Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тогда остальным началом, в нем сокровенном, будет наше
государственное начало, на котором непоколебимо стоят трон и алтарь, собственно русское начало, русский дух, наша святыня. В этом славянстве мы, русские, должны искать своего народного начала, источника и народного просвещения.
Каждый народ, в периоде самобытности своей, вмещает в себе два элемента: общий наследственный от народа-родоначальника, исчезающего в поколениях, и частный, составляющий личность народа.
Общий элемент в нас есть родовой, славянский, частный – наш, собственный русский.
Посредством личности своей каждый народ развивает в жизни человечества особую мысль Провидения и содействует исполнению благих Его предначертаний.
Так, все славянские государства были в свое время славны и могущественны, и все, как бы по очереди, пали:
Моравия, Болгария, Сербия, Померания, Чехия, Кроация, Славония, Далмация, Босния, Польша [3].
Многие славяне даже потеряли язык свой вместе с воспоминаниями о прежней самобытности: в Померании, Мекленбурге, Саксонии и в других странах Германии славянское наречие вытеснено немецким, в Морее – греческим, в Венгрии – мадьярским [4].
Этим славянам, утратившим значение свое, свойственно с сожалением вспоминать славное прошедшее.
Но Россия, по воле Провидения, выдержала удары судеб и приобрела самобытность, претерпев многоразличные, долговременные бедствия, внутренние и внешние, она одна возносится над могилами единородных государств и своею собственною личностью представляет беспримерную историю по необъятности владений, многочисленности обитателей и по могуществу народного духа, благоговейно преданная своей вере, своему Государю, сохранившая свой язык, знамение народного ума, народных доблестей, народного чувства.
Тогда как прочие славянские народы в изнеможении своем от чуждого владычества еще гордятся общим славянским происхождением, Россия, не помрачившая славы предков, славна своими народными доблестями, славна и прошедшим, и настоящим.
Итак, независимо от общего славянства, в действительности не существующего, а изменившегося в нескольких славянских племенах, мы должны следовать за своими судьбами, свыше нам
указанными, и в своем родном начале, в своей личности народной, в своей вере, преданности к престолу, в языке, словесности, в истории, в своих законах, нравах и обычаях мы обязаны утвердить живительное начало русского ума, русских доблестей, русского чувства.
Вот искомое начало народное, и не славяно-русское, а чисто русское, непоколебимое в своем основании, собственно наша народность.
Великий преобразователь России [5] не все вновь в ней создал: стихии для его творения уже были приготовлены венценосными его предшественниками.
Могучею волею Петр I совершил в свое царствование то, для чего потребны столетия; но он совершил то, до чего народы достигают и в постепенном своем развитии.
Какие следствия его преобразований? Мы, оставаясь русскими по духу и сердцу, сравнились с европейцами в образованности. {6}.
Ломоносов для пересоздания слова русского там же искал сокровищ науки, где Петр Великий находил их для пересоздания государства.
Чего ж нам ожидать от соплеменных народов? Ответ мы находим в истории и прошедшей, и современной.
Святая Русь бедствовала и страдала одна, одна проливала кровь свою за престол и веру, одна подвигалась твердым и быстрым шагом на поприще гражданского своего развития; одна ополчилась против двадцати народов, вторгнувшихся в ее пределы с огнем и мечом в руках [7].
Все, что имеем мы на Руси, принадлежит нам одним, без участия других славянских народов, ныне простирающих к нам руки и молящих о покровительстве, не столько по внушению братской любви, как по расчетам мелкого и не всегда бескорыстного эгоизма.
С таким воззрением на нашу народность я обращаю слово преимущественно к тем преподавателям, которым досталось обрабатывать на ученом поприще участок славный, но и трудный – русский язык и русскую словесность, с прочими соплеменными наречиями как вспомогательными средствами для народного языка, русскую историю, историю русского законодательства.
Им предпочтительно пред другими принадлежит возбуждение духа отечественного не из славянства, игрою фантазии
созданного, а из начала русского, в пределах науки, без всякой примеси современных идей политических.
Преподаватели, следуя видам правительства и научая вверенное им юношество тому или другому предмету, да поучают его и впредь по-русски мыслить, и чувствовать: только этим способом будущие члены общества составят одну великую семью с одинакими мыслями, с одинакою волею, с одинаким чувством.
Таково воззрение правительства на славянство вообще и на славянство в отношении к России, таковы мысли о начале народном и народности – источнике народного просвещения, коими следует руководствоваться при направлении умов учащегося юношества.
Московский университет – старый блюститель отечественного языка, в сердце России, пред стенами священного Кремля, свидетеля и бедствий, и радостей народных, в особенности должен показать пламенное усердие в развитии русского просвещения из русского начала нашей народности.
Разливая на учащихся свет истинных, полезных знаний об отечественной истории и словесности, об отечественных законах и преданиях, университет, без сомнения, истребит влиянием своим
необдуманные порывы некоторых из прежних его питомцев, отделивших себя от общих исторических мнений не столько, по какому-либо убеждению, сколько по легкомыслию и добродушной мечтательности.
Не славнее ли для нас имя русского – то знаменитое наше имя, которое с основания государства нашего повторялось и повторяется миллионами народа в жизни общественной? Да слышится в университетах имя русского, как слышится оно в русском народе, который, не мудрствуя лукаво, без воображаемого славянства, сохранил веру отцов наших, язык, нравы, обычаи, всю народность.
Я не скрываю пред собою, что вышеупомянутые уклонения от прямого пути науки возможны, но в то же время я уверен и имел счастье всеподданейше выразить Всемилостивейшему Государю Императору уверение, что учащие и учащиеся, принадлежащие к ведомству Министерства народного просвещения, оправдывают ожидания и надежды монаршие, и это уверение, с полным убеждением в точности его исполнения, передаю в настоящем случае самим делателям на ученом поприще.
Бог нам да поможет в великом деле народного просвещения, от которого зависят настоящее и будущее России!
В заключение я должен присовокупить, что это открытое и положительное изложение видов правительства в деле о началах Русского просвещения, без сомнения, возбудит во всех благонамеренных стремление по мере сил оправдать доверенность правительства и употребить все старания к сохранению духа учащегося юношества от соблазна понятий, нам неприязненных и вредных. Между тем правительство, следя неослабно развитие сего важного по обстоятельствам дела, тогда только было бы вынуждено обратиться к мерам другого рода, когда ожидание его могло бы оказаться тщетным и меры кротости и доверия не достигли бы благой его цели.
Ваше сиятельство не оставите обращать особое внимание на содержание сего предписания и повременно доносить мне о наблюдениях ваших по вышеизложенным предметам, равно как и о распоряжениях, кои, по местным соображениям, могли бы впоследствии
оказаться полезными. Министр народного просвещения граф Уваров. Директор Комовский. __
Итак как видно из секретного церкуляра Министра Народного просвящения попечителю московского университета (аналогичные церкуляры были разосланы и в другие университеты).
Государственная идеология расходится со славянофилами в двух моментах: 1. Государство не принимает ту часть доктрины славян где говорится об обьединении всех славянских народов вокруг России как славянского центра поскольку многие славянские народы в частности те что вошли в состав австрии и венгрии утратили общий язык и общую религию. Что касаемо польши то история показала что большая ее часть вошла в Состав Российской Империи. Хотя польшу для этого и пришлось еще во второй половине восемнадцатого века разделить трем государствам Российской Империи Пруссии и Австрии. 2. Российская Империя как государство не принимает ту часть доктрины славянофилов в которой говорится о государстве как такавом и политических институтах государства. 3. Остальные восемдесят процентов учения славянофилов спокойно итегрируются в государственную идеологию Российской Империи и даже являются ее составной частью.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.222 (0.02 с.) |