![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологический подход к анализу эффективности педагогической деятельности
34.1. Анализ (А) - в буквальном смысле слова - расчленение (мнимое или реальное) объекта на элементы. В нашей трактовке - это синоним исследования вообще, связанный не только с расчленением, но и с синтезом, а в педагогическом процессе анализ, прежде всего, позволяет соотнести конечный результат с целью, выявить причинно-следственные связи, найти неиспользованные резервы. А и самоанализ - одно из важнейших условий повышения эффективности педагогического процесса, роста профессионализма учителя. 34.2. Анализ урока (АУ) опирается на следующие принципы: научность (опора на научно обоснованные требования к уроку), единство требований, целесообразность требований, оптимальность количества требований, объективность, гуманистический подход к АУ, концентрация внимания на позитивном. АУ может быть линейным (в хронологическом порядке), поэлементным (выделение и оценка элементов), системным. Он может быть полным (включающим в себя все аспекты урока), кратким, аспектным. Самоанализ может быть предваряющим (возникновение «образа-замысла», «образа-исполнения»), текущим (осуществляющимся в ходе урока), ретроспективным (после окончания урока). Существует много различных подходов к АУ. Так В.В. Симонов предлагает анализировать содержание и способы деятельности учителя и учащихся как субъектов педагогического процесса, дидактическую цель и ее соотношение с конечным результатом. Возможен АУ по реализации в нем основных дидактических принципов. Самоанализ урока может осуществляться после проведения урока или при подготовке к следующему. 34.3. Эффективность воспитательной работы определяется, прежде всего, воспитанностью учеников и выпускников школы, подготовленностью их к сознательному выбору профессии, способностью адаптироваться к современным условиям жизни. Интегральным показателем воспитанности принято считать общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности и проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, интерес к определенным видам социальной активности. Показателем воспитанности школьника может быть наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности школьников. На данный момент нет единой программы, определяющей требования к воспитанности школьников. Каждое учебное заведение вправе само определить образ выпускника. В качестве ориентира может служить отношение к высшим человеческим ценностям: человеку, труду, обществу, школе, самому себе и др.
Наиболее объективными и реально измеряемыми показателями воспитательной работы могут быть ведущие мотивы поведения детей, их нравственные ценности, ориентации и поступки. Изучение организации воспитательного процесса предполагает сбор информации о содержании и формах деятельности педагогов, учащихся, родителей и условиях ее протекания; результатах воспитательного процесса; эффективности использования воспитательных средств. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ. 35.1. Управление (У) - это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов. Внутришколъное У - целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса для достижения оптимального результата. Взаимодействие участников педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль, регулирование и корректирование. 35.2. Характеризуя внутришколъное У, необходимо указать на его особенность, отмеченную еще К.Д. Ушинским: «Если в мире финансовом или административном можно действовать предписаниями и распоряжениями, не справляясь о том, нравятся ли идеи их тем, кто будет их исполнять, то в мире общественного воспитания нет другого способа проводить идею, кроме откровенно высказываемого и откровенно принимаемого убеждения». К этому следует добавить, что процесс У любыми социально – экономическими системами, в конечном счете, сводится к У поведением людей, их мотивацией и стимулированием их поступков и деятельности. 35.3. Государственный характер У системой образования закреплен в принципах государственной политики в области образования (гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине; единство федерального культурного и образовательного процесса; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням подготовки и особенностям развития обучающихся; светский характер образования; демократический, государственный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений; свобода и плюрализм в образовании) и проявляется в соблюдении органами управления государственных гарантий граждан РФ, контроле за соблюдением образовательными учреждениями государственных стандартов; в деятельности государственных органов управления.
Общественный характер У проявляется в создании общественных органов представителей учителей, учащихся, родителей, учащихся, родителей (примером подобной деятельности может быть деятельность совета школы), в демократизации управления школой через привлечение субъектов и участников педагогического процесса к реализации управленческих функций, в создании негосударственных учебных заведений
35.4. Принципы управления. К основным принципам У относятся: 1.Демократизация и гуманизация У педагогическими системами. 2. Целостность. 3. Рациональное сочетание централизации и децентрализации. 4.Единство единоначалия и коллегиальности в У. 5. Рациональное сочетание прав и обязанностей. 6.Объективность и полнота информации. 7.Учет особенностей конкретных людей (пол, возраст, бытовые условия, характер, темперамент и т.д.). В качестве критериев оптимальности У могут выступать достижение максимально, возможных результатов с минимальными затратами, а также рациональность расхода времени, ресурсов, четкость распределения прав и обязанностей в администрации школы и т.д.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ 36.1. Применительно к управлению образовательными системами (лат, «исполнение») управления может быть рассмотрена как совокупность управленческого действия и объекта, на который это действие направлено. К основным управленческим действиям обычно относят анализ, целеполагание, планирование, организацию и контроль. В совокупности эти действия образуют полный управленческий цикл (от постановки цели до ее реализации). В качестве объектов, на которые направлены управленческие действия, выступают структурные подразделения школы, ее материально-техническое оснащение, педагогические кадры, содержание образования, педагогические технологии, хозяйственная деятельность школы, наконец, само управление. 36.2. Анализ как управленческое действие заключается в сборе, хранении, обработке и использовании информации для обоснования и реализации других функций управления. С этой точки зрения педагогический анализ может быть рассмотрен как деятельность, направленная на изучение состояния, тенденций развития, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочиванию системы. Ю.А. Конаржевский выделяет три вида анализа: оперативный, тематический, итоговый.
В ходе оперативного анализа рассматриваются основные показатели учебно-воспитательного процесса, выявляются причины отклонения от заданных параметров и определяются пути устранения выявленных недочетов. Тематический анализ предполагает углубленное изучение отдельного направления деятельности школы в целом, группы учителей или отдельного учителя. Основная задача, решаемая во время тематического анализа -выявление закономерностей и тенденций учебно-воспитательного процесса, получение представления о системе работы школы и педагогов. Итоговый анализ проводится по окончании учебной четверти, полугодия, учебного года. Информация для итогового контроля накапливается по мере проведения оперативного и тематического анализа. 36.3. Целеполагание может быть охарактеризовано как деятельность, направленная на постановку и обоснование целей. Общими требованиями к целеполаганию и целям могут быть следующие: конкретность (ощутимость результата), реальность (достижимость результата), контролируемость (возможность оценки уровня достижения результата), преемственность. Эффективность целеполагания определяется осознанием целей как желаемого состояния учебно-воспитательной работы, выявлением реальных условий их осуществления, оценкой возможностей членов коллектива при реализации целей, вычленением способов достижения поставленных целей. экономическими системами, в конечном счете, сводится к У поведением людей, их мотивацией и стимулированием их поступков и деятельности. 36.4. Планирование это, прежде всего, процесс выработки и принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие системы. Планирование в узком смысле слова сводится к составлению специальных документов - планов, определяющих конкретные шаги по достижению стоящих перед системой целей в рамках предстоящего (планируемого) периода. С помощью планирования достигается эффективная ритмичная работа школы, устраняется отрицательный эффект неопределенности будущего, обеспечивается полное использование имеющегося потенциала. План всегда и всюду предшествует практической деятельности, поскольку в нем заложено как бы предвидение результатов деятельности, способов и средств ее осуществления. В школьной практике существует три вида планов работы: перспективный, годовой и текущий. Перспективный план работы школы разрабатывается, на три-пять лет на основе анализа работы школы за последние годы.
Годовой план работы школы предусматривает планирование деятельности педагогического коллектива в течение всего учебного года, включая каникулы. Составление годового плана работы начинается еще в текущем году (осуществляются сбор и анализ информации о работе школы, подготавливается проект плана) и завершается в новом учебном году обсуждением и утверждением плана работы на первых заседаниях совета школы или педагогического совета. Текущий план работы школы составляется на учебную четверть и является конкретизацией общешкольного годового плана. 36.5. Под организацией как управленческим действием подразумевается деятельность субъектов педагогического процесса, направленная на реализацию плана работы, достижение поставленных целей и задач. Организаторская деятельность занимает значительное место в деятельности руководителя и считается наиболее трудоемкой. Организуя деятельность, директор должен решить большое количество проблем, связанных с подбором и расстановкой кадров, созданием условий для оптимальной деятельности исполнителей, их мотивированием и инструктажем. Важнейшей задачей руководителя является формирование целостного сплоченного коллектива единомышленников, создание благоприятного психологического климата в школе. К организационным формам управленческой деятельности относят, прежде всего, совет школы и педагогический совет. Совет школы осуществляет общее руководство общеобразовательным учреждением. В состав совета школы входят учителя, родители, представители общественности, учащиеся. Создание совета учреждения позволяет реализовать декларированное в законодательных актах право участников педагогического процесса на участие в управлении школой. В структуре совета школы могут действовать временные или постоянные комиссии, советы по различным направлениям деятельности школы. Совет школы может заслушивать отчеты и сообщения директора, других работников школы, его решения обязательны для исполнения администрацией, членами трудового коллектива и учащихся. Педагогический совет - высший орган самоуправления педагогического коллектива. Состав и содержание деятельности педагогического совета определены в Уставе школы. На педагогическом совете решаются различные вопросы школьной жизни: -утверждение учебных планов, программ; - рассмотрение вопросов о внедрении инноваций в учебно-воспитательный процесс; - утверждение плана работы школы; -обсуждение эффективности деятельности учебного заведения, качества знаний учащихся; - вопросы повышения квалификации и аттестации педагогических работников; -организации научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы. Решения педагогического совета обязательны для исполнения всеми работниками образовательного учреждения. Кроме названных форм, в практике образовательных учреждений используются такие формы, как совещание при директоре школы, совещание при заместителях директора, оперативные информационные совещания.
36.6. Контроль - выявление степени соответствия текущих показателей плановым (установленным). В социальном управлении контроль является средством, позволяющим не только выявлять, но и предупреждать ошибки. Контроль является заключительным этапом процесса управления. В ходе контроля собирается информация о работе школы в целом, ее структурных подразделений, отдельных учителей, которая становится предметом аналитической деятельности. В результате контроля определяются конкретные шаги по устранению выявленных недостатков. Характерной особенностью внутришкольного контроля является не только обнаружение ошибок, допускаемых в ходе педагогической деятельности, но и оказание методической помощи, выявление и распространение передового опыта. Т.Н. Шамова выделяет два вида контроля: тематический и фронтальный. Предметом тематического контроля выступают различные актуальные направления деятельности педагогов, например, активизация познавательной деятельности учащихся, индивидуализация и дифференциация обучения и др. При фронтальном контроле осуществляется изучение всех аспектов работы школы или отдельного учителя. К основным формам внутришкольного контроля обычно относят персональный контроль и различные варианты обобщающего контроля (классно-обобшающий, предметный, тематический, комплексный). Наиболее распространенными методами контроля являются: наблюдение, изучение школьной документации, беседа, анкетирование, хронометрирование.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.122.160 (0.029 с.) |