Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современная западная философия ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
1. Особенности и тенденции 2. Характеристика некоторых основных направлений
Современная западная философия вызвана кардинальными изменениями социальной реальности в прошлом веке. В 20и веке произошла целая серия социальных революций, потрясений, которые изменили политическую карту мира: · Октябрьская революция буквально потрясла мир, изменила 1/6 часть планеты; · 2 Мировые войны; · десятки локальных конфликтов Все эти изменения привели не только к положительным сдвигам в развитии человечества, но с другой стороны возникли острейшие глобальные проблемы. Философское осмысление новых социальных реалий и стало основным содержанием современной мировой философии. К основным особенностям относят: 1. разрушение классической рационалистической парадигмы (модели, образца) философии, господствовавшей в 17 – начале 19 веков («философия разумности» - классическая европейская модель рационализма, базировалась на трех «китах»: 1. природу, общество, человека познать можно, поскольку они устроены разумно 2. все устроено по законам 3. зная эти законы, можно все подчинить своим потребностям) 2. в результате такого краха парадигмы в западной философии возникло чрезвычайное множество идей концепций, течений, школ, направлений течений, то есть эту особенность можно обозначить как философский плюрализм. В этом многообразии обозначились три направления, вытекающие из указанного краха: o полный отказ от рациональной модели, и возникновение на ее обломках «философии неразумности»/ иррационалистической модели o реформа классической модели, защита и возрождение классического европейского рационализма, попытка создать философию «новой разумности», «новый рационализм» o попытка синтезировать рационализм и иррационализм на основе эзотерической философии (религиозно-мистической философии, особенно восточной) Ведущие тенденции современной философии: · Противостояние сциентизма и антисциентизма, где в сфере теории верх берет анти сциентизм, а в практике верх берет сциентизм Сциентизм – философское мировоззренческая ориентация, которая связана с обоснованием высшей ценности науки, ее способностью решить все социальные проблемы Антисцеинтизм – противоположное направление, представители которого не отрицают силы воздействия науки на общественную жизнь и человека, но дают преимущественно негативную оценку, считают, что научно-техническая революция носит антигуманный характер, и поэтому считают, что нужно срочно ограничить процесс.
· За противоборством сциентизма и антисциенизма обозначилось противостояние более широких мировоззренческих подходов – рационализма и иррационализма · Противостояние натурализма и антропологизма, где во второй половине 20 века верх взял антропологизм · В 20м веке не сдала, а укрепила свои позиции христианская/религиозная философия · В 20м веке сохранил свои позиции позитивизм, более того, в конце 20 го- начале 21го века он пережил уже четвертое по счету рождение и обозначается сегодня как «постпозитивизм» · После кризиса социалистической системы устояла и марксистская философия, которая вступила в полосу марксистского ренессанса · Эзотерическая философия подняла голову во второй половине 20 века · Особое внимание философы 20го века уделяли проблемам развития общества, связанным с развитием науки и техники (теории индустриального, постиндустриального общества)
Неопозитивизм Неопозитивизм – новый этап развития позитивизма. Позитивизм переживает 4е рождение. У истоков классического позитивизма стоял французский философ Огюст Конт (1798-1857), который открыл закон трех стадий развития человечества: 1. теологическая (с древнейших времен – 1300 год) 2. метафизическая стадия (или философская) (1300-1800) 3. позитивная стадия – индустриальное общество. На первый план выходят естесственые науки, дающие позитивные знания. Конт формулирует главные установки позитивизма: · философия устарела, от нее нет пользы она не способна на открытие новых знаний · наука сама по себе философия, она самодостаточна, ее главная задача – отвечать не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?» В 20м веке неопозитивизм так же как классический исходит из того, что все наши знания о мире дают только конкретные естесственые науки, а философия не способна дать ничего нового, поэтому главную задачу философии неопозитивисты сводят только к анализу, систематизации достижений естественных наук, в частности то направление философии, которое занимается анализом логики науки, стали называть логическим позитивизмом. Другое направление, которое занимается анализом языка науки, называется семантическим позитивизмом.
Философия существования (экзисционализм) Наиболее яркая и последовательная иррационалистическая философия современности. Ее основоположником считается датский писатель Сёрен Кьеркегор (1813-1855) и Ф.М. Достоевский. Наиболее яркими ее представителями в 20м веке стали немецкие философы Я. Ясперс, М. Хайдеггер, французские - А. Камю, русские – Ширяев. Основная тема этой философии: существование человека в абсурдном мире. И в таком мире у людей нет и не может быть единой, общей для всех сущности. Проникнуть в мир существующего человека можно только иррациональным путем: через переживания, через страдания, то есть через некие состояния, рождаемые в необычных, экстремальных ситуациях. Моделью такой философии становится человек на грани жизни и смерти, или человек в другой пограничной ситуации. Философия отчаяние, протеста. Смысл жизни они видят в индивидуальном выборе.
К основным тезисам этой философии относятся: · единичный человек важнее рода · человек сначала существует, и лишь после этого обретает свою сущность, то есть создает себе ее сам · человеку легче жить как все, ему не выносим сам акт выбора, то есть он хочет, прежде всего, жить комфортно внутренне, а выбор – всегда дискомфорт · человек не есть совокупность того, что в нем еще есть, человек – совокупность того, чего в нем еще нет, и чем он может еще стать · «я бунтую, значит я существую»
Продолжение лекции Реляционная концепция – и пространство, и время считаются объективными формами существования материи. В соответствии с этой концепцией определяется как система отношений, как способ выражения этих отношений, выражающих протяженность или величины, и взаимное расположение. Время определяется тоже как система отношений, характеризующих длительность процессов и последовательность смены состояний. Пространство и время имеют как общие так и специфические черты. К общим чертам относятся: материальность, объективность, абсолютность, относительность, противоречивость и безграничность. Различия между пространством и временем: · быть в пространстве – существовать рядом с другой вещью, быть во времени – существовать одно вслед за другим; · пространство имеет три измерения, а время имеет только одно измерение; · в пространстве можно перемещать тела, а время необратимо; · для пространства характерна изотропность (равноправность направлений); · пространство – симметричность, время - ассиметричность
Вопрос 4. Проблема единства и мира в философии и науке. Данная проблема связана с объяснением источников происхождения мира его существования, развития, управления природными и социальными процессами Попытки решения данной проблемы были еще задолго до философии в рамках мифологии (тотемизм) и религии. В религии мир считается единым потому, то его таковым создал бог, он и устанавливает свои законы. С возникновением философии эта проблема стала обозначаться как проблема поиска некоего первоначала, первоосновы. Наиболее научно обоснованным является подходом считается диалектико-материалистический подход. Основы этого подхода заложили Маркс и Энгельс в середине 19 века. «Единство мира состоит в его материальности».
В современной диалектико-материалистической философии данный тезис Энгельса конкретизируется в следующих положениях: · Материальность мира прежде всего означает объективность его существования. Все, что существует в мире- либо сама материальная субстанция, либо ее производные. · Материальный мир представляет собой единое целое, некую систему систем, состоящую из множества различных систем, элементов, материальных систем меньшего масштаба. Все эти составные части имеют различные свойства, они конечны в пространстве и времени, но сам материальный мир бесконечен, безграничен. · Помимо объективности, материальные объекты обладают такими всеобщими для них свойствами как движение, пространство и время, отражение, структурность · Материальное единство мира проявляется в общих законах движения и развития, проявляющихся на всех уровнях организации материи, и которым подчиняются все виды материи · Мир едини и по внутренним отношения между его явлениями, в основе которых лежит причинно-следственные связи – принцип детерминизма · Мир един так же и по своему происхождению
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.30.193 (0.012 с.) |