Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.4. «Механизм формирования ощущений и восприятия в сенсорных системах».
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Механизм формирования избирательного восприятия сенсорной информации (концепция «прожектора» Ф. Крика). 2. Повторный вход возбуждения и информационный синтез как основа ощущения, перцепции и других форм сознательной деятельности. 3. Ориентировочный рефлекс как один из важнейших компонентов процессов обработки сенсорной информации. 4. Условия осознания сенсорного стимула. Сенсорная асимметрия.
Вопросы для самопроверки: 1. В чем заключается концепция «прожектора» Ф. Крика? 2. Что является основой ощущений и восприятия? 3. Что является ведущим фактором процесса обработки информации при формировании ощущений и восприятия? 4. Перечислите условия осознания сенсорного стимула.
Литература: основная – 5.1.1., 5.1.2.; дополнительная – 1,2.; интернет-ресурсы: 5.3.1., 5.3.2., 5.4.1., 5.4.2.; учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы: 5.2.1.; материально-техническая база 5.5.1., 5.5.2., 5.5.3.
Тема 2.1. «Зрительная сенсорная система» (теоретический материал полностью выносится на самостоятельное изучение). Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Питание глаза. Физиология слезных желез и слезоотделения – его регуляция и участие в эмоциональных реакциях человека. 2. Психофизиологические характеристики зрения. 3.Цветовое зрение. Теории цветоощущения (М.В. Ломоносов, Г. Гельмгольц, П.П. Лазарев). Современные представления о восприятии цвета. 4. Основные формы нарушения цветового восприятия.
Вопросы для самопроверки: 1. Как осуществляется питание глаза? 2. Роль слезных желез в поддержании эмоционального состояния. 3. В чем суть основных теорий цветоощущения? 4. Нарушения цветового восприятия.
Литература: основная – 5.1.1., 5.1.2.; дополнительная – 1,2.; интернет-ресурсы: 5.3.1., 5.3.2., 5.4.1., 5.4.2.; учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы: 5.2.1.; материально-техническая база 5.5.1., 5.5.2., 5.5.3.
Тема 2.2: «Слуховая сенсорная система» (теоретический материал полностью выносится на самостоятельное изучение). Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Электрические процессы в слуховом анализаторе – мембранный потенциал слуховой рецепторной клетки, эндокохлеарный потенциал улитки, микрофонный эффект и микрофонный потенциал улитки, суммационный потенциал, потенциал действия слухового нерва, слуховые вызванные потенциалы, электрическая активность нейронов слуховой коры.
2. Слуховая адаптация. Акустическая (слуховая) ориентация в пространстве. Бинауральный слух. Эхолокация. 3. Методы исследования слухового анализатора – речевая, тональная и камертональная аудиометрия. Слуховые пороги. Громкость звука и шума, единицы измерения и гигиеническое нормирование. Отрицательное влияние шума на высшую нервную деятельность. Гигиена слуха.
Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте характеристику электрических процессов в слуховом анализаторе. 2. Как осуществляется слуховая (акустическая) ориентация в пространстве? 3. Методы исследования слухового анализатора.
Литература: основная – 5.1.1., 5.1.2.; дополнительная – 1,2.; интернет-ресурсы: 5.3.1., 5.3.2., 5.4.1., 5.4.2.; учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы: 5.2.1.; материально-техническая база 5.5.1., 5.5.2., 5.5.3. Темы 2.3.-2.4.: «Вестибулярная и проприоцептивная (двигательна) сенсорные системы» (теоретический материал полностью выносится на самостоятельное изучение). Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Общие принципы функционирования вестибулярного анализатора. Отолитовый аппарат. Перепончатые полукружные каналы. Адекватные раздражители. Механизм восприятия линейных и угловых ускорений. 2. Роль вестибулярного анализатора в оценке положения тела в пространстве и при его перемещениях, в процессах регуляции позы и локомоций; особенности его деятельности в состоянии невесомости. Адаптация вестибулярного анализатора, его тренировка и методы исследования. 3. Роль проприоцептивного анализатора в восприятии и в оценке положения тела в пространстве, в формировании позы и движений организма. Исследование проприоцептивной чувствительности. Способы повышения «темного» мышечного чувства (по И.М. Сеченову) как сенсорного компонента.
Вопросы для самоконтроля: 1. Строение отолитового аппарата. 2. Механизм восприятия линейных и угловых ускорений. 3. Роль вестибулярного анализатора в оценке положения тела в пространстве.
4. Роль проприоцептивного анализатора в восприятии и оценке положения тела в пространстве. 5. «Темное» мышечное чувство (по И.М. Сеченову).
Литература: основная – 5.1.1., 5.1.2.; дополнительная – 1,2.; интернет-ресурсы: 5.3.1., 5.3.2., 5.4.1., 5.4.2.; учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы: 5.2.1.; материально-техническая база 5.5.1., 5.5.2., 5.5.3. Темы 2.5., 2.6. и 2.7.: «Тактильная, температурная и болевая сенсорные системы» (теоретический материал полностью выносится на самостоятельное изучение). Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Боль и ее биологическое значение. Виды боли. Проекционные (фантомные) и отраженные боли. Зоны Г.А. Захарьина- Г. Геда. Каузальгия. 2. Теории боли. Механизм ворот (Р. Мелзак). Антиноцицептивная система, ее нейронные и химические компоненты (морфин, эндорфины, энкефалины, окситоцин, серотонин, адреналин). Методы исследования болевой чувствительности. Общие представления об обезболивании и наркозе. Биологически активные точки и принцип рефлексотерапии 3. Тактильная сенсорная система, периферический, проводниковый и корковый отделы. 4. Температурный комфорт и дискомфорт. Изменение температурной чувствительности при закаливании. Методы исследования температурной чувствительности. Восприятие теплового (инфракрасного) излучения. Значение температурного анализатора для терморегуляции.
Вопросы для самоконтроля: 1. Боль и ее биологическое значение. Механизм восприятия боли. 2. Антиноцицептивная система. Обезболивание, наркоз, рефлексотерапия. 3. Роль тактильного анализатора. 4. Температурная чувствительность. Значение температурного анализатора для терморегуляции.
Литература: основная – 5.1.1., 5.1.2.; дополнительная – 1,2.; интернет-ресурсы: 5.3.1., 5.3.2., 5.4.1., 5.4.2.; учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы: 5.2.1.; материально-техническая база 5.5.1., 5.5.2., 5.5.3. Темы 2.8. и 2.9.: «Обонятельный, вкусовой и висцеральный анализаторы» (теоретический материал полностью выносится на самостоятельное изучение). Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Вкус, пищевое поведение, вкусовое насыщение и процессы пищеварения. Методы исследования вкусового анализатора. 2.Обонятельные ощущения человека. Классификация запахов. Чувствительность обонятельной системы человека Адаптация обонятельного анализатора Методы исследования обонятельного анализатора. 3. Висцерорецепция от сердечно-сосудистой, респираторной, системы крови, пищеварительного тракта, системы выделения и других систем. Обычная и специализированная сенсорные системы боковой линии (невромасты и электрорецепторы).
Вопросы для самоконтроля: 1. Значение и методы исследования вкусового анализатора. 2. Обонятельная чувствительность и методы исследования обонятельного анализатора. 3. Роль висцеральной сенсорной системы для поддержания гомеостаза.
Литература: основная – 5.1.1., 5.1.2.; дополнительная – 1,2.; интернет-ресурсы: 5.3.1., 5.3.2., 5.4.1., 5.4.2.; учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы: 5.2.1.; материально-техническая база 5.5.1., 5.5.2., 5.5.3.
Форма текущего контроля по теме: опрос, тестовые письменные работы, изготовление рисунков и схем, реферирование научных статей, изготовление презентаций.
Материалы текущего контроля: вопросы, тестовые задания, логические задачи. Примерные тестовые задания по темам дисциплины Раздел I -II. Примеры открытого типа. Выберите один правильный ответ: 1. Сенсорная система организма или анализатор – это: а) соответствующие рецепторы; б) орган чувств; в) соответствующие рецепторы + чувствительный нерв; г) рецепторы + чувствительный нерв + участок коры больших полушарий; д) орган чувств и участок коры больших полушарий. 2. К первично-чувствующим рецепторам относятся: а) вкусовые; б) слуховые; в) обонятельные; г) вестибулярные. 3. Морфофункциональные причины развития близорукости: а) нарушения в зрительной зоне коры больших полушарий; б) нарушения зрительного нерва; в) увеличенная преломляющая способность хрусталика; г) помутнение хрусталика; д) сниженная преломляющая способность хрусталика. 4. Поток световых лучей, поступающих в глаз, регулируется: а) верхним и нижним веком; б) сетчаткой, ее пигментным слоем; в) зрачком; г) хрусталиком; д) мышцами ресничного тела. 5. Неодинаковое преломление лучей в разных направлениях называется: а) пресбиопией; б) близорукостью; в) дальнозоркостью; г) астигматизмом. 6. Максимальная способность глаза различать отдельные детали объектов называется: а) полем зрения; б) остротой зрения; в) критической частотой мельканий. 7. Изменение остроты зрения при расширении зрачков: а) повышение; б) уменьшение; в) не произойдет изменений. 8. Наименьший порог вкусового ощущения для: а) сладкого; б) кислого; в) соленого; г) горького. 9. Адекватным стимулом для полукружных каналов является: а) линейное ускорение; б) угловое ускорение; в) угловая скорость; г) линейная скорость. 10. Корковая зона двигательного анализатора располагается: а) в постцентральной извилине теменной доли, б) предцентральной извилине лобной доли, в) в верхней височной извилине, г) в затылочной доле, д) в крючке гиппокамповой извилины височной доли. 11. Корковая зона кожного анализатора располагается: а) в постцентральной извилине теменной доли, б) предцентральной извилине лобной доли, в) в верхней височной извилине, г) в затылочной доле, д) в крючке гиппокамповой извилины височной доли. 12. Рецепторы вестибулярного анализатора относятся к: а) хеморецепторам, б) фонорецепторам, г) осморецепторам, д) механорецепторам, е) терморецепторам. 13. Звуковые колебания от стремечка среднего уха к слуховым рецепторам внутреннего уха передаются посредством: а) воздуха; б) основной мембраны; в) прямого контакта; г) жидкости; д) вестибулярной мембраны.
14. Человеческим ухом лучше воспринимаются звуки с частотой (Гц): а) 1000-4000; б) 50 – 200; в) 3000 – 6000; г) 800 – 6000. 15. Слуховая зона коры больших полушарий находится в: а) лобной доле; б) теменной доле; в) височной доле; г) затылочной доле. 16. Различение звуков разной частоты происходит в: а) среднем ухе; б) корковом отделе анализатора; в) внутреннем ухе; г) проводниковом отделе анализатора. 17. Рецепторы, относящиеся к контактным: а) слуховые; б) обонятельные; в) зрительные; г) вкусовые. 18. К быстро адаптирующимся рецепторам относятся: а) вестибулярные рецепторы; б) хеморецепторы; в) болевые рецепторы; г) рецепторы прикосновения. 19. В состав преломляющих сред глаза не входит: а) роговица; б) хрусталик; в) зрачок; г) водянистая влага; д) стекловидное тело. 20. Морфофункциональные причины развития дальнозоркости: а) недостаточная кривизна хрусталика; б) нарушения в зрительной зоне коры; в) нарушения зрительного нерва; г) помутнение хрусталика; д) излишняя выпуклость хрусталика. 21. Близорукость – это аномалия рефракции, связанная с: а) укорочением глазного яблока; б) удлинением глазного яблока; в) уменьшением эластичности хрусталика. 22. Морфофункциональные изменения в полукружных каналах внутреннего уха приводят к: а) потере слуха; б) ослаблению слуха; в) воспалению среднего уха; г) головокружению и нарушению равновесия; д) нарушению способности различать звуки высокой частоты. 23. Вкусовые рецепторы к кислым веществам находятся на: а) кончике языка; б) корне языка; в) боковых поверхностях языка; г) спинке языка. 24. Рецепторы вкусового анализатора относятся к: а) хеморецепторам, б) фонорецепторам, г) осморецепторам, д) механорецепторам, е) терморецепторам. 25. Ощущение и восприятие звука происходит в: а) среднем ухе; б) корковом отделе анализатора; в) внутреннем ухе; г) проводниковом отделе анализатора.
Примеры открытого типа. Выберите все правильные ответы: 1. Где находятся рецепторы мышечного чувства, воспринимающие массу предмета и его прочность: а) в носовой полости, б) в сухожилиях, в) в коже, г) на языке, д) в суставах, е) в полости внутреннего уха, ж) в мышцах. 2. Перечислите рецепторы, относящиеся к висцеральной сенсорной системе: а) фоторецепторы, б) терморецепторы, в) механорецепторы, г) фонорецепторы, д) осморецепторы, е) хеморецепторы. 3. Где располагаются рецепторы, воспринимающие температуру, давление и шероховатость предмета: а) в носовой полости, б) в сухожилиях, в) в коже, г) на языке, д) в суставах, е) в полости внутреннего уха, ж) в мышцах. 4. Выберите рецепторы, относящиеся к первично-чувствующим рецепторам: а) вкусовые; б) слуховые; в) обонятельные; г) вестибулярные, д) тактильные; е) температурные; ж) болевые; з) зрительные. 5. Выберите рецепторы, относящиеся ко вторично-чувствующим рецепторам: а) вкусовые; б) слуховые; в) обонятельные; г) вестибулярные, д) тактильные; е) температурные; ж) болевые; з) зрительные.
6. Какие проводящие пути относятся к проводниковому отделу сенсорных систем мозга: а) восходящие проекционные, б) специфические; в) нисходящие проекционные; г) неспецифические; д) ассоциативные; е) прямой пирамидный; ж) передаточный.
Примеры закрытого типа. Вставьте пропущенное слово: 1. Системы мозга, принимающие участие в обработке информации и формировании ощущений и восприятия называются …… 2. Морфофункциональная структура, в которой энергия внешнего раздражения переводится в энергию нервного импульса, называется … 3. Корковый отдел зрительной сенсорной системы располагается в …. доле коры больших полушарий. 4. Максимальная способность глаза различать отдельные детали объектов называется … 5. Формирование ощущений и восприятия, как заключительный этап деятельности сенсорных систем, происходит в …. 6. Корковая зона обонятельного анализатора располагается … 7. Тело первого нейрона специфического проводящего пути слухового анализатора расположено в … 8. Полость среднего уха заполнена … 9. Звуковые колебания от стремечка среднего уха к слуховым рецепторам внутреннего уха передаются посредством … 10. Максимальная способность глаза различать отдельные детали объектов называется … УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины Основная литература: 5.1.1. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем [Текст]: учебник для вузов /А.С. Батуев. – СПБ: Изд-во «Питер», 2012. – 317 с. 5.1.2. Смирнова, В. Н. Нормальная физиология [Текст]: Учебник для студентов лечебного и педиатрического отделения / В. Н. Смирнова, В. И. Циркин. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 480 с.
Дополнительная литература: 1. Основы физиологии человека [Текст]: учебник для вузов / Н. А. Агаджанян, И. Г. Власова, Н. В. Ермакова, В. И. Торшин; под ред Н. А. Агаджаняна. - М.: Изд-во РУДН, 2008. - 408 с. 2. Завьялова, А. В. Нормальная физиология [Текст]: Учебник для студентов стоматологического факультета / А. В. Завьялова, В. Н. Смирнова, В. И. Циркин. – М.: Медпресс-информ, 2009. – 816 с. 5.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 5.2.1. Методические материалы, наглядные пособия и логические задачи.
5.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины 5.3.1. ChemOffice PRO 2010 Down Multi perpetual Eng 12.0 5.3.2.ChemOffice PRO 2010 Academic Ed 5 users Eng 12.0 ES 5.4. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем 5.4.1. http://library.vggu.ru/ 5.4.2. http://www.biblioclub.ru/
5.5. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине 5.5.1. Акустическая система, проектор мультимедийный 2000 Ansi Im 1024x768 Ben Q MP620 5.5.2. Телевизор СК-59, видеоплеер 5.5.3. Компьютер, МФУ. СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ»
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.69.50 (0.063 с.) |