![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конспект по основам дискурс-анализаСтр 1 из 6Следующая ⇒
Конспект по основам дискурс-анализа Типология дискурсов Теория дискурса позволяет формировать в лингвистике, философии, социологии, культурологии объекты исследования разного объема и по разным основаниям. Это обеспечивает гибкость подходов и большую свободу исследователя. Приведем некоторые основания для классификации дискурсов и обусловленные ими разновидности конкретных дискурсов. По сфере коммуникации: Научный, Деловой, Публицистический, Повседневный (бытовой), Художественный. По области объектов, которые описываются: Научный: медицинский, биологический, филологический, философский и др. Деловой: юридический, политический, административный. По тематике текстов: дискурс войны, дискурс мигрантов, дискурс романтической любви и другие. Внутри одного тематического дискурса могут быть представлены дискурсы, разные с точки зрения глубины и аспекта рассмотрения темы. Так, тема мигрантов может обсуждаться внутри научного или политического дискурса, а также в дискурсе массмедиа или дискурсе повседневности (бытовые разговоры). По типу соотношения с реальностью: фикциональные и нефикциональные дискурсы (non-fiction). К фикциональным, то есть «вымышленным», относятся, например, дискурсы художественной литературы, кино, театра. Нефикциональные дискурсы – журналистский, исторический, мемуарный. Мы воспринимаем их тексты как информирующие о реальных событиях. По историческим периодам функционирования: античный, средневековый, дискурс модерна (современности), дискурс постмодерна (постсовременности). Границы между разными дискурсами часто бывают нечеткими, они проницаемы и подвижны, и это объясняется тем, что коммуникация никем не регулируется из какого-нибудь единого центра, это область живой речевой практики. Итак, существует множество оснований для типологии дискурсов, в рамках конкретных типологий может быть несколько оснований классификации. Субъектные позиции дискурса. Ведущие позиции дискурса как способа организации коммуникации – это позиция Субъекта речи и Адресата. Более подробного рассмотрения требуют разновидности позиции Субъекта речи, прежде всего позиция автора, которая многим кажется простой и очевидной. «Автор» – это функция некоторых видов дискурса, результат конструирования в тексте образа некоего разумного существа, которое и называют автором.
Исторически авторство стало приписываться текстам далеко не сразу. Например, мифы, летописи, иконы создавались вне представления, что у них может быть какой-то автор. В настоящее время понятие «автор» также применимо далеко не ко всем дискурсам и текстам, однако для большого числа текстов она представляется естественной. Мы не нуждаемся в представлении об авторе уличного объявления «Проезд закрыт» или рецепта на лекарство от простуды. А вот имя режиссера популярного фильма важно, по крайней мере, для части зрителей. Наличие функции-автор делает текст объектом присвоения. Из права собственности на текст для того человека, которого называют автором, следует определенный риск (он несет ответственность за сказанное или написанное), но есть и выгода (гонорар, литературная известность). Функция-автор выступает критерием истинности текста. Истина текста по-разному выглядит в разных дискурсах: в художественных текстах это индивидуальная, принадлежащая автору истина, а в научном тексте, пусть и имеющем автора, истина «найдена», считается, что она объективна, независима от автора, не связана с его личностью. Кроме того, автор некоторой группы текстов, особенно в фикциональных дискурсах, гарантирует стилистическое единство принадлежащих ему произведений и постоянный уровень их ценности: любой текст А. Пушкина считается обладающим особенными художественными достоинствами. В научном, публицистическом и некоторых других дискурсах автор должен гарантировать концептуальную, теоретическую связность и непротиворечивость своих текстов. В некоторых дискурсах мы воспринимаем субъекта речи-автора как реальную биографическую личность: журналист, рэпер, собеседник в бытовом общении. Часто они используют прямое обращение к адресату как такой же реальной личности. В фикциональных дискурсах субъекта речи называют повествователем, лирическим героем, подчеркивая тот факт, что его нельзя приравнивать к личности человека, который создал текст. Поэтому нет смысла в ходе дискурсивного анализа уделять специальное внимание биографической личности автора текста или сценариста, режиссера в кино.
Субъектная позиция конструируется в ходе реализации специфических дискурсивных практик, она всегда анонимна и безлична. Реальный говорящий, конечно, существует во внедискурсивной реальности, но в пространстве дискурса он говорит в соответствии с правилами дискурсивных практик. План анализа текста из определенного дискурса Список использованной литературы Литература 1. Дубин Б. Массовое признание и массовая культура // Дубин Б. Классика, после и рядом. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 76-83. 2. Иссерс О.И. Дискурсивные практики нашего времени,2-е изд., испр. М.: Ленанд. 2015– 272 с. 3. Кэмерон Д. Разговорный дискурс. Интерпретации и практики. Харьков: изд-во «Гуманитарный центр». 2015. – 316 с. 4. Литовская М., Савкина И. Читать нельзя изучать: Книга о массовой литературе для учителей и учеников / М. Литовская, И.Савкина. – Москва: Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017. – 150 с. 5. Майданова Л.М., Чепкина Э.В. Медиатекст в идеологическом контексте: монография. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. 304 с. 6. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса / Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2009. – 448 с. 7. Трейси К., Роблз Дж. Повседневный разговор. Строение и отражение идентичности. Харьков: изд-во «Гуманитарный центр». 2015. – 316 с. 8. Филлипс Л. Дж., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ: теория и метод. Харьков, 2008 9. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996. 10. Фуко М. Порядок дискурса // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М., 1996. С. 47- 96 11. Чепкина Э.В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды (1995 – 2000). Екатеринбург, 2000.
12. База данных и веб-сайт о кинематографе: http://www.imdb.com/title/tt1675434/ Конспект по основам дискурс-анализа
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.95 (0.008 с.) |