![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о психодиагностическом методе. Классификация методов психодиагностики.
Психодиагностический метод – «широкий класс методик, обладающий родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик. Класс методик, объединенных родством технологического приема, также называется техникой» [14, С.5]. Психодиагностическая методика – конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет исследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия исследования) для решения определенных задач (цель исследования) [14, С.5-6]. Л.Ф. Бурлачук, характеризуя диагностический метод, выделяет следующее: 1) основная особенность психодиагностического метода – измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления; 2) разработка и применение диагностических методик покоится на понятиях: нормы, валидности и надёжности; 3) жёсткие требования к процедуре исследования; 4) анализ психодиагностического метода позволяет выделить специфические мотивы, определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения, особенности ситуации; 5) диагностические исследования должны включать элементы объяснения, раскрытия причин, выработку соответствующих рекомендаций. Классификация методов психодиагностики. Во-первых, одним из оснований такой классификации является ответ на задания методик. По этому основанию различают два вида диагностических методик: ● методики, основанные на заданиях, которые правильного ответа не имеют; эти методики характеризуются лишь частотой и направленностью ответов (большинство личностных опросников); ● методики, основанные на заданиях, предполагающие правильный ответ (тесты интеллекта, специальных способностей). Во-вторых, различают вербальные и невербальные психодиагностические методики: ● вербальные методики опосредованы речевой активностью обследуемых; задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме; ● невербальные методики включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций; выполнение задания опирается на невербальные способности (перцептивные, моторные).
В-третьих, фундаментом классификации психодиагностических инструментов может служить основной методический принцип. Классификации методик по методическому принципу
2. Характеристика основных методов психодиагностики [14].
К основным методам психодиагностики относятся тесты, опросники, проективные методы. Тесты Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий. Это основной инструмент психодиагностического обследования. Различают следующие виды тестов: 1) вербальные и практические (по речевому признаку); 2) групповые и индивидуальные (по форме процедуры); 3) интеллектуальные и личностные (по направленности); 4) тесты скорости и тесты результативности (по временным ограничениям). Характеристика основных тестов Тесты вербальные – тип методик, в которых материал заданий представлен в вербальной, т.е. языковой форме. Основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме. Результаты вербальных тестов зависят от общей и языковой культуры, осведомленности, академической успеваемости, профессиональной деятельности. Тесты практические – тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен невербальными заданиями. Тесты групповые – тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых. Их нельзя смешивать со средствами диагностики социально-психологических особенностей групп. Групповые тесты в основном бланковые. Особенности применения: Тесты интеллекта. Интеллект – это интегративная характеристика личности, которая проявляется в активизации всех психических функций, процессов (мышление, память, воображение), которые обеспечивают познание окружающего мира. Интеллект – те проявления индивидуальности, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям. Тесты специальных способностей – группа методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. Используются при профотборе и профориентации. Тесты личности – группа методик, направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений личности. Тесты результативности (power-tests) – тип методик, ориентированных на измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового задания. Скорость не учитывается либо имеет вспомогательный характер.
Тесты скорости (speed-tests) – тип методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) тестовых задач. Опросники Опросники – это тип методик, состоящих из набора пунктов, не имеющих правильного ответа и характеризующихся только их частотой и направленностью. Основными видами опросников являются опросники-анкеты и личностные опросники. Опросники-анкеты – группа опросников для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям. Личностные опросники направлены на измерение различных особенностей и черт личности. Разработаны в рамках субъективного диагностического подхода. Недостатки личностных опросников – возможность фальсификации ответов; низкая достоверность результатов вследствие установок обследуемых; различия в понимании вопросов. Характеристика опросников Опросники черт личности разработаны на основе выделения черт личности. Производится группировка личностных признаков, а не обследуемых. Диагностика осуществляется по степени выраженности черт. Опросники типологические разработаны на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт (или факторов). Диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующим (усредненным) типом личности. Опросники мотивов предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности. Позволяют установить, на что направлена активность человека и как осуществляется регуляция динамики поведения. Недостаток данного типа опросников заключается в возможном влиянии фактора “социальной желательности”. Отмечается высокая надежность данных опросников, но при этом данные о валидности противоречивы. Опросники интересов. Разработка первых опросников была связана с решением узких задач – определением профессиональных интересов. Отмечается их высокая надежность и валидность. Опросники ценности близки к опросникам интересов, опросникам установок, опросникам мотивов. Они характеризуются высокой надежностью и валидностью. Опросники установок предназначены для измерения относительной ориентировки человека в структуре установок. Недостатком данного типа опросников является наличие влияния собственных установок диагноста на вопросы или утверждения опросника. Используются в основном в социально - психологических и социологических исследованиях.
Семинарское занятие № 2. Психодиагностика как наука (2 часа) 1. Понятие психодиагностики. Предмет и структура психодиагностики. Психодиагностические задачи (и ситуации психодиагностики в целом) [36, С.13-16, 21-23; 44, С. 99-104]. 2. Понятие о психологическом диагнозе. Психодиагностический процесс [44, С.126-131, 139-146]. 3. Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик [36, С.27-34; 44, С. 147-148]. 4. Понятие о психодиагностическом методе. Подходы к классификации психодиагностических методов. Характеристика основных методов психодиагностики [36, С. 16-21; 44, С.108-114]. Литература: Основная: 36, 44 Дополнительная: 3, 9, 16, 19, 20, 45, 54 Задачи и вопросы для самоконтроля: Какие формулировки предмета психологии предлагали советские психологи? Проанализируйте их. Какова структура психодиагностики? Опишите возможные психодиагностические ситуации и требования к методикам в этих ситуациях. Что такое психологический диагноз и чем он отличается от клинического? Как врач может использовать психологический диагноз? Что необходимо учитывать на каждом из основных этапов психодиагностического процесса? Назовите основные методы психодиагностики. Какие типы тестов и опросников Вы знаете? Раздел 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.6.85 (0.017 с.) |