Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2. Особенности составления психокоррекционных программСтр 1 из 3Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ Основные принципы составления ПК программ Модели корррекционно-развивающей работы Структура ПК программ Алгоритм составления ПК Оценка эффективности ПК программ 6. Структура игрового занятия (доклад) 1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Структура психокоррекционных программ Психокоррекционная программа включает в себя четыре основных блока: 1. Диагностический. 2. Установочный. 3. Коррекционный. 4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции. Выявляются индивидуальные особенности того или иного процесса и сравниваются с существующими возрастными нормами. Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни. Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: изменение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки. Алгоритм составления психокоррекционной программы - четко формулировать цели коррекционной работы; - определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы; - определение методологии и содержания программы - выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы; - четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом; - отобрать методики и техники коррекционной работы; - определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы; - определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);
- определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10—15 мин в начале коррекционной программы до 1,5—2 ч на заключительном этапе); - разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий; - планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей подключение родственников, значимых взрослых и т.д.); - реализовать коррекционную программу (необходимо - подготовить необходимые материалы и оборудование. По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности. Средства коррекции психических процессов Коррекция наглядно-образного мышления. 1. Работа с конструктором по словесному описанию 2. Придумывание и изменение сюжета игр Коррекция внимания. Он включает в себя специально подобранные упражнения, составленные по мере увеличения количественных заданий и их сложности. Основным условием эффективности будет регулярность проведения упражнений и их положительная эмоциональная окраска для ребенка. 1. Обнаружение ошибок в тексте (аналогично Корректура – быстрое исправление ошибок в тексте) 2. Словарный диктант с комментариями: учитель читает каждое слово только один раз, учащиеся берут ручки только после прослушивания комментариев, выделения отдельных частей слова и объяснения их правописания разными учениками. 3. Корректурные задания: «Кто быстрее» (зачёркивание букв, значков на скорость) 4. Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения образца 5. Например, при игре в «разведчика» сначала ребенку предлагаются 5—9 различных предметов или изображений предметов при одномоментном запечатлении. Их надо перечислить. Потом увеличивается количество предметов до 9—12, затем к демонстрируемым предметам добавляются предметы, которых не было, и ребенок должен исключить лишние. Задание можно усложнять, меняя пространственное размещение предметов (ребенок должен определить и указать месторасположение предметов).
6. Наблюдательность (описать подробно школьный двор, путь от дома до школы и т.п.). Коррекция логической памяти 1. Назвать 10-15 слов, которые можно разбить по логическому признаку (одежда, посуда и т.д.), ребёнок должен назвать слова. 2. Запоминание рассказа с чётко выраженными смысловыми блоками. 3. «Смысловые единицы» - ребёнок должен выделить главное в тексте (создать мнемические опоры) и найти путь анализа текста (Ответить на вопрос о ком или о чём говорится в начале текста и что об этом говорится. Затем ответ на эти вопросы по следующему содержанию текста и так до конца. Далее составляется план текста. Текст читается ещё раз с поиском ответов на пункты плана. После чего текст пересказывается). Коррекция воображения. Развитию воображения способствует расширение жизненного опыта и накопление впечатлений. 1. Незаконченные фигуры. 2. Составление рассказа с использованием определённых слов 3. Волшебные кляксы (что изображено?) 4. Завершение рассказа. Развитие активной речи. 1. Пересказ и рассказ басен, сказок, кино и мультфильмов 2. Скороговорки (способствуют правильной артикуляции, плавности и темпу речи, развивают внимание и память) 3. Дополни слово (ведущий называет пол слова и кидает мяч ребёнку - поймать мяч и дополнить слово) 4. Составить из предлагаемого набора слов как можно больше слов. 5. Кто больше сочинит? (сочинить рифмы к словам или нарисованным предметам) 6. Перевёрнутые слова (восстановить нормальный порядок слов в предложении) 7. Из слогов – слова (составить из предложенных слогов определённое или наибольшее количество слов) 8. Соединить половинки слов. 9. Составить слова по конструкции (о_ _нь, м_с_) 10. За 3 минуты придумать как можно больше слов, состоящих из 3 букв. 11. Предлагается слово-корень. Добавлением приставки, суффиксов, окончаний придумать как можно больше слов. 12. Составление палиндромов: слов или предложений, одинаково читающихся справа налево и слева направо. Коррекция восприятия. Возможные виды психокоррекционных заданий: 1. графически воспроизвести по инструкции взрослого значение некоторых слов; 2. нарисовать на отдельном листе деталь предмета, например одну лапу или один нос; 3. нарисовать фантастических персонажей, например жар-птицу в волшебном саду; 4. нарисовать точки в разных комбинациях; 5. нарисовать для ребенка точками контур рисунка и попросить его обвести; 6. «дорожка» — взрослый рисует сложную линию дороги, 7. нарисовать прямые линии без отрыва карандаша; 8. слепить различные формы из пластилина.
ЛЕКЦИЯ 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.165 (0.012 с.) |