Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Естественно-правовая (договорная) теория
Естественно-правовая теория происхождения государства и права нередко называется договорной теорией или теорией договорного происхождения государства и права. Ее сторонники рассматривают государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Отдельные положения этой теории развивались еще в V–IV вв. до н.э. софистами Древней Греции. Однако, все-таки, теория общественного договора, хотя естественно-правовую теорию можно считать ее предшественницей, является отдельной страницей развития человеческой мысли. В XVII–XVIII вв. она взята на вооружение в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Идеи договорной теории в этот период поддерживались и развивались многими мыслителями и просветителями. В Голландии это были Г. Гроций и Спиноза, в Англии – Т. Гоббс и Дж. Локк, во Франции – Ж. Ж. Руссо, П. Гольбах, в России – А. Радищев и др. Однако, к договорной концепции многие ученые шли разными путями. Например, Руссо во многом был антиподом Т. Гобса. Джон Локк отрицал абсолютный характер политической воли. Важным компонентом договорной теории Локка является учение о сдержках и противовесах. Сторонники договорной теории выступали против идеи божественного происхождения государства и права, признавая не божественную волю, а волю народов, наций, человека. Наиболее подробное освещение проблемы общественного договора содержится в ряде трактатов Ж.Ж. Руссо, особенно в его знаменитом труде «Общественный договор». Рассматривая государство как продукт общественного договора, а точнее, как человеческое учреждение или даже изобретение, философ исходил из того, что каждый человек передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, превращается в нераздельную часть целого. Это коллективное целое, по мнению Ж.Ж. Руссо, есть не что иное, как юридическое лицо. Можно отметить, что, не обозначая между индивидом и государством никаких промежуточных сообществ, Руссо является одновременно родоначальником современного тоталитаризма. Государство, по Руссо, – «условная личность», жизнь которой заключается в союзе ее членов. Главной его заботой наряду с самосохранением является забота об общем благе, о благе всего общества, народа. Огромную роль при этом играют издаваемые законы, право.
Ж.Ж. Руссо выдвинул и развил идею прямого народного правления. Народ, рассуждал мыслитель, не может лишить самого себя неотчуждаемого права издавать законы, даже если бы он этого и захотел. Законы всегда есть акты общей воли. И никто, даже государь, не может быть выше их. Сторонники договорной теории происхождения государства и права отстаивали тезис о том, что народ обладает естественным неотчуждаемым правом не только на создание государства на основе общественного договора, но и на сопротивление тиранам, на его защиту.
Теория насилия
В основе данной теории лежит утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права кроется не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. «История не предъявляет нам ни одного примера, – рассуждал в связи с этим Л. Гумплович, – где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным, чужим племенем более слабого, уже оседлого населения»[24]. В результате насилия и завоевания одних племен и народов другими, порабощения одних другими, победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные – «класс рабочих и служащих». Именно в племенах, в их взаимной борьбе, утверждал Л. Гумплович, можно признать «главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, – в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству»[25]. При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, не только порождающее единство противостоящих друг другу «элементов» государства – победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические и политические последствия. Основным среди них является возникновение и развитие государства и права.
Теория насилия, равно как и ранее рассмотренные теории, отражает взгляды лишь некоторых слоев общества и их представителей на природу государства и его происхождение. Эти взгляды разделяли немецкий философ и экономист Е. Дюринг, Л. Гумплович и известный «ревизионист марксизма»
1.5. Патриархальная, и другие теории Патриархальная теория права является одной из древнейших. Основателем ее по праву считается древнегреческий философ Аристотель. По Аристотелю государство, являясь продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе образования государства лежит естественное стремление людей к взаимному общению. Такое общение приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется государство. Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, «обнимающей собой все другие образования и формы общения». Оно «появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни». Средневековые теоретики считали эту теорию единственно правильной, аргументируя свои доводы священным писанием. Роберт Филмер, английский исследователь, утверждал, что всякий европейский монарх является наследником власти Адама, а власть Адама дарована богом, следовательно, государь является для своих подданных отцом. Подданные обязаны выполнять приказы государя как повеления отца. Дж. Локк опровергал теорию Филмера знаменитым тезисом «Адам был первым человеком, а не монархом». Патриархальная теория оставила наследие. Она делает акцент на идеологической интегративной природе государства, подчеркивает важность политического единства государства. Но эта теория игнорирует тот факт, что социальные связи предшествуют политическим, а политический руководитель, как свидетельствует практика, часто не в состоянии выполнять роль отца нации. Достаточно модная психологическая теория. Она заключается в том, что основные причины возникновения государства и права она усматривает не в окружающей их экономической, социальной и иной среде, а в особенностях психики человека, в «импульсах» и в эмоциях. Последние, согласно взглядам известного русского ученого Л.И. Петражицкого, основателя этой теории, играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании государства и права. Необходимо упомянуть также органическую теорию происхождения государства, приравнивающую государство к человеческому организму и приписывающую ему самостоятельные волю и сознание, отличные от воли и сознания входящих в него отдельных людей. Согласно органической теории, государство является результатом действия сил природы, создающей его наряду с обществом и человеком. Идеи сопоставимости государства с человеческим организмом развивались еще в трудах древнегреческого философа Платона. Пик их развития, вместе с ними и органической теории в целом, приходится на конец XIX – начало XX вв. Одним из наиболее видных сторонников органической теории происхождения государства был английский ученый-философ Г. Спенсер. В настоящее время органическая теория не пользуется прежней популярностью.
Аналогично обстоит дело и с расовой теорией, сторонники которой называют в качестве основных предпосылок возникновения и развития государства деление общества по расовому признаку. Согласно этой теории в мире существуют «высшие» расы, призванные господствовать, и «низшие», которым самой природой предназначено находиться в подчинении у «высших» рас. Появление государства, по логике сторонников этой теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Расовая теория имеет долгую историю Примеры ее практической реализации можно обнаружить уже в Средние века – в период расцвета колониализма и завоевания жизненного пространства. В первой половине XX в., при появлении в Европе фашизма. Сначала «цивилизованные» страны широко использовали ее для оправдания жестокого обращения с туземцами и захвата их земель, а позже одни «цивилизованные» страны (фашистские Германия и Италия, милитаристская Япония) оправдывали с помощью расовой теории развязанную ими войну против других «цивилизованных» и «нецивилизованных» стран. В некотором роде идеи, лежащие в основе расовой теории, широко использовались в ходе «холодной войны». Между капиталистическими странами во главе с США и социалистическими – во главе с СССР. Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Однако как академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время, например, события на Украине.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.185.42 (0.011 с.) |