![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Автор: д.ю.н., профессор Б.Л.ЖелезновСтр 1 из 3Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО Программа курса, планы семинарских занятий и общие методические Указания по изучению курса Казань – 2012 Печатается по решению учебно-методической комиссии юридического факультета КФУ Автор: д.ю.н., профессор Б.Л.Железнов Научный редактор:к.ю.н., доцент Е.Б.Султанов КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ Учебно-методическое пособие предназначено для изучения студентами юридического факультета учебной дисциплины «Конституционное право», обучающихся по направлению подготовки: 030900 Юриспруденция и получающих квалификацию (степень) выпускника – бакалавр. Рабочая программа учебной дисциплины предполагает обучение в течение 2-го семестра I курса и 1-го семестра 2 курса с промежуточной формой контроля в виде зачета и итоговой формой контроля в виде экзамена. Программа учебной дисциплины предполагает в качестве своей цели углубленное изучение важнейших положений конституционного права России. 1. Цели освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла Б.3 направления подготовки 030900 Юриспруденция. Учебная дисциплина «Конституционное право» взаимосвязана с учебными дисциплинами «Теория государства и права России», «Конституционное (государственное) право зарубежных стран», «Муниципальное право», «Административное право». Для освоения данной учебной дисциплины «Конституционное право» необходимо обладать знаниями по обществознанию и истории, русскому языку и литературе, преподаваемым в средней школе.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Общекультурные компетенции
Профессиональные компетенции
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны: знать:
уметь:
владеть:
Примечание: примерные варианты тестов, задач, а также учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины – см. планы семинаров и рекомендуемую в планах литературу. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Очная форма. Дифференцированная тематика обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет – 8 зачетных единиц – 288 часов Количество семестров – 2. Форма контроля (по семестрам) 1семестр - зачет, 2 семестр – экзамен I семестр
Итого: лекции – 30 часов семинарские занятия – 42 часа самостоятельная работа – 54 часа II семестр
Итого: лекции – 30 часов семинарские занятия – 42 часа самостоятельная работа – 54 часа Всего лекции – 60 часов семинарские занятия – 84 часа самостоятельная работа – 108 часов
I семестр
Итого: лекции – 20 часов
семинарские занятия – 28 часов самостоятельная работа – 75 часов
II семестр
Итого: лекции – 22 часа семинарские занятия – 32 часов самостоятельная работа –75 часа
Всего лекции – 42 часа семинарские занятия – 60 часов самостоятельная работа – 150 часов I семестр
Итого: лекции – 10 часов
семинарские занятия – 16 часов самостоятельная работа – часа
II семестр
Итого: лекции – 10 часов семинарские занятия – 16 часов самостоятельная работа – часа
V. Образовательные технологии Лекции. Часть лекций проходит в классической информационной форме. Наиболее интересные темы (их перечень обговаривается со студентами) выносятся на обсуждение в рамках проблемной лекции. Студенты предлагают свои решения предложенной научной проблемы. Предполагается дискуссия и диалог студентов и преподавателя. Практические занятия. На практических занятиях студенты обсуждают предлагаемые им вопросы. Часть практических занятий проводится в форме диалога. Также при подготовке к отдельным практическим занятиям студенты могут формировать исследовательские группы для более глубокого изучения той или иной научной проблемы. В конце практического занятия предполагается устный опрос.
Тема Конституционное развитие России. Конституция РФ 1993г (4 часа) Понятие конституции и её политико-правовое содержание. Развитие конституционной идеи в дореволюционной России. Юридические особенности Конституции (высшая юридическая сила норм, особый порядок принятия и изменения, учредительный и программный характер; Конституция как правотворческая база текущего законодательства). Прямое действие конституции. Конституция РСФСР 1918г. – первая Советская Конституция. Конституции СССР 1924, 1936, 1977 г.г. и их роль в развитии конституционного законодательства РСФСР. Конституции РСФСР 1925, 1937 и 1978 г.г. Подготовка и принятие Конституции РФ 1993г. Сущность и структура действующей Конституции РФ, порядок её принятия, изменения и пересмотра. Конституция РФ и режим чрезвычайного, а также военного положения. Соотношение Конституции РФ с конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. Конституция РФ и Федеративный Договор. Конституция Республики Татарстан: история, развитие, система, правовые особенности, соотношение с Конституцией РФ. Тема (4 часа) Президент РФ, Федеральное собрание РФ. Правительство РФ. Судебная власть в РФ Принципы организации и деятельности судебной системы Российской Федерации. Статус судей и гарантии его соблюдения. Конституционный суд РФ: порядок образования, структура, функции, компетенция, акты, процессуальные основы деятельности, гарантии исполнения решений. Взаимодействие с органами конституционного контроля субъектов РФ. Суды общей и арбитражной юрисдикции. Основы организации и деятельности Прокуратуры РФ. Система органов Прокуратуры и их важнейшие полномочия. Тема (1 час). Российской Федерации Виды, формирование, принципы организации и полномочия представительных (законодательных) и исполнительно-распорядительных органов государственной власти субъектов РФ. Ответственность органов государственной власти субъектов РФ за издание неправомерных актов. Тема (2 часа). Методические указания В планах для подготовки студентов к семинарским занятиям сформулированы вопросы, подлежащие уяснению по соответствующей теме, задачи которые необходимо решать при домашней подготовке и в ходе аудиторных групповых занятий, приводятся контрольные вопросы и тесты. Рекомендованные в заданиях к соответствующим темам литературные источники являются, в основном, дополнительными к учебникам и учебным пособиям. При этом следует иметь в виду, что дополнительная литература по теме студентом избирается по его усмотрению, а также с учетом наличия в читальном зале или абонементе научной библиотеки. Студентам также предлагается активно использовать Интернет. Сформулированные в планах занятий по соответствующей теме вопросы коллективно обсуждаются на семинарских занятиях. По мере необходимости в ходе занятия преподаватель может формулировать другие вопросы и тестовые задания, которые не нашли отражения в плане занятия. Подготовка студентов к семинарским занятиям и последующее выступление является одной из форм изучения дисциплины «Конституционное право». Доклад студентов на семинарских занятиях представляет собой устное выступление с использованием рукописного конспекта, плана доклада, схем, рисунков, иллюстраций и т.д. В процессе доклада студент должен изложить основные положения рассматриваемого вопроса, обратить внимание на его дискуссионные аспекты, быть готовым ответить на дополнительные вопросы преподавателя и аудитории. Не рассматривается в качестве доклада и не может быть оценено неотрывное чтение заранее подготовленного конспекта. При подготовке студент должен уяснить цели и задачи исследования, изучить учебную литературу, специальную литературу, в случае необходимости обратиться к отечественным и зарубежным источникам права. Подготовить доклад только по одному учебнику нельзя, так как последний больше играет роль методологического ориентира, призванного помочь студенту разобраться в большом объеме дополнительной литературы. Изучая учебную и специальную литературу, необходимо выявить и сопоставить позиции отдельных авторов, попытаться выработать свою точку зрения. Составление конспекта отнюдь не предполагает полное переписывание всего материала. Необходимо обработать изученный материал и выделить самое важное. Последнее и должно лечь в основу конспекта. Для удобства изложения студент может составлять графики, таблицы и т.д. При подготовке к семинарским занятиям необходимо использовать учебники по теории государства и права; статьи и материалы юридических журналов, особенно журнала «Государство и право», «Журнал российского права», «Известия высших учебных заведений. Правоведение», «Российский юридический журнал», «Вестник Московского университета. Серия 11, Право», «Учёные записки Казанского государственного университета. (Серия «Гуманитарные науки»)» дополнительную общетеоретическую и специально-правовую литературу; нормативно-правовые акты и комментарии к ним; словари и иную справочную литературу; работы по философии, политологии, социологии и другим общественным наукам. Семинар Тема: Понятие конституционного права как отрасли и науки (2 часа) Основные вопросы темы: 1. Понятие, предмет, система конституционного права как отрасли права. Место конституционного права в системе права России. 2. Конституционно-правовые нормы, их структура, особенности и виды. Конституционно-правовые институты. 3. Понятие, особенности и виды конституционных правоотношений. Основания их возникновения, применения и прекращения. 4. Источники конституционного права. 5. Понятие, предмет, методология, система и источники науки конституционного права. Контрольные вопросы: 1. Могут ли нормы конституционного права входить в другие отрасли права? 2. Как следует классифицировать конституционные отношения по объекту и предмету? 3. Может ли считаться источником конституционного права послание Президента РФ Федеральному Собранию? 4. Может ли наука конституционного права реализовать общественное сознание? Задача: Правительство одной из республик России своим постановлением увеличило на 1% ставку налога с продаж, установленную законом этой республики. Правомерно ли это постановление правительства с точки зрения юридической силы актов конституционного права? Образец тестового задания: Предметом непосредственного регулирования норм конституционного права РФ являются общественные отношения: а) в сфере товарооборота б) в сфере исполнения наказаний в) в сфере сбора налогов г) в сфере организации деятельности Гос. Думы РФ Рекомендуемая литература: Богданова Н.А. Система науки конституционного права. – М., 2004. Ген Н.Л. Специфика конституционных норм и особенности их реализации //Журнал российского права. – 2001. - № 11. Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. – Саратов, 1998г. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М., 2002. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. – М, 1997г. Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. – Тюмень, 1998г. Основин В.С. особенности конституционных норм // советское государство и право. – 1979, №4. Хижняк В.С. Взаимодействие национального права России и международного права: конституционные основы. – Саратов, 2002. Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государства. – М, 1969г. Семинар Тема: Теория, история и практика конституционного законодательства. Конституционный контроль (4 часа) Основные вопросы темы: 1 Понятие, сущность и правовые свойства Конституции. 2 Развитие конституционного законодательства СССР и Российской Федерации. Принятие Конституции РФ 1993г. 3 Система Конституции РФ 1993г. Порядок принятия и изменения Конституции. Пересмотр Конституции. Конституция РФ и режим чрезвычайного положения. Режим военного положения. 4 Соотношение Конституции РФ с конституциями и уставами субъектов РФ. 5 Конституция Республики Татарстан: принятие, структура, правовые особенности. 6 Конституционный контроль и надзор в Российской Федерации и Республике Татарстан. Контрольные вопросы: 1. Что делает возможным расхождение между юридической и фактической конституциями? Проиллюстрируйте ответ на основе советских конституций. 2. Что такое прямое действие конституции? Дайте практические примеры. 3. Каково соотношение понятий «конституционная поправка» и «пересмотр конституции»? 4. Почему не мог быть объявлен режим военного положения в Чечне? 5. Что такое «октроирование»? Имели ли место попытки октроирования конституции в российской истории, а если да, то какие? 6. Действовала ли Конституция Татарской АССР, принятая в 1926г.? Задачи: 1. Несколько депутатов Гос. Думы ФС РФ после ратификации этой палатой договора между Россией и Украиной направили в Конституционный суд РФ запрос о соответствии Конституции РФ данного договора. Однако Совет Федерации ФС РФ, не дожидаясь решения Конституционного Суда, ратифицировал этот договор. Законно ли действовал Совет Федерации? 2. Гр. А. был привлечён к уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу. В суде он заявил, что его религиозным и пацифистским убеждениям противоречит несение военной службы и, несмотря на отсутствие закона об альтернативной службе, он намерен нести именно альтернативную службу в соответствии со ст.59 Конституции РФ. Как бы Вы поступили на месте Суда? Образцы тестовых заданий: 1. Конституция РФ 1918г. была принята: a) Референдумом b) Верховным Советом c) Конституционным Собранием d) Учредительным Собранием e) Всероссийским Съездом советов 2.Какое из перечисленных понятий можно отнести к основным юридическим свойствам конституции: a) Нормативность b) Формальная определённость c) Учредительный характер d) Государственный суверенитет e) Публичная власть 3. Как называлось собрание конституционных актов Российской империи, действовавших до Февральской революции 1917г.: a) Конституция Российской империи b) Основные государственные законы c) Принципы государственного управления Рекомендуемая литература: Конституция Российской Федерации. Конституция Республики Татарстан. – Казань, 1992 г. Конституция Республики Татарстан с изм. и доп. – Казань, 2005 г. Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993г. // собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993, № 42. О результатах всенародного голосования по проекту Конституции РФ // Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 20 декабря 1993г. – Российская газета, 1993г., 25 декабря. ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 // Российская газета, 2001, 2 июня. ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002г. // РФ, 2002г., 2 февраля. ФКЗ от 21 июля 1994г. О Конституционном Суде РФ // собрание законод. РФ, 1994г., 13, ст. 1447. С дополнениями, внесёнными ФКЗ от 15 декабря 2001г. Закон республики Татарстан от 30 октября 1998г. о внесении изменений и дополнений в Закон от 22 декабря 1992г. «О Конституционном Суде Республики Татарстан». - Казань, 1999г. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М, 2000г. Авакьян С.А. Нормативное значение решений Конституционных судов. – Вестник МГУ, серия 11 «Право», 2004 г. Виноградов В.А. Ответственность в механизме охраны конституционного строя. – М., 2005 г. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. – М, 1998г. Гатауллин А.Г., Железнов Б.Л. Конституционный контроль в субъектах РФ. – Казань, 2001г. Кудинов О.А. официальные конституционные проекты Российской империи XIX в. // Государство и право. – 2002. - № 5. Кукушкин Ю.С.Чистяков О.И. Очерки истории советской конституции. – М, 1980г. Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. - Казань, 1996г. Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005 г. Шаблинский И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989-1995 г.г.). – М., 1997. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России – М,1995г. Семинар Тема: Основы конституционного строя РФ (4 часа) Основные вопросы темы: 1. Понятие конституционного строя РФ. Структура конституционных отношений. 2. Механизм политической власти: a) Место государственной власти и её органов в системе политической организации общества; государство и гражданское общество. b) Общественные объединения. Особенности политических партий; c) Социально-экономические организации работников и предпринимателей; d) Представительная и прямая демократия. Референдум. Местное самоуправление как форма народовластия; 3. Экономическая система: a)Понятие и составные части; принципы. b) Собственность: сущность, формы, основы государственного регулирования; c)общественно-полезный труд. 4. Социальная сфера общественных отношений: социальная структура общества, социальная справедливость, разгосударствление социальных отношений в современной России. Контрольные вопросы: 1. Что означает категория «народ» по смыслу ст. 3 Конституции РФ 1993г: корпус избирателей, население страны, граждане России или что-то ещё? 2. Что отличает государственную власть от иных видов политической власти? 3. Каково, на Ваш взгляд, соотношение народного и государственного суверенитета? 4. Нет ли в Конституции РФ противоречия между принципами разделения властей (ст. 10) и единства государственной власти (ч 3 ст.5)? 5. Как соотносятся между собой разделение властей и разграничение предметов ведения и полномочий (ч.3 ст.11 Конституции РФ)? Задачи: 1. Районному обществу садоводов было отказано в регистрации по той причине, что в районе уже действует представительство экологического движения «Кедр». Правомерен ли подобный отказ? Может ли он быть обжалован и в какой орган? Сможет ли общество садоводов существовать без регистрации? 2. Несколько известных предпринимателей обратились к Президенту РФ с просьбой назначить всероссийский референдум по вопросу о применении принятого недавно закона о госбюджете РФ. Вправе ли Президент объявить о проведении референдума?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.51.67 (0.159 с.) |