![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы создания ситуации успеха
|
Результат | ||
Мотивация | Операции | Итог | ||
I | Учитель формиру- ет у учащегося мотив к достиже- нию успеха в кон- кретной учебной ситуации | Педагог обеспечи- вает ученика зада- нием, соответству- ющим способно- стям; при необхо- димости оказыва- ет помощь в ходе выполнения | Ученик испытыва- ет положительные эмоции в ре- зультате успешно выполненного за- дания | Положительные эмоции внушают уверенность в своих силах, мотивиру- ют ученика на выполне- ние нового задания |
II | Ученик испытыва- ет желание вновь достичь успеха в учебной деятель- ности, готов на определенные уси- лия для этого | Учитель предлага- ет задание, реше- ние которого тре- бует определен- ных волевых уси- лий и/или напря- женной мысли- тельной деятель- ности | Ученик оценивает результат своих усилий, сравнива- ет свою оценку с оценкой педагога, уточняет причины расхождения | Удовлетворение от преодоления трудно- стей оставляет более глубокое впечатление и закрепляет успех; появ- ляется желание под- твердить и упрочить по- ложительные результа- ты |
III | Мотив достиже- ния из внешнего побуждения ста- новится внутрен- ним стимулом; учащегося начина- ет привлекать про- цесс поиска исти- ны | Из предлагаемых педагогом вариан- тов учащийся сам определяет себе объем и степень трудности учеб- ной задачи, фор- мируя индивиду- альный стиль дея- тельности | Воспитывается осознанное отно- шение к учению, формируется объективное отно- шение к результа- там работы; выяв- ляются сильные и слабые стороны стиля учения | Осознание уровня своих знаний, умений, возможностей; понима- ние необходимости со- вершенствования свое- го образовательного уровня |
IV | Внутренняя по- требность в само- образовании и самосовершен- ствовании | Самостоятельное обеспечение себя условиями для до- стижения успеха в деятельности | Ученик оценивает свои действия как основу для даль- нейшего позитив- ного развития | Умение самостоятельно ставить себе задачи для дальнейшего совершен- ствования и создание ситуации успеха в дея- тельности как самому себе, так и окружаю- щим |
Осуществление «Педагогики сотрудничества» как проникающей технологии широ- ко применяется в работе учителей и целых школ, как в России, так и за рубежом. Кроме вы- шеупомянутых, известны также школы и имена: Агишева З.М. (Йошкар-Ола, Марий-Эл); Жаренова Т.Н. (Лакинск, Владимирская обл.).
|
Рекомендуемая литература
1. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти (техника профессионального поведения). – М.: Народное образова- ние, 1994.
2. Глассер У. Школа без неудачников. – М., 1991.
3. Гузенко И., Раковский М. Опыт Липецкой школы: забыть или переосмыслить заново? // Народное образова- ние. – 2002. – № 4.
4. Корчак Я. Воспитание личности / Сост. В.Ф. Кочнов. – М.: Просвещение, 1992.
5. Корчак Я. Избранное. – Киев: Радянська школа, 1988.
6. Корчак Я. Как любить ребенка. – М.: Дом, 1990.
7. Корчак Я. Король Матиуш Первый.// Избранное. – Киев: Радянська школа, 1988.
8. Корчак Я. Когда я снова стану маленьким..// Избранное. – Киев: Радянська школа, 1988.
9. Кочнов В. Януш Корчак. - М.: Просвещение, 1991.
10. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. – М.: Народное образование, 2003.
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 1999.
12. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – М., 1999.
13. Педагогические технологии / Под общ. ред. В.С. Кукушкина. – Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002.
14. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - М.: Пеленг, 1993.
15. Щуркова Н. Е ., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. – М.: Педагогический поиск, 2004.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие положения и принципы являются приоритетными в: 1) педагогике сотрудничества; 2) тех- нологии Е.Н. Ильина; 3) технологии Ш.А. Амонашвили; 4) технологии А.С. Белкина:
а) индивидуальный подход; б) экологизация окружающей среды; в) единство обучения и воспита- ния; г) педоцентризм; д) дидактоцентризм; е) централизм управления; ж) возрождение народных традиций; з) адаптация к рыночным условиям?
2. Какие педагогические приемы формируют положительную Я-концепцию личности:
а) создание ситуации успеха; б) непрямое принуждение; в) презумпция талантливости ребенка; г) справедливость оценки; д) предоставление полной свободы выбора?
3. На что направлен акцент целевых ориентаций в: 1) педагогике сотрудничества; 2) технологии Е.Н. Ильина; 3) технологии Ш.А. Амонашвили; 4) технологии А.С. Белкина:
|
а) на ЗУН; б) СУД; в) СУМ; г) СЭН; д) СДП; е) компетентности?
4. Выберите пять глаголов, наилучшим образом характеризующих 1) гуманно-личностный; 2) лич- ностно ориентированный; 3) оптимально-личностный подход:
а) любить ребенка; б) ограничивать; в) уважать; г) хвалить; д) понимать; е) развивать; ж) принимать; з) опекать; и) сострадать; к) помогать; л) учить; м) освобождать; н) разрешать; о) требовать; п) про- щать.
5. Какие отличительные качества выделяют технологию Ш.А. Амонашвили среди личностно ориен- тированных технологий:
а) оценивание результатов деятельности учащихся; б) перенесение центра тяжести с обучения на воспитание; в) акцент на духовные ценности; г) роль мастерства общения (педагогической техни- ки); д) перестройка содержания обучения; е) облегчение процесса учения для детей?
6. Каковы отличительные качества технологии Е.Н. Ильина:
а) системность; б) соединение процессов обучения и воспитания; в) развитие СУД; г) урок – ду- ховное общение; д) творческая деятельность учащихся; е) гуманизм отношений; ж) голографичес- кий подход?
Либо я найду путь, либо проложу его!
Ф. Сидней
Принцип активности ребенка в образовательном процессе был и остается одним из основных в педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащими- ся изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразуме- вает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Понятие активность представляет всеобщую характеристику живых существ, их соб- ственную динамику, источник преобразования или поддержания ими жизненно-значимых связей с окружающим миром, «способность к самостоятельной силе реагирования» (Ф. Эн- гельс).
Активность выступает во всех формах деятельности человека - преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и т.п. и характеризуется способностью человека производить общественно значимые преобразования в мире.
Отношение школьников к учению обычно характеризуется активностью учения, освое- ния содержания и т. п., которая определяет степень (интенсивность, прочность) «сопри- косновения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделя- ются следующие компоненты:
– готовность выполнять учебные задания;
– стремление к самостоятельной деятельности;
– осознание выполняемых действий;
– устойчивость внимания к предмету активности;
– стремление повысить свой личный уровень и др.
Различают два уровня активности. Первый, низший уровень активности обеспечивает достаточно продуктивную исполнительскую, воспроизводящую деятельность человека, со- вершаемую в системе, где он является преимущественно управляемым объектом. Это - ак- тивность объекта, или объектная активность, имеющая адаптивный, исполнительский характер. Она обеспечивает процесс социальной адаптации. Пример: человек получил зада- ние покрасить стену. Он выполнил это задание досрочно. Это - исполнительская актив- ность.
На втором, высшем уровне активность является первопричиной, источником деятельно- сти ребенка, имеющей творческий, преобразующий характер. Это – активность, идущая от воли субъекта, или субъектная активность, которая отличается:
|
– спецификой внутренних качеств и состояний субъекта непосредственно в момент действования - наличием внутренней мотивации деятельности целеполагания, планирова- ния, предвидения (в отличие от реактивности, когда действия обусловливаются предше- ствующей ситуацией);
– произвольностью, т.е. обусловленностью собственной целью и волей субъекта (в от- личие от ролевого, конформного поведения);
– надситуативностью, т.е. выходом за пределы исходных целей (в отличие от ограниче- ния действий в узких рамках заданного);
– автономизацией - устойчивостью и самостоятельностью деятельности в отношении принятой цели (в отличие от адаптации - пассивного приспособления к той обстановке, в которой приходится действовать объекту).
В субъектно-активной деятельности человек воспроизводит себя в качестве социально значимого индивида, реализующего эту значимость с большой степенью самостоятельно- сти и собственного выбора. Пример: этот же человек не только покрасил стену, но и рас- писал ее - сделал на ней рисунок, орнамент. Это - творческая субъектная активность.
Через субъектную активность выступают такие важнейшие качества личности, как индивидуальность личности, трудоспособность, творчество, инициативность, лидерство, конкурентоспособность и т.п.
Любая педагогическая технология ставит целью и обладает средствами, активизирую- щими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Наибольший активизирующий эф- фект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:
– самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы;
– отстаивать свое мнение;
– принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
– ставить вопросы своим товарищам и учителям;
– рецензировать ответы товарищей;
– оценивать ответы и письменные работы товарищей;
– заниматься обучением отстающих;
– объяснять более слабым ученикам непонятные места;
– самостоятельно выбирать посильное задание;
– находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;
– проверить результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные позна- вательные и практические действия;
– решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им спосо- бов решения.
|
В некоторых педагогических технологиях цели и средства активизации составляют глав- ную идею и являются основой эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести:
– игровые технологии,
– технологии проблемного обучения, поисковые, исследовательские, проектные, твор- ческие, продуктивные; в них ребенок выводится в ситуации, требующие от него самостоя- тельного поиска выхода;
– интерактивные технологии, или технологии межличностной коммуникации (деба- ты, мозговой штурм, критическое мышление и др.);
– технологии формирования субъектной активности человека (лидерства, субъектной
социальной активности, самозащитных качеств личности).
Активные методы обучения. В педагогической литературе 70-90 гг. ХХ века широко ис- пользовался термин «активные методы обучения» (АМО). Им обозначались методы и формы организации обучения, побуждавшие учащихся к активной мыслительной и практи- ческой деятельности, к которым относились проблемные, поисковые методы, деловые игры, тренинги, групповые дискуссии и другие, выделяющиеся активностью обучаемых. В данном пособии АМО названы технологиями и отнесены к классу образовательных техно- логий, обозначенных как «технологии модернизации традиционного обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».
К классу технологий, в той или иной мере использующих познавательную субъектную ак- тивность, относятся и технологии свободного воспитания, развивающего обучения и не- которые другие.
В данной главе рассматриваются
Игровые технологии
● Игровые технологии в дошкольном периоде
● Игровые технологии в младшем школьном возрасте
● Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
Организационно-деятельностные игры
Школа-театр
Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3–7 лет
«Сказочные лабиринты игры» (Воскобович В.В.)
Внеклассные ролевые игры
Финансово-экономические деловые игры
Игровые автоматы
Проблемное обучение
Частично-поисковый метод
Технология учебного исследования
Эвристическое обучение
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.134.113 (0.024 с.)