Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственно-правовые идеи М. Сперанского
Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839) — русский политический мыслитель и государственный деятель, автор проектов реформ российского самодержавия. Родился в деревне Черкутино Владимирской губернии в семье священнослужителя Третьякова. По окончании Владимиро-Суздальской духовной семинарии был назван Сперанским (от лат. «speranto» — надежда) и направлен в числе лучших учеников в Санкт-Петербургскую духовную семинарию в качестве преподавателя физики, математики, риторики и философии. В 1826 г. император Николай I поручил ему составление Свода законов Российской империи. Комиссией под руководством Сперанского этот Свод был инкорпорирован за четыре года и составил 45 томов, имевших историко-хронологическое значение, а еще через три года было подготовлено пятнадцатитомное издание, кодифицирующее действующее законодательство. Николай I наградил М. М. Сперанского за этот труд Андреевской звездой. Политическая доктрина М. М. Сперанского опирается на глубокие познания в политических теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. Будучи глубоко религиозным человеком, он совершенно отрицал «мрачную систему чувственного материализма» и воспринимал бога как верховного законодателя Вселенной. Договорную концепцию государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли бога). Основные работы: «Введение к уложению государственных законов», «Проект уложения государственных законов Российской империи». ГОСУДАРСТВО Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени: × в Средние века – удельщина; × в Новое время – абсолютная монархия, × в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, «через правильные законы», жалованные императором народу. «Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не в два-три года». В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила «правление доселе самодержавное учредить на непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей.
Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их». Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек – своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат, обеспечивающий ее функциональную деятельность. Для осуществления такого проекта Сперанский предложил и провел два закона о чиновниках: «О придворных званиях» (3 апреля 1809 г.) и «Об экзаменах на чин» (6 августа 1809 г.). Этими узаконениями вводились необходимые условия для занятия должностей и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем образовании или сдача экзаменов на чин по весьма обширному списку предметов. Придворные звания не являлись более основанием для получения чинов и продвижения по службе, а сделать карьеру, не служа, стало для дворян невозможно. В своих проектах он наделял дворянство всеми политическими и гражданскими правами и дополнительным правом владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землями. Среднему сословию (владельцам любых форм недвижимости) он предоставлял все гражданские права, а политические – в зависимости от размера собственности (т. е. по цензу). Рабочий народ он наделял только гражданскими правами. К крепостному праву Сперанский относился отрицательно. Однако немедленной отмены крепостного права Сперанский опасался, полагая, что россияне, получив свободу, обратятся «к кочевому образу жизни». Он предложил двухэтапную схему: вначале ограничиваются крестьянские повинности, производится личное освобождение крестьян от помещиков, а затем к крестьянам возвращается «древнее право перехода» (Юрьев день). Землю предполагалось оставить за помещиками, но с предоставлением крестьянам права ее приобретения. В конечном итоге судьба «великого чиновника» была решена, и он был отстранен от службы и отправлен в ссылку.
ВЛАСТЬ Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коими вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной думой. Таким образом, Государственная дума имеет законодательный статус. Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов – дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе. Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами.
ПРАВО Сперанский считал, что порядок в устроенном, по его мнению, государстве охраняется законами. Одним просвещением и деятельностью просвещенных монархов невозможно достичь политических результатов. Идеал Платона (правление философов) Сперанский отвергал, следуя в этом вопросе Аристотелю и утверждая, что законы, а не люди должны управлять государством. Он полагал, что в преобразованном по его проектам государстве возможно наилучшим способом обеспечить права подданных. В духе положений Ш. Монтескье о правах гражданских и политических Сперанский анализирует понятия: рабство политическое (воля одного – закон для всех) и свобода политическая (подчинение всех и каждого законам, а также предоставление избирательного права), рабство гражданское (подчинение одного класса другому) и свобода гражданская (основанная на законе независимость друг от друга всех сословий и групп в обществе). Анализируя связи между этими понятиями, Сперанский отметил, что политическая свобода имеет больший объем по своему содержанию и поэтому является фундаментом для свободы гражданской. Сперанский придерживался мнения, что гарантом всех свобод в государстве является конституция и основанное на ней разделение властей. Для России настало время переменить существующее положение вещей и установить новый порядок; имея в виду движение России к свободе, он отмечал, что «темпы развития ее идут несравненно быстрее, чем в других государствах».
48. Консервативные теории о государстве и праве (Э. Бёрк, Ж. де Местр, Л. де Бональд) Консерватизм, в отличие от социализма и либерализма, не имел определенно очерченного и устойчивого концептуального ядра (именно поэтому в учебниках мало где есть информация).
Эдмунд Бёрк
Английский философ ирландского происхождения. Автор «Размышлений о революции во Франции» (1790), предвосхитивших французскую революцию 1791 г. Основоположник консервативного традиционализма. Критиковал теорию и практику французской революции с консервативных позиций. Бёрк считал, что в малом народе (в узком круге) возникла идея переустройства государства. И, придя к власти через революцию, этот узкий круг людей попытался воплотить свою идею в жизнь. Народ стал сопротивляться, и к нему применили диктатуру. По Бёрку, недостатки идеологии Просвещения заключались в следующем: 1) просветители в своих опытах рассматривали людей в качестве мышей, т. е. они не любили мышей; 2) пытаясь исправить людей, просветители совершали больше зла.
ГОСУДАРСТВО Бёрк придерживался концепции христианского государства. Человек по его духовной конституции есть существо религиозное, а атеизм возражает против этого и входит таким образом в оппозицию с нашими инстинктами. Государство, как считал Бёрк, возникает в результате долгой исторической работы, утверждающей традиции и обычаи, а не в результате общественного договора. Государство – это явление человеческой природы, а человеческая природа не идеальна. Поэтому и нет власти, которая устраивала бы всех. Следовательно, политика, проводится не с воли всех, а с воли тех, кто способен отвечать за ее последствия. (Бёрк – сторонник управления элитных групп?). Он говорит, что каждое общество имеет иерархическую структуру, а неравенство естественно и необходимо. Говорил о том, что права человека – метафизическая крайность. Права человека находятся в зависимости от занимаемого положения.
ВЛАСТЬ Наилучшая форма правления по Бёрку – это конституционная монархия, которая сочетает принцип наследования и принцип народного представительства. Задача правителя состоит в том, чтобы найденное им решение было реализовано. Правитель должен обеспечить управление элитных групп. Цель государства заключается в обеспечении общественного спокойствия, общественного порядка и закона. Общественный порядок является следствием иерархии. Для Англии лучшая форма правления – конституционная монархия, «когда меньшинство управляет большинством в благожелательной для этого большинства форме».
ПРАВО Бёрк отрицает теорию естественного права. По его мнению, права и свободы – это не преимущества и привилегии, а обязанности, обусловленные имущественным положением человека. По Бёрку, права человека складываются исторически. Законодатель должен учитывать опыт народа и ни в коем случае не должен создавать нормы «с чистого листа». Он должен опираться на традиции, обычаи, так как в них сконцентрирована мудрость нации. Бёрк говорил, что «нельзя вылечить болезнь, устранив иерархию».
Свои мысли о природе и назначении законов в жизни людей Бёрк суммировал в статье «Импичмент Уоррена Хастингса» (1794), где он утверждал, что существует лишь один закон для всех, что закон, который правит всем, — это закон нашего Творца. Именно он и есть «закон гуманности, правосудия, справедливости, закон природы и закон государств-наций». Бёрк не разделял мнения французских революционеров относительно главенствующей роли тех или иных правовых и моральных принципов в жизни человека и гражданина, включая принципы свободы, равенства или братства. Законодатель должен учитывать опыт народа и ни в коем случае не должен создавать нормы «с чистого листа». Задача правителя состоит в том, чтобы найденное им решение было реализовано.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.171.5 (0.015 с.) |