Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая панорама развития школьного дела в странах Западной европы и Америке
1. Практическое создание школ нового типа, отвечающих требованиям жизни, началось с открытия П. Робэном во Франции так называемой интегральной трудовой школы, а позже, с 80-х годов, - открытия "образцовых" школ для детей состоятельных родителей. Это послужило началом движения "новых школ". Широкой известностью пользовалась школа в Абботсхольме в Англии в графстве Дербшир, основанная в 1889 году доктором Сесилем Редди(1858 - 1932). Девизом школы служил лозунг - "Свобода - это повиновение закону". С. Редди был убежден, что для принципиального изменения школьного дела необходима своего рода педагогическая лаборатория, где будут формироваться "благородные англичане". В результате нескольких лет опыта школьной работы С. Редди пришел к выводу, что в "новой школе" могут быть выделены три основных типа: i/ школа для будущего рабочего с крепкими мускулами; • школа для людей, деятельность которых потребует глубокого понимания проблем современного мира; • школа для будущих лидеров и руководителей в области политики, права, педагогической деятельности. 2. Из Англии практика открытия "новых школ" стала распространяться и на другие страны Европы. В Германии благодаря Герману Литцу (1868 - 1919) были открыты сиротский приют и две средние школы-интерната, в которых должна была воспитываться "духовная элита", способная противостоять разрушающей человеческий дух действительности. В этих интернатах, "сельских воспитательных домах", главное внимание уделялось нравственно-гражданскому воспитанию. Густав Винекен (1875 - 1964) открыл в 1906 году в поселке Виккерс-дорф (Тюрингия) так называемую "Свободную школьную общину", где обучались и воспитывались как мальчики, так и девочки. В своей системе, видимо под влиянием социальной педагогики, Г. Винекен большое внимание уделял выработке у учащихся привычки к совместному труду, а само воспитание в общине сводил к формированию, по его определению, "молодежной культуры", своеобразной и свободной от авторитаризма взрослых. Эдмон Демолен (1852 - 1907) открыл в 1899 году во Франции школу де Рош, где воспитывались мальчики из привилегированных слоев населения. Программа школы исходила из новых подходов к организации учебной работы и формированию трудовых навыков.
Бельгийский педагог, врач и психолог Овид Декроли (1871 - 1932), также представитель движения "новых школ", открыл в Брюсселе в 1907 году учебное заведение, которое существует и поныне. В основу работы этой школы он положил принцип удовлетворения интересов и потребностей детей. Основой обучения и воспитания у О. Декроли стали учебные комплексы, названные им "центрами интересов", сущность которых состояла в организации работы детей вокруг таких тем, которые более отвечают детским интересам и потребностям. В 1899 году молодой ученый из Швейцарии Адольф Ферьер (1879 - 1960) явился инициатором создания Международного бюро "новых школ". Одна из основных задач Бюро состояла в том, чтобы четко определить характеристики "новой школы". К ним относилось прежде всего место расположения школы - это загородная местность, интернатная система, самоуправление, совмещение умственной работы с физической деятельностью в мастерских или на ферме и т. д. 3. В Англии после принятия законов 1870 года (акт Ферстера) и 1902 года (акт Бальфура) о начальном и среднем образовании избираемые населением школьные комитеты получили возможность расширения сети школ, субсидируемых государством, так называемых "паблик скулз". Начальная школа объявлялась бесплатной и обязательной для всех детей от 5 до 12 лет. Система полного школьного образования в Англии и Шотландии включала подготовку детей 3-5 лет к школе в детском саду, начальную школу с шести- или восьмилетним курсом обучения и среднюю школу. Довольно широкое распространение получил новый тип школы - "признанные школы" (для подростков 12-17 лет) с шестилетним сроком обучения, открытие которых было продиктовано экономическими и социальными требованиями. В конце XIX - начале XX вв. в Великобритании возникла и получила в дальнейшем распространение во многих странах мира внешкольная скаутская (от англ. - разведчик) организация детей 8-18 лет. Основатель организации Роберт Баден-Пауэлл (1857 - 1941) объединил подростков в бойскаутские (для мальчиков) и герлскаутские (для девочек) отряды, которые имели свой устав, символику, обязательства. В Германии в 1872 году министр народного просвещения А. Фальк отменил прежние "регулятивы" и издал новый закон "Общие постановления о народной школе и подготовке учителей".
Система образования стала представлять собой либо начальную четырехлетнюю школу и четырехлетнюю школу повышенного типа, дающую возможность поступления в среднюю школу, либо начальную школу (4 года обучения) и обучение в промежуточной школе с продолжительностью обучения в 2 - 3 года. Затем следовали низшие профессиональные и средние учебные заведения. В системе среднего образования было выделено три типа школ: классическая гимназия, реальная гимназия, высшее реальное училище. В большинстве штатов США государственная система образования состояла из восьмилетней начальной и четырехлетней средней школы. Начальная школа, которая была обязательной и бесплатной, подразделялась на элементарную и грамматическую. К концу XX века можно констатировать значительное увеличение числа учебных заведений. Характерной особенностью системы школьного образования в Америке являлась преемственность элементарной и средней школы. Во Франции в самом конце XIX века министром народного просвещения был Ж. Ферри (1832 - 1893), по инициативе которого был издан ряд законов, касавшихся начальной школы: она становилась всеобщей, обязательной, бесплатной и светской. По законам 80-х гг. система школьного образования во Франции включала: материнскую школу (с 3 до 6 лет); начальную школу (с 6 до 11 лет); начальную школу повышенного типа (с 12 до 14 лет); профессиональную или общеобразовательную среднюю школу (с 15 до 18 лет). Особую заботу во Франции к концу XIX века уделяли средней школе. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 390 - 396.
Вопрос 83. Проблемы реформирования школьного образования в России (конец XIX - начало XX вв.) 1. Программа бесплатного обязательного начального обучения Программа РСДРП Правительственные проекты 1. На рубеже XIX - XX вв. вопрос о реформах школьного образования оказался в центре общественного внимания в России. Либеральные партии и педагогические организации (кадеты, Московское педагогическое общество, Всероссийский учительский союз и др.) полагали правильным добиваться демократических реформ образования, избегая революционных потрясений. Они выдвинули программу: • бесплатного обязательного начального обучения, • увеличения ассигнований на школу, • усиления местного самоуправления в системе просвещения, • преемственности ступеней образования, • равенства мужского и женского образования. Обширная программа демократических реформ школы была принята на съездах по народному образованию в 1908 - 1913 гг. 2. В программе РСДРП (1902) провозглашались демократические реформы школы: • обучение на родном языке, • отделение школы от церкви, • всеобщее обязательное бесплатное обучение до 16 лет. Необходимым условием подобной перестройки школы называлось революционное свержение самодержавия. 3. В начале 1900-х гг. Министерство просвещения предложило собственные проекты организации всеобщего обучения. В 1904 году на реформу были выделены государственные субсидии, но она была отложена из-за начавшейся войны с Японией. Затем начались революционные события. В 1907 году II Государственная дума рассмотрела правительственный проект О введении всеобщего начального обучения в Российской империи, основные положения которого вошли в закон 1908 года о дополнительных ассигнованиях на нужды начального народного образования. Вопрос о всеобщем обучении вновь обсуждался в III Государственной думе в 1909-1911гг.
На основе указанных документов Дума приняла законопроект, который предоставлял городам и земствам право вводить обязательное обучение. Законопроектом 1911 года предусматривалось, что программы начальных школ должны учитывать этнические, бытовые, религиозные особенности местного населения и одновременно удовлетворять общегосударственные интересы. Расширялась программа начальных училищ. Министерство должно было определять минимальные стандарты программ. Подробные программы предлагалось разрабатывать на уровне уездов. Допускалось преподавание местных языков. Для одноклассных училищ курс обучения устанавливался в 4 года, для двухклассных училищ - 6 лет. Законопроект предусматривал ослабление контроля государственных инспекторов народных училищ и одновременно увеличение влияния представителей земств. Планировалось улучшить правовое и финансовое положение учителей. Законопроект 1911 года не прошел в Государственном совете и правительстве прежде всего из-за сопротивления сторонников церковно-при-ходских школ. Последний в истории царской России проект о введении всеобщего обучения был внесен в 1916 году в Думу министром просвещения Павлом Николаевичем Игнатьевым (1870 - 1945). Он во многом повторял проект 1911 года - начальной ступенью обучения должны были стать первые-четвертые классы народной школы, либо первые-третьи классы высшего начального училища (гимназии). Обсуждение документа не было доведено до конца из-за революционных событий, произошедших в феврале 1917 года. Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 350 - 353.
Вопрос 84. Развитие начального образования в России (начало XX века) 1. Расширение сети начального образования
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.34.4 (0.013 с.) |