Отрасли духовной культуры
Мистика Искусство Мифология
Религия Философия Наука Идеология
Функции культуры
Познавательная | формирование целостного представления о народе стране, эпохе |
Оценочная | осуществление дифференциации ценностей, обогащения традиций |
Регулятивная | формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права и поведения) |
Информативная | осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений |
Коммуникативная | сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей, развитие и совершенствование личности через общение |
Социализация | Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию |
Классификация культуры САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!
№ | Основа | Типы культуры |
1. | Связь с религией | |
2. | Региональная принадлежность | |
3. | Регионально-этническая особенность | |
4. | Принадлежность к историческому типу общества | |
5. | Хозяйственный уклад | |
6. | Сфера общественной жизни или вид деятельности | |
7. | Связь с территорией | |
8. | Специализация | |
9. | Способ самоорганизации | |
10. | Уровень мастерства |
Культура
Основные формы
Элитарная | Народная | Массовая | ||
создается привилегированной частью общества, либо по е заказу профессиональными творцами | создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, пословицы и т.д) | понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, цирк и т.д.) |
|
Разновидности
Субкультура | Контркультура | |
часть общей культуры, система ценностей, присущих определённой группе (половозрастные, женская, религиозная) | оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей культуре (хиппи и панки и т.д.) |
Влияние массовой культуры САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!
Позитивное | Негативное |
Человек- духовное существо
Духовные ориентиры личности
Тема: 2.15. Наука. Естественные и социально - гуманитарные науки.
Домашнее задание: устный опрос, понятия, особенности научного познания
Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
НАУКА | Институт общества со своей структурой и функциями (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.) | |
Отрасль духовно производства: система научных знаний и опытно-конструкторских изысканий | ||
Особая система знаний, приведённая в целостную систему на основе определённых принципов | ||
Основная продукция: понятия, законы, теория | ||
НАУКА | Общество | |
- потребности развития общества - материально-техническая база общества | ||
Внутренние законы науки | ||
- преемственность |
Функции современной науки
Культурно-мировоззренческая | Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразия, выработать своё мировоззрение, научные представления - часть общего образования, культуры. |
Познавательно-объяснительная | Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития |
Прогностическая | Прогнозирует последствия изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению |
|
Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания САМОСТОЯТЕЛЬНО!!! |
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
Объект изучения | Точные, технические, естественные, общественные, гуманитарные |
Направленность и непосредственное отношение к практике | Фундаментальные, прикладные |
Социальные науки - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
Социальное знание | Гуманитарное знание | |
анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений | анализ целей, мотивов, ориентаций человека и понимание его помыслов, побуждений, измерений. |
Компоненты
Система образования в России
1. Совокупность образовательных стандартов и программ
2. Органы управления образованием
3. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования:
- гуманистический характер;
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- право личности на свободное развитие;
- единство федерального образование при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
- общедоступность образования;
- адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
- светский характер образования в гос. учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-образовательный характер управления и самостоятельность ОУ.
4. Сеть ОУ:
- дошкольные ОУ;
- общеобразовательные школы (гимназии);
- профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи);
- учреждения доп. образования детей;
- духовные учебные заведения;
- университеты, колледжи, технические школы;
- учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров;
- учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров.
Тема: 2.17. "Мораль. Основные принципы и нормы морали.
Домашнее задание: устный опрос, понятия наизусть, нормы морали, раскрыть принципы.
Мораль (нравственный, относящийся к нраву, характеру) форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
|
Функции морали
Регулятивная | Регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни |
Ценностно-ориентационная | Утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль я-я жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию |
Мотивационная | Моральные принципы мотивируют человеческое поведение. т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или нет. Формирование нравственного облика личности |
Конститутивная | Принципы нравственности- высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде |
Координационная | Обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни общества |
Принципы морали:
|
|
|
|
Нравственная культура - это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в реальных поступках человека.
Нравственность - внутренняя установка человека, побуждающая его действовать по совести, опираясь на нормы морали.
Категории нравственности: добро, зло, честь, совесть, достоинство, ответственность, свобода, добросовестность
Совесть – внутренний регулятор всех наших поступков.
Основным критерием нравственности явл. чувство ответственности перед коллективом, обществом, самим собой, родиной и т.д.
Добро | Зло | |
понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Добро — созидательно | это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека. | |
Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. | ||
Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг - обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным мнением и внутренним образом — совестью. | Совесть есть личное осознание своего долга. Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. | |
Моральным выбором - э то свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется
За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью). |
Мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.
Стыд - чувство направленное вовне, выражающее ответственность человека перед другими людьми.
Совесть - (чувство направлена вовнутрь личности и является выражением её ответственности только перед собой, главный мотив и судья в нравственных отношениях.
Моральные принципы. РАСКРЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!
Универсальные моральные принципы -……..
Правило талиона -………….
Принцип нравственности-……………….
Золотое правило нравственности -………………
Заповедь любви -… ………………..
Принцип золотой середины-…………………………….
Категорический императив - универсальная формула морали, предложенная Иммануилом Кантом-……………………………..
Принцип наибольшего счастья -………………………..
Принципы справедливости-……………………
Альтруизм - нравственный принцип, предполагающий милосердие к другим людям, желание приносить им благо.
Моральный идеал (добро, истина, справедливость. красота), который в основном понимается как человеколюбие.
Тема: 2.18. Религия как феномен культуры.
Домашнее задание: устный опрос, понятия наизусть, таблица Мировые религии, таблица. Нормативно - ценностная система общества, таблица Отличие церкви от секты.
Религия (связывать, воссоединять, счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) - совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность, формы приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Проблема происхождения религии: | |
Богословско-теологический подход | Материалистический подход |
Религия появляется вместе с человеком, существует исконно- это особое, сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом | Религия я-я продуктом развития человеческого сознания. возникла из-за беспомощности и невежества первобытного человека, полностью зависимой от стихийных сил природы, которые он обожествлял. |
Главные признаки религии:
1. Вера в сверхъестественное (в Бога);
2. Организованное поклонение высшим силам;
3. Стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта).
ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА? письменно САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!
Культ - это вид деятельности, практически духовного освоения мира: магия (колдовство) и умилостивительный культ (ритуалы обращенные Богу или духу)
|
Атрибуты религиозного культа: объект, субъект, средства культовой деятельности, способы, культовые акты, результат.
Ранние формы религии:
- тотемизм;
- фетишизм;
- анимизм;
Религии в современном мире:
- родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
- национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (иудаизм, индуизм и др.);
- мировые религии (буддизм, христианство: католицизм, православие, протестанство; ислам: суннизм, шиизм).
Признаки мировых религий
· огромное число последователей во всем мире.
· эгалитарность (равенство) - проповедь равенства всех людей, обращение к представителям всех социальных групп.
· пропагандистская активность и прозелитизм (пришелец) - стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания;
· космополитичность: носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств.
Таблица. Мировые религии. Заполнить САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!
Мировые религии (оказывают наибольшее влияние на развитие современной цивилизации | |||
Линия сравнения | Буддизм | Христианство | Ислам |
1. Этимология | |||
2. Время и место зарождения | |||
3. Территория, на которой проживают исповедующие религию | |||
4. Источники вероучения | |||
5. Основы учения | |||
6. Количество последователей |
Церковь - социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
Факторы, способствующие образованию церкви
- общее вероучение.
- религиозная деятельность: культовая, внекультовая.
Церковь как социально явление: система управления жизнью, деятельностью и поведением верующих.
Функции религии
Мировоззренческая | Задаёт "предельные" критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. |
Компенсаторная | восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологически й аспект компенсации - снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение |
Коммуникативная | обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих - с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т.д. |
Регулятивная | упорядочивает определённым образом помыслы, стремления людей, их деятельность |
Свобода совести.
Согласно конституции 1993 г. каждому гражданину гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, …
Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О свободе совести и о религиозных объединениях" …
5. Религиозные объединения Российской Федерации
Религиозные объединения
| ||||||||
|
|
| ||||||
Религиозные объединения в России:
- традиционные
- нетрадиционные не характерные для её народных культов и религиозных движений;
- религиозные движения экстремистской направленности проповедующие религиозную и национальную нетерпимость.
Взаимосвязь структурных элементом религии:
- Религиозное сознание
- Религиозная деятельность (культ);
- Религиозные отношения и организации
Таблица. Нормативно - ценностная система общества. |
Деятельность религиозных организаций носят светский характер (благотворительная, просветительская, издательская деятельность и др.), не получившая необходимого раскрытия.
Религиозные отношения и организации - тесно взаимосвязанные элементы религиозной структуры. Это те взаимосвязи, которые складываются между верующими в соответствии с религиозным сознанием.
Религиозные организации создаются для упорядочения отношений между единоверцами; среди многообразия типов организаций основными я-я церковь и секта.
Таблица. Отличие церкви от секты.
Тип организации | церковь | секта |
Организационная структура | ||
Отношение к гос-ву и др. религиям | ||
Источник членства | ||
Вовлеченность прихожан в церковную общину | ||
Тип руководства | ||
Тип вероучения | ||
Тип религиозного действия. |
Тема: 2.19. Искусство
Домашнее задание: устный опрос, понятия наизусть
Искусство – центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.
Виды искусства
· Архитектура (зодчество)
· Живопись (жанры: портрет; натюрморт; пейзаж; анималистический; исторический)
· Скульптура (станковая; декоративная; монументальная)
· Декоративно- прикладное искусство
· - Литература
· - Музыка
· Театр
· Цирк
· Балет
· Кино
· Фотоискусство
· Эстрада
Специфика искусства | |||||||
Является образным и наглядным | Специфические способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.) | Большая роль в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта |
Функции искусства
Общественно-преобразующая | оказывая идейно- эстетическое воздействие на людей, включает их направленную деятельность по преобразованию общества |
Художественно-концептуальная | анализирует состояние окружающего мира |
Воспитательная | формирует личность, чувства и мысли людей |
Эстетическая | формирует эстетические вкусы и потребности человека |
Утешительно-компенсаторная | восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности |
Предвосхищения | предвосхищает будущее |
Внушающая | воздействует на подсознание людей, на человеческую психику |
Гедонистическая (наслаждение) | доставляет людям удовольствие |
Познавательно-эврестическая | отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке |
ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
Материальная культура: | Духовная культура: | |
связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др. | совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др. | |
Основана на типе деятельности
Выражена в форме
| Поделиться: |
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.104.24 (0.124 с.)