Постуральное влияние.
Т.е сравнение цветового ощущения при прямом и запрокинутом положении головы. Здесь выявлена обратная зависимость: повышение цветовой чувствительности к оранжево-красному участку спектра, снижение цветовой чувствительности к зелёному цвету при запрокинутой голове.
Задание. Сравните колорит икон и фресок.
4.1.4.3. Расстройства цветового зрения. (по Рабкину)
1.Частичная цветовая слепота – дихромация.
По одной из теорий расстройство этого типа происходит при совпадении двух цветоощущающих аппарата глаза. По другой теории – при наличии укороченности спектра одного цвета и его сдвинутости в сторону другого участка спектра.
2.Цветоаномалия. Когда изменена чувствительность цветоощущающего аппарата глаза в количестве, либо в сдвиге или деформации соответствующей ему кривой цветового возбуждения.
3.Полная цветовая слепота.
Примечание. В Х1Х веке была написана медицинская диссертация врача-альбиноса Закса из Эрлангена о цветовом слухе. Читайте об этом в публикации Альфреда Бинэ «Вопрос о цветовом слухе». Москва, 1894 г.
Цветовое зрение в живой природе.
В растительном мире цвета обусловлены пигментами – веществами, поглощающими свет, химическая структура которых часто бывает невероятно сложной.
У животных цвет воспринимается часто в зависимости от явлений интерференции в многослойной тонкой плёнке или от дифракции в чешуйках.
Замечательно, что в живой природе истинная яркость и насыщенность цветов не воспринимается даже днём, пока не выйдет солнце.
Что касается наличия цветового зрения у животных, вывлено, что:
- цветовое зрение имеется у костистых рыб,некоторых амфибий (лягушек), черепах, ящериц, большинства птиц, обезьян;
- плохое, несовершенное цветовое зрение имеется у собак и белок;
|
- грубое или отсутствует цветовое зрение у лемуров;
- не доказано наличие цветового зрения у кошек;
- отсутствует цветовое зрение у быков, грызунов (кроликов и мышей), ночных животных, некоторых дневных животных.
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА.
Как уже отмечалось выше, восприятие цвета тесно связано с явлениями психологического порядка, поэтому данная тема относится к разделу цветопсихологии.
КОНТРАСТ.
Суть контраста состоит в том, что резко противоположные по каким-либо параметрам предметы или явления вместе вызывают в нас качественно новые ощущения и чувства, которые не могут быть вызваны при восприятии их по отдельности.
Контрастирующие цвета могут вызвать целую цепь новых ощущений. Например, контраст белого и чёрного может вызвать некоторый шок в результате внезапного перехода от белизны к черноте, также кажущееся изменение размеров и светлоты, возникновение пространственного эффекта и т.д. Это психофизиологические последствия цветового контраста. Они играют важную роль в художественном произведении.
Контрасты разделяются на 2 вида:
ахроматический (световой) и
хроматический (цветовой).
В каждом виде различаются 3 контраста:
одновременный,
последовательный и
пограничный (краевой).
Итого, различается 6 видов контрастов: Табл.6
ТИПЫ КОНТРАСТОВ | СВЕТОВОЙ | ЦВЕТОВОЙ |
ОДНОВРЕМЕННЫЙ | 1 | 2 |
ПОГРАНИЧНЫЙ | 3 | 4 |
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ | 5 | 6 |
Рассмотрим каждый из этих видов контраста на примерах.
§ Опыты проводятся на образцах формата А4.
1. Одновременный световой контраст.
|
а тёмное пятно на светлом –
ещё темнее, чем оно есть
на самом деле /рис.15/. Рис.15
Сюда же можно отнести контраст монохроматический – когда два цвета имеют одинаковый цветовой тон, но различный по светлоте /рис.16/.
|
Рис. 16
Примеры: Показ наглядного пособия.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.125 (0.009 с.)