![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение категорий «постиндустриальное общество», «информационное общество», «новая экономика»
В развитых странах Западной Европы, США, Канаде, Австралии, где уровень жизни граждан в XX в. стал значительно выше по сравнению с другими странами, постиндустриальное общество начало формироваться в 1960-х гг. В 1970-х гг. большую популярность приобрела теория постиндустриального общества, разработанная Д. Беллом. Постиндустриальное общество пришло на смену индустриальному вследствие внедрения в промышленное и сельскохозяйственное производство автоматизированной техники и информационных технологий, в результате увеличилась производительность труда, началась экспансия сферы услуг в структуре ВВП и занятости. Новая технологическая база способствовала интеллектуализации труда и потребовала повышения уровня образования работников. Эффективное массовое производство индустриальной эпохи создало материальную базу для повышения значимости таких сфер деятельности, как наука, образование, здравоохранение, отражающих уровень благосостояния граждан и качество социально-экономического роста[I. Впервые понятие постиндустриального общества в широко признаваемом теперь значении Д. Белл употребил в 1959 году на международном социологическом семинаре в Зальцбурге (Австрия). По определению Д. Белла, постиндустриальное общество – это «… общество, в экономике которого приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни, в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений… во всё большей степени зависит от достижений теоретического знания… Постиндустриальное общество… предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов». Постиндустриальное общество – это общество, которое пришло на смену индустриальному обществу, в котором в результате внедрения достижений научно-технологического прогресса, автоматизации, информатизации производства и интеллектуализации труда изменяется технологическая структура (увеличивается охват хозяйствующих субъектов инновационными технологиями и средствами информатизации), экономическая структура (увеличивается доля сферы услуг в ВВП, доля занятых в сфере услуг), социальная структура (увеличивается доля работников и граждан с высшим образованием, уменьшаются расходы домашних хозяйств на потребительские цели и увеличиваются на услуги при росте подушевых доходов).
В Таблице 1 представлены признаки доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ, по которым можно не только охарактеризовать каждое из них, но проследить изменения не только во внешних проявлениях, таких как структура общества и экономики, но и во внутренних факторах, оценить количественно их и качественно. Таблица 1 – Признаки доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ
Примечание – Источник: [ ]
Понятие «информационное общество» возникло в процессе описания, изучения и объяснения тех изменений в жизни общества, которые стали проявляться с наступлением последней трети прошлого века, но особенно отчетливо дали знать о себе на рубеже 20 и 21 веков. В основе этих изменений лежит доминирование информации и знаний в функционировании и развитии различных сфер общественной жизни (материальное производство, занятость и социальная структура, профессиональная деятельность и образ жизни, культура, коммуникации и др.). Впервые термин «информационное общество» использовал профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши в 1969 году. С начала 90-х годов прошлого века этот термин вошел в широкий научный оборот. Первопричиной возникновения информационного общества следует считать три взаимосвязанных процесса. Во-первых, лавинообразный рост объемов производимой, особенно научной информации. Во-вторых, создание на базе широкого внедрения компьютеров и сети Интернет современной информационно-коммуникативной инфраструктуры, открывающей невиданные ранее возможности для оперативного доступа к информации широких слоев населения. В-третьих, активное использование информации (особенно теоретических знаний) в производственной, технической, управленческой и других сферах деятельности. Освоение космоса и ядерной энергии - это наиболее яркие тому примеры. Наиболее характерными чертами информационного общества являются следующие: - в экономической сфере: ключевая роль информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; - в сфере занятости: возрастание удельного веса людей, занятых производством и трансляцией информации и знаний, прежде всего посредством современных информационно-коммуникативных технологий с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет и электронных СМИ; - в политической сфере: доступность информации, касающейся государственной деятельности и политических процессов, расширение возможностей для установления эффективной обратной связи власти и населения, что способствует развитию социальных инициатив и гражданского общества; - в сфере коммуникаций: значительное расширение возможности общения и взаимодействия в диапазоне от межличностного общения посредством чатов, блогов, Интернет-формумов, онлайновых конференций до взаимодействия с помощью так называемых информационных сетей в пределах глобального информационного пространства на межстрановом и межкультурном уровне; - в сфере повседневной жизни: использование информационных технологий в системе образования, здравоохранения, работе органов государственного управления и коммунальных предприятий, развитие электронной торговли и т.п., что повышает комфортность окружающей среды и качество жизни людей; - в сфере личностного развития: общедоступность информации, значительно расширяющая свободу ценностного и профессионального выбора людей, которые с помощью Интернета находят места учебы, работы и отдыха, создают семьи и т.п.; - в сфере культуры: признание культурной ценности самой разнообразной информации, растущее осознание разными слоями населения необходимости компьютерной грамотности;
- в сфере государственного управления: разработка и реализация государственных концепций и программ в области развития информационного общества, возможность существенно повысить эффективность текущей управленческой деятельности и дальновидность перспективной политики, в том числе и в общепланетарном масштабе. Мировая экономика начала XXI века характеризуется становлением общества знаний - "новой экономики", в которой ключевое значение приобретают умственная сила людей и технологии, обеспечивающие многократное ее возрастание. Человечество приближается к переходу в инновационную фазу развития. Отличительной ее особенностью и фундаментальной основой является повышенное внимание к знаниям, как к непосредственной производительной силе и главному производственному ресурсу. Закономерна и актуальна проблематика эффективности использования накопленных человечеством знаний, стимулов и условий значительного расширения спроса на новые технологии, а также влияния "новой экономики" на социальную и экономическую действительность. Для обозначения изменений, происходящих в обществе последние десятилетия (1990-2005 гг.), в научной литературе используются два термина: "knowledge economy", "экономика знаний", или "новая экономика", и "information economy" - "информационная экономика". Выделяют четыре подхода к определению понятия "новой экономики". Согласно первому подходу под "новой экономикой" понимается комплекс наукоемких отраслей, занятых производством и обслуживанием информационно-коммуникационного оборудования, созданием и распространением программных продуктов, развитием коммуникационных сетей, а также вся система формирования, хранения, распространения и получения информации, в значительной мере построенная в сети Интернет. При данном подходе к "новой экономике" относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии.
Признаки новой экономики Трактовка признаков претендует на симбиоз технологического, экономического и социального моментов. Соответственно можно выделить следующие признаки новой экономики: 1) В условиях развития новой экономики экономический рост всё в большей степени обеспечивается не за счёт индустриальной составляющей государства, а благодаря внедрению и освоению новых технологий, увеличению наукоёмости производства. Их основой выступают информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека. Р. Солоу, проанализировав экономический рост и его факторы в США, установил, что он объясняется техническим прогрессом и новыми технологиями. В 2020 г. мировой рынок наукоемкой продукции достиг 12 трлн долл. США в год, из которых 2 трлн долл. США составили информационные услуги. Внедрение информационных технологий характерно не только для производства, но и для непроизводственной сферы: образования, здравоохранения, финансов, торговли и др. Дистанционное образование, электронная передача денег, торговля через Интернет, консультации врачей, находящихся за тысячи километров от пациента, являются свидетельствами кардинальных преобразований непроизводственной сферы под воздействием информационных технологий. Говорить о новой экономике можно, когда экономическая система переходит на доминирование V и VI технологических укладов (робототехника, электроника, телекоммуникации, тонкая химия и биотехнологии, космические технологии).
2) Знания выступают как производственный фактор и основной ресурс. В "новой экономике" произведенный продукт, богатство становятся результатом применения знаний, которые одновременно являются и ресурсом, используемым для создания товаров и услуг, и элементом инфраструктуры (в виде системы образования, научных институтов и пр.). Соответственно, условия применения знаний включают в себя каналы, позволяющие перемещать знания из мест их создания в сферу производства. В «новой экономике» изменяется структура продукта и его стоимости, происходит снижение доли и значимости материальной составляющей продукта и рост ценности вложенного в него интеллекта.. Быстрый экономический рост в "новой экономике" обеспечивается не наращиванием физических объемов выпуска постепенно модернизируемых продуктов и услуг, а увеличением добавленной стоимости производимых продуктов, зависящей от инноваций, альтернативных предпочтений потребителей и скорости реакции бизнеса на изменение этих предпочтений. Данная особенность находит отражение в оценке стоимости фирм и предприятий, которая рассчитывается на основе оценки имеющихся интеллектуальных активов. 3) Разворачивается процесс значительного сокращения жизненного цикла товаров и услуг, укорачиваются сроки амортизации оборудования, развивается инновационная деятельность, ускоряется движение потока знаний между различными секторами экономики. 4) Для новой экономики характерно бурное развитие рынка знаний, резкое увеличение доли наукоёмкого сектора экономики и объёма производимого им продукта, ускоряющиеся процессы компьютеризации информационного пространства. 5) Наука органически вписывается в производственный процесс. Снижаются производственные издержки, наблюдается более тесная связь между тематикой научных исследований и стратегией деятельности корпораций, меняются методология и формы научных подразделений. 6) Основой для развития новой экономики выступает высокоразвитый человеческий капитал, характеризующийся высоким образовательным уровнем, а накопление этого капитала формирует человека как главную ценность новой экономики. Изменение характера и структуры труда: от исполнительно-репродуктивного к интеллектуальному и инновационному, что приводит к трансформации привычного образа рабочего. Главным и дефицитным ресурсом становится творческий работник, способный генерировать новые идеи, создавать и внедрять современные технологии и продукты. Следствием данных тенденций являются значительные изменения на рынке труда, где происходит удешевление физического труда и растет стоимость труда интеллектуального. В «новой экономике» уровень образования влияет на экономический и социальный статус работника, его профессиональную карьеру. 7) Новая экономика – это экономика, в которой система государственных приоритетов помимо поддержки науки и образования направлена на укрепление здоровья населения, создание условий для творческой деятельности населения. 8) Новая экономика приводит к трансформации социальной структуры общества. Значительно увеличивается слой интеллектуальных собственников, владельцев информации и знаний. 9) Глобальные масштабы «новой экономики». «Новая экономика» ведет, прежде всего, к ликвидации географических и национальных границ экономического пространства. Это явление связано с развитием общества нового типа, в котором знания превращаются в главный ресурс. П. Друкер заметил: «Знание не ведает границ». Поэтому «новая экономика» является движущей силой одной из ключевых тенденций развития мировой экономики, а именно, прогрессирующей глобализации. Последнюю можно рассматривать как процесс формирования единого военно-политического, финансово-экономического и информационного пространства, функционирующего почти исключительно на основе высоких и компьютерных технологий. В настоящее время существует шесть технологических укладов: · I – механические системы · II – технологии с использованием пара · III – технологии с использованием электричества · IV – технологии, основанные на автоматизации и химизации · V – биотехнологии, компьютеризация и электронизация · VI – нанотехнологии, генная инженерия, мультимедийные интерактивные информационные системы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.78.31 (0.025 с.) |