![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
П равово е государств о - основ а пра в человек а
Идея правового государства имеет давнюю историю. Она вклю чает те прогрессивные представления о цивилизованном государст ве, несовместимые с произволом и насилием, которые начали фор мироваться еще в античном мире. У истоков правового государства стоит образ богини право судия - Фемиды - с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия в руках, олицетворяющей единение силы, права и внушающей мысль о том, что охраняемый богиней правопорядок обязателен для всех. Древнегреческий философ Платон отмечал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, ка кие могут даровать государствам боги». Идея верховенства закона в деятельности государства, его орга нов, должностных лиц и всех граждан позднее развивалась такими представителями западно-европейской мысли, как Ш.Л. Монтескье, Дж. Локк, И. Кант, Гегель, К. М аркс и др. Философское обоснование этой идеи было дано И. Кантом, рассматривавшем государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым нормам». Концепция правового государства связана с утверждением суверен ности народа, гарантированностью его свободы, подчинением госу дарства обществу. Эта мысль была выражена К. М арксом таким об разом: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный». Таким образом, государство, деятельность которого подчиняет ся установленному демократическим путем закону, называется правовым. Термин «правовое государство» сформировался и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети X IX в. в трудах К.Т. Велькера, Р. фон М оля и др. В дальнейшем теория правового государства получила развитие и в России, где в числе видных его сторонников были В.И. Чичерин, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяков- ский и др. В Беларуси эту теорию развивали в различные эпохи: Ф. Скорина, С. Будны, М. Литвин, Волан, Л. Сапега, М. Смотриц- кий, А. Олизаровский, И. Стройновский и др. В общем виде правовое государство можно определить как госу дарство, в котором господствует право. Это такое государство, кото рое ограничено в своих в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.
Правовое государство - это путь к возрождению естественно-ис торических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности че ловека. Понятие «правовое государство» - это фундаментальная об щечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, пра ва и свободы человека и др. Являясь общественным продуктом, оно не растворяется в обществе, а, как и любое другое государство, по мимо общих признаков, имеет и свои специфические черты: Верховенство закона во всех сферах жизни (государственной, общественной). Это означает, что государство устанавливает в зако- нах общеобязательные правила поведения, которые должны учиты вать объективные потребности общественного развития и быть воп лощением справедливости. Н ез ы блемост ь свободы личности, ее прав, чести и достоин ства. Признание прав и свобод человека, их уважение, соблюдение и защита является важнейшим признаком, первоосновой правового государства. В нем любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно обеспе чить их реализацию и эффективную защиту. Контроль и надзор за соблюдением прав и свобод граждан как внутри страны, так и на международной арене. Для выполнения этих функций правовое государство должно иметь эффективную систему независимых судебных органов, прокурорского надзора, арбитража, государственного контроля и т. п. В заи мн а я ответственность государства и личност и - неотъ емлемый признак правового государства. Как граждане несут ответ ственность перед государством, так и государство, его органы, должностные лица ответственны перед гражданами. П ринци п разделени я власте й предполагает разделение госу дарственной власти на законодательную (парламент), исполнитель ную (правительство) и судебную (суд). Каждая из них действует самостоятельно (но строго в рамках закона) и не вмешивается в по лномочия другой, что позволяет осуществлять их взаимный конт роль и ограничение. Такая система «сдержек и противовесов» исключает концентрацию власти в одном органе (руках) и обеспечи вает эффективную реализацию прав и свобод граждан.
Правовое государство возникает там, где общество имеет давние демократические, правовые, политические традиции, высокий уро вень культуры и правовой в частности. Правовая культура характе ризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. При менительно к личности правовая культура - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний. Право является не только критерием дозволенного, но и мерилом свободы индивидов и социальных общностей. Правовое государство предполагает преодоление правового ни гилизма в общественном сознании, а также высокий уровень инди видуальной и общественной нравственности. Право регулирует не все общественные отношения, а только те из них, которые представ ляют собой наибольшую общественную значимость. Ниши, свобод- ные от правового регулирования, занимают другие социальные регуляторы, прежде всего нравственные нормы. Укрепляя нрав ственность, общество укрепляет право, и наоборот. Необходимым условием создания правового государства являет ся солидарность общества. Правовое государство может существо вать и успешно развиваться только там, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей - эти неправовые факторы, как и нравственность, оказывают огромное влияние на отношение к пра вам человека, праву, законности. Принципы правового государства невозможно осуществить в условиях нестабильности, социальных противоречий, конфронтации, нравственной деградации, полити ческой борьбы, выходящей за пределы права. Правовое государство требует мощной экономической основы, высоких стандартов жизни, сбалансированных усилий. М ожно быть нищим, но свободным какое-то время, однако чего стоят законы и государство, если не растет материальное благосостояние граждан, если общество едва обеспечивает простое воспроизводство жизни на уровне элементарных биологических потребностей. Построение правового государства предполагает также утверж дение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества; развитие системы самоуправления в центре и на местах; последовательное расширение демократии, прав и свобод человека. Становление правового государства - это поэтапный про цесс, который не имеет конечных границ. В исторических реалиях не было еще идеального правового государства, в котором воплоти лись бы достаточно полно его принципы и цели. Правовое государ ство одновременно является категорией сущего и должного, идеа лом, преобразующим действительность, главным условием воплощения прав и свобод человека в жизнь.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.215.117 (0.006 с.) |