Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационные формы психолого-педагогической помощи ребенку
И его семье родители знакомятся с приемами и методами работы в процессе эффективного взаимодействия с ребенком. Семинары и тренинги направлены на формирование адекватного восприятия ребенка родителями. Задача специально организованных специалистом занятий с детьми — сформировать навыки сотрудничества, повысить уровень сплоченности в детском коллективе. В ходе подобных занятий также уточняются и обогащаются знания детей о семье, семейных ролях, семейном функционировании. Для непосредственного обучения близких взрослых педагогическим техникам взаимодействия с ребенком, формирования навыков сотрудничества детей с родителями, сверстниками и другими взрослыми предназначена групповая форма работы в детско-родительском коллективе. Совместные занятия детей и родителей построены с использованием различных игр, в том числе дидактических, которые предлагаются для выполнения в паре (родитель — ребенок), команде (2 — 3 диады), группе (все участники занятия). Данный вид занятий направлен на создание теплых, позитивно-эмоциональных отношений. Групповая форма работы с родителями служит расширению арсенала средств педагогического и психологического воздействия на ребенка, тренировке родителей в использовании новых приемов взаимодействия. С целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании ребенка в семье предусматривается индивидуальное консультирование. Встречаются ситуации, когда требуется помощь семейного психолога. К таким ситуациям можно отнести часто встречающиеся случаи: прекращение занятий при некотором улучшении состояния ребенка; лечение у народных целителей, экстрасенсов; неприятие родителями факта инвалидности ребенка и другие. Эффективность внедрения таких комплексных программ по работе, связанной с оптимизацией детско-родительских отношений в семьях, имеющих ребенка с нарушением интеллекта, может быть подтверждена появлением позитивных изменений как в отношениях между родителями, так и в поведении ребенка. В ряду этих изменений обращают на себя внимание снижение симбиотической зависимости ребенка от матери, что позволяет установить конструктивные отношения с другими членами семьи; включение в психолого-педагогический процесс обоих родителей; включение ребенка в межличностные взаимоотношения со сверстниками. Сплочение родительской группы, где родители понимают проблемы своего ребенка как личности, окажет существенное влияние на внутрисемейные отношения, отношения семьи и внешнего окружения.
Воспитание ребенка, имеющего интеллектуальное нарушение, требует от родителей настойчивости и терпения. Всем необходимо помнить, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке ребенка к окружающей жизни. Эффективность программ воздействия возможна лишь при их систематическом использовании дома.
Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте основные трудности, с которыми сталкивается семья, имеющая ребенка с интеллектуальными нарушениями. 2. Каковы основные особенности построения детско-родительских отношений? 3. Перечислите позитивные родительские позиции. 4. Охарактеризуйте основные организационные формы психолого-педагогической помощи родителям, имеющим ребенка с проблемами в развитии. Рекомендуемая литература Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1984. — № 5. Игнатьева Е.А. Умственная отсталость в контексте детско-родительских отношений / Е.А. Игнатьева // Материалы VI конференции молодых ученых. — М., 1999. Лурье Н. Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье / Н.Б.Лурье. -М., 1972. Маллер А. Р. Педагогическая этика в работе с семьей ребенка-инвалида // Дефектология. — 1995. — № 5. Семаго М. М. Основные аспекты психологического подхода при консультировании семей с детьми, имеющими отклонения в развитии: Клинико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психологического развития у детей/М.М.Семаго. — М., 1991.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения: коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования; коррекционные общеобразовательные учреждения; коррекционные учреждения начального профессионального образования. Для детей с ограниченными возможностями здоровья могут создаваться специальные (коррекционные) образовательные учреждения следующих видов: для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и другие. Настоящее Типовое положение распространяется также на специальные классы (группы), создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении. Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в также уровень реализуемых образовательных программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения определяются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. 2. Государственное, муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее именуется — коррекционное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (далее именуются — воспитанники) реализует в зависимости от вида кор-рекционного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. 3. Коррекционное учреждение несет ответственность за жизнь воспитанника, реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах специального Государственного образовательного стандарта. 4. Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество. 5. Коррекционное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями соответствующего органа управления образованием, типовыми положениями о дошкольном, общеобразовательном учреждениях, учреждении начального профессионального образования, настоящим Типовым положением. 6. Для негосударственных коррекционных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРРЕКЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 7. Коррекционное учреждение создается учредителем (учредителями) и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Учредителем (учредителями) государственного коррекционного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учредителями муниципального коррекционного учреждения являются органы местного самоуправления. 9. Передача государственного коррекционного учреждения в ведение органов местного самоуправления допускается только с согласия последних. 10. Реорганизация и ликвидация коррекционного учреждения осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 11. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у коррекционного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). 12. Коррекционное учреждение с момента регистрации приобретает права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, текущий и иные счета в банковских и других кредитных учреждениях. 13. Коррекционное учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Аттестация коррекционного учреждения проводится по его заявлению соответствующим государственным органом управления образованием один раз в пять лет. Целью и содержанием аттестации коррекционного учреждения является установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания требованиям специального Государственного образовательного стандарта. Для проведения аттестации коррекционное учреждение представляет в соответствующий государственный орган управления образованием перечень документов, определяемых Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Состав аттестационной комиссии, ее председатель утверждаются приказом органа, осуществляющего аттестацию. В состав комиссии не могут входить работники коррекционного учреждения, проходящего аттестацию. Заключение аттестационной комиссии является основанием для принятия органом, проводившим аттестацию, решения о признании коррекционного учреждения аттестованным или неаттестованным, 14. Коррекционное учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании». 15. В соответствии со своими уставными целями и задачами коррекционное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
16. Количество классов (групп) и их наполняемость в коррекционном учреждении определяются уставом учреждения в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для осуществления образовательного процесса. Предельная наполняемость класса (группы) продленного дня зависит от вида коррекционного учреждения. 17. При проведении занятий по трудовому обучению, социально-бытовой ориентировке, факультативных занятий класс (группа) делится на две подгруппы. При делении класса (группы) на подгруппы учитывается профиль трудового обучения для девочек и мальчиков, а также вид коррекционного учреждения. 18. III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 18. Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно. 19. Трудовое обучение в коррекционном учреждении осуществляется исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности. 20. Для организации трудового обучения мастерские коррекционного учреждения обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом, специальными приспособлениями, предупреждающими травматизм и позволяющими преодолевать сенсорные и двигательные нарушения, имеющиеся у воспитанников. 21. Организация образовательного процесса в коррекционном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми кор-рекционным учреждением самостоятельно. 22. В целях преодоления отклонений в развитии воспитанников в коррекционном учреждении проводятся групповые и индивидуальные кор-рекционные занятия. 23. Выпускникам коррекционного учреждения, имеющим государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения. IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 24. Участниками образовательного процесса являются педагогические и медицинские работники коррекционного учреждения, воспитанники и их родители (законные представители). 25. Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
26. Во вспомогательный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий только после первого года обучения в коррекционном учреждении. 27. Классы (группы) для воспитанников со сложной структурой дефекта комплектуются в коррекционном учреждении по мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса. 28. Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. 29. Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения. Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения. 30. Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией коррекционного учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического. 31. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом здоровья и особенностей их развития, дают им рекомендации по медико-педагогической коррекции, подбору профиля трудового обучения, профессиональной ориентации, трудоустройству воспитанников, а также родителям (законным представителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний. 32. В коррекционных учреждениях всех видов проводятся медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закаливание, лечебная физкультура, массаж и психотерапия.
V. УПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 33. Управление коррекционным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом коррекционного учреждения. 34. Управление коррекционным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления коррекционного учреждения являются совет коррекционного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления коррекционного учреждения, их компетенция определяются уставом коррекционного учреждения. 35. Непосредственное управление коррекционным учреждением осуществляет директор (заведующий), прошедший соответствующую аттестацию и имеющий опыт работы в учреждении данного вида. 36. Директор (заведующий) коррекционного учреждения несет ответственность перед родителями (законными представителями), государством, обществом и учредителем за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом коррекционного учреждения.
VI. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА КОРРЕКЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 37. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет его за коррекционным учреждением. Земельные участки закрепляются за государственным и муниципальным коррекционным учреждением в бессрочное бесплатное пользование. Объекты собственности, закрепленные за коррекционным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Коррекционное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации. 38. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за коррекционным учреждением, допускается только в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации. 39. Коррекционное учреждение несет ответственность перед собственником и (или) органом, уполномоченным собственником, за сохранность и эффективное использование принадлежащей ему собственности. Контроль деятельности коррекционного учреждения в этой части осуществляется собственником и(или) органом, уполномоченным собственником. 40. Коррекционное учреждение вправе сдавать в аренду закрепленное за ним имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации. 41. Деятельность коррекционного учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними. 42. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов коррекционного учреждения являются: собственные средства учредителя (учредителей); бюджетные и внебюджетные средства; имущество, закрепленное за учреждением-собственником (уполномоченным им органом); кредиты банков и других кредиторов; средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц; другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации. 43. Коррекционное учреждение имеет право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями, самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 44. Коррекционное учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств и принадлежащей ему собственности. При недостаточности этих средств по обязательствам коррекционного учреждения отвечает его учредитель (учредители) в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 45. Финансирование коррекционного учреждения осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду коррекционного учреждения.
46. Воспитанники, проживающие в коррекционном учреждении, находящиеся на полном государственном обеспечении, в соответствии с установленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. 47. Коррекционное учреждение в соответствии с установленными нормативами должно иметь необходимые помещения, сооружения для организации образовательного процесса, коррекционных занятий, учебно-восстановительной работы, трудового обучения, производительного труда, быта и отдыха воспитанников. 48. Коррекционное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. 49. Коррекционное учреждение устанавливает работникам ставки заработной платы (должностные оклады) на основе Единой тарифной ставки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании решения аттестационной комиссии; определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда, а также структуру управления деятельностью коррекционного учреждения, штатное расписание, распределение должностных обязанностей. 50. При ликвидации коррекционного учреждения денежные средства и иные объекты собственности, принадлежащие ему на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию своих обязательств, направляются на цели развития образования в соответствии с уставом коррекционного учреждения. Заместитель министра Е. Е. Чепурных ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1039; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.159 (0.042 с.) |