Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мониторинг ведения комплексного учебного курса «Основы религиозных культурСтр 1 из 6Следующая ⇒
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Мониторинг ведения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур И светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в Республике Хакасия Абакан, 2021 г. Автор: Кравченко Т. Ю., доцент кафедры общего образования ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»
Введение Региональный мониторинг преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) в Республике Хакасия (далее – РХ) является традиционным и продолжается в соответствии с требованиями Министерства Просвещения Российской Федерации и Министерства образования и науки Республики Хакасия по реализации ФГОС. Региональный мониторинг предполагает выявить ряд тенденций в преподавании модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР, характерных для региона и исследует особенности преподавания данных дисциплин, тем самым способствует развитию духовно-нравственного образования в РХ. Цель мониторинга ведения комплексного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР в РХ (далее – мониторинг) – создание информационных условий для формирования целостного представления об условиях преподавания этих дисциплин, выявление тенденций качественных и количественных изменений в системе образования муниципального и республиканского уровней. Объектом мониторинга является образовательная деятельность: · условия, · организация, · содержание, · результаты, · качество преподавания курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР. Субъекты мониторинга: · руководители муниципальной системы образования, · методисты муниципальных методических служб, · руководители образовательных организаций (далее – ОО), · родители, · обучающиеся. Предметом мониторинга является выявление конкретных изменений в преподавании комплексного учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР. В соответствии с Планом проведения мероприятий по реализации соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и науки РХ и Религиозной организацией «Абаканская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» на 2021 год (утвержден 03.12.2020) региональный мониторинг направлен на изучение следующих направлений.
I. Мониторинг деятельности образовательных организаций, органов управления образованием муниципального и регионального уровней по изучению ситуации с обеспечением свободы выбора одного из модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ. II. Изучение уровня профессиональной компетентности педагогических работников общеобразовательных организаций в вопросах преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР. III. Изучение уровня обеспеченности и качества учебной литературы, используемой при реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР. IV. Изучение общественного мнения в отношении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР. При анализе результатов мониторинга учтены основные результаты и проблемы организационно-методического, нормативного, материального сопровождения преподавания курса ОРКСЭ, выявленные мониторинговыми исследованиями прошлых лет, и введения предметной области ОДНКНР на ступени основного общего образования. Результаты мониторинга послужат принятию управленческих решений на уровне образовательных организаций, муниципалитета и республики, обобщению передового педагогического опыта по предмету, планированию профессиональной подготовки педагогов и реализации образовательных программ повышения квалификации. Мониторинг предполагал участие всех муниципальных районов РХ. Все данные обобщались на уровне муниципалитетов. Обработка данных велась по всем критериям в цифровом выражении и процентном отношении от общего количества участвующих в мониторинге респондентов.
И предметной области ОДНКНР Мониторинг регионального уровня по изучению отношения к религиозному образованию участников образовательного процесса, по введению и преподаванию курса ОРКСЭ является традиционным, проводится с 2012/2013 уч. г. Предметная область ОДНКНР введена в образовательные программы основной школы в 2015 году и является продолжением курса ОРКСЭ.
Содержание мониторинга ежегодно обновляется в связи с образовательной политикой, но ряд определяющих проблем для исследования остается неизменным. К ним относятся: – количественные показатели образовательных организаций, изучающих и преподающих курс ОРКСЭ; – деятельность ОО, органов управления образованием муниципального уровня по сопровождению курса ОРКСЭ; – повышение квалификации учителей, их сопровождение и обобщение передового педагогического опыта; – качество работы с родителями по сознательному выбору модуля курса ОРКСЭ; – непосредственный выбор модуля родителями (законными представителями) и детьми; – изучение условий преподавания курса ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС; – выявление трудностей, связанных с введением и преподаванием курса ОРКСЭ. Это позволяет выявить динамику процессов в образовании в РХ, связанных с введением и преподаванием курса ОРКСЭ. В соответствии с вышесказанным выстроен данный аналитический отчет о проведении мониторинга в 2021 году. Мониторинг позволяет сделать процесс отслеживания состояния и развития данного направления в системе образования непрерывным, научно-обоснованным, диагностико-прогностическим. Приоритетными вопросами мониторинга являются выполнение всеми участниками учебного процесса регламента по сознательному выбору модуля, качество преподавания модулей курса ОРКСЭ, уровень эмоциональных оценок родителей и детей и перспектива развития предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР). Цель мониторинга ведения курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР в РХ в 2021 году – создание информационных условий для формирования целостного представления об условиях преподавания модулей курса ОРКСЭ, выявление тенденций, качественных и количественных изменений в системе образования муниципального и республиканского уровней в формировании образовательной области ОДНКНР. Цель мониторинга включает два направления исследования: 1. Изучение отношения участников образовательного процесса к преподаванию курса ОРКСЭ и выявление возможных проблем, возникающих в процессе реализации курса ОРКСЭ. 2. Изучение отношения участников образовательного процесса к преподаванию предметной области ОДНКНР и выявление возможных проблем, возникающих в процессе реализации предметной области ОДНКНР. В ходе мониторинга ставились задачи по изучению: – условий преподавания курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР в РХ; уровня профессиональной подготовки педагогов, наличия в ОО учебно-методического комплекса по курсу ОРКСЭ, возможностей использования информационных технологий; – эмоционального отношения и уровня интереса родителей к изучению курса ОРКСЭ; осознание влияния изучаемого курса ОРКСЭ на духовно-нравственное становление личности ребенка; – оценки учителями степени своей профессиональной компетентности в преподавании курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР на данном этапе и обобщению передового педагогического опыта; – прогнозирования педагогами и родителями учащихся результатов изучения курса ОРКСЭ; – профессиональных запросов и предложений учителей для оптимизации процесса повышения квалификации по курсу ОРКСЭ.
Цель мониторинга достигнута, задачи реализованы. На основе его предложены рекомендации по дальнейшему повышению качества преподавания курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР.
Количественные показатели По результатам опросника для представителей МУО Таблица 1 И предметной области ОДНКНР Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость и является как одна из приоритетных. Об этом свидетельствуют документы, принятые в последнее десятилетие и определяющие государственную национальную политику Российской Федерации в области культуры и образования: Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Одной из главных задач в сфере образования Республики Хакасия является развитие системы духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях. Особое место занимает работа с педагогическими кадрами в сфере духовно-нравственного образования и воспитания. Уровень профессиональной компетентности учителей ОРКСЭ и ОДНКНР зависит от многих показателей, в первую очередь, от своевременного и полного прохождения курсов повышения квалификации, от системной работы методических объединений на местах обобщения передового педагогического опыта на уровне муниципалитета, качества учебников и других методических пособий и многих других факторов (представлены ниже). Несмотря на то, что курсы ОРКСЭ и ОДНКНР уже не являются абсолютно новыми для педагогов, и подготовка систематически ведется, существует ряд проблем, оказывающих негативное влияние на качество и эффективность его преподавания. 1. В системе последипломного дополнительного образования для подготовки учителей к преподаванию ОРКСЭ предусмотрены краткосрочные курсы. Получая профессиональное образование, учителя не изучали этот предмет, и краткосрочные курсы повышения квалификации не способны в полной мере решить задачи подготовки учителей к преподаванию ОРКСЭ, так как слушатели не обладают необходимыми базовыми знаниями. Обучение на курсах способно лишь пробудить интерес к личному саморазвитию, раскрыть отдельные наиболее актуальные и востребованные проблемы преподавания нового предмета, развеять некоторые «мифы» и ложные представления, дать методические рекомендации по самообразованию, ознакомить учителей ОРКСЭ с учебно-методическим обеспечением, литературой и методическими пособиями по основным проблемам курса.
2. Большая часть преподающих ОРКСЭ учителей – это учителя начальных классов, которые, как правило, преподают этот курс в своем 4 классе, а после его выпуска следует трехлетний перерыв до следующего 4 класса. Преподавателю каждые 3 года приходится актуализировать и содержание, и методические особенности преподавания ОРКСЭ, и только очень немногие педагоги в течение трех лет сознательно занимаются самообразованием в этой области. Учебный предмет воспринимается педагогами курса ОРКСЭ как дополнительная нагрузка к основной деятельности. 3. Новизна и сложность содержания курсов ОРКСЭ и ОДНКНР определяют необходимость получения учителем систематической консультационной помощи из компетентных источников, как в области содержания курса, так и в области методики его преподавания. То есть повышение квалификации по данному направлению фактически должно быть непрерывным. 4. В ряде случаев на практику преподавания курсов ОРКСЭ и ОДНКНР оказывает значительное влияние собственное мировоззрение или конфессиональная принадлежность учителя. Отсутствие длительного собственного духовного опыта и серьезной богословской, исторической, культурологической подготовки порождает порой искаженное понимание учителем основ преподаваемого предмета, следствием чего становятся различные негативные явления, противоречащие как концепции курса, так и конституциональным нормам, лежащим в основе системы образования.
Всего |
265/196 | 38/54 | 3/3 | – |
Из всего сказанного можно сделать вывод, что требуется не количественный подход в реализации конкурса, а качественная подготовка участников.
Конкурс способствует обобщению имеющейся практики духовно-нравственного воспитания и обучения детей и молодежи в образовательных организациях республики, внедрению инновационных разработок в сферу образования, позволяет выявить актуальные проблемные области, характерные для процесса духовно-нравственного образования и воспитания.
В 2021 году
1. Предметная область ОДНКНР реализуется в образовательных организациях Республики Хакасия в урочной и внеурочной форме.
Урочная форма осуществляется в обязательном порядке во всех 5-х классах. Некоторые ОО проводят в урочной форме в 5–6-х классах.
С 6-го класса предметная область ОДНКНР реализуется во внеурочной деятельности. Есть ОО, которые организуют внеурочную деятельность с 6-го по 9-й классы.
|
2. Для реализации предметной области ОДНКНР используются учебники:
· Виноградова Н. Ф., Власенко В. И., Полякова А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс, под ред. Н. Ф. Виноградовой (М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ);
· Студеникин М. Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики, 5 класс (М.: Русское слово-учебник).
3. Реализуют предметную область ОДНКНР следующие педагоги-предметники: учителя истории (50%), литературы (40%), географии (4%), ИЗО (3%), музыки (3%).
4. Успешный опыт и региональная практика реализации предметной области ОДНКНР
Предметная область ОДНКНР в 5-6 классах, продолжающая учебный курс ОРКСЭ (4 кл.), направлена на формирование и развитие эстетического и духовного потенциала школьника. В 7-9-х классах предметная область ОДНКНР реализуется через внеурочную деятельность. В 10-11-х классах – через элективные курсы (например, «Христианские сюжеты и образы в русской и мировой культуре»).
Такой опыт представляет МБОУ «СОШ № 11» г. Абакана (http://школа11.абакан.рф/8/359.html)
Заключение
Региональный мониторинг по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» позволил выявить определенную динамику процессов в образовании Республики Хакасия, связанных с реализацией комплексного курса ОРКСЭ по основным содержательным линиям: общие сведения об изучении курса ОРКСЭ, соблюдение инструктивно-нормативных рекомендаций и документов Минобрнауки России и Республики Хакасия, в частности, о выполнении режима регламента выбора модуля, кадровое и методическое сопровождение курса ОРКСЭ, об условиях и проблемах ведения курса ОРКСЭ, перспективы развития курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР.
Мониторинг позволяет сделать процесс управления состоянием и развитием данного направления в системе образования непрерывным, научно-обоснованным и диагностико-прогностическим, принимать решения на различных уровнях управления образованием, в том числе и по реализации в ОО предметной области ОДНКНР. Изучение материалов мониторинга дает информацию для планирования процесса повышения квалификации, определять содержание ДПП повышения квалификации, планировать методическую работу ММО и ШМО, определять парадигму самообразования каждому учителю ОРКСЭ, планировать просветительскую работу с родителями и общественностью.
По представлению органов управления образования городов и районов, в мониторинге приняли участие представители всех муниципальных образований РХ: руководители ОО, руководители муниципальной системы образования, методисты муниципальных методических служб, родители и обучающиеся в 4 классе.
Мониторинг показал, что комплексный учебный курс ОРКСЭ ведётся во всех общеобразовательных школах. Ведут курс ОРКСЭ в школах учителя различных специальностей: начальных классов, истории, русского языка и литературы, иностранного языка, других предметов, педагоги дополнительного образования, руководители ОО и другие специалисты системы образования. Таким образом, в кадровом составе учителей ОРКСЭ серьёзных изменений не наблюдается, остаются тенденции увеличения или уменьшения доли участия указанных категорий педагогов, которая зависит от ряда причин, в том числе прохождения или не прохождения курсов повышения квалификации, выбора родителями модулей, образовательной политикой МУО и рядом других причин.
Анализ состава преподавателей ОРКСЭ в РХ подтверждает нестабильность преподавательского состава, реализующего модули комплексного учебного курса ОРКСЭ. Необходимо создать качественно новые программы и разработать материалы для подготовки учителей, повторно проходящих курсы повышения квалификации по ОРКСЭ, а также программы курсовой подготовки для сотрудников МУО и руководителей ОО, курирующих преподавание ОРКСЭ. Сотрудникам МУО и руководителям ОО, курирующим преподавание ОРКСЭ необходимо повысить квалификацию по данному направлению в 2022 году.
Рекомендуем МУО заранее предусмотреть для учителей возможность повысить квалификацию по ОРКСЭ повторно через различные формы ПК.
На основе изложенных выводов можно сформулировать следующие рекомендации:
1. Рассмотреть на уровне муниципалитета вопрос о регулярном (согласно графика) прохождении курсов для преподавателей ОРКСЭ и ОДНКНР, о формах и месте их проведения. Так как серьезным препятствием для повышения качества преподавания курсов духовно-нравственной направленности является форма дистанционного образования педагогов, необходимо проводить повышение квалификации для педагогов ОРКСЭ и ОДНКНР только в очной форме. Повышать квалификацию педагогов по преподаванию учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР только в очном формате и в объеме не менее 72 часов.
2. Проводить анализ результатов мониторинга по реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР, обсуждение вопросов преподавания на уровне МО.
3. Продолжить работу над решением проблемы добровольного и сознательного выбора модуля, неукоснительно соблюдать регламент выбора модуля, проводить работу с родителями в два этапа, предлагать для выбора все шесть модулей. На этапе ознакомления родителей с религиозной культурой шире использовать ресурс представителей религиозных конфессий, общественных организаций, СМИ.
4. На этапе ознакомления родителей с религиозной культурой шире использовать ресурс представителей религиозных конфессий, общественных организаций, СМИ.
5. Проводить разъяснительную работу по выбору модуля ОРКСЭ и с обучающимися в 3 классе с привлечением обучающихся в 4 классе, которые подготовили итоговые проекты по модулям.
6. Создавать в ОО условия для качественной реализации курса ОРКСЭ, обеспечить учителей ОРКСЭ техническими средствами.
7. Подготовить программы курсов и семинаров по ОРКСЭ для различных категорий слушателей и по различным модулям курса.
8. Усилить подготовку педагогов в части православной культуры и мировых религиозных культур, провести семинары по содержанию этих модулей.
9. Организовать системную работу по подготовке педагогов к участию во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя».
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Мониторинг ведения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.197.2 (0.042 с.)