![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт реализации проектов и исследований с использованием регионального компонента. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В настоящее время учёт национальных особенностей региона в деятельности учителя музыки является очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Включение регионального компонента в учебные планы и внеурочную деятельность в школе является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру культуры и истории своего региона. В своей педагогической деятельности я особое внимание уделяю проектной и исследовательской деятельности учащихся, считая ее важнейшим компонентом современного образовательного процесса. Почему возникла мысль реализовать проекты и исследования на краеведческом материале? 1. Этот материал не изучен или изучен частично. Есть простор для открытия новых знаний. 2. Реализацию работ учащихся можно осуществлять «здесь и сейчас», подключая организации города и людей, живущих в нем. 3. Результаты проектов и исследований востребованы городским сообществом, и их можно представлять на различных краеведческих конференциях. 4. Работа над краеведческими проектами и исследованиями, как правило, основана на комплексном подходе с использованием знаний по различным предметам (история, литература, музыка, и т.д.). Что требуется от учителя, ведущего краеведческие проекты и исследования? 1. Личные знакомства в исследуемой сфере. 2. Экстравертность, коммуникабельность. 3. Владение научным подходом к изучаемому материалу, умение вести исследование. 4. Широкий кругозор и желание самому узнать новое. 5. Умение разработать свой план действий для каждой темы и для каждого ученика. Хочется отметить, что краеведческие проекты очень часто имеют исследовательский характер, т.к. приходится работать с неизвестным, порой эксклюзивным материалом. Обучающиеся могут представить результаты своей проектной деятельности через статьи, буклеты, презентации, памятки. Первыми проектами по изучению регионального материала, которые мы реализовали с учащимися, были два проекта о композиторе Валерии Александровиче Гаврилине.
Память о В. А. Гаврилине увековечена в Вологде в названии Вологодской филармонии, в мемориальной доске на здании ДМШ №1, где учился Гаврилин, в постоянной экспозиции музея «Литература. Искусство. Век ХХ», в названии Губернаторского международного юношеского конкурса, который проходит на базе Вологодского музыкального колледжа. Но как много знают о В. А. Гаврилине простые школьники? И что им необходимо знать? Эти вопросы определили актуальность нашего первого краеведческого проекта «10 фактов из биографии В. А. Гаврилина», который мы реализовали в 2014 году с учащейся 7 класса МОУ «СОШ №23» г. Вологды Федькиной Викторией. Перед планированием работы мы провели анкетирование. Учащимся 5-7 классов, было задано всего 3, но очень важных вопроса: 1. Знаете ли вы что – нибудь о композиторе В.А. Гаврилине? 2. Что вам известно о его музыке? 3. Нужны ли мне эти знания? Почему? Обобщив ответы, были получены следующие результаты:
Всего: 58 человек |
Помню кое-что из начальной школы - 8 чел. (14%) | Не знаю, потому что не слушаю такую музыку — 28 чел. (48%) | Да, мне нужны эти знания — 35 чел. (53%) | ||||||||
Знаю, что это вологодский композитор — 17 чел. (29%) | Не знаю — 30 чел. (52%) | Я хочу узнать об этом вологодском композиторе. Это понадобится мне в будущем — 18 чел. (31 %) | ||||||||||
Ничего не знаю - 33 чел. (57%) | Нет, мне не нужна информация о В.А. Гаврилине - 9 чел. (16%) |
Таким образом, мы сделали следующие выводы:
1. Сверстники Вики почти ничего не знают о В.А. Гаврилине.
2. Музыка В. А. Гаврилина им незнакома, в основном, потому что многие из них не слушают серьезную музыку.
3. Большинство учеников хотят узнать о В.А. Гаврилине. Причины разные. Почти треть всех опрошенных хотят знать о В.А. Гаврилине потому, что это вологодский композитор.
Для того, чтобы иметь представление о чьей-то биографии, достаточно знать несколько фактов из нее. Факт — реальное событие. Жизнь человека укладывается между двумя неизбежными фактами: рождением и смертью. Факты биографии — скупые сведения о жизни человека. Поэтому мы решили выбрать 10 ключевых фактов из жизни нашего знаменитого земляка и познакомить с ними учащихся 5-7 классов МОУ «СОШ №23» г. Вологды. Интерес к выбранной теме подкреплялся тем, что мы решили участвовать в областном детском творческом конкурсе «Мой Гаврилин».
|
Мы разработали план реализации проекта и продумали его продукт – памятку из 10 важных фактов биографии В. А. Гаврилина.
На следующем этапе проекта мы нашли и оформили в виде реферата материал по биографии В. А. Гаврилина, провели урок знакомства с биографией В.А. Гаврилина, оформили 10 фактов из биографии В.А. Гаврилина в отдельную памятку. К фактам мы решили добавить список сочинений и 4 цитаты из высказываний В. А. Гаврилина о музыке. Эти задачи были решены за период – октябрь-ноябрь 2014 года. Памятка была вручена после проведенных уроков всем участникам проекта — учащимся 5-7 классов школы (см. приложение 1).
За эту работу Вика получила диплом лауреата 3 степени областного детского творческого конкурса «Мой Гаврилин».
Второй проект по жизни и творчеству В. А. Гаврилина был реализован в 2017 году с ученицей 8 класса МОУ «СОШ №4» г. Вологды Губиной Дарьей. Наш проект назывался «Великая Отечественная война в жизни и творчестве В. А. Гаврилина».
В. А. Гаврилин родился в городе Вологде в 1939 году, его детство прошло во время Великой Отечественной войны. Известны высказывания композитора о влиянии Великой Отечественной войны на его творчество. Тем не менее в результате знакомства с жизнью и творчеством В. А. Гаврилина по литературным источникам и источникам в сети Интернет нами было определено, что тема Великой Отечественной войны в его жизни и творчестве представлена фрагментарно. В соответствии с возникшей проблемой было решено систематизировать биографический материал, связанный с Великой Отечественной войной в жизни В. А. Гаврилина, рассмотреть влияние этого исторического события на творчество В. А. Гаврилина и представить информацию о произведениях композитора, раскрывающих военную тему.
Даша была выпускницей ДМШ №1г. Вологды, где учился В. А. Гаврилин, имела отличную музыкальную подготовку, поэтому мы взяли с ней разбор вокального цикла «Военные письма».
Результатом проекта стала презентация, которую я впоследствии использовала на уроках музыки.
Проект был представлен в программе «Посиделки» к дням памяти композитора В. А. Гаврилина в музее «Литература. Искусство. Век ХХ» (31.01.2018). Именно там мы познакомились со Смирновой Ольгой Викторовной, хранительницей воспоминаний о Гаврилине, близко знавшей самого Валерия Александровича и его жену Наталью Евгеньевну. Ольга Викторовна одобрила нашу работу и рассказала очень много того, что мы еще не знали о В. А. Гаврилине.
С этим проектом Даша неоднократно выступала на городских конкурсах и завоевывала призовые места. В декабре 2018 года мы заочно участвовали в Международной научно-практической конференции школьников «Осенний школьный марафон» (г. Чебоксары) и опубликовали статью Даши в сборнике материалов. Ссылка на сборник https://interactive-plus.ru/ru/action/582/info
В 2018-2019 учебном году совместно с учениками мы разработали и реализовали еще 3 интереснейших проекта.
Проект «Колыбельные песни в творчестве вологодского композитора О. А. Малышевой» мы реализовали с ученицей 5 класса МОУ «СОШ №4» г. Вологды Аллой Григорян. В октябре 2018 года в рамках экскурсии городского методического объединения учителей музыки мы с Аллой посетили родину В. А. Гаврилина — село Перхурьево, и Аллу заинтересовал вопрос, какие еще композиторы жили и живут в наше время в Вологде. Я лично знакома со многими вологодскими композиторами и решила познакомить Аллу с Ольгой Анатольевной Малышевой, которая сейчас преподает сольфеджио и музыкальную литературу в МОУ «Центр образования №23 «Созвучие».
|
На этапе планирования мы с Аллой выбрали тему колыбельных песен в творчестве Ольги Анатольевны и наметили ряд задач:
1. Изучить информацию о колыбельной как жанре: определение понятия, значение в жизни людей, музыкальные и поэтические особенности.
2. Встретиться с О. А. Малышевой.
3. Обработать и письменно изложить содержание беседы с О. А. Малышевой о роли музыки и колыбельных песен в ее жизни и творчестве.
4. Сделать краткий анализ колыбельных песен О.А. Малышевой.
5. Разучить одну из колыбельных и исполнить на защите своей работы.
Далее мы встретились с Ольгой Анатольевной в Детском музыкальном театре. Это была незабываемая для Аллы встреча! Ольга Анатольевна рассказала о себе, показала свои сборники и автобиографические материалы, сыграла и спела свои песни. Мы записали ее рассказ и впоследствии вместе с Аллой его обработали.
Колыбельные песни – любимый жанр Ольги Анатольевны, но печатных и иных источников информации о колыбельных песнях Ольги Анатольевны почти нет. В Интернете есть только сведения об истории песни «Одолжи мне крылья». В своей работе мы использовали этот материал, материал бесед с Ольгой Анатольевной и собственный анализ колыбельных песен из ее сборников.
Получившаяся работа стала систематизированным докладом о колыбельных песнях вологодского композитора, мало известного широкой публике. Поэтому мы представили ее на Открытой XXV городской краеведческой НПК школьников «Мир через культуру» в феврале 2019 года, а в январе 2020 года опубликовали в сборнике Международной научно-практической конференции школьников «Зимний школьный марафон» (г. Чебоксары). Ссылка на сборник https://interactive-plus.ru/ru/action/676/info
На XXV городской конференции «Мир через культуру» был представлен еще один интереснейший доклад ученицы 7 класса МОУ «СОШ №4» г. Вологды Натальи Кузнецовой «Детская филармония в Вологде». Интерес к музыкальному краеведению возник у Наташи после посещения IV Межрегиональной научно-практической конференции «Музыкальная культура Вологодского края: актуальные аспекты исследования», организованной кафедрой теории и истории музыки и музыкальных инструментов Вологодского государственного университета и Вологодским региональным отделением Союза композиторов России. Конференция проходила 21 декабря 2018 года в музее «Литература. Искусство. Век ХХ».
|
Кроме студентов и преподавателей ВоГУ на конференции выступила Янина Чесюсовна Фролова, научный сотрудник музея «Литература. Искусство. Век ХХ» с докладом «Виктор Шевцов — скрипач, импрессарио, руководитель музыкальных фестивалей в Вологде в 1990-2000-х годах». Она сделала обзор новой выставки в музее, посвященной Виктору Александровичу Шевцову.
Наташу заинтересовала личность этого выдающегося человека и тот вклад, который он внес в музыкальную культуру Вологодской области.
В период с января по май 2019 года мы с ученицей подготовили эксклюзивный материал по Детской филармонии. Для обработки нам досталась папка статей, воспоминаний и других документов, в том числе дипломная работа Виктора Александровича. Я сама с большим трепетом читала эти документы, принесенные в музей вдовой В. А. Шевцова Ольгой Васильевной Шевцовой, т.к. была лично знакома с семьей Шевцовых. Ольга Васильевна вела у меня в музыкальном училище учебный предмет «Камерный ансамбль», а Виктор Александрович был иллюстратором. И тогда я была просто влюблена в него. Меня поражала его горячая игра и та неуемная энергия, с которой Виктор Александрович занимался своей просветительской деятельностью. И вот эта неожиданная встреча с прошлым произошла почти через 30 лет!
Кроме городской конференции «Мир через культуру» мы представили наш доклад на VII межрегиональной научно-практической конференции (с международным участием) «Леденцовские чтения. Шаг в науку» и на V Региональной научно-практической конференции «Музыкальная культура Вологодского края: актуальные аспекты исследования» (20 марта 2020 года – дистанционно). Безусловно, этот материал ждет дополнения и публикации, которые я хочу осуществить в 2021-2022 учебном году.
И последний краеведческий проект, который я успела реализовать с учениками – проект «Колокола вологодских храмов». Этот проект мы готовили с учеником 2 класса МОУ «Центр образования №23 «Созвучие» Пановым Тихоном. Тихон – потрясающий ученик, обладающий глубокими познаниями и умением рассуждать. Поэтому я решила предложить ему малоизученную тему – история и настоящее колоколов вологодских храмов. (паспорт проекта см. Приложение 2). Мы взяли 3 храма: храм святых равноапостольных царей Константина и Елены, храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Рощенье, Храм святых апостолов Петра и Павла.
В рамках этой статьи хочется рассказать, что кроме работы над источниками информации мы посетили храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Рощенье и расспросили регента об истории колоколов этого храма. А в храме святых равноапостольных царей Константина и Елены (где я пою в церковном хоре) забрались на колокольню, и надо было видеть лицо Тихона, когда он замерзшими руками сам звонил в колокола на службу. А потом пил горячий чай с булочками у заботливых смотрителей! Разве что-то может заменить живое общение с героями проектов? Вот в этом и есть преимущество краеведения!
|
В результате работы над проектом Тихон вместе с сестрой подготовил доклад и презентацию, куда были вставлены звоны колоколов церквей. Мы представили результаты проекта на VII межрегиональной научно-практической конференции (с международным участием) «Леденцовские чтения. Шаг в науку» и школьной НПК «Союз науки и искусства». Кроме того, Тихон рассказал о своей работе и сделал доклад на уроках музыки в 3 и 4 классах МОУ «Центр образования №23 «Созвучие».
Обобщая мой опыт работы над краеведческими проектами в этой статье, хочется отметить, что все учащиеся запомнили эти проекты как событие своей жизни. Они прикоснулись к живой истории и живому настоящему, познакомились с интересными людьми, научились систематизировать большое количество разрозненной информации, приобрели опыт представления своих проектных результатов. А для меня эта работа дала бесценный повод сделать вместе с учащимися шаг вперед в изучении неизвестных страниц культуры города Вологды.
Приложение 1.
ПАМЯТКА
1. Валерий Александрович Гаврилин родился 17 августа 1939 года в Вологде в семье педагогов: отец - Александр Павлович Белов- заведующий РОНО (районного отдела народного образования) г. Сокола; мать — Клавдия Михайловна Гаврилина – директор детского дома.
2. В 1941 году отец погиб на фронте под Ленинградом; в1950 году мать была арестована по ложному доносу. Валерий, фактически, лишился родителей. Его отправили в детский дом в село Ковырино под Вологдой.
3. В детском доме Валерий Гаврилин занимался в хоре, играл в оркестре народных инструментов, в 11 лет стал учиться в детской музыкальной школе
№1 г. Вологды у преподавателя по классу фортепиано Татьяны Дмитриевны Томашевской.
4. Валерий Гаврилин решил продолжить музыкальное образование, но мать была категорически против. Тем не менее, в 1953 г. Валерий Гаврилин поступил в специальную музыкальную школу-десятилетку при Ленинградской консерватории по классу кларнета. Жил в интернате. Учиться было очень трудно. Чуть было не был отчислен из-за неуспеваемости.
5. В 1956 году в интернат после Ленинградского университета пришла новая воспитательница — Наталия Евгеньевна Штейнберг. Валерий Гаврилин влюбился в нее. Через 3 года они поженились. И не расставались всю жизнь. В 1960 году родился сын Андрей.
6. 1958-1964 гг. - учеба в Ленинградской консерватории. Контрольное вокальное сочинение — цикл романсов «Немецкая тетрадь» на стихи Г. Гейне - получило отрицательную оценку преподавателя В.А. Гаврилина - композитора О. Евлахова. Тяжелый психологический кризис. В.А. Гаврилин бросил композиторский факультет и перешел на музыковедческий факультет, фольклорное отделение. Консерватория окончена по специальности «музыковед» и экстерном - «композитор».
7. В 1965 г. В. А. Гаврилин был принят в члены Союза композиторов. 1967 год - был удостоен Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки за вокальный цикл «Русская тетрадь», став самым молодым в стране лауреатом этой высокой награды.
8. В 1980 году за вокально-симфоническую поэму «Военные письма», вокально-инструментальный цикл «Земля» и песню «Два брата» В. А. Гаврилину присуждена премия Ленинского комсомола.
9. В 1982 году на экраны вышел фильм-балет «Анюта». В 1985 г. В. А. Гаврилину присвоено звание народного артиста РСФСР и присуждена Государственная премия СССР за хоровую симфонию-действо «Перезвоны»
10. Два тяжёлых инфаркта (1988г., 1990г.). Смерть 28 января 1999 года. Похоронен в Санкт – Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища.
В 2000 году Российской академией наук Малой планете под №7369 присвоено имя GAVRILIN.
Сочинил:
Ø 96 пьес для фортепиано, в том числе цикл фортепианных ансамблей «Зарисовки»;
Ø музыка к 38 спектаклям, 11 кинофильмам;
Ø более 50 песен и романсов, в том числе вокальные циклы «Немецкая тетрадь», «Русская тетрадь», «Вечерок»;
Ø вокально-симфоническая поэма «Военные письма»;
Ø вокально-инструментальный цикл «Земля»;
Ø 4 балета, в том числе «Анюта», «Дом у дороги»;
Ø хоровая симфония-действо «Перезвоны»
4 цитаты В. А. Гаврилина:
1. Я уверен — люди не могут жить без искусства... Искусство — это потребность делиться друг с другом чувствами, сопереживать.
2. Ведь во все времена было так: когда люди занимаются искусством, в это время природа отдыхает. А сейчас наши развлечения стали настолько дорогостоящими, настолько энергоемкими, потребляют настолько гигантское количество материальных благ, что это просто уже чудовищно. Нельзя так делать. У нас очень много музыки вокруг нас и очень мало музыки в нас самих. Мы боимся тишины, боимся подумать, не желаем думать.
3. Музыка чем прекрасна — она включает в себя все основные компоненты жизни. Жизнь — это волновое движение, а в музыке как раз есть все эти волны и колебания, звуком можно передать все. Но нельзя требовать от всех любви к ней, некоторые просто не способны ее воспринять. В то же время есть люди, которые так правильно и глубоко воспринимают натуральный мир, что им не нужна музыка, чтобы соединить его в гармонию. И не стоит их за это презирать. Я здесь склонен разделять спартанское мировоззрение: «Ты слушал этого певца? Он поет как соловей». — «Зачем? Я могу послушать настоящего соловья».
4. Музыка, сердце мое, жизнь моя, не учи людей жить, учи любить, страдать и еще любить, и еще любить...
Приложение 2.
Паспорт проекта
1 | Название проекта
| Колокола вологодских храмов | |||
2 | Тип проекта (информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой) | Информационный | |||
3 | Автор проекта/ состав проектной группы (Ф.И.О. учащихся, класс) | Панов Тихон 2а класс | |||
4 | Руководитель проекта | Учитель музыки Е.В. Чернорицкая | |||
5 | Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту; межпредметные связи | Музыка | |||
6 | Цель проекта | Найти и представить материал о колоколах нескольких вологодских храмов | |||
7 | Задачи проекта | · Составить паспорт проекта · Собрать и обобщить необходимую информацию о колоколах нескольких вологодских храмов · Подготовить доклад и презентацию по теме проекта · Представить результаты выполненного проекта | |||
8 | Актуальность проекта | На уроках музыки во2 классе мы изучали тему «Великий колокольный звон». Вместе с научным руководителем мы решили дополнить материал по изучаемой теме на примере колоколов нескольких вологодских храмов и познакомить с этим материалом учащихся моей школы. | |||
9 | Литература по теме проекта | Беседы с настоятелями храмов, регентами, членами Приходских советов, источники сети Интернет | |||
10 | Целевая аудитория проекта | Обучающиеся, учителя, родители | |||
11 | Используемое оборудование | Оборудование для показа презентации (компьютер, проектор, экран) | |||
12 | Продукт проекта | Доклад и презентация о колоколах 3-х вологодских храмов | |||
13 | Предполагаемое распределение ролей в проектной группе | Панов Тихон — поиск информации, подготовка устного доклада и представление презентации | |||
14 | План работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и степень участия, содержание работы, результат этапа) | ||||
Продолжительность этапа | Содержание работы | Ответственные | Результат | ||
Подготовительный (ноябрь 2018 года) Основной (декабрь 2018-март 2019) Заключительный (март 2019-апрель 2019) | Составление паспорта проекта, определение плана действий, формы представления результатов
Поиск материала, подготова устного доклада, выступление с докладом на Леденцовских чтениях.
Педагогическое сопровождение работы обучающегося, помощь в подготовке презентации.
Представление результатов выполненного проекта
Самоанализ работы над проектом | Чернорицкая Е. В. Панов Тихон Панов Тихон Чернорицкая Е. В. Чернорицкая Е. В. Панов Тихон Чернорицкая Е. В. Панов Тихон | Составлены паспорт и план действий по проекту, определена форма представления результатов Найдена и обработана необходимая информация, подготовлена презентация Вместе с Пановым Т. откорректированы доклад и презентация. Результаты выполненного проекта представлены на Леденцовских чтениях «Шаг в науку» (VII межрегиональной научно-практической конференции (с международным участием) 16.03.2019, в 2а и 3а классах на уроках музыки Проведен самоанализ, выявлены зоны риска | ||
15 | «Зоны риска» (проблемы и затруднения, возникшие в ходе реализации проекта) | Трудности в обработке найденной информации | |||
16 | Самооценка результата работы над проектом (оценка реализации поставленной цели, качества конечного продукта, его соответствия планируемому результату) | · Цель достигнута · Продукт проекта (презентация соответствует планируемому результату) · Работа над проектом выполнялась по плану в тесном сотрудничестве участника проекта и руководителя | |||
17 | Форма презентации проекта (публичное выступление с защитой, стендовый доклад, демонстрация видеоотчета, демонстрация продукта в реальности (проведение игры, представление постановки спектакля и др.) | Публичное выступление с защитой | |||
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.167.87 (0.076 с.)