Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ЛЕКЦИЯ № 5 «Использование материалов инвентаризации в оперативно-следственной практике»
План: 1) Понятие и виды инвентаризации; 2) Порядок проведения инвентаризации; 3) Типичные подлоги в материалах инвентаризации. Способы их распознавания и предупреждения. 1 вопрос Инвентаризация – проверка наличия имущества организации на определённый момент времени путём пересчёта, обмера, взвешивания ценностей, сверки расчётов с дебиторами и кредиторами и последующего сопоставления фактического наличия имущества с данными БУ. ЦЕЛИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ v Выявление полноты отражения в БУ обязательств; v Сопоставление фактического наличия имущества с данными БУ. ЗАДАЧИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ > Контроль за сохранностью ТМЦ и ДС путём сопоставления фактического наличия с данными БУ; > Выявление ТМЦ, частично потерявших свое первоначальное качество; > Выявление сверхнормативных и неиспользуемых ТМЦ с целью последующей реализации; > Проверка соблюдения правил и условий хранения ТМЦ и ДС; > Проверка учтённых на балансе ТМЦ, ДС и НЗП (незавершённое производство – сырьё и материалы, переданные в цех). В ч. 2 ст. 12 ФЗ «О БУ» предусмотрены случаи обязательного проведения инвентаризации: · При передаче имущества в аренду, выкупе, преобразовании ГУП, МУП; · При смене МОЛ; · Перед составлением годовой БО (не ранее 01.10 отчётного года); · При выявлении фактов хищения, злоупотребления, порчи имущества; · При реорганизации или ликвидации предприятия; · В случаях стихийного бедствия и других ЧП, вызванных экстремальными условиями; · И др. ФУНКЦИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ § Проверка правильности и полноты данных, отражённых в БУ; § Выявление реальных объектов некоторых хозяйственных операций. ВИДЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ I. По основаниям проведения: ® Плановые (инвентаризация кассы 1 раз в месяц); ® Внеплановые (смена МОЛ). II. По объёму проверки: ~ Полные (всё имущество подвергается проверке); ~ Неполные (отдельные виды имущества). III. По полноте охвата материальных ценностей: > Сплошные (конкретный вид имущества подвергается проверке, весь без исключения – инвентаризация кассы); > Выборочные (выборка имущества). IV. По объекту проверки: © Инвентаризация основных средств; © Инвентаризация ДС; © ТМЦ; © НЗП. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ☼ Внезапность. Является основным требованием при проведении инвентаризации. МОЛ может восполнить недостачу, избавиться от излишков, составить документы на недостачу и излишки;
☼ Комиссионность. Комиссия утверждается приказом работодателя, состав определяется в зависимости от вида инвентаризации; ☼ Действительность. При проведении инвентаризации должны непосредственно проверять фактическое наличие ценностей. Не допускается заполнение инвентаризационной описи на основании книжных остатков или со слов МОЛ; ☼ Непрерывность. Инвентаризация проводится непрерывно в 1 рабочий приём. Если такое невозможно, применяется правило «ключа и пломбира». Помещение опечатывается (пломбируется). Пломбир остаётся у председателя комиссии, ключ передаётся МОЛ; ☼ Участие МОЛ. Обязательно присутствует при инвентаризации даже в случаях ареста. Если МОЛ несколько, достаточно присутствие одного из них по письменному поручению остальных. 2 вопрос Инвентаризацию ТМЦ можно разделить на 3 этапа: Þ Подготовительный. На данном этапе при проведении инвентаризации приказом руководителя создаётся инвентаризационная комиссия. При большом объёме рабочие комиссии. В состав комиссии не менее 3 человек. Если инвентаризация проводится по требованию правоохранительных органов, то представители этих органов могут присутствовать при проведении инвентаризации, но не могут являться членами комиссии. Инвентаризация начинается с опломбирования всех мест ценностей. Если инвентаризация проводится по требованию ПО, то места хранения опечатываются представителями этих органов до того момента, как станет известно о проведении инвентаризации. При проведении инвентаризации помимо комиссии в ней должны участвовать МОЛ. С этой целью в ИО предусмотрена расписка МОЛ о том, что на момент проведения инвентаризации все поступившие ценности оприходованы, выбывшие списаны в расход, а приходно-расходные документы сданы в бухгалтерию Комиссия получает данные о ТМЦ на момент проведения инвентаризации бухгалтерией и приступает к проведению инвентаризации. До начала проведения инвентаризации осуществляется проверка контрольно-измерительных приборов и выявляются фактические настройки приборов на обвес, обмер, обсчёт. Если выявлены нарушения, составляется акт, осуществляется замена приборов на исправные и после этого проводится инвентаризация.
Þ Основной (рабочий). При проведении плановой инвентаризации данные по фактическим остаткам ценностей, подсчёт которых производится слева направо, по кругу без исключений заносятся в черновую тетрадь. Она должна быть пронумерована, прошнурована и зарегистрирована печатью предприятия. Подсчёт ценностей осуществляется путём обмера, взвешивания, пересчёта со вскрытием коробок и упаковок, в т.ч. и банковские. Что касается ДС, банковские упаковки вскрываются и полистный пересчёт ДС. Допускается пересчёт навалочных материалов (щебень, керамзит) с привлечением специалиста без прямого взвешивания. Все остальные ТМЦ подлежат поштучному пересчёту. На время инвентаризации все операции с проверяемыми ТМЦ прекращаются, посторонние лица в помещение не допускаются. Вновь поступившие материалы складируются отдельно (лучше отдельное помещение, если невозможно – отдельное место) и на данные ценности составляется отдельная опись. Если при проведении инвентаризации обнаружены испорченные и непригодные ТМЦ, они в ИО не включаются. На них составляется отдельный акт, в котором указывается наименование испорченных ТМЦ, причины порчи, сумма ущерба и виновное лицо. Все остальные ТМЦ (записи), отражённые в черновой тетради, должны быть ещё раз (таксировка) проверены и в ней расписываются члены комиссии и МОЛ. После подписания никаких данных в тетрадь вносить (вычёркивать) нельзя; Þ Заключительный (выявление результатов инвентаризации). На основании данных черновой тетради, которая передаётся в бухгалтерию, составляется ИО и сличительная ведомость. В ИО указываются: > Дата инвентаризации; > Место инвентаризации; > Наименование ценностей; > МОЛ. Достоверность сведений, отражённых в ИО, подтверждают члены инвентаризационной комиссии. В сличительной ведомости осуществляется сопоставление данных БУ с фактическими данными, выявленными при инвентаризации (ИО). По результатам сопоставления может быть выявлено: § Совпадение данных БУ и фактических ценностей – «соответствие»; § Превышение данных БУ над фактическими данными – «недостача»; § Превышение фактических данных над данными БУ – «излишки»; § Как частный случай для предприятий, на которых количественно-сортовой учёт: излишки и недостачи по одному и тому же наименованию продукции (пересортица). Хлеб 1 и 2 сорта – излишки и недостачи соответственно. Если обнаружены расхождения фактических данных с данными БУ, МОЛ дают письменные объяснения о причинах их возникновения. Окончательный результат несоответствия при обычном порядке проведения инвентаризации утверждается руководителем. При проведении инвентаризации ПО – в судебном порядке. ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРЕСОРТИЦЫ · Ошибки МОЛ при приёмке и отпуске ценностей; · Злоупотребление МОЛ; · Ошибочные записи в БУ; · Умышленное внесение неверных записей в первичные документы. Причинами образования излишков и недостач могут быть: ü Ошибочные записи в БУ;
ü Ошибки при приёмке и отпуске; ü Злоупотребление со стороны МОЛ; ü Реализация неучтённой продукции. В случае обнаружения пересортицы руководитель имеет право утвердить взаимозачёт (перекрытие суммы недостачи суммой излишков). При этом должны соблюдаться следующие условия: v Данный факт (пересортица) не носит регулярный характер у конкретного МОЛ; v Наименование ценностей должно быть одно и тоже; v Пересортица возникла в одном и том же отчётном периоде. В случае обнаружения излишков они приходуются (приход), т.е. оформляются документально и включаются в доход предприятия (счёт 91) в случае обнаружения недостач они возмещаются засчёт средств МОЛ, если иное не предусмотрено законодательством (нарушение целостности помещения, стихийные бедствия – МОЛ нести ответственность не будет за недостачи). ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ПО ИНИЦИАТИВЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ > Наличие фактических данных о присвоении и растрате ценностей; > Факты обмана потребителей; > Умышленное уничтожение имущества; > Наличие информации об изготовлении неучтённой продукции; > Данные о наличии документально не оформленных ценностей; > Наличие информации о пересортице, приписках и т.д. 3 вопрос Наиболее распространёнными способами сокрытия недостач являются: ☺ Внесение в опись несуществующих товаров - для распознания данного подлога можно использовать следующие приёмы: © Восстановление количественного учёта; © Контрольное сличение остатков (при невозможности первого метода); © Допрос участвующих лиц в инвентаризации. ☺ Последующие дописки количества товаров в инвентаризационных описях – помимо вышеперечисленных можно обнаружить путём сопоставления различных экземпляров ИО (встречная проверка); ☺ Составление бестоварных расходных документов на другую организацию – проведение инвентаризации одновременно в двух организациях; ☺ Несвоевременное оприходование ТМЦ - сопоставление первичных документов с товарным отчётом МОЛ (взаимный контроль). СПОСОБЫ СОКРЫТИЯ ИЗЛИШКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Не включение в опись фактически имевшихся ценностей – восстановление количественно-суммового учёта, контрольное сличение остатков, допросы лиц; Составление бестоварных приходных документов на другую организацию – инвентаризация одновременно в двух организациях; Последующие дописки прочерков в инвентаризационную опись (там дописывали цифры, здесь прочерки) – сопоставление экземпляров, встречная проверка одного и того же документа;
Несвоевременное проведение по отчётности расходных документов. ЛЕКЦИЯ № 6 «Особенности организации и проведения документальной ревизии по требованию правоохранительных органов» План: 1) Документальная ревизия: задачи, классификация, виды; 2) Оценка акта документальной ревизии (Инструкция о порядке проведения ревизии и проверок контрольно-ревизионными органами Минфина РФ (№ 42-Н от 14.04.2000)) по инициативе ПО; 3) Различие между документальной ревизии, проводимой по требованию ПО и судебно-бухгалтерской экспертизой. 1 вопрос Ревизия – это проверка, обследование финансово-хозяйственной деятельности организации ДЛ за определённый хозяйственный период. Документальная ревизия является одной из распространённой форм с позиции ПО документального и последующего контроля, т.к. имеет место после осуществления хозяйственной операции. ДР – инициатива вышестоящих организации / инициатива ПО. Проведение ДР по инициативе ПО можно отнести к способу собирания доказательств по экономическим преступлениям. Причём материалы документальной ревизии становятся источником доказательств лишь тогда, когда они привлечены к материалам УД. При этом доказательства собирает ревизор, а ПО используют материалы ревизии для доказательства совершения экономического преступления. ЗАДАЧИ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ РЕВИЗИИ ~ Проверка законности операции, осуществляемых организацией и соблюдение финансово-экономической дисциплины; ~ Выявление фактов ущерба организации от незаконного расходования финансовых средств и ТМЦ; ~ Проверка правильности постановки БУ и доброкачественности документов, которыми отражаются хозяйственные операции; ~ Проверка правильности организации и ведения хозяйства. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ РЕВИЗИИ I. По основаниям назначения: · Плановые (план ревизионной работы); · Внеплановые (внезапно в связи с ч/с и по инициативе хозяйственных или следственных органов). II. В зависимости от органов, производящих ревизию: ☼ Ведомственные (вышестоящие организации осуществляют); ☼ Вневедомственных (по инициативе государственных контролирующих органов). III. По составу ревизионной группы: ♫ Бухгалтерские (по инициативе специалистов БУ бухгалтером-ревизором); ♫ Комплексные (проводятся группой, в состав которой входят бухгалтер и специалисты других отраслей знаний – экономисты, товароведы, технологи и т.д.). IV. По объёму проверяемой деятельности: Полные (все стороны хозяйственной деятельности ревизируемого объекта); Частичные (одна или несколько сторон хозяйственной деятельности ревизируемого объекта). V. По методу проведения: > Сплошные (все объекты подвергаются ревизии); > Выборочные; > Отдельные; > Комбинированные. VI. По повторности: o Первичные; o Повторные;
o Дополнительные. ТАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ Неожиданность и тайность – эффективность ревизии. Тактические приёмы контакта и взаимодействия правоприменителя с ревизором в процессе проведения ревизии и оформления её результатов. Способы оценки по содержанию и по форме и проверки результатов ревизии. Тактические приёмы в виде дополнительных и повторных ревизий, допроса ревизора и т.д. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕВИЗОРА Ревизор имеет право: v Проверять наличие ТМЦ и ДС у МОЛ; v Требовать от руководителей и работников ревизуемого предприятия предъявления БД, журналов, книг, смет, отчётов, приказов, распоряжений и других документов; v Требовать письменные и устные объяснения и справки у работников проверяемого предприятия; v Опечатывать или изымать подложные и сомнительные документы для обеспечения их сохранности; v Запрашивать от различных организации, предприятий, лиц необходимые для проведения ревизии сведения и копии документов. Ревизор обязан: ® Выполнять задания на проведение ревизии качественно и в срок не более 30 дней; ® По выявленным нарушениям и злоупотреблениям разработать мероприятия по их устранению и предотвращению; ® Своевременно составить акт ревизии. ВИДЫ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ РЕВИЗИЙ, НАЗНАЧАЕМЫХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ü Первичная. Основания: ☺ Наличие информации о конкретных фактах хищения и злоупотребления, требующая проверки и документального подтверждения; ☺ Задержание с поличным МОЛ при хищении ТМЦ и ДС; ☺ Сообщение эксперта-бухгалтера о невозможности дать заключение по конкретно поставленным вопросам без предварительного проведения ревизии; ☺ Ходатайство обвиняемого о проверке его показаний, опровергающих обвинение путём исследования первичных БД и учётных регистров; ☺ Необходимость документального признания обвиняемого в совершённом хищении путём фальсификации БД; ☺ Обнаружение преступных связей проверяемого лица с другими организациями, включёнными в сферу проверки, либо его работа на аналогичной должности в другой организации. ü Повторная. Основания: o Установлен низкий методический уровень первичной ревизии; o Выявлена недобросовестность или необъективность ревизора, а также умышленное искажение им данных при проведении первичной ревизии; o Неполнота выводов ранее проведённой ревизии, противоречие документам и иным материалам проверки; o Существенные нарушения при производстве первичной ревизии прав ревизуемых лиц; o Противоречие, содержащееся в акте первичной ревизии, устранение которых возможно путём проведения повторных ревизий; o Противоречие между выводами первичной ревизии и материалами УД, устранение которых возможно путём проведения повторной ревизии. ü Дополнительная. Основания: § Неприменение ревизором тех приёмов и методов исследования, которые по мнению следователя могут способствовать выявлению следов преступной деятельности; § Наличие обоснованных возражений по результатам ревизии со стороны заинтересованных лиц (подозреваемых, обвиняемых); § Ревизором проверена лишь часть операций, по которым могли совершаться преступления; § Заявление эксперта-бухгалтера о невозможности дать заключение без проведения дополнительной ревизии; § Проведение первичной ревизии без участия специалистов других областей, участие которых было необходимо; § Задание, поставленное перед ревизией, выполнено не полностью и нет оснований отказываться от дополнительной проверки (ревизии); § Необходимость расширения объёма проверки, когда имеются обоснованные основания полагать, что преступления были совершены до периода, который подвергался ревизии; § Наличие проверенных сведений о совершении преступления лицами, деятельность которых не проверялась; § Необходимость исследования отдельных операции, которые ранее не проверялись. 2 вопрос По результатам, полученным при производстве документальной ревизии, составляется акт. Это документ, в котором находят отражение злоупотребления, недостатки, упущения, выявленные в результате проверки финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов и данные о лицах, ответственных за эти нарушения. Вопросы, которые согласуются следователем с ревизором при подготовке ревизии: F Внезапность начала проведения ревизии на проверяемом предприятии; F Одновременный охват ревизией ряда объектов; F Очерёдность проведения отдельных ревизионных действий; F Сроки проведения тех или иных проверочных действий; F Вывоз определённых лиц для получения объяснений; F Обращение ревизора в другие организации и проведение встречных проверок. Акт, составляемый по результатам ревизии, состоит из 3 частей: > Вводная, в которой находит отражение наименование органа, по инициативе которого проводилась ревизия; основания проведения ревизии; место проведения ревизии и сроки проведения ревизии; содержание задания ревизора; перечень документов, который будет подвержен проверке; лица, присутствующие при проведении ревизии; > Основная – описание имеющихся данных по поставленному вопросу; описание приёмов, методов и способов, используемых при проведении ревизии; фактические данные, установленные ревизором, с указанием состояния БУ; > Результативная – выводы ревизора, дающие ответы по поставленным вопросам; приложения в виде схем, расчётов, таблиц, объяснений МОЛ и ДЛ и изъятые документы; подписи ревизора, руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации. ТРЕБОВАНИЯ К АКТУ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ ♫ Объективность, ясность, точность, описание фактов выявленных данных; ♫ Чёткость изложения каждого факта, выявленного ревизором со ссылками на соответствующие документы и материалы; ♫ Недопустимость включения в акт выводов и предложений, не подтверждённых документами; ♫ Недопустимость включения в акт сведений, касающихся оценки действий ДЛ или МОЛ; ♫ Неприемлемость включения в акт выражений, носящих правовой характер (присвоил имущество, похитил ДС); ♫ Недопустимость включения в акт ревизии ссылок на информацию, содержащуюся в материалах УД. При проведении ревизии по инициативе ПО экземпляры акта направляются для ознакомления и подписания руководителю ревизуемой организации, главному бухгалтеру и при необходимости МОЛ. Сроком для ознакомления и подписания является срок в течение 5 дней. Причём проверяемые лица вправе дать письменные возражения, объяснения и замечания по предоставленному им акту. Ревизор в течение 10 дней (рабочих) должен дать письменное заключение по существу этих возражений. После подписания акта ревизии в нём не допускается никаких исправлений и уточнений. Получив акт документальной ревизии, следователь анализирует его: ☺ С т.з. доброкачественности проведённой ревизии; ☺ С т.з. доказательственного значения полученных материалов. Не устроит с т.з. доброкачественности – повтор. С т.з. доказательств – повтор или дополнение.
3 вопрос
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.94 (0.075 с.) |