Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как звуки научились превращаться в буквы
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками. Но зато любили петь. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему там так понравилось, что он решил поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником. Причем очень добрым. И решил каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другое. Стоило его надеть, как звук сразу становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав, пропев или прошептав ее, он называл звук по имени. Так они и познакомились. – Прочитайте то, что записали во второй строке. Что это? (Слово «молодцы».) – Как мы его получили? – На протяжении многих тысячелетий звуки складывались в определенный порядок, становились словами, которые имеют значение, смысл. Теперь каждый звук в слове занимает свое место. Звуковую сторону речи изучает фонетика. (Название образовано от греческого слова, что значит «звук».) А звуки называются фонемы. Вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. 2. Р а б о т а с у ч е б н и к о м (упражнение 20, с. 15 (устно). – Прочитать внимательно, какими были кит и кот. – Назовите звуки в этих словах. Какими буквами они отличаются? – Из чего же состоят слова? (Из звуков.) – Как звуки обозначаются на письме? (Буквами.) – Выполняя все эти задания, мы и подошли к теме нашего урока. Как бы вы могли ее сформулировать? – Чем будем заниматься на уроке? (Ответы детей.)
3. И г р а «Слова и загадки». 1) – Из каждого слова выньте по одной фонеме так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Запишите эти слова. Запись на доске: краска – каска всласть – (власть) горсть – (гость) склон – (слон) полк – (пол) тепло – (тело) беда – (еда) экран – (кран) – К словам тепло, беда подобрать синонимы и антонимы (тепло – синоним, беда – антоним). – Как произносим слово тепло? ([т’ипло].) – А слово беда? ([б’ида].) – Что заметили? (Пишем не так, как слышим.) – Как же правильно написать эти слова?
– Устно подобрать проверочные слова. – О таких словах, в которых написание расходится с произношением, мы еще будем говорить в дальнейшем. С такими словами вы будете встречаться очень часто. (Можно с этими словами составить предложения.) 2) Учитель. А теперь наоборот: добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. З а п и с ь н а д о с к е: роза – гроза рука – (рубка) стол – (ствол) клад – (склад) шар – (шарф) усы – (бусы) укус – (уксус) – Такие слова-загадки при отнимании и прибавлении буквы или слога называются логогрифы. Много с буквами хлопот, Уж такой они народ… Но когда с умом, толково Их построить в четкий ряд, – Превратятся буквы в слово И с тобой заговорят. III. Итог урока. – О чем говорили на уроке? – Чем буква отличается от звука? – Из чего состоят слова? – Что нового узнали на уроке? Домашнее задание: упражнения 21, 22, с. 16–17.
У р о к 7 Цели: восстановление и уточнение знаний учащихся об отличительных признаках гласных и согласных звуков; обучение фонетическому разбору слов, сравнению буквенного и звукового состава слова. Ход урока I. Словарная работа. З а п и с ь н а д о с к е: Ф..милия, ф..нарь, л..гушка, сн..гирь, стр..коза. – Какое задание вы можете предложить? (Вставить пропущенные буквы, объяснить написание, поставить ударения.) Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями и проверяют написание слов по словарю). – Эти слова помогут определить тему нашего урока. II. Работа над темой. 1. – Сколько букв в слове фонарь? (6.) – А сколько фонем? (5.) З а п и с а т ь транскрипцию этого слова. – Почему звуков меньше, чем букв? (Ь не имеет звука.) – Найдите (среди этих слов) еще слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Снегирь.) Записать транскрипцию этого слова. – Бывает ли такое, чтобы звуков было больше, чем букв? – Когда такое возможно? Найдите эти слова. (Фамилия.) Записать транскрипцию этого слова. – Что мы записываем в транскрипции? (Звуки.) – На какие две группы можно разделить звуки? (На гласные и согласные.) – Чем отличаются гласные звуки от согласных?
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему. 2. – Какие звуки называют гласными? (Звуки, при произношении которых воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Их можно пропеть.) – Сколько гласных букв в русском языке? (10.) Назовите их. – Сколько гласных звуков? (6.) Почему? – Хорошо ли вы их знаете? Давайте проверим. И г р а «Молчанка» Дети по артикуляции учителя угадывают гласные звуки. (Голос в старину так и называли «глас».) – Какие звуки называются согласными? (Звуки, при произношении которых воздух встречает на пути преграду: губы, зубы, язык – называются согласными.) – Сколько согласных букв в алфавите? (21.) А сколько звуков? (36.) Почему? Это интересно В языке острова Ронакуп (Полинезия) всего 9 согласных и 5 гласных, а вот в языке Абазы (Северный Кавказ) согласных 65, а гласных 2 – и, ы. В китайском языке слово может начинаться с любого согласного звука, а кончаться только на и, ы или нь. Покачайтесь, Покружитесь, Потянитесь, Распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте, Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите И писать, друзья, начните. III. Работа с учебником. 1) У п р а ж н е н и е 23, с. 18 – самостоятельное выполнение. – А теперь проведем эксперимент, который проверит, верно ли подчеркнули буквы, обозначающие гласные звуки. Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е: в первом предложении подчеркнуть основу, указать связь слов. – Какое это предложение: распространенное или нераспространенное? – На тупой конец карандаша положим маленькую, согнутую в виде буквы Г бумажку, поднесем карандаш ко рту на расстоянии 7–10 см и произнесем подчеркнутые буквы. Что заметили? (При произнесении гласных бумага не шелохнулась.) 2) У п р а ж н е н и е 25, с. 19 – коллективное выполнение. – Проведем такой же эксперимент с согласными звуками. – Какой вывод можно сделать? При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту препятствие – бумажка падает. IV. Итог урока. – Что мы выяснили сегодня на уроке? – Чем отличаются гласные звуки от согласных? Гласные – согласные Мы – не буквы, мы – звуки речи, Изучает фонетика нас. Мы – не буквы, мы – звуки речи, Произносят и слышат нас. Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередованье нас подвластно! Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных, Голос участвует, голос зовет, Звук получается гласный. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные – согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Ссс – змеиный слышен свист, Шшш – шуршит опавший лист, Жжж – шмели в саду жужжат, Ррр – моторы тарахтят.
Домашнее задание: упражнения 28, 31, с. 20–21.
Урок 8 Тема: обучающее сочинение по теме «Летние впечатления» (из личного опыта) Тему для сочинения учитель может выбирать по своему усмотрению. Цели: формирование умения определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном высказывании; структурно оформлять текст собственного высказывания. Ход урока
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.112 (0.021 с.) |