Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Художественная культура Украины от давних времен до конца 16 В.Стр 1 из 15Следующая ⇒
Планы-конспекты уроков «Художественная культура» 10 класс (17 часов, 0.5 часов в неделю)
учителя Саниной Ольги Владимировны
Раздел 1. Художественная культура Украины от давних времен до конца 16 в. Тема 1. Изобразительное искусство. Урок №1. Тема. Образцы изобразительного искусства Трипольской и скифской культур. Искусство греческих городов Северного Причорноморья. 1. Трипольская культура. 2. Скифская культура. 3. Искусство греческих городов Северного Причорноморья. Цели: - учебная: познакомить учеников с истоками украинской культуры; углубить знания по истории Трипольской культуры, Скифской культуры, искусстве греческих городов Северного Причорноморья; - развивающая: развивать умение анализировать и характеризовать особенности разных культур; - воспитательная: воспитывать интерес и уважительное отношение к культурному наследию. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Основные понятия: Трипольская культура, Скифская культура, пектораль, петроглиф, гравюра. Наглядность: иллюстрации в учебнике. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний. Беседа. - Что такое искусство (это одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение явлений действительности, прежде всего, жизни человека, человеческих взаимоотношений, характеров, переживаний и т.д.). - Какие виды искусства вы знаете (музыка, театр, кино, архитектура и др.). - Назовите виды изобразительного искусства (живопись, графика, архитектура, скульптура и др.). - Какие давние культуры вы знаете? Какие из них принадлежат к прадавним культурам украинской нации? - Что вам известно из истории о поселении трипольцев? - Где сегодня находиться Триполье? (Село в Киевской области). Сообщение темы и цели урока. III. Мотивация учебной деятельности Учитель: людей во все времена интересовала история происхождения их народа. Говоря о корнях украинского народа обязательно вспоминают Трипольскую цивилизацию, культуру скифов и сарматов и греческих городов Северного Причерноморья. Сегодня на уроке мы выясним, куда уходят истоки наших традиций и культуры.
V. Подведение итогов урока
Исследование искусства античнных городов юга Украины показывает, что оно является одним из важнейших звеньев в истории мировой художественной культуры. Безусловно это искусство было знакомо и нашим предкам – праславянским племенам, населявшим берега Днепра, известного в античности как Борисфен. VI. Домашнее задание - Учебник с.9-33 проработать.
- Записать в словарь понятия: Трипольская культура, Скифская культура, пектораль, петроглиф, гравюра.
- Подготовить 1-ю страницу творческого проекта «История и культурное наследие моего народа» (3 чел.): 1-й ученик готовит текстовую и иллюстративную страницу альбома «Наши предки трипольцы». 2-й ученик – «Загадочная скифия». 3-й ученик – «Греческое наследие».
- Весь остальной класс делиться на 2 группы. 1группа. «Исследователи искусства Киевской Руси» готовит доклад по теме. Выбирается ответственный ученик, который отвечает за подготовку своей группы. В каждой группе ученики готовят доклад по определенной теме. 1. «Архитектор» – доклад о развитии архитектуры в Киевской Руси. 2. «Живописец» - о развитии искусства фрески, мозаики в Киевской Руси. 3. «Мастер книжной миниатюры» - о развитии книжного дела в Киевской Руси.
2группа. «Исследователи искусства Польско-литовского периода» готовит доклад по теме. Выбирается ответственный ученик, который отвечает за подготовку своей группы. В каждой группе ученики готовят доклад по определенной теме. 1. «Архитектор» – доклад о развитии архитектуры Польско-литовского периода. 2. «Живописец» - о развитии искусства фрески, мозаики Польско-литовского периода. 3. «Мастер книжной миниатюры» - о развитии книжного дела Польско-литовского периода.
Урок №2. Тема. Художественная культура Киевской Руси: архитектурные сооружения, монументальная живопись (мозаїка и фрески), иконопись, книжная миниатюра. Художественная культура польско-литовского периода Цели: - учебная: углубить знания учащихся по истории и художественной культуре Киевской Руси и художественной культуре польско-литовского периода; познакомить с архитектурными сооружениями, монументальной живописью и иконописью этого периода;
- развивающая: развивать умение самостоятельно находить и анализировать необходимую информацию, делать выводы, готовить доклады, работать в малых группах; - воспитательная: воспитывать интерес и уважительное отношение к культурному наследию.
Тип урока: комбинированный урок.
Наглядность: иллюстрации в учебнике. Ход урока I. Организационный момент Беседа. - В 9-м классе вы изучили составляющие духовной культуры. Назовите их (наука, техника, религия, искусство, образование). - Какие составляющие духовной культуры, по вашему мнению, наиболее повлияли на развитие художественной культуры Киевской Руси (религия)? - Какие памятники древнерусской архитектуры дошли до нас? - Какие из них вам приходилось видеть? - Какое выдающееся событие, изменившее дальнейший ход развития духовной и культурной жизни нашего народа, произошло в 988г. (принятие христианства)? - Что вам известно о польско-литовском периоде из курса истории? - Какое культурное наследие этого периода вам знакомо? Слово учителя. К сегодняшнему уроку вы подготовили интересные доклады, которые помогут нам окунуться в далекие часы Киевской Руси и Польско-литовского периода. Чем славились эти государства? Какой была их культура. Именно об этом вы и расскажете сегодня друг другу.
V. Подведение итогов урока Итак, сегодня вы смогли убедиться, что 14-15в. очень богат на достижения в искусстве: неповторимые архитектурные сооружения, роспись и иконопись, появление и развитие книжной гравюры, что свидетельствует о важности польско-литовского периода в истории украинских земель. Урок № 3. Тема. Первобытные музыкальные инструменты. Музыкальная культура античных городов Северного Причерноморья и Киевского государства. Стародавнее народное творчество. 1. Давняя музыкальная культура. 2. Музыкальная культура греческих городов Северного Причерноморья 3. Музыкальная культура Киевской Руси Цели: Обучающая: изучить роль украинского народного искусства в развитии национальной культуры, особенности развития музыкальной и театральной культуры в разные исторические периоды; Развивающая: развивать интеллектуальные, творческие способности учеников, заинтересованность историческим развитием театрального искусства; формировать и развивать национальное самосознание; развивать умение сравнивать украинскую художественную культуру прошлого и современности; Воспитательная: воспитывать высокую духовность на основе общечеловеческих ценностей, интерес к искусству, любовь к культуре родного края. Тип урока: урок изучения нового материала Наглядность: иллюстрации в учебнике Основные понятия темы: скоморох, знаменное пение, крюк. Ход урока I.Организационный момент Беседа - Вспомните из курса «Художественная культура» 9 класс, какие существуют жанры и формы музыкального искусства? () - Каким образом сегодня хранят музыкальные произведения? (на дисках и т.д.) - Благодаря чему, по вашему мнению, сохранился до наших дней музыкальный фольклор? (народные песни и др.) - Вспомните, какое важное событие коренным образом изменило течение духовной и культурной жизни нашего народа во времена Киевской Руси и когда это произошло? (Принятие христианства, 988г.)
Мозговой штурм. - Как вы думаете, что оказало огромное влияние на развитие музыкального искусства в Киевской Руси? (принятие христианства). Учитель: действительно, с принятием христианства, в музыкальном искусстве Киевской Руси наряду с народной и придворно-светской музыкой, возникает еще и церковная. Самым важным направлением музыкального искусства Киевской Руси была народная песня. Празднование любого праздника или важного события обязательно сопровождалось обрядами и песнями, причем среди всех слоев населения. Народное музыкальное искусство Киевской Руси унаследовало музыкальную культуру древних славян, поэтому, как и раньше песенное творчество делилось на календарно-обрядовое и семейно-обрядовое. Календарно-обрядовые песни неразрывно связаны с временами года, соответствующими обычаями и земледелием (веснянки, гаивки, русальные, жатвенные песни, песни на Ивана Купала, колядки и щедривки). Семейно-обрядовые песни сопровождали важные события в жизни человека (рождение, похороны, свадьба) и отражали личностные отношения между членами семьи, общества и т.д. (свадебные, колыбельные, развлекательные, детские ит.д.). Вместе с календарно-обрядовыми и семейно-обрядовыми песнями, в Киевской Руси возникает новый музыкально-поэтический жанр – былины, в которых воспевались важные события в истории древнерусского государства. Главными героями былин стали известные народные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. В Киевской Руси были распространены и различные виды придворно-светской музыки. Музыка сопровождала официальные церемонии, княжеские застолья. При княжих дворах были профессиональные музыканты, певцы, танцоры – скоморохи, и даже целые придворные оркестры. Скоморохи имели разнообразный музыкальный инструментарий: сопилки, гусли, бубны, парные сопилки, бубны, трубы и др. С принятием христианства в Киевскую Русь пришел и Византийское церковное пение, с его системой богослужебных жанров.
Народная песня
Урок № 4.
Тема. Художественная культура казацкого периода. Стиль барокко в украинском искусстве (архитектура) Цели: Обучающая: познакомить учеников с развитием художественной культуры периода казачества; раскрыть особенности стиля барокко в архитектуре; Развивающая: развивать интерес к культурному наследию родного края; формировать и развивать национальное самосознание; развивать умение сравнивать украинскую художественную культуру прошлого и современности; Воспитательная: воспитывать высокую духовность на основе общечеловеческих ценностей, интерес к искусству, любовь к культуре родного края; воспитывать бережное отношение к памятникам культуры. Тип урока: комбинированный Наглядность: иллюстрации в учебнике Основные понятия темы: барокко Ход урока I.Организационный момент Словарный диктант - Система условных обозначений, специальные знаки, которые писали над словами церковного песенного текста, и которые указывали направление мелодии (крюки) - Народный певец и исполнитель на народных инструментах, без которого не обходилось ни одно празднование на Руси (скоморох). 2. Дать определение «знаменный распев» (церковное пение в Киевской Руси). 3. Назовите разновидности календарно-обрядовыхпесен (колядки, щедривки, веснянки и т.д.) и семейно-обрядовых (свадебные, колыбельные и др.). Проверка работ и выставление оценок. Беседа - Что означает слово «Барокко?» Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам»). Существуют разные предположения о происхождении слова «барокко». Одна из теорий предполагает происхождение этого слова от латинского bis-roca, скрученный камень. В разных контекстах слово барокко могло означать «вычурность», «неестественность», «деформированность». - Вспомните, чем характеризуется европейский стиль «барокко»? (пышность, динамизм, торжественность, монументальность, эмоциональность, контраст объемов, света и тени ). Записать Украинские храмы, возведенные в стиле барокко также как и европейские характеризуются выразительностью, гармоничностью, динамичностью форм, богатством декора, пышностью и химерностью форм, наличием колонн. Вместе с тем существует некоторая разница между украинским и европейским барокко. Так, в Украине, в отличие от европейских памятников эпохи барокко, грани, ярусы, стены и крыши окрашивали в белый, голубой или зеленый цвета, купола золотили, а сами здания отделывали лепниной. В Европе здания часто украшены скульптурами. Первым сооружением в стиле барокко на территории Правобережной Украины являлся Львовский Иезуитский костел Петра и Павла, возведенный по образцу римской церкви. Среди лучших образцов украинского барокко следует также отметить Доминиканский костел и Собор св. Юра во Львове. С.53 учебника Среди первых выдающихся архитектурных памятников раннего «казацкого барокко» - Николаевский собор в Нежине, Покровский собор в Харькове. Екатерининская церковь в Чернигове, Преображенская церковь в Сорочинах. С.54 учебника
Жемчужиной среди украинских городов эпохи барокко считается Киев. В этот период были восстановлены комплексы Киево-Печерской Лавры, Михайловского и Кирилловского монастырей. Украшением города стали роскошные новостройки: Андреевская церковь, Мариинский Дворец, колокольня Софиевского собора и др. С.55 учебника В украинской архитектуре 17-18в. большую роль играло и народное деревянное зодчество. Каменное строительство было элементом элитарной культуры и осуществлялось в больших городах и монастырях на средства знати, а храмы в провинциальных городах и селах возводились из дерева на пожертвования граждан. До нашего времени в разных городах Украины сохранились чудесные памятники деревянного зодчества: церковь Вознесения на Черниговщине, Троицкий собор в Новомосковске и др. С.56 учебника
V. Подведение итогов урока Урок № 5. Тема. Стиль барокко в украинском искусстве (иконопись, портретная живопись, гравюра). Народная картина «Казак Мамай» Цели: Обучающая: продолжить изучать развитие художественной культуры периода казачества; раскрыть особенности иконописи этого периода; познакомить с искусством гравюры, ее историей; Развивающая: развивать интерес к культурному наследию родного края; формировать и развивать национальное самосознание; развивать умение сравнивать украинскую художественную культуру прошлого и современности; развивать заинтересованность иконописью, духовным и культурным наследием родного края; Воспитательная: воспитывать высокую духовность на основе общечеловеческих ценностей, интерес к искусству, любовь к культуре родного края; воспитывать бережное отношение к памятникам культуры. Тип урока: комбинированный Наглядность: иллюстрации в учебнике Основные понятия темы: гравюра Ход урока I.Организационный момент Беседа - Что означает слово «Барокко?» Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам»). - Какие существуют предположения о происхождении слова «барокко». (Одна из теорий предполагает происхождение этого слова от латинского bis-roca, скрученный камень. В разных контекстах слово барокко могло означать «вычурность», «неестественность», «деформированность»). - Вспомните, чем характеризуется европейский стиль «барокко»? (пышность, динамизм, торжественность, монументальность, эмоциональность, контраст объемов, света и тени ). Записать - Чем характеризуется Украинские храмы, возведенные в стиле барокко? (также как и европейские характеризуются выразительностью, гармоничностью, динамичностью форм, богатством декора, пышностью и химерностью форм, наличием колонн). - Назовите архитектурные памятники периода «казацкого барокко». (Покровский собор в Харькове (с.54), Преображенская церковь в Сорочинах (с.54), Киево-Печерская Лавра, Андреевская церковь, Мариинский Дворец, Софиевский собор (с.55) и др.). Оценивание и выставление оценок. Иконопись Учитель: принципы казацкого барокко периода 17-18в.в. постепенно распространились и на живопись. Выдающимися иконописцами этого периода были Иван Руткович и Иова Кондзелевич.
Иллюстрации на с.60 Наиболее известными произведениями иконописного искусства этого периода являются Богоматерь Одигитрия, Спас Вседержатель Иова Кондзелевича. Перу Иван Рутковича принадлежат великие иконостасы «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Троица» и др. Иконы этих авторов преисполнены яркими красками, причудливыми узорами. Богоматерь, как покровительницу украинского народа (отсюда происходит название «Покро́ва»), очень уважало украинское казачество, поэтому часто Богоматерь изображали в национальных украинских одеждах на фоне золоченого растительного орнамента. В нижней части икон – под покровом Божьей Матери - изображали представителей казацкой старшины, кошевых атаманов, гетьманов. По этой причине с 1999 года праздник Покрова в Украине отмечается как День украинского казачества.
Народная картина Учитель: Издавна украинские хаты украшали не только иконами и рушниками, но и картинами.
Иллюстрации на с.62. Читаем.
Самым распространенным сюжетом народных картин был "Казак Мамай" (" Казак бандурист"). Картины "Казака Мамая" скорее напоминали иконы (не столько христианские, сколько буддийские). В этом проявились стремления народа канонизировать своего любимого героя (Войтович, 2005). Изображали "Казака Мамая" на стеклах и стенах домов, на дверях и ставнях, на сундуках, кафельных печах и липовых бревнах ульев. Очевидно, изображение казака выполняло роль оберега крестьянского жилища. Однако такие картины нередко украшали усадьбы старшин и дворцы господ. Народного героя рисовали в состоянии передышки. Он сидит по-турецки", мечтателен и спокойный. Образ дополняют красивые усы, традиционный чуб-оселедец, сережка, люлька и сулия-бутылка; оружие положена в стороне, и верный конь наготове. Кобза, которую держал казак, символизировала народную историю и мечты, конь - его волю, дуб - его могущество. Часто на этих картинах можно увидеть копье с казацким флажком, а также штоф и рюмку. Это были вещи, связанные со смертью казака - копье относилось на место погребения, штоф и рюмка ложились в могилу, и напоминали они о быстротечности жизни и казацкой судьбы, ведь угроза смерти в бое была повседневной реальностью. Казак расположился под развесистым дубом, что в фольклорно-песенной традиции символизирует здоровье, устойчивость, красоту, долговечность народа. Возраст дуба - более 1 тыс. лет. По давним народным представлениям, в дубе живут души храбрых воинов. Считалось, что дубовые рощи есть любимое место пребывания богов, которым под старыми дубами наши предки приносили жертвы. Козак Мамай своеобразно воплощает черты украинского характера - свободолюбие и мужество, совесть и мудрую народную философию миролюбия и надежды на лучшее будущее.
В это же время распространяется портретная живопись – изображение царей, князей, гетманов (Б.Хмельницкого), основателей церквей или людей, которые предоставляли монастырям значительную финансовую поддержку (Полковника Сулимы).
Иллюстрации на с.61 - 62. Искусство гравюры.
Гравюра - 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой вырезан рисунок; 2) вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков.
Во второй половине 17 в. новый этап развития переживает и искусство гравюры. Лучшими граверами были Илья, Александр и Леонтий Тарасевич, Григорий Левицкий и др. Так, Илья создал иллюстрации к Библии, «Апостолу». Лучшими работами книжной гравюры считаются работы Л. Тарасевича из «Киево-печерского патери́к» — сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников.
Иллюстрации на с.63 - 64.
V. Подведение итогов урока Беседа - Что такое гравюра? - Имена каких граверов вы запомнили? Урок № 6. Тема. Думы и исторические песни. Искусство кобзарей и лирников. Хоровой концерт, школьный театр, вертеп. Цели: Обучающая: продолжить изучать развитие художественной культуры Украины; раскрыть особенности музыкального и театрального искусства этого периода; Развивающая: развивать интерес к культурному наследию родного края; формировать и развивать национальное самосознание; развивать умение сравнивать украинскую художественную культуру прошлого и современности; характеризовать стилистические периоды украинского театрального искусства; Воспитательная: воспитывать высокую духовность на основе общечеловеческих ценностей, интерес к искусству, любовь к культуре родного края; воспитывать интерес к музыкальному и театральному наследию. Тип урока: комбинированный Наглядность: иллюстрации в учебнике Основные понятия темы: думы, вертеп, кобзарство Ход урока I.Организационный момент Беседа - Вспомните, какие вы знаете основные виды искусства (пространственные, временные и пространственно-временные)? - К какому виду искусства мы отнесем живопись (пространственному)? - Назовите выдающихся иконописцев периода казацкого барокко 17-18в.в. (Иван Руткович и Иова Кондзелевич). - Назовите известных вам граверов? (Илья, Александр и Леонтий Тарасевич, Григорий Левицкий и др.) - К какому виду искусства мы относим музыку (временному)? - На какие 2 группы можно разделить музыкальное творчество (народная и профессиональная музыка). - Что мы считаем народной музыкой (народные песни и танцы). - Чем народная музыка отличается от профессиональной (произведения народной музыки не имеют автора или автор забыт, распространена среди народа). - Какие вы знаете разновидности украинской народной песни (Календарно-обрядовые песни: веснянки, гаивки, русальные, жатвенные песни, песни на Ивана Купала, колядки и щедривки. Семейно-обрядовые песни: свадебные, колыбельные, развлекательные, детские, танцевальные и т.д.). Оценивание и выставление оценок. V. Подведение итогов урока Украинское музыкально-театральное искусство 17-18в.в. сыграло важную роль не только в становлении собственной национальной культуры, но и определило направления развития российской и белорусской культур.
VI. Домашнее задание - Учебник с.65-82 + выучить конспект. - Продолжить оформление альбома «История и культурное наследие моего народа»: «Сад божественных песен Г.С. Сковороды». - Рабочая тетрадь. С. 13-16
Урок № 7. Ход урока I.Организационный момент Беседа - О каком из видов искусства можно сказать, что он: монументальный, грандиозный, величественный? - Какие архитектурные сооружения вам известны? - Вспомните, какие вы знаете основные виды искусства (пространственные, временные и пространственно-временные)? - К какому виду искусства мы отнесем архитектуру (пространственному)? - А что же такое «архитектура»? (отвечают). Архитектура – это искусство проектирования и возведения зданий, сооружений и комплексов с учетом трех основных требований: польза, прочность и красота. - Какие архитектурные стили вам известны? (готика, барокко, модерн) - Дайте определение ландшафтной архитектуры. Ландшафтная архитектура связана с организацией садов, парков, скверов и др., основным материалом для создания которых является ландшафт местности и ее природная растительность. Искусство ландшафтной архитектуры известно людям с давних времен. Среди наиболее известных произведений садово-паркового искусства можно назвать парк Версаля во Франции, висячие сады Семирамиды в Древнем Вавилоне.
2. Заслушивание творческих докладов на тему: «Сад божественных песен Г.С. Сковороды».
3. Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради. С. 13-16 Оценивание и выставление оценок. V. Подведение итогов урока 19 век – противоречивый период в истории Украины. Условия развития культуры, науки, искусства, литературы были очень сложными. Однако историческое прошлое Украины, природа, жизнь и быт народа, его культура, фольклор вдохновили многих мастеров на создание удивительных произведений, посвященных украинскому народу.
VI. Домашнее задание - Учебник с.83-89 + выучить конспект. - Продолжить оформление альбома «История и культурное наследие моего народа»: «Деревянные культовые сооружения», «Пирогово – музей под открытым небом». - Рабочая тетрадь. С. 17-18
Урок № 8. Ход урока I.Организационный момент Беседа - Вспомните, какие вы знаете основные виды искусства (пространственные, временные и пространственно-временные)? - К какому виду искусства мы отнесем живопись и графику (пространственному)? - Где вы можете увидеть живописные полотна (в музеях, галереях, частных коллекциях и др.)? - Какие шедевры живописи вы знаете (Л.да Винчи «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Витрувианский человек», К. Малевич «Чорный квадрат» и др.). 2. Заслушивание творческих докладов на тему: «Деревянные культовые сооружения», «Пирогово – музей под открытым небом».
3. Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради. С. 17-18
Оценивание и выставление оценок. Вопрос - Какие виды графики вам известны? (оригинальная (станковая), тиражная) 1. Оригинальная графика – это произведения, выполненные художником в единственном экземпляре (рисунок цветными мелками, фломастерами, карандашами, водяными красками). От живописи их отличает то, что они выполнены не на полотне, а на бумаге. 2. Тиражная графика – это вид графики, который отличается от рисунка тем, что может быть размножен в большом количестве экземпляров (книжная иллюстрация, плакат). Тиражная графика делиться на такие виды: книжная, плакатная, промышленная. - Книжная графика – это оформление книг (обложек, титульных страниц и страниц книг) иллюстрациями. - Плакатная графика - наиболее массовый вид художественной графики. С помощью плакатов рекламируются политики и политические партии, товары, приглашают посетить театры, выставки, кинотеатры, цирк (афиши), дискотеки (флаеры). Есть плакаты по технике безопасности, охране здоровья, экологические и др. - Промышленная графика: художественное оформление упаковок и этикеток разных товаров (чая, обертки и коробки конфет), грамоты, листовки, почтовые марки, конверты, торговые знаки, эмблемы, деньги и др. Иллюстрации на с. 21 учебника. Новым видом графического искусств является компьютерная графика. С середины 19 широкое распространение в Украине приобретают графические рисунки. Академических высот в художественной графике достиг Т. Шевченко. Он создал серию офортов под названием «Живописная Украина», за которую ему была присуждено звание академика гравюры Петербургской Академии искусств. Иллюстрации в учебнике. С. 93 Также Т. Шевченко-художник выбирал путь реалистичного отражения жизни, брал темы из истории украинского народа («Катерина»). Иллюстрации в учебнике. С. 90-91
Значительный вклад в искусство графики внес С. Васильковский, Л. Жемчужников, В. Тропинин. Иллюстрации в учебнике. С.90, 91, 93
М. Мурашко первым выполнил портрет Т. Шевченко для издания «Кобзаря».
2. Декоративно-прикладное искусство Одним из давних народных промыслов считается художественная резьба по дереву. Кроме домов, из дерева изготавливали вещи домашнего обихода, мебель, игрушки и др. часто все эти изделия украшали резьбой и орнаментом растительного, геометрического характера. Встречались круги и полукруги. Во 2-й половине 19в. деревянные изделия стали изготавливать и для продажи, но не для использования в быту, а как художественные, декоративные изделия. Иллюстрации в учебнике. С.95
Также в этот период развивается писанкарство, гончарство, ткачество (ковры, скатерти, различные бытовые полотна, фартуки, юбки и др .), вышивка (рубашки, верхняя одежда, рушники. салфетки). Художественная роспись (стены, двери, потолки, печи, мебель. хозяйственные вещи). Наиболее распространенные мотивы орнамента - цветы. Отсюда название - «Цветочные хаты».
Иллюстрации в учебнике. С.96-99
V. Подведение итогов урока Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, понимание красоты. Изделия ДПИ, произведения живописи отражают самобытность народа, его художественный гений, знакомят нас с обычаями, которые учат понимать, творить и любить прекрасное.
VI. Домашнее задание - Учебник с.83-89 + выучить конспект. - Продолжить оформление альбома «История и культурное наследие моего народа»: «Символика элементов писанок», «Символика элементов вышивки». - Рабочая тетрадь. С. 17-18
Урок № 9. Тема. Народная музыка: социально и семейно-бытовые песни. М. Вербицкий: история создания произведения «Ще не вмерла Україна». Н. Лисенко – основоположник национальной композиторской школы в Украине 1. Семейно-бытовые и социально-бытовые песни. 2. Знчение творчества С. Гулака-Артемовского, Н. Лисенко, М. Вербицкого 3. История создания Государственного Гимна Украины Цели: Обучающая: продолжить изучать развитие художественной культуры Украины; раскрыть особенности украинской музыкальной культуры 18-19 в.; познакомить с творчеством выдающихся композиторов и культурных деятелей того периода; с историей создания Государственного Гимна Украины; Развивающая: развивать интерес к культурному наследию родного края; формировать и развивать национальное самосознание; развивать умение сравнивать украинскую художественную культуру прошлого и современности, умение обосновывать оценочные суждения образцов украинского искусства; Воспитательная: воспитывать высокую духовность на основе общечеловеческих ценностей, интерес к музыкальному украинскому искусству. Тип урока: комбинированный Наглядность: иллюстрации в учебнике Основные понятия темы: С. Гулак-Артемовский, Н. Лисенко, М. Вербицкий Ход урока I. Организационный момент Беседа - Что такое графика? - Какие виды графики вам известны? - Дайте определение тиражной графики. - На какие виды она делится? - Перечислите известные вам виды ДПИ 2-й половины 19в.
2. Заслушивание творческих докладов на тему «История и культурное наследие моего народа»: «Символика элементов писанок», «Символика элементов вышивки».
3. Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради (С. 17-18).
Оценивание и выставление оценок. Мозговой штурм - Вспомните, чем характеризуются социально - бытовые песни украинского народа.
Учитель: в социально-бытовых песнях отражалась, как правило, картина исторического быта украинцев, их мечты о справедливости, стремление к воле, непреодолимое желание освободиться от национально-религиозного и феодально-крепостного гнета.
Выделяют следующие циклы социально-бытовых песен: · казацкие (воспевались различные события из жизни казаков); · гайдамацкие ( схожи с казацкими). Воспевали борьбу украинского народа против национально-религиозного и феодально-крепостного гнета. · бурлацкие ( воспевали жизнь бурлаков, которые нанимались грузчиками и чернорабочими на рыболовецкие судна ). · крепацкие (осуждали панщину и крепостной труд селян). · солдатские, сиротские и др. Мозговой штурм - Вспомните, чем характеризуются семейно - бытовые песни украинского народа.
Учитель: в семейно-бытовых песнях воспевались наиболее важные события в семейной жизни селян, отражались их взгляды, мораль. Виды семейно-бытовых песен: песни о семейной жизни, о любви, шуточные, колыбельные, детские и т.д. 2. Значение творчества С. Гулака-Артемовского, Н. Лисенко, М. Вербицкого Мозговой штурм - Как называлась первая украинская опера («Запорожец за Дунаем»)? - Кто былавтором первой украинской оперы (Семен Гулак-Артемовский)? - Где и когда впервые была представленапервая украинская опера «Запорожец за Дунаем» украинского композитора, певца, актера, драмтурга Семена Гулака-Артемовского (на сцене Мариинского театра в Петерберге в 1863г.)? Учитель: Семен Гулак-Артемовский – украинский композитор, певец, актер, драмтург, автор первой украинской оперы «Запорожец за Дунаем», которая с огромным успехом прошла на сцене Мариинского театра в Петерберге в 1863г. Николай Лысенко
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.128 (0.238 с.) |