Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юридическая ответственность в государственном управлении
Ответственность в государственном управлении приобретает особый характер, так как многие управленческие решения и действия порождают глубокие социальные последствия. Ответственность – суть объективное явление, проявляется в конкретных действиях и может быть оценена, видима. Она предметна, так как отвечать всегда нужно за что-то. Содержание ответственности раскрывается в действиях по восстановлению нарушенных необходимых или целесообразных связей, норм, отношений. Ответственность – свойство личности и, соответственно, должно найти нормативное признание как профессиональное качество управленца. Отсюда вытекает, что ответственность – это не только средство, предотвращающее нарушение, восстанавливающее правовые нормы, но и нормативное средство воспитания в человеке внутренних регуляторов поведения, побуждающих его активно действовать в соответствии с объективными требованиями данной ситуации и современным этапом. Содержание ответственности подлежит измерению, имеет меру. Мера ответственности связана с пониманием, установлением социальных последствий допущенного отклонения от законных или целесообразных, или необходимых норм, отношений. Виды ответственности: политическая, нравственная, юридическая. Политическую ответственность несут за отклонение от согласованных политических программ, целей, решений. Политическая ответственность может быть в настоящем времени, ретроспективная и перспективная. Мера и механизм политической ответственности в настоящее время в Республике Беларусь не получили четкого оформления. В частности, в Конституции Республики Беларусь предусмотрен в общих чертах механизм политической ответственности высших должностных лиц, так статья 88 допускает возможность отрешения от должности Президента Республики Беларусь, статья 102 – лишение неприкосновенности депутатов Национального собрания, статья 106 – отставки Правительства. Нравственная ответственность в государственном управлении не зафиксирована нормативно. Нравственная ответственность – это показатель отношения человека к самому себе, к нормам морали. В Законе о «Государственной службе в Республике Беларусь» обращается внимание на этот аспект государственного управления.
В некоторых странах разработаны и действуют законы об этике. Например, закон о правительственной этике был принят в 1978 году в США, закон об этике национальной государственной службы 1999 году в Японии и т. д. Юридическая ответственность в государственном управлении с теоретической и нормативной точек зрения наиболее отработана и практически действующая. Это ответственность за нарушения конкретных норм законов, применяемая в определенных процессуальных формах уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления. Основные определения ответственности в государственном управлении носят юридический характер. Ответственность – это реализация таких отношений, урегулированных правом, в которых субъект управления, призванный старательно выполнять определенные обязанности, умышленно, небрежно или по неосторожности не выполняет их или выполняет с нанесением социально значимого вреда интересам государства, общества, граждан, в результате чего создается юридический факт, в связи с которым специальные органы от имени государства применяют к нарушителю меры воздействия либо наказания, цели которых – восстановить нарушенный интерес (право) потерпевшего, покарать нарушителя, воспитать его и пресечь возникновения подобных нарушений со стороны других субъектов управления и тем самым создать условия для устойчивого правопорядка и государственной дисциплины в управлении. Признаки юридической ответственности: · с теоретической и нормативной точек зрения наиболее проработана, практически действует; · распространяется как на субъект государственно-административного управления, так и на объект; · наступает в случае, если субъект допустил правонарушение, т. е. отклонение от нормы (правила), установленной в законе (другом нормативном правовом акте), повлекшее нарушение прав, интересов граждан, юридических лиц; · наступает в случае, если объект управления допустил неправомерные действия, поступки, решения, повлекшие нарушение закона (иного нормативного акта); · предполагается определение состава правонарушения, наличие вины. Уровень вины, состава правонарушений помогает понять, совершен проступок или преступление, что влечет различные меры юридической ответственности;
· основана на зависимости меры ответственности от причинно-следственных связей содеянного проступка или преступления. Определяется умышленная вина (обдуманное, осознанное нарушение) или неумышленная (по случайности, небрежности, самонадеянности, легкомыслию, неосторожности), когда нарушитель не предвидел, не задумывался и не хотел наступивших неблагоприятных последствий; · всегда связана с применением санкций, юридическая ответственность имеет универсальное применение в системе государственного управления. Виды юридической ответственности: дисциплинарная, административная и уголовная. Каждый вид ответственности отличается санкцией и порядком ее применения. Санкция (лат. sinker – постановить, делать связанным), – 1) утверждение, одобрение высшей инспекцией какого-либо факта, придающее ему юридическую силу (силу закона); 2) элемент нормы права, в котором предусмотрены меры государственного принудительного воздействия, средства обеспечения норм; часть статьи закона, в котором указываются правовые последствия нарушения данного закона; 3) система мер воздействия на субъекты хозяйственных отношений в целях обеспечения реальной ответственности за выполнение договорных обязательств, плана, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Они выполняют компенсационную, стабилизирующую и стимулирующую функции; 4) в современном международном праве – меры воздействия (экономические, финансовые, военные) против государств, нарушивших международные договоры; 5) одобрение, разрешение, согласие на что-либо. Дисциплинарная ответственность связана с нарушением правил (норм) труда, трудового распорядка и исполнения государственной должности. Дисциплинарное производство проходит ряд стадий: а) возбуждение производства по факту правонарушения; б) рассмотрение дисциплинарного дела – определение и оценка состава правонарушения; в) принятие решения о мере санкции – виде дисциплинарного взыскания и его исполнение; г) обжалование (при необходимости) решения по дисциплинарному делу. Административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответственности. Оно определяет круг субъектов и полномочия органов управления (должностных лиц) в осуществлении дисциплинарной власти. Реализуется дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью, объем которой определяется административными нормами. В отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права. Для каждого вида дисциплинарной ответственности законодательством предусмотрены свои взыскания. Дисциплинарная ответственность обладает большими возможностями формирования рациональных отношений между людьми, укрепления порядка и организованности. Административная ответственность связана с административными проступками. Административная ответственность – это меры официального государственного осуждения и принуждения в виде административных взысканий, применяемых за совершение административных правонарушений.
Административная ответственность: имеет свои особенности. Это 1) субъектом административного проступка (правонарушения) является любое лицо, достигшее 16 лет и являющееся вменяемым. Административный проступок представляет собой противоправное деяние с негативными последствиями, нарушающее общеобязательные правила (нормы) ведения определенных государственно и общественно значимых дел); 2) административный проступок совершается в личном качестве и предполагает личную административную ответственность, независимо от должностного статуса и иных общественных качеств того или иного лица; 3) административные взыскания (мера юридической ответственности за совершение административного правонарушения) накладываются организационными структурами и должностными лицами, специально уполномоченными на осуществление контроля за соблюдением конкретных административно-правовых норм; 4) виды и перечень административных взысканий, порядок их установления и применения описаны в законодательстве об административных правонарушениях; 5) существует административное производство, за соблюдением которого осуществляется контроль прокуратуры и судов. В системе государственного управления совершаются преступления. Преступления – особо опасные деяния, подрывающие конституционный строй и нарушающие права и свободы граждан. Состав преступлений четко определен в уголовном законодательстве, систематизированном, как правило, в форме Уголовного кодекса. Соответственно, составу преступлений законодательно предусмотрена уголовная ответственность в виде наказания. Уголовная ответственность применяется исключительно судом на основе уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а исполнением наказаний – специальными органами и государственными учреждениями в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством. Структура правового обеспечения государственного управления должна быть такой, чтобы каждому из элементов государственного управления была придана та юридическая форма, которая соответствует его сущности, предназначению и обеспечивает его эффективную реализацию. Контрольные вопросы и задания 1. Правовое регулирование как государственный управленческий процесс отражает единство социологического, нормативного и практического аспектов. В чем это выражается? 2. Охарактеризуйте суть правового регулирования государственного управления. 3. Охарактеризуйте метод правового регулирования отношений в системе государственного управления. 4. Назовите и охарактеризуйте способы правового регулирования отношений в системе государственного управления. 5. Назовите формы правового регулирования, которые используются для определения правового состояния государственных органов и государственных должностей. 6. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Что это такое? 7. Что такое законность в государственном управлении, ее свойства? 8. Что такое правопорядок, его сущность? 9. Дисциплина в государственном управлении, раскройте это понятие, охарактеризуйте сущность. 10.Какие структуры государственного аппарата должны заниматься обеспечением правового характера законности, правопорядка и государственной дисциплины? 11.Что такое ответственность в государственном управлении? Виды ответственности. 12.Что такое юридическая ответственность? Признаки юридической ответственности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.217.107 (0.01 с.) |