомерный) термин ввел М. Вебер. Легитимность – общественное признание власти, доверие к ней граждан, их согласие подчинятся ее установлениям и требованиям. Типы легитимности:
Традиционная (основа традиции), харизматическая (основа авторитет), рационально-легальная (основа закон).Гражданское неповиновение, ограничение прав и свобод, наличие попыток свержения руководства говорит о падении легитимности. Легальность власти — юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам
Политическая система общества Политическая система общества –система политических институтов и организаций политических идей, взглядов, нравственных и правовых норм, традиций, избирательного права и избирательной системы общественного мнения и других специфических элементов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается влияние на неё.Подсистемы:Институциональная (полит. институты) Нормативная (правовые нормы) Коммуникативная (СМИ) Культурная (ценности и убеждения, связанные с политикой) Функциональная (методы осуществления власти)Политические системы делятся: -демократические, недемократические, -президентские, парламентские или смешанные; -тоталитарные, авторитарные, демократические; -стабильные или нестабильные, -конституционные и неконституционные, -патриархальные, подданнические, активистские.
Эволюция политической системы белорусского общества Развитие политической системы общества началось с момента ликвидации Российской империи и продолжалось вплоть до упразднения СССР. Для этого периода характерно то, что многие общепризнанные субъекты политической деятельности — народ, граждане, этносы и др. — практически не участвовали в определении содержания политики. Политическая система РБ сформировались в середине 80-х гг. XX в. В 1994 Была принята Конституция РБ (изм.1996,2004). Политическая система обрела свою стабильность. Появились новые политические институты власти и управления — институт Президента, двухпалатный Парламент, Конституционный суд и др.Значительно расширились права и свободы граждан. Узаконено проведение массовых акций. Произошло реформирование избирательной системы. Государственная власть стала осуществляться на принципах ее разделения. Современная политическая система и политический режим характеризуются сильной государственной властью при лидирующей роли Главы гос-ва.
Модернизация белорусского общества. Выбор формы государственного правления. РБ осуществляет системную модернизацию общества. В 2007 г. РБ вошла в группу стран с высоким уровнем развития. Задачи модернизации РБ: вывести страну в число высокоразвитых европейских государств (За сильную и процветающую Беларусь) Условия развития: переход к качественно более высокому уровню государства, т.е. создание «государства для народа». повышение качества и культуры управления, т.е. эффективность, прозрачность, подконтрольность гражданам властных структур, дебюрократизация.
Ход политической модернизации в Беларуси связан с выдвижением государства на передний план общественных преобразований. Модернизация в экономической области предусматривает также либерализацию и открытость экономики, отведение огромной роли науке. Политическая деятельность Политическая деятельность - это совокупные действия субъектов политики в процессе их участия в управлении обществом и государством по реализации общественно значимых целей, потребностей и интересов. Способы политической деятельности: Компромисс (соглашение, достигнутое ценой взаимных уступок), Консенсус (учитывается мнение как большинства, так и меньшинства), Конформизм (пассивное принятие существующего порядка), политический экстремизм (террор).Формы политической деятельности: Мирные: реформа (изменение), переговоры, соглашения, выборы, демонстрации, манифестации, забастовки. Они предполагают постепенное, качественное изменение политических отношений, соблюдение законности и правопорядка. Насильственные: война, революция, восстание, заговор, путч, переворот, террор и др. Они предполагают проведение радикальных преобразований.
Внешняя политика Беларуси Внешняя политика государства – общий курс государства за пределами его территории, направленный на реализацию национальных интересов. Основные направления, стратегические цели: *обеспечение благоприятных международных условий для укрепления государственности, суверенитета и территориальной целостности; *развитие взаимовыгодного сотрудничества с государствами и народами; *непосредственное участие в решении общих человеческих проблем; *формирование нового, более гуманного мирового порядка. РБ свободна от ядерного оружия и проводит политику нейтралитета. Принципы внешней политики РБ: *равенство государств; *неприменение силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях; *нерушимость границ;*мирное урегулирование международных конфликтов и противоречий; *уважение суверенитета других государств. Отличительная особенность внешней политики РБ – многовекторность и создание вокруг себя «пояса добрососедства».
Этапы становления и развития политической науки Первые формы осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали пре-имущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации власти. В середине I тыс. до н.э. в связи с творчеством Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона появляются первые политические категории, дефиниции (определения), а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Одним из основателей политологии является Макиавелли. В 16 в. он сформулировал предмет и метод политологии, поставил в центр изучение проблемы государства и власти. В 1857 г. начинается чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском колледже. В 1880 г. в нем была открыта Высшая школа политической науки. В 1903 г. была основана Американская ассоциация политической науки, в 1949 г. Международная ассоциация политической науки. В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовала курс политологии для изучения в университетах.Как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX в.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.45.136 (0.018 с.) |