![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.
1. Цели: дать понятие о деепричастном обороте; показать необходимость выделения деепричастных оборотов и деепричастий в предложениях; закрепить знания о морфологии деепричастия. Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический I разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений. Ход урока I. Лингвистическая разминка Игра «Четвертый лишний» Зависевший, умывшись, подействовав, играя. {Зависевший - причастие, остальные слова - деепричастия.) Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив. {Углубляясь - деепричастие несовершенного вида, остальные -; совершенного вида.) II. Проверка домашнего задания 1. Вопросы на усвоение материала: - Охарактеризуйте деепричастие как часть речи. - Какие глагольные признаки имеет деепричастие? - Назовите наречные признаки деепричастия. - Какова синтаксическая роль деепричастия? 2. Чтение предложений, содержащих деепричастия, определение ;' видов деепричастий. [ III. Объяснение темы «Деепричастный оборот» 1. Слово учителя. При объяснении темы «Деепричастие как часть речи» нам уже встречались деепричастия с зависимыми словами. Нетрудно догадаться, что это и есть деепричастный оборот. Подобно причастному обороту, он выделяется запятыми. Но если причастный оборот выделяется лишь в том случае, когда он стоит после определяемого слова, то для деепричастного оборота местоположение в предложении неважно. Он в любом случае выделяется запятыми. Главное - правильно определить его границы. Подобно тому как причастный оборот является в предложении одним членом (определением), деепричастный оборот тоже рассматривается как один член предложения - обстоятельство. 2. Примеры для синтаксического разбора, построение схем (см. с. 77). Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. Яшка забросил насадку и снова, не выпуская из рук удилища, неотрывно смотрел на поплавок, ожидая поклевки. (Из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро».) IV. Выполнение упражнений 1. Упражнение 162: комментированное письмо. 2. Упражнение 163: устный разбор. Комментарий. Тип речи - рассуждение. Стиль текста - научный. Дополнительный вопрос: - Какая наука изучает действие силы? (Физика.)
Примерный вопросный план текста: I. От чего зависит результат действия силы? II. Почему, надев лыжи, человек не проваливается в снег? III. Что называется давлением? IV. Как определить величину давления? 3. Упражнение 164: самостоятельная работа. Домашнее задание 1. §27. Упражнение 165. 2. Цели: закрепить умение находить деепричастный оборот в предложении; показать роль деепричастных конструкций; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость; активизировать самостоятельную работу учеников. Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений. Ход урока I. Проверка домашнего задания 1. Вопросы. - Что такое деепричастный оборот? - Что общего у деепричастного оборота с причастным? - Каким членом предложения является деепричастный оборот? 2. Упражнение 165: взаимопроверка; в это время на доске выполняются схемы предложений. II. Практическое задание В предложениях, записанных на доске, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. (Выполняется на доске и в тетрадях.) 1) (Не, ни) останавливаясь он (з, с)делал мне знак и(д, т}ти следом. (В. Пелевин.) 2) Любой лаб...ринт можно пройти всё время пов...рач...вая (на)прав... (В. Пелевин.) Комментарий. В первом предложении - опережающая орфограмма: не с деепричастиями. Предложим ученикам порассуждать, слитно или раздельно пишется деепричастие с не. Во втором предложении важно правильно (по смыслу) определить границы деепричастного оборота: он начинается с зависимого от деепричастия слова. 1) Не останавливаясь, он сделал мне знак идти следом. 2) Любой лабиринт можно пройти, всё время поворачивая на-щправо. 2. Выполнение упражнений. Упражнение 167: устно. Упражнение 166: комментированное письмо. Необходимо со-• поставить предложения с однокоренными словами - с причастием Ви деепричастием: как меняется смысл предложений? Определим вид причастий и деепричастий. 3. Конструирование предложений. Упражнение 168: обсуждаем варианты предложений, сконструированных по данным схемам, лучшие записываем на доске и в тетради.
4. Роль деепричастных конструкций в предложении. Упражнение 169: обсуждение вопросов, письменное выполнение по вариантам (1-й вариант - предложения под цифрами Ни 2, 2-й вариант - под цифрами 3 и 4) с последующей взаимо- проверкой. Домашнее задание 1. §27. 2. Выписать из художественных произведений пять предложений с деепричастными конструкциями, сделать синтаксический разбор. Урок 49 Тема. Раздельное написание не с деепричастиями. Цели: повторить правописание с не различных частей речи; показать синтаксическую и интонационную необходимость выделения деепричастных конструкций; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость. Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений. Ход урока I. Лингвистическая разминка Объяснительный диктант (повторение правописания с не.различных частей речи). Не хочу объясняться; непричастный к заговору; неволить человека; нехорошее самочувствие; не старый, а пожилой мужчина; непридуманная история; некий незнакомец; ненастный день; очень несвоевременное посещение; неизвестный герой; ответ не продуман; нетронутые пространства тайги; несжатая полоса; нерешенная проблема, неделикатный поступок. II. Проверка домашнего задания 1. Связные рассказ о деепричастии и знаках препинания при деепричастных конструкциях. 2. Чтение предложений с деепричастными конструкциями, выполнение синтаксического разбора и схем предложений у доски. III. Изучение темы «Раздельное написание не с деепричастиями» Слово учителя. В объяснительном словарном диктанте мы повторили правописание с не имен существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, полных и кратких причастий. Мы знаем, что не с глаголом пишется раздельно, за исключением случаев, когда слово без не не употребляется. Это же относится и к деепричастию, части речи, близкой к глаголу по значению. Запишем примеры, подберем свои: Не уставая, не желая, не присев, не ответив. Негодуя, неволя. IV. Закрепление нового материала Сделать синтаксический разбор предложений, написанных на I доске, объяснить орфограммы и пунктограммы. I 1) Еще (не) веря (не)жда(н, нн)ой удач...он в(з, с)карабкался по I ступенькам автобуса. (Б. Акунин.) 2) (Не, ни) теряя др...гоце(н, нн)ого врем...ни Остап швырнул I шахматной доской в лампу и ударяя в наступившей темноте по I чьим(то) челюстям и лбам выбежал на улицу. (Ильф, Петров.) Дополнительное задание: найти причастия, определить их грамматические характеристики. Комментарий. Нежданной - страдательное причастие прошедшего времени в роли прилагательного-определения; в наступившей - действительное причастие прошедшего времени в роли прилагательного-определения. 1) Еще не веря нежданной удаче, он вскарабкался по ступенькам автобуса. 2) Не теряя драгоценного времени, Остап швырнул шахматной доской в лампу и, ударяя в наступившей темноте по чьим-то челюстям и лбам, выбежал на улицу. V. Выполнение упражнений 1. Упражнение 170: комментированное письмо. Дополнительное задание: вспомнить другие пословицы и поговорки, в которых есть деепричастия с не. 2. Упражнения 171,172: самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой. Домашнее задание 1- §28. 2. Упражнение 173. Урок 50
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.161 (0.01 с.) |