![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обобщение после отчета групп о выполнении заданий.⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29
5. Домашнее задание. Для всего класса: — перечитать главы ХI—ХIII; — прочитать статью В. И. Коровина «Исторический труд А. С. Пушкина» (с. 212—215 учебника); — ответить на вопросы и выполнить задания 1—2 на с. 215.
Индивидуальные задания: — подобрать цитаты для характеристики Пугачева, Швабрина, Екатерины II.
А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ
(1—2 часа)
УРОКИ 35—36
…Правильная художественно-нравственная мера. Аполлон Григорьев [172]
Цели уроков: — развитие читательских умений учеников; — развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны. Форма уроков: уроки-практикумы, включающие в себя чтение и анализ произведения, групповую работу (cooperative learning).
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
1. Проверка домашнего задания (для всего класса).
2. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования. — Расскажите о встрече Петра Гринева и Маши Мироновой в Белогорской крепости. — Опишите несчастную сироту. На что сразу же обращает наше внимание автор? («...На полу, в крестьянском оборванном платье, сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, Накрытый ломтем хлеба...») — Какие черты характера проявились у Маши Мироновой во время заточения в доме Швабрина? Можем ли мы сказать, что характер ее изменился или она выросла, стала немного иной? В чем именно? Свой ответ подтверждайте цитатами из текста. — Как ведет себя Пугачев по отношению к Маше Мироновой? Почему? (По христианским законам обидеть сироту — смертный грех. По нравственным законам Швабрин заслужил наказание и за ложь начальству, и за незаконное пленение человека цивильного, не врага, и за насилие над личностью. Хорошо, что он не опустился до уровня большинства пугачевцев, убивавших и насиловавших женщин, девиц и даже детей в захваченных городках и крепостях.) — Какие чувства испытывает Гринев по отношению к Швабрину? Можно ли утверждать, что духовно Петр Гринев возмужал? Зачитайте то место в тексте, где об этом четко говорит рассказчик. («…В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева...») — Расскажите, как расстаются Петр Гринев и Пугачев. За что они друг другу благодарны?
(Гринев за спасение жизни — своей, Маши Мироновой и Савельича, Пугачев — за человечное отношение, за возможность быть рядом с Гриневым самим собой — не играть роль, не бояться опростоволоситься, проявлять доброту и природное благородство.) — Итак, перед нами реалистическое историческое произведение. О каких чертах реализма мы можем говорить применительно к персонажам повести? • Психологизм изображения характеров. • Динамика развития характеров Петра Гринева и Маши Мироновой: та Маша, что показана в самом начале повести, никогда бы не отправилась в Петербург спасать своего жениха; только пройдя через все испытания и унижения, возмужав, она поняла, что за жизнь близкого человека надо бороться до конца. • Передача мыслей, чувств персонажей, изменения их настроений и хода мыслей. • Живая разговорная речь, соответствующая социальному статусу, возрасту, полу и образованию персонажа.
Групповая работа (cooperative learning). Класс разбивается на 4 группы, каждая группа получает задание по работе с текстом повести, после выполнения которого представитель(и) группы озвучивает(ют) и задание, и текст, предложенный для анализа, и анализ прочитанного (групповая работа с уже прочитанным текстом — вторичное прочтение).
ЗАДАНИЕ 1 1. Охарактеризуйте поведение Петра Гринева в ХI главе. Что вы можете сказать о его отношении к Савельичу, Пугачеву и пугачевщине? 2. Изменяет ли Савельич своим нравственным принципам? Докажите это, опираясь на текст. 3. Подумайте и объясните, служит Савельич Гриневым верой и правдой потому, что он в душе раб, или потому, что считает своих бар близкими людьми. Обоснуйте свой ответ.
ЗАДАНИЕ 2 1. Опишите сцену встречи Гринева и Пугачева в Бердской слободе. Как воспринял появление юноши атаман мятежников? 2. Подумайте и ответьте, изменился ли Петр Гринев за последние перед этой встречей месяцы. Свой ответ подтверждайте цитатами из текста. 3. Перескажите сказку о вороне и орле. Каков ее аллегорический смысл?
ЗАДАНИЕ 3 1. Опишите поведение Швабрина при приезде Пугачева в Белогорскую крепость. Какая черта характера Швабрина сразу бросается в глаза Гриневу? О чем это говорит? 2. Как проявляет себя Пугачев во время «суда» над Швабриным? По какому праву или закону он выносит приговор? 3. Можем ли мы определить авторское отношение к Пугачеву? Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры или цитаты из текста.
ЗАДАНИЕ 4 1. Расскажите, как показан Пугачев в роли полководца. 2. Каково отношение народа к Пугачеву? 3. Охарактеризуйте речь Пугачева. Найдите цитаты, говорящие о его умении «живописно выражаться» (А. С. Пушкин). 4. Найдите в тексте повести эпизод, в котором ясно видно, что Пугачев не умеет читать. Откуда тогда у него такой гладкий слог, образные выражения, меткие и красочные эпитеты? Обоснуйте свой ответ.
Самостоятельная работа. Составление характеристики персонажа по вариантам. В конце урока в тетрадях все заполняют общую таблицу:
Характеристика образа |
|||||||||
Пугачев | Екатерина II | |||||||||
1. Портрет, возраст | 1. Портрет, возраст | |||||||||
2. Происхождение | 2. Происхождение | |||||||||
3. Воспитание и образ жизни | 3. Воспитание и образ жизни | |||||||||
Черты сходства | ||||||||||
4. Ум, проницательность, знание жизни и людей | 4. Ум, проницательность, знание жизни и людей | |||||||||
5. Любовь к власти | 5. Любовь к власти | |||||||||
6. Желание общаться с людьми ниже по званию и проявлять к ним свою благосклонность (гордыня). Пугачев — «устроитель человеческого счастья» Петра Гринева и Маши Мироновой, но он ничего не требует взамен | 6. Желание общаться с людьми ниже по званию и проявлять к ним свою благосклонность (гордыня). Екатерина II — также «устроительница человеческого счастья» Петра Гринева и Махни Мироновой, за что их потомки будут служить верой и правдой всем российским императорам | |||||||||
Черты различия
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.11.240 (0.011 с.) |