![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Басня, как источник воплощения хореографического образа средствами современной хореографииСтр 1 из 8Следующая ⇒
Басня, как источник воплощения хореографического образа средствами современной хореографии
Выполнила: Студентка IV курса Специальности 51.02.01 Народное Художественное творчество Чернова Полина Евгеньевна Руководитель ВКР – Преподаватель высшей квалификационной категории Левичева Анна Сергеевна
Ярославль, 2022 Содержание
Введение. 3 Глава I. Современная хореография, ее история, развитие и техники. 6 1.1. История и развитие современной хореографии. 6 1.2. Техники и лексика в современной хореографии. 12 1.3. Использование светотени для придания образности хореографии. 17 Глава II. Басня как один из литературных источников вдохновения. 22 2.1. Происхождение и развитие басни в мировой литературе. 22 2.2. Жанровые признаки басни, мораль. 29 2.3. Басня как литературный источник вдохновения. 34 Глава III. Воплощение басни в хореографическом номере. 39 Заключение. 40 Список используемой лиетратуры.. 42 Приложение………………………………………………………………………48
Введение
«Танец - вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела»[1]. В танце художественный образ создается с помощью ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела, он неразрывно связан с музыкой и передает ее эмоционально-образное содержание с помощью движений, фигур и композиции. Воплощение в танце сюжета того или иного литературного произведения требует своих подходов, использования определенных средств хореографии. В разных видах искусства существуют разные формы воплощения сюжета, язык и художественные средства выражения. Современное искусство характеризуется синтезом различных форм, средств выражения, приемов воплощения идеи, которые, трансформируясь и перетекая из одного вида искусства в другое, с определенными видоизменениями рождают новые образы и смыслы. То же касается и синтеза литературы и хореографии. Сюжет любого литературного произведения может быть выражен в танце с помощью специфических средств хореографии.
Исследование посвящено проблеме воплощения сюжета литературного произведения в жанре «басня» средствами современной хореографии. Синтез литературы и танца – явление не новое. Однако особенностью исследования является то, что выбранный жанр (басня) не пользуется широкой популярностью в хореографических постановках и требует дополнительного изучения и осмысления. Современный танец вырос из основ классического балета. Зарождение такого явления как современная хореография стало своеобразной реакцией общества на строгие балетные каноны, неизменные и, по сути, формальные танцевальные ограничения. В процессе своего становления современный танец сформировался в самостоятельную форму искусства, характеризующегося новаторским синтезом движений, музыки и света. Одной из главных характеристик современной хореографии является свобода и выразительность движений, открывающие безграничные возможности реализации художественного замысла на сцене. Актуальность исследования заключается в изучении литературного жанра – басня, для воплощения ее в современной хореографической постановке. Объектом исследования выступает басня как источник воплощения хореографического образа средствами современной хореографии. Предмет исследования – особенности воплощения сюжета басни в хореографической постановке. Цель исследования заключается в выявлении особенностей воплощения сюжета литературного произведения (басня) в хореографической постановке средствами современной хореографии с учетом требований жанра. Для выполнения указанной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить теоретические основы современной хореографии, историю ее развития; 2. Рассмотреть существующие техники современной хореографии; 3. Исследовать особенности применения светотени в хореографии; 4. Проследить происхождение и развитие басни в мировой литературе; 5. Определить жанровые признаки басни; 6. Выявить особенности басни как источника вдохновения в литературе; 7. Выявить этапы работы балетмейстера над созданием номера по мотивам басни Теоретическая значимость работы заключается в определении особенностей воплощения художественно-литературного замысла средствами современной хореографии, выявлении закономерностей, исследовании литературных источников вдохновения и хореографических выразительных средств, а также в выявлении особенностей техники и лексики современной хореографии. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования данных настоящей работы в практике преподавания.
При подготовке исследования применялись следующие методы работы: метод сравнительного анализа, метод интерпретации художественного произведения, художественный анализ, историко-биографический метод, описательный метод, сравнительно - сопоставительный метод, структурный анализ. Методологической базой исследования послужили работы искусствоведов, хореографов, посвященные современной хореографии, а также труды, затрагивающие проблемы синтеза литературы и хореографии. В процессе исследования была проведена работа по изучению источников по танцевальному и хореографическому искусству, литературе. Практическим материалом для исследования стали хореографические постановки ведущих хореографов, как отечественных, так и зарубежных. Структура работы включает введение, три главы исследования, заключение, список использованной литературы, вложения. Первая глава исследования посвящена изучению исторических предпосылок возникновения и становления хореографического искусства, формирования техники и лексики современной хореографии. Во второй главе исследования проанализирован жанр басни как источника литературного вдохновения, рассмотрены жанровые особенности и мораль басни. В третьей главе отражено воплощение басни в хореографической постановке с помощью современных хореографических средств, описаны основные. В приложении описан поставленный номер, его драматургия, анализ музыкального произведения и примеры костюмов.
Заключение
Современный мир характеризуется динамичным и всесторонним развитием. Культура и искусство все больше изменяются под влиянием новых тенденций развития общества. Активно происходит переоценка привычных способов и форм, все чаще доминирующую роль играет авторский, личностный взгляд на раскрытие произведения, на воплощение художественного образа. Аналогичное требование современный мир предъявляет и к танцевальному искусству. Проникновение новых форм, синтез танцевальных направлений, использование необычных сценических решений дают импульс к воплощению на сцене практически любого замысла, вплоть до самого сложного литературного произведения. Одним из таких непростых, но интересных для хореографической постановки жанров становится басня. В работе изучены теоретические основы развития современной хореографии и басенного жанра, исследован жанр басни как источник воплощения хореографического образа средствами современной хореографии. В процессе исследования были решены следующие задачи: 1. Изучены теоретические основы современной хореографии, проанализирована история ее развития; 2. Рассмотрены техники современной хореографии, ее лексика; 3. Исследованы особенности применения светотени в хореографических постановках;
4. Проанализированы этапы происхождения и развития басни в мировой литературе; 5. Определены жанровые признаки басни; 6. Выявлены особенности басни как источника вдохновения в литературе; 7. Рассмотрены этапы работы балетмейстера над созданием номера по мотивам басни Подтверждением теоретической части является постановка номера по мотивам басни И.А. Крылова «Тень и человек», с использованием лексики современной хореографии и светотени. Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить, что в современной хореографии существует огромное множество хореографических приемов, позволяющих выразить литературный замысел на сцене. По-прежнему огромное значение в процессе воплощения художественного образа на сцене имеют танцевальные техники и выразительность движений танцоров, их смысловая наполненность. Тело танцора воспринимается как инструмент для выражения самых глубинных эмоций и сокровенного опыта, в том числе скрытых в недрах подсознания. Выразительные средства танца многообразны и включают пластику тела, мимику, жесты, ритм, амплитуду движений и т. д. Но не меньшее значение в формировании образа танца играют сценические приемы хореографии: контробъем, ракурс, силуэт, поза и светотень. Все они также могут использоваться в современных хореографических постановках для наиболее точного изображения характера танца и персонажей. Выразительная эффективность внешней формы в современной хореографии зависит от пропорций, соотношения движений, общего рисунка танца. И только при глубоком и вдумчивом отображении сюжета литературного произведения на сцене оно будет понято зрителем максимально точно. В ходе исследования мы выяснили, что басня – очень популярный и интересный литературный жанр, который имеет богатую историю и является важнейшим культурным наследием. Басня – это сочинение не только художественное, но еще и философское и воспитательное. Со времен басен Эзопа мораль была основой, самой важной частью басни. И до сих пор именно мораль является наиболее ярким характерным признаком басни. Пройдя путь от устных прозаических рассказов до четко выраженной стихотворной формы, басня до сих пор выступает простым и действенным средством воздействия на развитие норм общественной морали. Список используемой литературы
1. Аникст, А. А. «Театр эпохи Шекспира»
2. Александрова Н. А. «Балет, танец, хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий» 3. Балет. Энциклопедия 4. Белинский В.Г. «Полное собрание сочинений» 5. Бурнаев А.Г. «Теоретические основы формирования жанров в хореографическом искусстве» 6. Ваганова А.Я., «Основы классического танца» 7. Верниковская, В. «Европейская культура на рубеже веков: попытка культурологического анализа» 8. Виндт, Л. «Басня как литературный жанр» 9. Гаспаров М. Л. «Избранные труды, том I. О поэтах.» 10. Герасимова И.А. «Танец: эволюция кинестезического мышления» 11. Димура И.Н., Макарова Д.С. «Танцевальная выразительность артистов балета: к вопросу о дефинициях» 12. Добровольская Г. «Танец. Пантомима. Балет» 13. Ефремова Н.И. «Ритмика Э. Жак-Далькроза: вчера, сегодня, завтра» 14. Захаров Р. В. Сочинение танца: страницы педагогического опыта / Р. В. Захаров. – М.: Искусство, 1983.– 224 с. 15. Каган М. «Морфология искусства», 1972 16. Карп П. О балете. М., Искусство, 1980. С. 176 17. Красовский B.E. «Литература. Справочник абитуриента» 18. Крылов И.А. «Басни: с иллюстрациями» 19. Лафонтен Ж. «Басни» 20. Лебедев Е. «История всемирной литературы: В 8 томах» 21. Лессинг, "Abhandlungen uber die Fabel" – Рассуждения о басне, 1759. 22. Макаров, С. М. «От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В дебрях позорищ, потех и развлечений» 23. Матушкина, М. В. «Танцевальная импровизация: истоки и история развития в начале XX века» 24. Мессерер А.М., «Танец. Мысль. Время» 25. Навиславская Е.Е. Актерское мастерство и пластическая выразительность в хореографии 26. Никитин В.Ю. «Современный танец или contemporary dance?» 27. Никитин В.Ю. «Современный танец в России: тенденции и перспективы» 28. Новикова В.И., Телеева И.И. «Создание художественного образа театрализованного представления средствами сценической пластики» 29. Сюй Чжэнюй, Ван Лэлэ. «Особенности метафоры животных в баснях И.А. Крылова» 30. Уральская В. «Выразительные средства современного хореографического искусства» 31. Фокин М.М. «Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма» 32. Шерегова В.А., Бакланова О.А., Галимова «Проблемы и способы развития импровизации в современном танце» 33. Шульц Д.В. «Зарождение и развитие импровизации как метода танцевального мышления в современном танце» 34. Эзоп, Басни.
Электронные ресурсы
1. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-6811.htm?cmd=0&istext=1 2. https://rvb.ru/19vek/zhukovsky/01text/vol4/02prose_papers/318.htm 3. https://smi.academic.ru/206/Светотень 4. http://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/toc.htm#134 5. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-4371.htm 6. http://bse.sci-lib.com/article120043.html 7. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6711 8. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/5095 9. http://www.bibliotekar.ru/beb/71.htm 10. http://a4-format.ru/pdf_files_slovari/4b6b304d.pdf
Приложение А Описание номера Стиль: современный танец, contemporary Хронометраж: 3 минуты 48 секунд Исполнители: возраст 16-17 лет Цель: привлечь внимание зрителей, будущих специалистов, и молодое поколение к хореографической постановке по мотивам литературного произведения – басни, обратить внимание на смысл и мораль, раскрытую в номере.
Актуальность постановки: в современном мире хореография и литература являются частью культуры общества. Большой интерес вызывают различные танцевальные постановки на темы, которые редко используются. Создание художественного образа героев литературного произведения – басни и перенос его на исполнителей, расширяет их кругозор, раскрывает творческие способности, способствует эстетическому воспитанию личности. Сюжет: Удачу невозможно поймать, точно так же как свою тень. Человек живет своей ежедневной рутинной жизнью. Каждый день он просыпается, идёт на работу, затем снова домой - спит - потом на работу, и так проходит каждый его день. Но ему надоедает монотонная жизнь, он хочет «поймать удачу за хвост» - найти новую работу, чтобы получать от неё удовольствие. Но как известно, удача бежит от тех, кто за ней гоняется, и приходит к тем, кто о ней не думает. Сначала человек не может поймать фортуну, она бежит от него, но затем он успокаивается, смиряется с этим и она приходит к нему сама. Вдохновлённый тем, что ему удалось поймать ее, он удовлетворён своей жизнью. Но удача как легко появляется, так же легко и исчезает. Описание костюмов: на первом герое (человек) надеты темно-коричневые прямые брюки, бежевая водолазка, серый пиджак, на втором герое (фортуна) надеты черные прямые брюки, коричневая водолазка, бежевый пиджак Декорации: белая ткань, лампа, для создания тени Задачи для постановщика: 1. Объяснить исполнителям суть хореографической постановки; 2. Донести до исполнителей мораль басни, характеры героев; 3. Отработать техническую и эмоциональную составляющую номера; 4. Воспитать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству; 5. Развивать артистизм и фантазию; 6. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; 7. Научить работать со светотенью в хореографической постановке.
Задачи для исполнителей: 1. Через танец донести до зрителя смысл басни в хореографической постановке; 2. Освоить технику исполнения стиля, на котором построена постановка; 3. Передать эмоциональную составляющую номера; 4. Освоить работу со светотенью в хореографической постановке.
Приложение Б Анализ музыкального произведения: Музыкальный материал: Ludovico Einaudi – «Night» Продолжительность: 3 минуты 39 секунд Жанр: Модерн (современная классическая европейская музыка) Музыкальный размер: 4/4 Форма: Склад: Темп: умеренный Драматургия номера: 1. Вступление: 8 тактов 2. Экспозиция: 16 тактов 3. Завязка: 16 тактов 4. Ступени перед кульминацией: 32 тактов 5. Кульминация: 8 тактов 6. Развязка: 16 тактов Всего 96 тактов
Приложение В
Костюмы
Костюм персонажа «Человек»
Костюм персонажа «Фортуна»
[1]Н. А. Александрова «Балет, танец, хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий» с. 416 [2] Воробьева О.А., Демина К.Б. «Современный танец в Росси» с.106-108 [3] Макаров, С. М. «От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В дебрях позорищ, потех и развлечений» с.48. [4] Аникст, А. А. «Театр эпохи Шекспира» с.73 [5] Карп П. «О балете» С. 17. [6] Шульц Д.В. «Зарождения и развитие импровизации как метода танцевального мышления в современном танце» с. 108-115 [7] Ефремова Н.И. «Ритмика Э. Жак-Далькроза: вчера, сегодня, завтра» с.109-114. [8] Шульц Д.В. «Зарождения и развитие импровизации как метода танцевального мышления в современном танце» с.108-115 [9] Шульц Д.В. «Зарождения и развитие импровизации как метода танцевального мышления в современном танце» с. 108-115 [10] Шерегова В.А., Бакланова О.А., Галимова К.Т «Проблемы и способы развития импровизации в современном танце» с.4 [11] Верниковская, В. «Европейская культура на рубеже веков: попытка культурологического анализа» с. 106–111. [12] Матушкина, М. В. «Танцевальная импровизация: истоки и история развития в начале XX века.» с. 101. [13] Никитин В.Ю. «Современный танец или contemporary dance?» с.77-95 [14] Фокин М.М. «Против течения. Воспоминания балетмейстера» с.138. [15] Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. [16] Захаров Р. В. «Сочинение танца: страницы педагогического опыта» с. 224 [17] Эзоп, Басни. С. 448 [18] Веркгаупт Г. Электронный ресурс http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-6811.htm?cmd=0&istext=1 [19] Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова Электронный ресурс https://rvb.ru/19vek/zhukovsky/01text/vol4/02prose_papers/318.htm [20] Красовский B.E. Литература. Справочник абитуриента. с.362 [21] Лебедев Е., «История всемирной литературы: В 8 томах» с. 48 [22]Лессинг, "Abhandlungen uber die Fabel" – Рассуждения о басне, 1759.
[24] Сюй Чжэнюй, Ван Лэлэ. Особенности метафоры животных в баснях И.А. Крылова // Филологические науки. Вопросы теории и практики, Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 12. C. 53-57. ISSN 1997-2911 [25] Сюй Чжэнюй, Ван Лэлэ. «Особенности метафоры животных в баснях И.А. Крылова» C. 53 [26] Веркгаупт Г.,Электронный ресурс http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-6811.htm?cmd=0&istext= [27] Лебедев Е., «История всемирной литературы: В 8 томах» с.117. [28] Белинский В.Г. «Полное собрание сочинений» с. 591 [29] Виндт, Л «Басня как литературный жанр» [30] Гаспаров М. Л., «Избранные труды, том I. О поэтах.» с. 664 [31] Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова. Электронный ресурс https://rvb.ru/19vek/zhukovsky/01text/vol4/02prose_papers/318.htm. [32] Сюй Чжэнюй, Ван Лэлэ. «Особенности метафоры животных в баснях И.А. Крылова» C. 53 Басня, как источник воплощения хореографического образа средствами современной хореографии
Выполнила: Студентка IV курса Специальности 51.02.01 Народное Художественное творчество Чернова Полина Евгеньевна Руководитель ВКР – Преподаватель высшей квалификационной категории Левичева Анна Сергеевна
Ярославль, 2022 Содержание
Введение. 3 Глава I. Современная хореография, ее история, развитие и техники. 6 1.1. История и развитие современной хореографии. 6 1.2. Техники и лексика в современной хореографии. 12 1.3. Использование светотени для придания образности хореографии. 17 Глава II. Басня как один из литературных источников вдохновения. 22 2.1. Происхождение и развитие басни в мировой литературе. 22 2.2. Жанровые признаки басни, мораль. 29 2.3. Басня как литературный источник вдохновения. 34 Глава III. Воплощение басни в хореографическом номере. 39 Заключение. 40 Список используемой лиетратуры.. 42 Приложение………………………………………………………………………48
Введение
«Танец - вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела»[1]. В танце художественный образ создается с помощью ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела, он неразрывно связан с музыкой и передает ее эмоционально-образное содержание с помощью движений, фигур и композиции. Воплощение в танце сюжета того или иного литературного произведения требует своих подходов, использования определенных средств хореографии. В разных видах искусства существуют разные формы воплощения сюжета, язык и художественные средства выражения. Современное искусство характеризуется синтезом различных форм, средств выражения, приемов воплощения идеи, которые, трансформируясь и перетекая из одного вида искусства в другое, с определенными видоизменениями рождают новые образы и смыслы. То же касается и синтеза литературы и хореографии. Сюжет любого литературного произведения может быть выражен в танце с помощью специфических средств хореографии. Исследование посвящено проблеме воплощения сюжета литературного произведения в жанре «басня» средствами современной хореографии. Синтез литературы и танца – явление не новое. Однако особенностью исследования является то, что выбранный жанр (басня) не пользуется широкой популярностью в хореографических постановках и требует дополнительного изучения и осмысления. Современный танец вырос из основ классического балета. Зарождение такого явления как современная хореография стало своеобразной реакцией общества на строгие балетные каноны, неизменные и, по сути, формальные танцевальные ограничения. В процессе своего становления современный танец сформировался в самостоятельную форму искусства, характеризующегося новаторским синтезом движений, музыки и света. Одной из главных характеристик современной хореографии является свобода и выразительность движений, открывающие безграничные возможности реализации художественного замысла на сцене. Актуальность исследования заключается в изучении литературного жанра – басня, для воплощения ее в современной хореографической постановке. Объектом исследования выступает басня как источник воплощения хореографического образа средствами современной хореографии. Предмет исследования – особенности воплощения сюжета басни в хореографической постановке. Цель исследования заключается в выявлении особенностей воплощения сюжета литературного произведения (басня) в хореографической постановке средствами современной хореографии с учетом требований жанра. Для выполнения указанной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить теоретические основы современной хореографии, историю ее развития; 2. Рассмотреть существующие техники современной хореографии; 3. Исследовать особенности применения светотени в хореографии; 4. Проследить происхождение и развитие басни в мировой литературе; 5. Определить жанровые признаки басни; 6. Выявить особенности басни как источника вдохновения в литературе; 7. Выявить этапы работы балетмейстера над созданием номера по мотивам басни Теоретическая значимость работы заключается в определении особенностей воплощения художественно-литературного замысла средствами современной хореографии, выявлении закономерностей, исследовании литературных источников вдохновения и хореографических выразительных средств, а также в выявлении особенностей техники и лексики современной хореографии. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования данных настоящей работы в практике преподавания. При подготовке исследования применялись следующие методы работы: метод сравнительного анализа, метод интерпретации художественного произведения, художественный анализ, историко-биографический метод, описательный метод, сравнительно - сопоставительный метод, структурный анализ. Методологической базой исследования послужили работы искусствоведов, хореографов, посвященные современной хореографии, а также труды, затрагивающие проблемы синтеза литературы и хореографии. В процессе исследования была проведена работа по изучению источников по танцевальному и хореографическому искусству, литературе. Практическим материалом для исследования стали хореографические постановки ведущих хореографов, как отечественных, так и зарубежных. Структура работы включает введение, три главы исследования, заключение, список использованной литературы, вложения. Первая глава исследования посвящена изучению исторических предпосылок возникновения и становления хореографического искусства, формирования техники и лексики современной хореографии. Во второй главе исследования проанализирован жанр басни как источника литературного вдохновения, рассмотрены жанровые особенности и мораль басни. В третьей главе отражено воплощение басни в хореографической постановке с помощью современных хореографических средств, описаны основные. В приложении описан поставленный номер, его драматургия, анализ музыкального произведения и примеры костюмов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.118 (0.13 с.) |