![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткий словарь психологических и медицинскихтерминов⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
АДАПТАЦИЯ (лат. adaptatio — приспособление) — приспособление строения и функций организма кусловиям существования в окружающей среде. В психотерапии различают адаптацию психологическую, под которой понимают приспособление психической деятельности человека к условиям окружающей среды; социальную — приспособление человека к определенным формам социальной деятельности. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА (от лат. accentus — ударение) — крайние варианты психической нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного ряда психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. АСТЕНИЯ (греч. astheneia — бессилие, слабость) — психопатологическое состояние, характеризующееся слабостью, повышенной утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, повышенной чувствительностью к внешним раздражителям, нарушениями сна. АУТИЗМ ДЕТСКИЙ (греч. authos — сам) — психопатологическое состояние, характеризующееся наличием у ребенка: — нарушения способности устанавливать отношения с людьми с начала жизни; — крайней отгороженностью от внешнего мира с игнорированием раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными; — недостаточностью пользования речью как средством общения; нарушением употребления личных местоимений (дети старше трех лет продолжают говорить о себе в 3-м лице); — монотонным повторением звуков и движений; — страхом изменений в обстановке; — монотонными механическими играми с неигровыми предметами и т. п. БРЕД — расстройство мышления, представляющее собой совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне. Основные признаки бреда: 103 — бред является следствием душевной болезни и, таким образом, в корне отличается от заблуждений и ошибочных убеждений психически здоровых людей; — бред всегда ошибочно отражает действительность; — бредовые идеи непоколебимы и не поддаются коррекции (в старину говорили, что «и сто мудрецов не переубедят безумного»); — бредовым идеям присущи ошибочные основания («кривая логика»). ВНУШЕНИЕ (суггестия; лат. suggestio — внушение) — воздействие
на психику человека, при котором путем преимущественно не осознаваемой психической активности создается установка на функциональное развертывание ее резервов. Внушение реализуется, если оно соответствует логическим построениям, присущим мышлению пациента, эмоционально и этически неприемлемые тезисы психотерапевтического воздействия отметаются. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ (лат. hallutinatio — видения) — расстройства восприятия, при которых кажущиеся образы возникают без реальных объектов. ГИПНОЗ (греч. hypnosis — сон) — особое состояние психики человека, отличающееся и от бодрствования, и от обычного сна, характеризующееся повышенной способностью гипнотизируемого воспринимать внушение и снижением чувствительности, восприимчивости ко всем другим влияниям. Традиционно выделяют следующие стадии гипноза: — малый гипноз (сомноленция), характеризующийся дремотой, чувством отяжеления конечностей, приятного тепла и отдыха; — средний гипноз (гипотаксия) — признаки его: легкий сон, «восковая гибкость» (застывание в положении, приданном клиенту гипнотизером), снижением болевой чувствительности и восприимчивости к внешним раздражителям (сохраняется лишь тесный контакт между гипнотизируемым и гипнотизирующим — раппорт); — большой гипноз (сомнамбулизм) — глубокий сон, избирательность раппорта (восприятие лишь слов гипнотизирующего), восприятие внушенных образов, реализация постгипнотических внушений (за исключением внушений, категорически неприемлемых личностью пациента). ДЕПРЕССИЯ — патологическое психическое состояние, характеризующееся пониженным настроением, снижением умственной и двигательной активности, инстинктивных побуждений (чувства голода, сексуального влечения, стремления к самосохранению), пессимистическими оценками себя и своего положения в окружающем мире. ДИСФОРИЯ (греч. dysphoria — раздражение, досада) — расстройство настроения с преобладанием мрачности, угрюмости, раздражительности, агрессивности, которое может наблюдаться при многих психических заболеваниях. НЕВРОЗЫ (от греч. neuron — нерв, osis — суффикс, означающий болезнь) — психогеннные (как правило, конфликтогенные) нервно-пси-
104 хические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека. Для неврозов характерны: — обратимость патологических нарушений, независимо от их длительности; — психогенная природа заболевания, которая определяется существованием связи между клинической картиной невроза, особенностями системы отношений, присущими личности больного, и наличием конфликтной ситуации; — специфичность клинических проявлений, состоящая в преобладании эмоциональных и вегетативных расстройств. НЕВРОЗ АСТЕНИЧЕСКИЙ — патологическое состояние, возникающее в связи с продолжительно действующей психотравмирующей ситуацией, умственным или физическим переутомлением и характеризующееся легкостью перехода от раздражения к слезам, повышенной возбудимостью и быстрой истощаемостью, нарушениями сна. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ - патологическое состояние, характеризующееся преобладанием в клинической картине навязчивых состояний — воспоминаний, воспроизводящих психотравмирую-щую ситуацию, мыслей, страхов (фобий), действий. НЕВРОЗЫ ДЕТСКИЕ — неврозы, наблюдающиеся в детском возрасте, характеризующиеся незавершенностью клинической симптоматики, преобладанием так называемых моносимптоматических неврозов (невротическое заикание, тики, расстройства сна, ночное недержание мочи (энурез), патологически привычные действия — сосание пальца, кусание ногтей, навязчивое выдергивание волос — трихостилломания и др.). ПСИХОПАТИЯ (от греч. psyche —душа, pathos — страдание, болезнь) — расстройства личности, проявляющиеся: — выраженностью патологических свойств личности, вызывающих нарушения социально-психической адаптации; — тотальностью патологических особенностей, определяющих весь психический облик индивидуума; — их относительной стабильностью, малой обратимостью. ПСИХОТЕРАПИЯ (от греч. psyche — душа, terapie — лечение) — система лечебного воздействия на психику, а через психику — на весь организм и поведение больного человека. Понятие «психотерапия» имеет как узко медицинский смысл (метод лечения), так и более широкий (включая организацию труда и быта, профилактику психотравмирую-Щих факторов). СЕНСИТИВНАЯ (от лат. sensus — чувство) акцентуация характера — склад характера, для которого типичны повышенная чувствительность, ранимость, неуверенность в себе, преувеличенная совестливость, склонность к сомнениям, застревание на своих переживаниях. 105 ШИЗОФРЕНИЯ — прогредиектное психическое заболевание, характеризующееся разнообразными психопатологическими расстройствами (бред, галлюцинации и др.) и протекающее с обязательным развитием психического дефекта в эмоционально-волевой сфере (аутизация, эмоциональное отупение и т.п.). Заболевание шизофренией выше всего i< подростковом и юношеском возрасте. ЭМПАТИЯ (греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием. ЭПИЛЕПТОИДНАЯ (синоним — инертно-импульсивная) акцентуация характера — склад характера, проявляющийся сильной эмоциональной возбудимостью, приступами гнева, ярости, возникающими по сравнительно незначительному поводу, злопамятностью. При резкой выраженности подобных черт можно говорить об эпилептоидной психопатии (или расстройстве личности инертно-импульсивного типа).
ЛИТЕРАТУРА Амбрумова А. Г. Непатологические ситуационные реакции в суицидологической практике//Научные и организационные проблемы суицидо-логии. М., 1983. С. 40-51. Амбрумова А. Г. Роль личности в проблеме суицида//Актуальные проблемы суицидологии. Тр. Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР, Т. 92. М., 1981. С. 35-49. Амбрумова А. Г., Вроно Е. М. О ситуационных реакциях у подростков в ■ суицидологической практике//Журн. невропатологии и психиатрии › им. С. С. Корсакова. 1985. Т. 85, вып. 10. С. 1557 - 1560. Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности//Актуальные проблемы суицидологии. Тр. Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР, Т. 82. М., 1978. С. 6 - 28. Беляускаите Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка//Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987. С. 67 - 80. Бородин С. В., Михлин А. С. Мотивы и причины самоубийству/Актуальные проблемы суицидологии. Тр. Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР. i Т. 82; М.,1982. С. 28-43. Булацель П. Самоубийство с древнейших времен и да наших дней. М., 1900. Вулис Р. Если ваш близкий страдает душевной болезнью: Руководство для ' членов семей, друзей и социальных работников. М.: Нолидж, 1998. Желдак И. М., Игумнов С. А. Групповая психотерапия эмоциональных и поведенческих расстройств в детском возрасте: Методические реко- ! мендации. Минск: МЗ Республики Беларусь, 1997.. Захаров А. И. Групповая психотерапия неврозов у детей: Методические рекомендации. Л., 1979. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982. Игумнов С. А. Клиническая психотерапия детей и подростков. Минск: Бе- [ ларуская навука, 1999. Каплан Г. И., СэдокБ.Дж. Клиническая психиатрия. М.: ГЭОТАР МЕДИ- : ЦИНА, 1998. Карабанова О. А. Работа с родителями//Основы возрастно-психологического консультирования: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Московского университета, 1991. С. 63 — 76. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. КарнегиД. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей... Минск: Беларусь, 1990. 107 Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск: Беларусь, 1988.
Кондратенко В. Т., Донской Д. И., Игумнов С. А. Общая психотерапия: Руководство для врачей. Минск: Вышэйшая школа, 1999. КочарянА. С, Кочарян С. С. Психотерапия сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1994. ЛичкоА. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. Минухин С, Фишман Ч. Техники семейной терапии. М.: Класс, 1998. Мишина Т. М. Исследование семьи в клинике и коррекция семейных отношений//Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. С. 255-281. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. М.: Класс, 1997. Рожнов В. Е. Гипносугтестивная психотерапия. М.: Медицина, 1975. Рожнов В. Е., МацановА. К. Психотерапия в онкологии //Руководство по психотерапии/Под ред. В. Е. Рожнова. 2-е изд. Т.: Медицина, 1979. С. 559-571. Старшенбаум Г. В. Формы и методы кризисной психотерапии: Методические рекомендации. М.: МЗ РСФСР, 1987. Шевченко Ю. СДобридень В. П. Онтогенетически ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС): Практ. пособ. М.: Российское психологическое общество, 1998. ШертокЛ. Гипноз. Л.: Медицина, 1982. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. М.: Форум, 1996. Эйдемиллер Э. Г., ЮстицкисВ. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. ЭриксонЭ. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. Drake R., GatesC, Cotton P., WhitakerA. Suicide among schizophrenics. Who is at risk?//J. Nerv. Ment. Dis. 1984. № 172. P. 613 - 617. Everly G. S., Rosenfeld R. The Nature and Treatment of the Stress Response. A Practical Guide for Clinicians. N.-Y. L.: Plenum Press, 1981. Gibson M. Hypnosis with children//British Journal of Experimental and Clinical Hypnosis. 1984. Vol. 12. P. 31 - 34. Kaplan H. I., Sadock B. J. Synopsis of Psychiatry. 6th Edition. Baltimore: Williams and Wilkins. 1991. Minuchin S. Families and Family Therapy. Cambrige: Harvard University Press, 1974. Olness К Hypnosis in pediatric practice//Current Problems in Pediatrics. 1981. Vol. 12. P. 3-47. Webb /V. B. Play Therapy with Children. N.-Y., 1991. Williams D. Т., Singh M. Hypnosis as a facilitating therapeutical adjunct in child psychiatry//Journal of the American Academy of Child Psychiatry. 1976. Vol. 15. P. 326-342. 108
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.32 (0.023 с.) |