Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перстановки звуков. Просодика сохранна.
ДЕТИ С ДИСЛАЛИЕЙ Дислалия как самостоятельное речевое нарушение особого влияния не оказывает на психическое развитие ребенка. Однако при акустико-фонематической и артику-ляторно-фонематической формах для детей характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Дети хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., 1989). У детей с функциональной дислалией нередко констатируются выраженные невротические реакции, обусловленные некоторыми нарушениями корковой нейродина-мики и ослаблением тонких дифференцировок в рече-двигательном анализаторе. Грубых органических поражений ЦНС у большинства детей с дислалией не встречается, значительно чаще отмечаются нарушения вегетативной нервной системы. В результате соответствующих нарушений у детей с дислалией отмечаются;
■ недостаточность в фонематическом анализе слова и ■ вторичные нарушения слуха на почве первичных мо- ■ плохое слуховое внимание в отношении речи окружа- ■ недостаточность стремления, мотивации в процессе ■ отсутствие сознания своих речевых отклонений.
Таблица 6 Отличительные признаки дизартрии от дислалии
ГЛАВА 2 111 Большинство детей обладают нормальным интеллектуальным развитием (за исключением отдельных случаев, когда отмечается задержка в психическом развитии). В логопедической практике дислалшо довольно часто смешивают со стертыми формами псевдобульбарной дизартрии. Отличительные признаки дизартрии от дислалии приведены в табл. 6 (использованы материалы М.А. Поваляевой). Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с дяслалией предусматривает не только формирование произносительных навыков, развитие фонематического анализа, но и обогащение словаря, формирование представлений об окружающем, развитие произвольного внимания и памяти (особенно слуховой).
ДЕТИ С РИНОЛАЛИЕЙ По состоянию психического развития дети с расщелинами составляют весьма разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием; с задержкой умственного развития, с олигофренией (разной степени). У некоторых детей имеются отдельные неврологические микропризнаки: нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носогубных складок, повышение сухожильных и пери-стальных рефлексов. В этих случаях ринолалия осложняется ранним поражением центральной нервной системы. Значительно чаще у детей наблюдаются функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности в ротовой полости. Значительные отклонения в стереогнозе у детей с расщелинами в сравнении с нормой отмечены М. Эдварде (1973). Причина заключается в дисфункции сенсомоторных про- 112 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 2 113
водящих путей, обусловленных неполноценными условиями вскармливания в грудном возрасте. Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата обусловливают многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи. Врожденные расщелины губ и нёба вызывают тяжелые расстройства коммуникативной функции речи, тем самым нарушая возможность общения ребенка с окружающими. Эти недостатки приносят много огорчений как самому ребенку, так и его родным. В первую очередь психическая травма наносится матери новорожденного, когда она узнает, что у нее родился ребенок с таким пороком. В 70% случаев у матери наблюдаются подавленность, отчаяние, угнетенное состояние, что свидетельствует о необходимости психотерапевтической работы с ней. Заметные проявления психики появляются и у ребенка, особенно с того момента, когда он попадает в новое для себя окружение, когда сверстники замечают недостатки его речи и внешности. Ощущение этих недостатков, неудачные попытки замаскировать их обычно вызывают у ребенка тяжелые переживания, различные эмоциональные сдвиги, появление чувства неполноценности, что, естественно, отражается на психике. Осознание своей неполноценности у большинства де- В младшем школьном и, особенно, подростковом расте поведение детей с ринолалией изменяется. Посто- янные переживания нередко вызывают страх речи, замкнутость, стеснительность, а позднее — снижение речевой активности, своеобразные и мимические сопутствующие движения. Степень фиксации на своем дефекте возрастает к 17-20-ти годам, когда появляется проблема выбора профессии, смены окружения в связи с поступлением на работу или учебное заведение и т. д. В этот период наразборчи-вая речь способствует изоляции человека, затрудняет социальную адаптацию, снижает уровень притязаний в общественных и личностных взаимоотношениях. Все это способствует формированию своеобразных патопсихологических черт характера. Отсюда в работе с детьми, подростками и взрослыми, страдающими ринолалией, возникает необходимость предусмотреть не только коррек-ционные приемы, направленные на преодоление собственных речевых недорстатков, но и ряд психотерапевтических мероприятий (Т.Н. Воронцова, 2000).
ДЕТИ С ДИЗАРТРИЕЙ Дети с дизартрией по своей клинико-психологичес-кой характеристике представляют крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений. Дизартрия, и в том числе наиболее тяжелые ее формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а легкие «стертые» проявления могут быть как У детей с сохранным интеллектом, так и у детей с олигофренией. Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического Развития: 114 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 2
■ дизартрия у детей с нормальным психофизическим ■ дизартрия у детей с церебральным параличом (клини- ■ дизартрия у детей с олигофренией (клинико-психоло- ■ дизартрия у детей с гидроцефалией (клинико-психоло- ■ дизартрия у детей с задержкой психического разви- ■ дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфунк-
Двигательные нарушения обычно проявляются в более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной не с легким поворотом головы и глаз в сторону вперед выне- сенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемос-ти нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся метеорологическим условиям. В дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого. Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Несмотря на то, что у таких детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания. Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, опти-к°-пространственного гнозиса, фонематического анали- за конструктивного праксиса. Клинико-психологические 116 основы логопсихологиИ ГЛАВА 2
особенности этих детей описаны в литературе (Мастюко-ва Е.М., 1977; Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Мастюко-ва Е.М., 1978; Журба Л.Т., Мастюкова Е.М., 1980,1985). ДЕТИ С АЛАЛИЕЙ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.53.26 (0.017 с.) |