Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Информация и информатика
Учебные вопросы: Понятие информации. Формы отражения информации. Взаимосвязь информации и сообщения. Методы получения информации: опытный путь, эвристический метод, целенаправленный поиск. Свойства информации: достоверность, полнота понятность, ценность. Информатика, как наука. Информационные барьеры, возникающие по мере эволюции человечества. Возникновение науки – информатика. Взаимосвязь с другими науками. Составные части информатики.
Рекомендуемая литература: 1. Информатика: базовый курс: Учебник для студентов вузов, бакалавров, магистров, обучающихся по направлениям 552800, 65460 «Информатика и вычислительная техника»/ О.А. Акулов, Н.В. Медведев, –М.:Омега-Л,2004. –552с. 2. Стариченко Б.Е. Теоретические основы информатики: Учебное пособие для вузов. –2-е изд. перераб. и доп. –М.: Горячая линия –Телеком, 2003. –312с. 3. Информатика и компьютерные технологии: Основные термины: Толков. слов.: Более 1000 базовых понятий и терминов. –3-е изд., испр. и доп. / А. Я. Фридланд, Л. С. Ханамирова, И. А. Фридланд.– М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. –272с. Понятие информации Информация (от лат. Informatio – разъяснение, изложение) – одно из основных понятий науки. Наряду с такими понятиями, как вещество, энергия, пространство и время, оно составляет основу современной научной картины мира. Существует множество понятий информации: в быту под информацией понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами; в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов; в теории информации под информацией понимают сведения, которые снимают полностью или уменьшают существующую неопределенность; в кибернетике под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, совершенствования, развития системы; в семантической теории под информацией понимают сведения, обладающие новизной. Информация является одной из исходных категорий мироздания наряду с материей и энергией. Связи между информацией, материей и энергией можно наблюдать как в природных явлениях (фазовый переход из кристаллического состояния твердого тела в жидкое, передача наследственных признаков), так и в процессах, порожденных человеком (производство, образование, управление). С позиций материалистической теории познания одним из всеобщих свойств материи является отражение, заключающееся в способности адекватно отображать одним реальным объектом другие реальные объекты, т.е. этот объект содержит информацию о других объектах.
Формы отражения информации: сознание – высшая форма, присущая только человеку; психика – несет в себе информацию, способную влиять на эмоциональные состояния и поведение, присущая животным; раздражимость – реакция на контакты с окружающей средой, присущая как животному, так и растительному миру; запечатление взаимодействия – элементарная форма, присущая всей материи вообще. В отличие от материи и энергии, подчиненных закону сохранения информация может возникать и исчезать. (Приведите примеры). Информация не может существовать без наличия источника и приемника информации. Она передается от источника к преемнику в материально-энергетической форме в виде сигналов, распространяющихся в определенной среде. Человек воспринимает сигналы посредством органов чувств, которые идентифицируются мозгом. Информация – это понимание (представление, интерпретация) возникающее в аппарате мышления человека, после получения им данных, взаимоувязанное с предшествующими знаниями и понятиями. Люди передают информацию с помощью сообщений. Соответствие между сообщением и информацией не является взаимно однозначным. Для одной и той же информации могут существовать различные передающие ее сообщения, которые получаются добавлением неважного сообщения, не несущего никакой дополнительной информации. Сообщения, передающие одну и ту же информацию, образуют класс эквивалентных сообщений. Обратно, одно и то же сообщение может передавать различную информацию, в зависимости от интерпретации сообщения («настройки приемника»). Иногда правило интерпретации известно лишь ограниченному кругу лиц; сюда относятся правила интерпретации для специальных языков, в частности для различных профессиональных и научных языков (жаргонов) или в криптографии: здесь некто может извлечь информацию из передаваемого сообщения, только в том случае, если он располагает "ключом".
Информация является абстрактной категорией и связана с процессом познания человеком окружающего мира. Однако ряд ее особенностей приближает информацию к материальному миру: информацию можно получить, записать, передать, продать, купить, украсть, уничтожить, в конце концов, она может устареть. Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений, несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Методы получения информации Информация о любом материальном объекте может быть получена путем наблюдения за этим объектом, вычислительного эксперимента над ним или путем логического вывода. Важнейшим и наиболее старым методом получения информации является опыт, ежедневно накапливаемый человеком в виде информации. Опытный путь представляет собой процесс накопления опыта и сопровождается выводом определенных умозаключений. В результате, информацию можно разделить на доопытную или априорную, и послеопытную, или апостериорную, полученную в результате проведенного эксперимента. Существует еще метод проб и ошибок – эвристический. При эвристическом подходе проводятся многократные эксперименты, после которых отбираются наиболее удачные варианты. Данный метод является длительным и трудоемким. Научный подход характеризуется тем, что производится целенаправленный поиск. При проведении исследования на научной платформе изучают, анализируют все известные достижения в конкретной области, проводят опыты. Этому поиску способствует развитие современной компьютерной техники, которая позволяет обрабатывать большие объемы информации и получать новые результаты. Свойства информации Для осмысления и оценки получаемой информации человек проверяет ее на наличие следующих свойств. 1. Достоверность – истинное, объективное отражение действительности. Каждый человек воспринимает окружающую действительность субъективно. Поэтому передаваемая или получаемая человеком информация не может быть абсолютно объективна, но может быть приближена к объективной. Недостоверная информация повлечет за собой неправильное понимание и принятие неверных решений. 2. Полнота – информация содержит все интересующие человека данные, достаточные для понимания и принятия решений. 3. Понятность – информация должна быть выражена в таком виде, который был бы понятен получателю данной информации. 4. Ценность – получая информацию, человек проверяет, насколько она необходима ему для решения данной проблемы. После проверки приведенных свойств информации, человек оценивает качество информации и принимает соответствующее решение. Информатика, как наука Задачи накопления, обработки и передачи информации стояли перед человечеством на всех этапах его развития. Каждому этапу соответствовал определенный уровень развития средств информационного труда, прогресс которых придавал человеческому обществу новое качество. Прогресс возможен в условиях появления и последующего решения различных насущных проблем. И по ходу истории человечества возникало и преодолевалось несколько информационных барьеров.
I информационный барьер. Хранение и обработка информации осуществлялась мозгом человека, передача была связана с физическим перемещение человека. Человечеству требовалось сохранять во времени опыт и знания, накопленные предыдущими поколениями. Барьер был преодолен приблизительно в V тыс. до н.э. благодаря появлению письменности. II информационный барьер сформировался к XV веку и связан с развитием производства, возникла потребность в образовании большого количества людей способных управлять производством. Изобретение книгопечатания позволило преодолеть данное противоречие и радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности. III информационный барьер возник во второй половине XX века. Появилась необходимость в автоматической обработке накопленной человечеством информации. Решением этой проблемы стало появление компьютерной техники, а в качестве научной основы выступила наука информатика. Первоначально информатика, являясь базой библиотечного дела, занималась изучением структуры и общих свойств научной информации, передаваемой посредством научной литературы. Термин "информатика" происходит от французского Informatique. В англоязычной литературе можно встретить другой термин, обозначающий ту же отрасль человеческой деятельности, - – Computer Science. Информатика – комплексная научно-техническая дисциплина, занимающаяся изучением структуры и общих свойств информации, информационных процессов, разработкой на этой основе информационной техники и технологии, а также решением научных проблем создания, внедрения и эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной практики. Как комплексная научная дисциплина информатика связана со следующими науками: - Философия и психология (учение об информации и теории познания); - Математика (теория математического моделирования, дискретная математика, математическая логика, теория алгоритмов); - Лингвистика (учение о формальных языках и знаковых системах); - Кибернетика (теория информации, теория управления); - Физика, Химия, Электроника, Радиотехника (разработка и создание аппаратных средств информатизации). Ядро современной информатики образуют три составные части:
- теоретическая информатика (изучение структуры и общих свойств информации, информационных процессов, разработка общих принципов построения информационной техники и технологии); - средства информатизации (изучение общих принципов построения и развития вычислительных устройств, систем обработки и передачи данных, а также разработка систем программного обеспечения); - информационные системы и технологии (анализ потоков информации, оптимизация, структурирование, реализация информационных процессов и др.). Контрольные вопросы 1.Приведите известные Вам понятия информации и примеры, что будет являться информацией с точки зрения этого понятия. 2.На какие виды можно распределить информацию по форме представления ее в компьютерной технике? 3.Что является элементарной формой представления информации? 4.Что является высшей формой представления информации? 5.Приведите примеры того, как может возникать и исчезать информация. 6.Приведите примеры процессов, используемых для передачи информации, и связанных с ними сигналов. 7.Приведите примеры неоднозначного и однозначного соответствия между сообщением и содержащейся в нем информацией. 8.В чем состоит различие понятий «приемник сообщения» и «приемник информации»?
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.67.216 (0.015 с.) |