Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплекс логопедических упражнений по преодолению несформированности связной монологической речи у учащихся младших классов с моторной алалией
По окончании констатирующего эксперимента были выявлены особенности связной монологической речи обследуемых детей. Учитывая результаты обследования, было предложено апробировать с детьми с моторной алалией, разработанный нами комплекс логопедических упражнений по развитию связной монологической речи. В основу формирующего эксперимента были положены методики разных авторов (В.К. Воробьевой, Т.А. Ткаченко). Данный комплекс был адаптирован к учащимся младших классов специальной (коррекционной) школы V вида и применялся впервые. Формирование связной речи у детей с моторной алалией приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с алалией предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания. Формирующий эксперимент проводился с 24 января по 28 февраля 2005 г. По развитию связной монологической речи было проведено 16 занятий – по 3 занятия в неделю. Занятия проводились с детьми экспериментальной группы в форме групповых логопедических занятий по 25 минут. Учащиеся контрольной группы обучались по обычной программе без изменений. 1. Обучение рассказыванию практическими методами. (5 занятий) В зависимости от дифференциации уровня сформированности связной речи были использованы различные приемы для первой и второй групп учащихся. Для первой группы участников были применены следующие игровые упражнения: - логопед раскладывает на столе серию сюжетных картинок и предлагает детям рассмотреть их. Затем он знакомит их с содержанием рассказа. После этого логопед повторяет часть рассказа, а вызванный ребенок должен найти и показать соответствующую эпизоду картинку; - логопед раздает предметные картинки, а сам показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказом. Дети должны подобрать предметные картинки к данной серии сюжетных картинок; - детям раздаются сюжетные картинки одной серии в любой последовательности и они должны разложить картинки в нужном порядке; - все картинки разных сюжетов перемешивают, каждому ребенку раздают по две-три. Они рассматривают и обменивают карточки, чтобы подобрался нужный комплект;
- расположить картинки из серии соответственно опорным словам. В качестве опорных слов даются глаголы, то есть действия, происходящие в картинке. Для второй группы учащихся были использованы такие игровые упражнения, как: - логопед раздает детям предметные картинки, а сам показывает картинки-эпизоды из одной серии, сопровождая показ рассказом. Дети подбирают к этой серии предметные картинки, называя предметы и определяя их назначение; - детям раздают по начальной картинке из каждой серии. Остальные перемешивают и раскладывают стопками на столе. Открывая по одной картинке, логопед спрашивает: «Что здесь изображено? (Например, на картинке изображен мальчик, который моет посуду). Кому дать эту карточку»? Каждый ребенок должен посмотреть на свою картинку и определить, подходит ли к ней картинка, показанная логопедом. Собрав все картинки своей серии, ребенок должен их разложить в нужном порядке и передать их содержание; - логопед читает рассказ и сам расставляет картинки. Затем дети самостоятельно раскладывают картинки и повторяют рассказ; - дети получают по одной картинке, и каждый рассказывает, что нарисовано на ней. Затем дети самостоятельно придумывают имена персонажей; - дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают карточки и рассказывают их содержание по памяти. 2. Составление повествовательных рассказов цепной организации. (8 занятий) Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Для первой группы были использованы следующие приемы. А) Сначала логопед читает небольшой рассказ с явным смыслом. (см. Приложение 9, 10) Затем логопед располагает на панно предметные картинки, относящиеся и не относящиеся к рассказу и предлагает детям отобрать те картинки, о которых рассказывалось в нашем рассказе, и расположить их в последовательности. После этого детям дается графическая схема, в которой они должны соединить пунктирной линией одинаковые слова двух соседних предложений, устанавливая тем самым цепь смысловых связей. (см. Приложение 9, 10)
Второй группе учащихся логопед раздает серию сюжетных картинок с явным смыслом. Затем просит детей составить рассказ, опираясь на графическую схему. (см. Приложение 9, 10) Б) дальше логопед использует те же приемы для первой и второй групп, но уже работает с рассказами, имеющими скрытый смысл. (см. Приложение 11, 12) 3. Работа над рассказами – описаниями.(3 занятия) Для первой группы участников были применены такие приемы, как: 1) логопед кидает мяч и тот кто его поймает должен подобрать три наиболее точных определения к тому животному, которое назовет логопед. Например: медведь – лохматый, сильный, большой; волк – злой, хитрый, хищный и т. п.; 2) логопед в качестве образца читает небольшой рассказ. Затем на доску выставляется опорная схема составления рассказов. (см. Приложение 13) После этого детям предлагается по очереди рассказывать не весь рассказ, а отдельные кусочки в соответствии с каждым пунктом схемы. Второй группе учащихся было предложено следующее: 1) сначала в качестве образца логопед дает описание предмета. Затем детям предлагается выбрать картинку с изображением животного и составить рассказ, опираясь на опорную схему (см. Приложение 13); 2) участники составляют сравнительные рассказы по паре картинок, выбранных самостоятельно. Например: волк – это дикое животное и лиса тоже дикое животное. Волк живет в норе и лиса живет в норе и т. д. Таким образом, обучение рассказыванию по картинке, серии картинок проводится в соответствии с индивидуальными речевыми, возрастными и психологическими особенностями детей. Учитывая сниженную речевую активность детей с моторной алалией, отсутствие должной эмоциональности, обедненность воображения, быструю утомляемость, недостаточную переключаемость, частое отсутствие целенаправленного внимания, необходимо на занятияхиспользовать разные методические приемы, правильно подбирать речевой и наглядный материал.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.230.72 (0.006 с.) |