Тестовая методика диагностики устной речи детей с ОВЗ
Учитель-логопед: Медведева О.В.
1 квалификационная категория
Стаж работы: 8лет
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________/Козлова И.М./
Введение
Обследование речи имеет огромное значение в логопедической практике. Тщательная и качественная диагностика способствует адекватной оценке структуры дефекта и степени выраженности нарушений, постановке правильного логопедического заключения, адекватному выбору методики и содержания коррекционной работы.
Необходимость создания данной методики обусловлена отсутствием тестовых материалов для обследования речи умственно отсталых детей. Существующие тестовые методики не ориентированы на обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Известно, что расстройства речи интеллектуально недоразвитых школьников носят стойкий характер и устраняются очень медленно, с большим трудом, сохраняясь вплоть до старших классов. Используемые в практике учителей-логопедов специальных (коррекционных) школ VIII вида методики не позволяют отследить те небольшие продвижения в речевом развитии детей, которые происходят благодаря терпеливой и упорной коррекционной работе. Тестовый характер данного логопедического обследования позволяет проводить мониторинг устной речи и отслеживать даже незначительные продвижения в речевом развитии детей, сравнивать уровень развития речи по целому ряду направлений:
1. общая моторика;
2. мелка моторика;
3. артикуляционная моторика;
4. звукопроизношение;
5. просодия;
6. слоговая структура слова;
7. фонематический слух;
8. звуко-буквенный анализ;
9. импрессивная речь;
10. активный словарь;
11. грамматический строй речи;
12. связная речь.
Данная методика обследования устной речи детей базируется на работах Трубниковой Н.М. «Структура и содержание речевой карты», Фотековой Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников», Кабановой Т.В. и Домниной О.В. «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет с речевыми нарушениями». Материалы для обследования представлены в виде таблицы, что в значительной степени облегчает проведение обследования и подсчет результатов. Задания для обследования в значительной степени заимствованы из речевой карты Н.М. Трубниковой, т.к. они адаптированы для детей с интеллектуальным недоразвитием.
«Тестовая методика диагностики устной речи детей с интеллектуальным недоразвитием» включает в себя 12 основных направлений обследования речи. Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех заданий методики, равно 538. Максимально возможные баллы для каждого направления обследования представлены в таблице.
Основные направления обследования речи
Максимально возможный балл
1. Исследование общей моторики
18
2. Исследование мелкой моторики
36
3. Исследование артикуляционной моторики
102
4. Исследование фонетической стороны речи
72
5. Исследование просодии
9
6. Исследование слоговой структуры слова
12
7. Исследование состояния функций фонематического слуха
9
8. Исследование звукового анализа слова
17
9. Исследование импрессивной речи
31
10. Исследование активного словаря
157
11. Исследование грамматического строя речи
54
12. Исследование связной речи
21
Итого
538
1 степень успешности
Низкий уровень
0-39 %
2 степень успешности
Уровень ниже среднего
40-49 %
3 степень успешности
Средний уровень
50 – 64 %
5 степень успешности
Уровень выше среднего
65 – 79 %
5 степень успешности
Высокий уровень
80 – 100 %
Каждое направление оценивается отдельно. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 538 балл принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычистить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 538. Аналогичным образом вычисляется процент успешности за каждое из 12 направлений обследования речи. Например, если наибольший балл за исследование общей моторики – 21, то суммарный балл, который набрал ребенок по данному направлению нужно умножить на 100 и полученный результат разделить на 21. Высчитанное таким образом процентное выражение методики соотносим затем с одной из четырех степеней успешности.
Для того чтобы получить индивидуальный речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждого направления обследования в процентном выражении.
Используя полученные значения, следует начертить речевой профиль в виде столбчатой диаграммы или графика.
2012-2013
2013-2014
2014-2015
2015-2016
1. Исследование звукопроизношения
н
с
с
с
с
в/с
в/с
в
2. Исследование слоговой структуры слова
н
н
н
н/с
н/с
с
с
в/с
3. Исследование состояния функций фонематического слуха
н
с
с
с
с
с
с
в/с
4. Исследование звукобуквенного анализа слова
н
с
с
с
с
с
с
с
5. Исследование номинативного словаря
н/с
н/с
н/с
с
с
в/с
в/с
в/с
6. Исследование глагольного словаря
н
н/с
н/с
с
с
с
с
в/с
7. Исследование словаря прилагательных
н
н/с
н/с
с
с
с
с
с
8. Исследование грамматического строя речи
н
н
н
н
н
н/с
н/с
с
9. Исследование связной речи
н
н
н
н
н
н/с
н/с
с
Ито
н-1 б
н-9б
н-9б
н/с-13б
н/с-13б
н/с-18б
н/с-18б
с-24б
На основе полученных показателей можно построить диаграмму уровня развития устной речи.
Карта
Речевой материал
Оценка выполнения
Общие
Частные
1.
1.Исследование общей моторики.
18 баллов
1.1.
Исследование моторной памяти.
Подними руки вверх; покачай ими из стороны в сторону; помаши руками, как птицы, машут крыльями; присядь на корточки.
3 балла – выполнение правильное, последовательное, переключение не нарушено.
2 балла – повторяет все движения в правильной последовательности, но неуверенно, выражен поиск позы.
1 балл – выполняет нарушая последовательность.
0 баллов – выполняет неправильно, неуверенно, непоследовательно, забывает движения или отказывается от выполнения.
1.2.
Исследование произвольного торможения.
Маршируй и быстро остановись по хлопку.
3 балла – движения плавные, точные; двигательная реакция соответствует сигналу.
2 балла – движения лишены плавности, движения ног точные; двигательная реакция соответствует сигналу.
1 балл – движения лишены плавности и точности; двигательная реакция соответствует сигналу.
0 баллов – движения лишены плавности и точности; двигательная реакция не соответствует сигналу.
1.3.
Исследование статической координации движений.
Встань на одну ногу, вытяни руки вперед и закрыть глаза. Стой так пока я считаю до 5.
3 балла – удержание позы свободное.
2 балла – удержание позы с напряжением, раскачиванием из стороны в сторону, балансированием.
1 балл – сходит с места, делает рывок в стороны, касается пола другой ногой.
0 баллов – падает; отказывается выполнять пробу.
1.4.
Исследование динамической координации движений.
Шагай, чередуя шаг и хлопок.
3 балла – выполняет верно с 1 раза.
2 балла – выполняет верно со 2 раза.
1 балл – выполняет верно с 3 раза, напрягается.
0 баллов – чередование шага и хлопка не удается.
1.5.
Исследование пространственной ориентации по подражанию.
Пройди по кругу налево и встать в центр.
Подними правую руку.
3 балла – знает стороны тела, знает ведущую руку, выполняет уверенно.
2 балла – не знает стороны тела, знает ведущую руку, выполняет уверенно.
1 балл – не знает стороны тела и ведущую руку, выполняет неуверенно.
0 баллов – не выполняет.
1.6.
Исследование темпа движений.
Хлопай в ладоши вместе со мной, а потом хлопай самостоятельно в том же темпе.
Исследование статической координации (удержание статической позы под счет до 15).
2.1.1.
Распрями ладонь со сближенными пальцами на правой руке, затем на левой и на обеих руках одновременно.
3 балла – точное выполнение проб.
2 балла – скованность движений.
1 балл – напряженность, тремор, наличие синкинезий, гиперкинезов.
0 баллов – невозможность удержания созданной позы, невыполнение движения.
2.1.2.
Распрями ладонь, разведи все пальцы в стороны на правой руке, затем на левой и на обеих руках одновременно.
2.1.3.
Выстави первый и пятый пальцы.
2.1.4.
Второй и пятый пальцы выпрями, остальные собери в кулак.
2.1.5.
Сложи первый и второй пальцы в кольцо, остальные выпрями.
2.1.6.
Положи третий палец на второй, остальные собрать в кулак.
2.2.
Исследование динамической координации (выполнение под счет 5-8 раз).
2.2.1.
Пальцы сожми в кулак – разожми на правой руке, левой, обеих руках.
3 балла – плавное, точное и одновременное выполнение проб.
2 балла – скованность движений, нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда).
1 балл – нарушение переключения от одного движения к другому, наличие синкинезий, гиперкинезов.
0 баллов – невыполнение движения.
2.2.2.
Держа ладонь на поверхности стола, разъедини пальцы, соедини вместе на правой, левой, обеих руках.
2.2.3.
Сложи пальцы в кольцо – раскрой ладонь на правой, левой, обеих руках.
2.2.4.
Попеременно соединяй все пальцы руки с большим пальцем правой руки, за тем левой, обеих рук одновременно.
2.2.5.
Меняй положение обеих рук одновременно: одна кисть в позе «ладони», другая сжата в кулак.
2.2.6.
Положи вторые пальцы на третьи на обеих руках.
3.
Исследование артикуляционной моторики.
102 балла
3.1.
Исследование двигательных функций губ (удерживать под счет до 5).
3.1.1.
Сомкнуть губы.
3 балла – выполнение правильное; диапазон движений нормальный, без напряжения.
2 балла – диапазон движений невелик, с напряжением, возможна саливация.
1 балл – синкинезии, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений, тремор, саливация, гиперкинезы, активна только одна сторона губ, смыкание губ с одной стороны.
0 баллов – движение не удается.
3.1.2.
Округли губы, как при произношении звука «о.
3.1.3.
Вытяни губы в трубочку, как при произношении звука «у».
3.1.4.
Сделай «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их).
3.1.5.
Растяни губы в «улыбке» (зубов не видно).
3.1.6.
Подними верхнюю губу вверх (видны верхние зубы).
3.1.7.
Опусти нижнюю губу вниз (видны нижние зубы).
3.1.8.
Одновременно подними верхнюю губу вверх и опусти нижнюю.
3.2.
Исследование двигательных функций нижней челюсти.
3.2.1.
Широко раскрой рот и закрой.
3 балла – выполнение правильное.
2 балла – движения челюсти недостаточного объема.
1 балл – синкинезии, тремор, саливация.
0 баллов – движение не удается.
3.2.2.
Сделай движение челюстью вправо.
3.2.3.
Сделай движение челюстью влево.
3.2.4.
Выдвини нижнюю челюсть вперед.
3.3.
Исследование двигательных функций языка (удержание статических поз под счет до 5).
3.3.1.
Положи широкий язык на нижнюю губу.
3 балла – выполнение правильное, движения точные, язык удерживается в определенном положении.
2 балла – небольшая напряжённость, неточность, нечёткость движений, возможна саливация.
Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата.
Оскаль зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, закрыть рот.
3 балла – выполнение правильное, легко переключается с одной артикуляционной позы на другую.
2 балла – поиск артикуляции, инертность движения, нарушение плавности, напряженность языка.
1 балл – замена движений, «застревание» на одном движении, подергивание, волны языка, тремор.
0 баллов – движения языка не удаются.
3.7.
Исследование состояния мимической мускулатуры.
3.7.1.
Исследование объёма и качества движений мышц лба.
Нахмурь брови.
3 балла – выполнение правильное.
2 балла – движения небольшого объёма.
1 балл – небольшой объем, синкинезии.
0 баллов – движение не удается.
3.7.2.
Подними брови.
3.7.3.
Исследование объёма и качества движений мышц глаз.
Легко сомкни веки.
3 балла – выполнение правильное.
2 балла – движения небольшого объёма.
1 балл – небольшой объем, синкинезии.
0 баллов – движение не удается.
3.7.4.
Плотно сомкни веки.
3.7.5.
Закрой правый глаз, затем левый.
3.7.6.
Подмигни.
3.7.7.
Исследование объёма и качества движений мышц щёк.
Надуй левую щеку.
2 балла – выполнение правильное.
1 балла – движение выполняется с напряжением, не в полном объеме.
0 баллов – поза не выполняется.
3.7.8.
Надуй правую щеку.
3.7.9.
Надуй обе щеки одновременно.
3.7.10.
Втяни щеки в рот.
3.7.11.
Исследование возможности произвольного формирования определённых мимических поз.
Изобрази лицом удивление.
2 балла – правильное выполнение.
1 балла – мимическая картина нечеткая, небольшой объем движений, выполнение с одной стороны.
0 баллов – поза не создается.
3.7.12.
Изобрази лицом радость.
3.7.13.
Изобрази лицом испуг.
3.7.14.
Изобрази лицом грусть.
3.7.15.
Изобрази сердитое лицо.
4.
Исследование фонетической стороны речи.
72 балла
4.1.
Звук А.
Назови картинки громко и четко.
Ананас.
2 балла – произношение правильное.
1 балл – изолированный звук в норме, в речи наблюдаются нарушения произношения; смешение звуков.
0 баллов – пропуск, замена, искажение на уровне изолированного звука.
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.222.162 (0.128 с.)