Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные тенденции в русском сектоведении
С конца 80-х — нач. 90-х годов XX в. в СССР, затем в России начали с большой скоростью распространяться различные секты: адвентисты, иеговисты, баптисты, а также к нам в Россию проникли секты, появившиеся в 60-70е годы на Западе на волне контркультурной революции – муниты, кришнаиты, сайентологи. Они накопили очень большой опыт ведения миссионерской работы и большие финансовые и человечесие ресурсы. Кроме того, в России возникли свои секты – Белое братство, Богородичный центр, секта Виссариона. Темпы развития сектантства в России были столь впечатляющи, что многие наши и светские, и церковные ученые стали задаваться вопросом, что же привлекает и удерживает людей в этих сектах. Не находя каких-то серьезных причин, они стали склоняться к тому, что секты используют неизвестные методы удержания человека в секте. К закреплению этого мнения в общественном сознании способствовали телетрансляции колдунов Кашпировского и Чумака. Кроме того, признанию этих запрещенных способов воздействия на человека способствовала западная антикультовая литература, которая вместе с этими культами перекочевала в Россию, т.е. у нас появились не только западные секты, но и западная литература антикультового содержания. В ней излагались идеи о том, что секты завладевают сознанием людей и удерживают их у себя, используя различные методы контролирования сознания – ограничение в пище, во сне, гипноз и внушение. Так и считалось, что эти секты, имея эти технологии, имеют контроль над людьми и в то же время скрывают эти технологии. Таким образом, у нас появилась первая теория тоталитарного сектантства или теория деструктивных сект.
Деструктивный культ – это любая авторитарная иерархическая организация, религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или коммерческая (напр., Гербалайф), практикующая обманную вербовку и использующая контроль сознания для сохранения своих адептов зависимыми и покорными доктрине и лидерам, которая, пользуясь психической духовной и другой (напр., медицинской) неосведомленностью членов, целенаправленно их обманывает и привязывает к себе, сохраняя в состоянии невежественности, неинформированности и формирует неестественное противозаконное состояние зависимости адептов. (Брошюра «В помощь епархиальному миссионеру». Белгород, 1996).
Другое определение: Тоталитарными сектами или деструктивными культами называются секты, нарушающие права своих членов и наносящие им вред путем использования определенной методики, называющейся контролированием сознания, для чего используются ограничения в пище и сне. То есть критерии: 1. нарушение прав членов 2. специальные методики, при ограничении в пище и сне. Название «тоталитарная секта» происходит от латинского слова totalis, т.е. всеобъемлющий, всеохватывающий (всего человека). В обычном понимании этот термин употребляется в обозначении политического режима, который подавляет всякую свободу. В религиозном смысле, по мнению сторонников тоталитарной теории, этот термин используется для обозначения некой группы, которая захватывает всего человека, его личность, контролирует, направляет чувства, желания и действия. Однако даже сторонники тоталитарной теории согласны, что различать религиозные объединения по тому, в какой мере элемент тоталитарности культивируется трудно. Нет такой методики, которой можно было бы определить степень тоталитарности. Тоталитарность определяетсся не вероучением, а методами действия. То есть попытались оторвать религиозную практику от учения. В сер. 90-х годов сторонники тоталитарной теории поняли, что приведенные определения неприемлемы для церковного сознания в полном объеме. Они стали говорить, что это определение предназначено для светских людей, которые не разбираются в религии, а для церковного использования была предложена другая система критериев тоталитарного сектантства. Признаки тоталитарной секты: 1) гуруизм (от слова «гуру»), 2) эзотеризм, 3) жесткая организационная структура, тенденции к захвату политической власти, 4) использование специальных методов: обманные методы вербовки, «промывания мозгов», ограничение в пище и сне. Эти четыре критерия были разработаны западными религиоведами, но у нас эти критерии предлагаются в качестве догматического критерия сектантства. Кроме того, предлагается ряд дополнительных критериев:
- синкретизм, глобализация, - время возникновения – вторая половина XX в; - неевангельская религиозность - использование средств массовой информации, приспособленность к популярной культуре, - сращивание с международным бизнесом, со спецслужбами - совместимость с культурной традицией в стране пребывания. На основании системы критериев – почти все секты, возникшие в XX в., рассматриваются как деструктивные секты или тоталитарные культы. Сторонники этой теории отмечают, что новейшие технологии контролирования сознания раньше были попросту неизвестны и при современных скоростях передвижения, технологических новшествах, обилии информации – манипулирование сознанием принимает массовый тоталитарный характер, что ранее было недостижимо. Отсюда вывод: мы имеем дело с некой новой религиозной реальностью в истории религий, следовательно, святоотеческий опыт не может быть использован для борьбы с сектами. (?И кроме того, иногда делается вывод, что секты вообще не являются религиозными организациями, некоей нерегилиозной формой религии?) И чтобы установить, на самом ли деле мы имеем дело с новой реальностью, которой раньше не было, на самом ли деле против этих сект нельзя использовать святоотеческий опыт, мы сделаем анализ тоталитарного сектантства.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.214.194 (0.006 с.) |