Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прогулки с зорицей по казани 2019 ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
1. Сегодня с Зорицей побывали в гостях в школе "СОлНЦе". Павел Шмаков провёл экскурсию по построенному вот только новому 5-этажному корпусу школы. А перед этим - провёл через палисадник перед старым зданием со стороны ул. Кави Наджми. Цветы здесь каждый год сажают дети и их родители. Оказалось палисадник с историей, которую Шмаков и его команда разыскали в архивах. Подробности можно уточнить у него. Купец Илларионов (если не ошибаюсь!), владелец дома (старого особняка XIX века, и до сих пор основного для школы "СОлНЦе", пока новейший построенный комплекс не введут в эксплуатацию)... так вот, купец, владелец особняка, упросил город отдать ему ещё кусочек улицы, чтобы разбить на нём этот палисад, как украшение для города. Я бумаг не видел, но говорят, они есть, и если так - то этот палисадник - самый настоящий, продолжающийся с XIX века. Интересно, много ли таких? Ну сейчас вот есть загвозка: через палисадник должен пройти проезд для пожарной машины к новому корпусу. И тогда - этот объект будет частично разрушен. Ну, так Шмаков говорит. Он пока разрешения не даёт на то, чтобы там делали проезд, и пытается найти другой вариант. В общем - очередная мелкая войнушка, которых он ведёт легион сразу одновременно и по всем фронтам. Конечно, это всё вот с его слов я передаю, как есть. Посты ПалАнатолича - то про татарский язык, то про УФСИН, то про другие подобные вещи - наверно, многим набили оскомину. Но эта каждодневная работа главного "сутяжника-директора" в конечном счёте ведь ведётся в интересах детей и всего нашего общества, и да - она такая, долгая, каждодневная, занудная, пристыжающая нас, общество, что мы не совсем хорошо помогаем в справедливом в общем-то деле (но кто-то, напротив, очень помогает!), но в конце концов, я думаю, все помогающие Павлу Анатоличу устают ему помогать, ибо слишком уж много вещей сразу у него на повестке, и он всё продолжает настырно требовать, добиваться... и требования его не заканчиваются после некоторых локальных побед. Ну потому, что жизнь не исправляется вся целиком и сразу, а только медленно и буксуя, а у него на повестке не одно, а сразу все необходимые исправления... неудобный, в общем, противный такой директор, неисправимый и любимый мной ПалАнатолич, достойный всяческих мнений и эпитетов, один из самых интересных, безумно-прекрасных и невыносимых людей, мне встретившихся и определивших и моё мировоззрение и всю мою жизнь.
P.S. Кажется, аварийный въезд для пожарных машин всё-таки пройдёт сквозь палисадник и уничтожит его…
2. В целом, сегодня такой татарский день у нас с Зорицей... хотя начинался он в "Смене" с выставки-инсталляции Ильгизара Хасанова "Красное". Пожалуй, самый хороший текст об этом с объяснениями самого художника выходил в "Инде"... ну вот - впереди одна странная фигура, позади - ещё три. Между ними - красные предметы из быта 1960-х... "наш паровоз вперёд летит, в коммуне остановка". Первый странный манекен - на взлетевших лыжах. Одежда его нечто среднее между одеянием советского чиновника и советского зэка...всё серое: шляпа, кофта, напоминающая одновременно и пиджак и ватник. среди красных вещей - запомнил красную игрушечную лошадь, у меня такая была в детстве, книжку "одухотворённых люди", и детские красные сандалии, в одном японском фильме - люди после смерти (то есть их души) попадали в промежуточное место, они должны были на видеокассетах пересматривать всю свою жизнь, чтобы выбрать оттуда всего один эпизод, и только его как бы переснимут заново, и от жизни каждого человека останется только лишь один этот эпизод, всё остальное - канет в лету. Одна пожилая японка выбрала момент когда ей, девочке, купили эти красные сандалии... ну то есть, может там всё было не так, в этом фильме, но я - запомнил так. Ну и ещё рассказ, приписываемый Хемингуэю, что "продаются башмачки, детские, неношенные"... ну и ещё - фотография известная мальчика, где-то вскоре после дня Победы, в 1945 - получившего башмаки, прижимающего их к себе с выражением абсолютного счастья на лице... А потом - мы оказались в галерее "Эбиволь", Татьяны Забегиной не было на месте - но выставка татарских костюмов на месте, прекрасные узоры на них, орнаментальные, на Зорицу всё это, конечно, производит глубокое впечатление. Далее - пошли мы в музей Каюма Насыйри. По дороге, я рассказывал о нём, и о "книге воспитания", упомянул о календарях Насыйри, совсем чуть-чуть - о том, что он был ещё собирателем доисламского татарского фольклора, всяческих водяных и кикимор. Пошли мы туда ещё потому, что в гиде "visit Tatarstana" с афишей мероприятий на месяц, которую я взял в аэропорту, встречая Зорицу, обещали, что в музее этом пройдёт сегодня вечер: "Казанские татары. Традиции гостеприимства".
Ну, традиции у татар, по версии музейщиков из "Насыйри" оказались специфическими: к нам вышел человек, и сказал: что это только для групп, по предварительной записи (в гиде, взятом в аэропорту, об этом, разумеется, не было ни слова!), и группа к ним уже придёт, а мы, разумеется, к группе присоединиться не можем. Я уверен, что в цивилизованных странах не может такого произойти. Это, конечно, мелочь, но будь я директорам, и увидев, что гости расстроены и их фактически обманули - я постарался бы - тем более все условия были, мы пришли за час до мероприятия, ну хоть чаем нас угостить в беседке. В беседке в саду, кстати, стоял уже мёд, видимо, для будущего гостеприимства по записи. Экспозиция в самом музее - мне понравилась. И этот запах травы - Каюм-ага был ведь ещё и травником, об этом я тоже Зорице говорил, и здесь его травки выращивают, и для детей проводят тематические занятия по лекарственным травам. Вообще - атмосфера старого татарского дома передана, конечно. Никто не предложил нам никакой экскурсии. Никто не стремился рассказать нам что-нибудь о Каюме Насыйри. Никто не спросил, а знаем ли мы хоть что-нибудь о человеке, которому посвящен музей. Этой болезнью болеют до сих пор некоторые наши музеи. Так недавно - мне пришлось ругаться с охранником музея Горького - где в целом работает много замечательных сотрудников. Я приходил отдавать книгу на выставку "книга художника" - Анна Фёдорова сделала свою книгу по моей "Сказке о падшем ангеле". Вбежал, запыхавшись, где, мол, тут у вас книгу на выставку принимают. И тут - охранник решил на мне свой синдром вахтера отработать. "Остановитесь. Вы кто? Спросите как следует." И ещё несколько вопросов в фельдфебельском духе, так что мне пришлось вступить уже в перепалку. И, конечно, я ему выпалил, что плохой вы работник. Человек в музее должен делать всё, чтобы посетителю захотелось ещё раз переступить порог и войти в этот мир, а не отбивать у него всякое желание заходить впредь. После музея Насыйри и фильма "Король-Лев", мы пришли на набережную Озера Кабан, где как раз нас ждал обратный пример. Наш великолепный Олег Ивенко, звезда балета, Исполнитель роли Нуреева в фильме Рэйфа Файнса «Белый ворон» - давал мастер-класс для всех желающих. Ну, такой уж общий фитнес. Зорица видела Олега и в прошлый приезд в Казань (как раз шёл танцевальный фестиваль), а потом - видела и в Сербии: он приезжал на премьеру фильма. И вот - когда известный человек что-то делает вместе с горожанами и для них на открытых площадках города - это так здорово! А потом - был у нас ещё один "татарский пункт" нашей сегодняшней прогулки, мы зашли в культурный центр "Дом татарской книги" на ул.Островского, и его директор Луиза Янсуар, моя подруга, поэт, и лауреат премии Беллы Ахмадуллиной, между прочим, провела нам великолепную экскурсию, и мы уже наметили заодно совместные творческо-просветительские планы на осень, лекции и встречи, которые я мог бы для них провести.
Нести культуру, делиться ей, великое искусство, конечно, следуем ли мы там самым "традициям гостеприимства", выработали ли мы эти традиции? Где-то точно, а где-то, я считаю, есть ещё куда стремиться.
3. В третий день с Зорицей оказались на стадионе "Казань-Арена" на фестивале "Ареналэнд". Думаю, большая часть моих друзей-приятелей даже не слышали о таком. Ну, сам круг моих знакомств как-то далёк от тематики фестиваля, техно-спортивной такой. Там билет, кажись, 800 рублей, но меня пригласили выступить на площадке "арт-гаден" ("сад искусств") фестиваля. Рагдель пригласил, бывший хозяин арт-пространства "Дом вне времени" и арт-директор фестиваля "Куст искусств". Рагдель был также одним из сессионных музыкантов на проекте композитора и исполнителя-мультиинструменталиста Радика Салимова, куда он и меня пригласил включиться со стихами. 16 мая 2012 была премьера, там мы и познакомились с Рагделем. Рагделя бы я назвал настоящим хиппи в самом лучшем и прекрасном значении этого слова: более нежного и обходительного организатора трудно мне представить, и чаем угостит, и голоса не повысит, и поговорит с тобой об отвлечённых вещах ровно столько, сколько нужно, и будет незаметным, когда надо... Раньше носил он дрэды, и свадьба его с Аней - напоминала мне такую английскую, действо происходило в "парке тысячелетия", он, в дрэдах и в костюме, она в прекрасном платье, газон, диджериду... а я как раз тогда встретил Зорицу (дело было несколько лет назад) и с ней вдвоём, с чемоданами мы заявились на это празднество. Это была очень хипповая, и одновременно очень эстетская, аристократическая свадьба! А потом появился "Дом вне времени", сначала по одному адресу, через год - по другому. И я там был частым гостем, я привёл туда и Таню Лярсон, и она делала у них выставки своих картин с единорогами и дельфинами. По второму адресу как-то - целый месяц, чуть не еженедельно мы устраивали циклы поэтических вечеров. Набор номеров, которые обычно бывают там, где устроитель Рагдель - тоже совершенно понятен: ближе всего он к тому, что можно видеть, например, на фестивале "Крутушка": сувенирчики хэнд-мейд, дудки, свирели, одежды с эзотерическими орнаментами, такие же рисунки и картины с флюоресцентной краской. Музыканты: Глюкофон, дудки, и несколько постоянных друзей, как, например Саша Носков со своим бандом.
Из поэтов Рагдель знает в основном только меня, ну и я приводил на его площадки и других авторов. Несколько лет Рагделя и Ани не было в Казани. Уезжали. Жили в Крыму. Вот - вернулись. На фестивале "Арена-лэнд" он стал организатором его, так называемого, "арт-гадена", где и пригласил меня выступить. Я так подробно пишу о нём, потому что Рагделя мало, наверно, знает наша казанская маститая творческая публика, а я им любуюсь. Теперь об "Арена-лэнде". На стадионе, на таком большом мероприятии - поэзия, оказавшись сбоку и на задворках, звучала плохо, конечно. Много пространства слишком, люди фланируют, и в основном - мимо. Поэзия же больше любит интимность, сосредоточенность на самоёй себе. Но у Рагделя мне всё равно радостно выступать. Он умеет принимать и создать общее ощущение уюта для артистов. Темой моей была лекция об истории казанской лит.жизни за последние 30 лет. И я, среди прочего, прочёл стихи Марка Зарецкого, Алёны Каримовой, Анны Русс, Сергея Малышева... Сначала хотел вместо лекции читать только свои стихи, но потом пришла девочка, которая хотела именно лекцию, и потом задавала много вопросов. И стало ради кого её читать."Арт-гаден" располагался в крытой части одного из секторов стадиона. Основной же фестиваль проходил на улице, на пространствах, примыкающих к стадионному зданию. И это - по мне - такие американские развлекушки: сама картинка: жестяные бочки, расписанные граффити, стритбол, батуты, вагончики с бургерами, турнир по настольному хоккею, выставка автомобилей премиум-класса, у которых можно пооткрывать двери, позалезать в кабины, пофоткаться. Со сцены читают рэп и какая-то идёт техно-музыка. Шезлонги в цветах билайна. За 800 рублей я туда не пошёл бы, а за бесплатно, ну, милый американский пикничок-опен-эйр, которые мы часто встречаем в фильмах, а в Казани - не каждый день такое, для фотографий оно прикольно, не банально, а по содержанию - пустенько, конечно.
4. купила Зорица сегодня обувку. Тряпичные туфли-балетки с красными бантиками. а потом в книжном магазине читал ей наугад странички из попавшейся на полке книги воспоминаний об Евгение Евстигнееве. Дочка, например, вспоминала: ей было четыре годика, папа привёз из какой-то социалистической страны девочке модные сапожки... пошли на качельку качаться, после - ноги у девочки болели: сапожки оказались малы. И настолько папа был безутешен, что ей, четырёхлетней, пришлось его утешать, в результате - ревели оба... а Зорице ничо так туфельки справили, нашли её золушкинский 35 размер. в книжном (но другом, не том, что Евстигнеев) она купила книгу мудростей какого-то кота, но не Мура и его житейских воззрений, а совсем другого, современного домашнего кота какого-то лондонского музыканта. А я купил Шкловского. Шкловский сказал, что по гамбургскому счёту Вересаева не существует. Недавно, в Челнах на вокзале - обнаружил полку обмена книг, и там вот как раз лежал томик несуществующего Вересаева, и прочёл я рассказик про таинственную ночь и скрипача Якова. Рассказ "Загадка" называется. Пока сейчас гуглил, чтобы вспомнить название рассказа, обнаружил, что у Чехова в "скрипке Ротшильда" скрипача-гробовщика тоже Яков звали.
Вересаевский Яков и вообще: ночь - напомнили мне Зюскиндовского господина Зоммера. Наконец, я устал и подумал, что по Гамбургскому счёту, их не существует вообще всех и успокоился. В одном месте, в статье Шкловского, получается, что Лев Толстой чуть ли не предтеча производственного романа.
5. Проходил сегодня с Зорицей по ул. Волкова мимо дома Велимира Хлебникова. Там на тумбе с информацией о доме - стекло разбито. А недавно ещё проходил по Баумана вечерком мимо аптеки Бренингов. На втором этаже теперь пивнушка. С окон видны надписи на потолке (оформление бара), одна из надписей: "мы бухать". Вот для чего последних Бренингов с квартиры выселяли.
Вообще, прогулки с Зорицей для меня - это хороший способ исследования городских пространств.
6. А о хорошем если - вот два раза уже во время прогулок с Зорицей попадались нам интересные социально ориентированные бизнес-проекты. Первый из них - в Лядском саду. Случайно наткнулись на столпотворение небольшое. Молодые люди рассказывали собравшимся - и показывали наглядно! - про костюмы XIX века. То есть девушку (а до того, вероятно, и юношу, ибо когда мы подошли - он уже был полностью экипирован) постепенно облачали в бальное платье XIX века. Начиная со всяческих корсетов и нижних (невидных для окружающих) частей туалета... рассказывали историю, как появилось, почему, как использовалось, да сколько было нижних юбок, и как затягивалось, заклёпывалось и прочее. Выяснилось по ходу, что это новый проект "история вчерашнего дня", в таком виде существующий всего два месяца, но начало берущий из клубов старинных танцев, и университетских балов, объединениям этого рода в Казани - уже лет 12. И вот теперь: они сами шьют платья, и даже уже проводят экскурсии. "Здесь собрались разные люди, вот я - лингвист, - призналась девушка, сшившая почти что по всем правилам XIX века то самое платье, которое постепенно мы и узнавали в парке снизу доверху. А вот он, - показывает на юношу с права в старинном костюме - программист, а Женя - физик"... То есть вот собрались - когда-то просто студенты разных факультетов, сначала - возрождать старинные бальные танцы, а потом - начали шить сами. Ну есть здесь и бизнес-компонент небольшой: кто запишется на их курсы танцев и захочет потом принять участие на балу - сможет взять сшитое платье на прокат. Хотя на оригинальном балу XIX века такое было невозможно представить: платье могло появиться на торжестве лишь один раз. Выше я уже отметил, что швея-лингвист - сшила платье лишь "почти что" по всем правилам. Она сама сказала нам об этом. Ибо, например, нижних юбок полагалось семь, а в её варианте платья - лишь одна! Ну и некоторые другие моменты там тоже. - Какова себестоимость этого платья? - Например, мой костюм - стоит 35 тысяч. - вступает в разговор юноша, тот, что физик. - Это почти классический бальный мужской костюм 1840-х годов, не хватает только белых чулок... - А были ещё у мужчин на костюмах стиля "ампир" - и накладки, и корсеты у мужчин тоже были... - по ходу продолжали ребята лекцию по истории костюмов. Увлечённые ребята, отлично! На вид всем лет по 20-25. Здорово было их встретить в парке. Конечно, сведения о костюмах я точно не воспроизведу, это надо было записывать, но вот всё же - примерные реплики были такие, это, чтобы вы понимали, о чём речь. Легко ребят найти в социальных сетях. Посмотрим, как это продолжится развиваться. А вот второй проект - буквально сегодня: "Тайм-кафе "Мурзик" с кошками. Это не только место, где всякий может пообщаться с кошками. Ребята-организаторы находят своим кошкам новых хозяев и потом отслеживают судьбу питомцев. Все кошки, попадающие в "антикафе" - с прививками и со всеми документами. А посетителям, перед тем, как они войдут - обрабатывают руки антисептиком. Такие вот маленькие, частные бизнес-проекты с социальным значением, в которых чувствуется заботливая рука хозяина-автора - всегда вызывали во мне чувства самые хорошие, конечно. Периодически попадаются они мне на глаза, ну и вот сейчас, пока Зорица в Казани, тоже напоролся на два таких проекта. Котокафе в Казани существует с 2015 года. Ну, то есть - живут уже! Нормально, обосновались! Это хорошо. Мне бы ещё, конечно, поговорить с котопсихологом, чтобы выяснить, насколько ситуация подобного заведения отражается на самих животных. Но меня порадовало, что конечная цель организаторов: найти котам новых заботливых хозяев. То есть, это - вариант приюта без клеток, и одновременно своеобразная терапия для людей. Общение с кошками как лечение. Детям с инвалидностью - вход бесплатный, если я верно запомнил. И в первом, и во втором случае - за этими проектами стоят очень молодые люди, впрочем, хозяйку "Мурзика", я так и не встретил, чуть-чуть общался со смотрительницей.
Форма и фанфары
Я в целом - не очень люблю военную или похожую на военную форму. Людей в ней - особенно полицейских и росгвардейцев - побаиваюсь. Форма вызывает у меня стойкую ассоциацию с "правом на насилие" - которым почему-то то ли общество, то ли от его имени власть предержащие наделили этих людей (оправдано или неоправдано это право для разных людей в форме и в какой степени оправдано - другой вопрос, но обычно их наделяют этим правом на насилие во имя - то ли восстановления какой-то справедливости (по крайней мере, в декларации это так), либо во имя защиты каких-то национальных и государственных или чьих-то ещё интересов). Но я не хочу сейчас разбираться в деталях, если отбросить всё остальное, то форму носит человек, над личностью которого провели уже какую-то работу в плане воспитания в нём уставных самоограничений, дисциплины, и послушания командам, и который (т.е. человек в форме) в обществе (либо в какой-то структуре, учреждении) - приобретает во имя каких-то охраняемых ценностей право на насилие в отношении каких-то других людей (полиция, росгвардия, армия, ЧОПовцы, судебные приставы, различные инспектора, вахтёры, охранники). И какими бы справедливыми не были условия предоставления им такого права, и какими бы разными не были степени этого насилия (тут ряд может быть огромен - все транспортные экипажи (самолёты, корабли, поезда), экологическая полиция, пожарные) - ассоциации с властью над другим человеком, с правом на насилие в отношении другого, чего сама форма есть один из выделяющих человека, её носящего, знаков... эти ассоциации у меня стойкие. Нет, всё мне понятно, необходимость этих профессий, это - "ну кто-то же должен"... ну это логика про какого-нибудь французского палача. Кто-то же должен рубить эти головы? В конце концов, это конкретно мои тараканы - нелюбовь к людям в форме, и обществу должно быть на это начхать, да ему и начхать собственно. Но чем уравнивается это "право на насилие"? Уравнивается оно понятием о "чести мундира". Благородством духа. Аристократизмом военным в смысле нравственного кодекса настоящего офицера. Только такому, понимающему о чести мундира - мы бы (общество) могли необходимо вручить (кто-то же должен?) право на насилие во имя охраны нашей мирной жизни, посягательств на нашу страну и её богатства. Выправка военная, эстетика - это часть этого аристократизма. Но только часть. Выправка не самоцель. Она нужна вместе с мировоззрением, вместе с понятием о личной чести - которая позволит, например, отказаться от выполнения преступных приказов, которая установит границы для применяемого насилия, а нельзя никому давать право на насилие неограниченное. Благородство духа у военных, людей в форме встречается не всегда. У меня из ярких таких случаев вспоминается один - когда я беседовал с фронтовыми друзьями Сергея Говорухина (не путать с батей Станиславом). Что-то от них такое исходило, такими они показались мне (прошедшие не одну горячую точку) Суворовскими богатырями, что я как-то внутренне присмирел перед ними, хотя держались они очень просто, даже я бы сказал скромно, тихо. Без этой опьянённой нахрапистости, которую зачастую можно встретить (а часто и объяснить можно!) у военных людей. Для меня само участие человека в вооруженных конфликтах, боях - хотя является моментом объяснительным, и вызывает часто сочувствие к человеку, не будет чем-то таким, что заставит априори водрузить его на пьедестал, то есть объяснить его - да, поможет, но ведь хочется ещё и восхититься человеком, смутиться от его нравственной красоты, чистоты. А вот это происходит далеко не всегда. А в случае сослуживцев Говорухина-младшего произошло. И интонация последнего его фильма перед гибелью "Земля людей" - первого, кажется, "мирного" по тематике, и при этом последнего в жизни его фильма - тоже такая, заставившая меня присмиреть... И мне не важно, что некоторые критики ругают этот фильм, интонацию его я помню хорошо. Я длинно говорю, но в общем, говорю о том, что для восприятия человека в форме, для того, чтобы полюбить человека в форме - мне всегда нужно было ещё что-то, какое-то уравнение того права на насилие, которое он приобрёл. И в общем - та честь мундира, о которой я выше говорил - если она есть, то вот она и является таким уравнением. Просто в последнее время часто сомневаешься в этой самой чести у многих современных носящих форму. То есть, например, в том. что многие из них претерпели, подвергались и подвергаются риску - в этом не сомневаешься. А вот в чести и внутренней выправке - сомневаешься. Претерпеть ведь приходится и людям слабохарактерным, или претерпеть за неправое дело. Или, например, напротив: быть сильным дуболомом, но не быть при этом человеком чести. Да запросто! Про внутреннюю выправку - вот недавно (год или два назад) фотохудожник Фарид Губаев рассказывал, как он снимал на плёнку ветеранов Великой Отечественной Войны. И как подводили человека, женщину, сгорбленную, буквально комок, на ногах еле стоит... но надели на неё пиджак с орденами, и именно в эту секунду и на одну секунду вдруг полуживой комок преобразился... в кадре была настоящий советский солдат-орденоносец... через минуту пиджак сняли, и бабушка снова превратилась в полуживой комок... Всю эту тираду я затеял лишь для того, чтобы сказать, что вот сегодня мне было легче обычного смотреть на людей в форме. Потому что сегодня - это были военные оркестры на фестивале "Фанфары Казани". Оркестры как-то гораздо меньше ассоциируются с насилием, и гораздо больше - с эстетикой и выправкой, да и вообще - люди оркестра: самые свободные люди в армии, и у них есть право на шутку! А это уже очень важное право! Если уж выбирать, какой образ военного для меня предпочитетельнее - я бы, конечно, выбрал бы сейчас военного из оркестра. Моё любование замечательными оркестрами, выстроившимися на плацу сбоку от мечети Кул-Шариф Казанского Кремля, прервало упоминание Золотова, того самого, обещавшего навалять Навальному. Нынешний фестиваль объявлял ему благодарность. Ну, наверно, было за что, как же нет? А меня это упоминание сразу вернуло к мыслям о том, как же я отношусь к людям в форме, особенно нынешним, нашего времени. Про фестиваль следует написать другой, радостный пост, полный вдохновения пост, ибо оркестры показали класс, но сначала... сначала захотелось избавиться от этих моих "военных" ощущений, избавиться - высказав их. Как-то снимали какие-то соревнования кадетов для телевидения. Пришли показательные выступления делать какие-то юные десантники. Лет по 12-14. Орали ртами скособоченными. Доски били руками. Потом с ножами. И снова орали. Потом какому-то парню своему (школьнику) на показательных лицо раскровянили. Помню след кровяки на паркете в школьном спортзале, от сцены, до конца зала (куда он шёл на выход). Ну, в общем, я, конечно, хлюпик гражданский, меня многим этим военным в форме - просто тьфу и растереть. Да, тьфу и растереть. Тьфу и растереть. Пока они там, в Чечне, я тут - прохлаждался, как заявил недавно один разгонщик митингов. Просто тьфу. И растереть.... Но и я перед такими не присмирею в восхищении, а хмыкну только. Они-то на меня "тьфу", а я - хмыкну только. ПОСТКОРОНОВИРУСНОЕ 1. Вчера лето было. В окошко автобуса поглядел - в Казанке уже купаются. Когда работал в "Ялкыне", из окошка в коридоре 9-этажки издательства - был виден пляж, и я порой выходил смотреть. Рабочий день с 9 до 17-ти где-то. Часто сидишь - ничего не происходит. Одно время делили кабинет с Фанисом. Он был не только журналист, но и фермер. И из нашего редакционного кабинета обзванивал все казанские рестораны: "Вам картошка не нужна? Вам мяса не надо?" А я, когда летом изнывал - выходил на пляж, не нынешний, а тот, что ближе к издательству, где сейчас ЗАГС "Чаша" на берегу. А тогда просто пляж был. По весне первыми там появлялись бабки и один жилистый дедок. Бабки в купальниках на мятое тело наворачивали круги. Дед был коричневый и подтянутый, такой дед с греческих амфор, будто нарисованный, спортсмен такой. А я сидел, обняв колени, а потом назад, в "Ялкын". Потом, через пяток дней, появлялись уже баскетболисты, потом - первые смелые мальчишки пробовали купаться (обычно в апреле ещё). И наконец, пляж полнел... Пляж - это было одно из мест, на которое я смотрел много раз подряд, из года в год. Потом его стали засыпать, понавезли горы песка, все исчезли, кроме двух-трёх мальчишек, бегавших по внезапно образовавшимся карьерам, между которыми лужи, такие куски воды... Потом там всё окончательно поменялось, да и я уволился. Теперь пляж на другой стороне. И вчера, в неожиданное однодневное лето, проезжая по дамбе на автобусе, я бросил взгляд вниз и увидел купающихся людей. А на Баумана вчера - выпускники с лентами, те, что пережили онлайн-последний-звонок. Вот вчера они-таки вышли на Баумана. Со своими лентами и некоторые - в масках. Костя, вечный музыкант улицы - уже поёт. Костюмированные ослы тоже появились. У "Макдоналдса" убрали уличные столики, на полу, как птицы на ветках, расселись на расстоянии пару метров друг от друга зелёные человечки - курьеры доставки "деливери". Я съел мороженное. И хот-дог тоже съел. Сначала мороженное, а через 50 метров - хотдог из кафешки. С тонкой и длинной сосиской. И лимонад. Ну, заслужили же дети и в этом году нормальную прогулку по ул. Баумана, взявшись за руку и с лентами "выпускник 2020" наперевес. И я - хотдог свой, и какую-то безметежность в этот случайный летний день, а не только эти перчатки и маски... В "Кольце" непривычно, работает только продуктовый универсам, на цокольном этаже торгового центра. Выходишь из него, проходишь в вестибюль - и глазам открывается пустой 4-этажный торговый центр, как брошенный город. Когда теряется прежде привычное пространство, когда ты осознаёшь эту потерю... того, что казалось, ничего не значило (как этот пляж, времён "Ялкына"), а на самом деле, конечно, значило и много... то настигает грусть. Но не хочется с ней соглашаться без боя. И тогда - покупаешь какой-нибудь вредно-прекрасный хотдог... В маске зато - можно улыбаться встречным людям, не слишком привлекая к себе внимания, не боясь смутить... А ещё идёшь иногда и думаешь: "вот бы увидеть твой нос".
2. Ездил вчера в деревню. Кулле-Кими. Чистить оградки, убирать траву у могил родителей... Видел по пути невозмутимую корову... и другую ещё, которую "возмущали" двое мальчишек лет 5-7, стояли за углом, за забором, потом выглядывали и строили её рожки, и какой-то веточкой махали, хотели, чтобы она за ними погналась. А недавно ещё перед метро, другая парочка таких же по возрасту - продавали сирень. Ободрали какое-то дерево неподалёку и теперь продавали: "одна ветка - 10 рублей". Сирень моя дэу эни* любила. Когда ещё у первой "хрущёвки", где мы жили, был малюсенький палисадник - сирень там тоже росла. Дэу эни тоже там же похоронена, в Кулле-Кими. Там, если можно так выразиться, наша "родовая усыпальница". Там и прабабушка, и бабушкины братья-сестры-племянники. И теперь вот мама с папой. На том же кладбище чуть дальше от наших - солидный памятник народному поэту Татарстана Лене Шагыйрьжан. Шагыйрьжан ("душа-поэма") - псевдоним, на самом деле: Шакирзянова. Папа её, кажись, географом был, и всем детям дал имена в честь рек. Если память не изменяет там были: Лена, Луара, Нил, Амур. Мама мне как-то рассказывала про них. Лена эта умерла в 2017 году. Видел её несколько раз мельком. Один раз Лилия Газизова после уличной читки в сквере Тукая зачем-то захотела меня ей представить. Эта "Стихотворная душа" знакомиться отказалась и наговорила мне каких-то гадостей в том духе, что я ничтожество и звать меня никак. Я-то и сам не больно хотел знакомиться, Лилия меня за руку к ней повела. Ну и стоял я, как чурбан, а Лилия, бедная, пыталась уговорить её всё же снизойти и познакомиться со мной. Сцена получилась глупая. Ну вот теперь здесь лежит. Подошёл к могиле улыбнулся. Вспомнил. Там ещё стишок её. Жаль не записал текст, там было что-то про то, что "как же вам объяснить, когда поэт умирает - умирает часть народа"... Я думаю, когда я помру - то хорошо бы тихо умереть, безо всякой "части народа". И чтобы корова спокойно лежала бы, и жевала траву, и никакие шаловливые дети не беспокоили бы её со своими безделками. Впрочем, пускай пляшут.
*дэу эни – бабушка (тат.)
3. Дня два назад хороший был день, не часто сейчас, в короновирусную эпоху, можно собрать из дня такой милый пазл... Сначала я зашёл в кофейню "Кофе с толком" к Михаилу Кореневу. Две Мишины страсти - кофе и гитара. Я люблю слушать про кофе и люблю слушать гитару. У меня есть друзья-кофейники (вот был бы я карикатуристом, уже нарисовал бы сейчас шарж на друга в виде кофейника с носиком, и он бы поднимал нарисованной рукой крышечку, как истинный джентльмен приподнимает свой цилиндр при встрече с другим истинным джентльменом), поэтому иногда удаётся слушать их рассказы про зёрна, ароматы, условия, в которых произрастают те или другие кофейные деревья, и переноситься мыслями в какую-нибудь Кению. Но в этот раз всё было наоборот, это Мише пришлось слушать про историю казанской журналистики, потому что у меня тоже есть страсть! Мы сидели в уютном зальчике для лекций, узком, но уютном, который они сделали в своей довольно молодой ещё кофейне. По одну сторону здесь книги, по другую кассеты. Я, поскольку пришёл не как клиент, а по служебной надобности - смог сегодня оказаться внутри. Других не пускают, говорят, в округе рыщет полиция, и у многих уже нашла какие-то нарушения и оштрафовала. Так что вот - такие даже, казалось бы, простые радости - зайти в кафешку, оценить её внутренний дизайн, поболтать с хозяином - в нынешние времена не всем простым смертным доступны. Только некоторым. Я вот - самый простой смертный, но мне повезло. Дизайнера, кстати, тоже увидел здесь. Молодой парень, а я его знаю уже лет 20 почти, в лагере для начинающих журналистов он был школьником, или, как тогда называли - "пионером", а я преподом. Это было в 2001, тогда ему было лет 15, значит, сейчас - где-то 34 -35 уже. А я себя странно чувствую, одновременно на 17 и 80 лет. Мне кажется, это что-то близкое. А Миша вот - зальчик для лекций сделал в кафе, совмещённый с библиотекой, и даже кинозальчик с диванами (может, и не один он это делал, вскоре появилась его супруга, распорядительная девушка, так я её для себя аттестовал, потому что мне показалось, что она отдаёт распоряжения; впрочем, я мало знаю эту семью, Миша вот - слушать умеет, такими умными задумчивыми глазами, и потом даже вопросы задавал мне про эту мою историю журналистики, я обрадовался, пошёл рассказывать, одновременно боясь спугнуть эту его заинтересованность!). Миша-то почему зальчик сделал... а тут же надо понимать, что пространство в кофейне очень небольшое, раньше в этом помещении была обычная кафе-столовка, и я тут ел, а тут теперь они выделили зоны, под кофе-бар, кино-зал и лекторий, в том месте, где раньше просто жевали пюрешку с котлетами и один зал был заставлен столами... почему он так сделал? Ну, потому что Миша же не просто человек-кофейник, он - гитарист-педагог, именно он в своё время придумал в Казани проект "Малая академия гитары", и ещё он историк гитары, мы познакомились вообще в музее Боратынского, где была заявлена его лекция по истории струнных инструментов, века так с 18-го. Но в тот раз была неудача с публикой (а сколько у меня было таких неудач!) и пришли только мы с другом. И вот в залах музея, где всё дышит атмосферой дворянского XIX века, мы слушали рассказ Миши про старинную гитарную музыку... Его спокойный голос, мягкие задумчивые глаза как нельзя лучше подходили тогда и тому веку, и обаянию Боратынского дома, и гитарным переливам эпохи русского и итальянского романса... И вот Миша - просветитель и бизнесмен, он и есть представитель той любимой для меня ниши малого культурного бизнеса, который делает наш город прекраснее, и - очень личностный, человеческий такой, и который, наверное, сильнее других пострадал в период пандемии. Я любил оказываться и знакомиться с такими местами в Казани. Одна из старейших в этом ряду - галерея "Эбиволь" Татьяны Забегиной, или вот проект "Музей Чак-Чака", где недавно я прочёл цикл своих лекций по истории казанской печати, последнюю - 27 марта, перед самым окончательным закрытием на карантин. Или вот, совсем из другой эпохи - "Музей соцбыта", где я бывал всего пару раз, но однажды выступал на вечере памяти Высоцкого. Всё это (и в ряду, конечно же и Михаил Коренев, который уже столько проектов и пространств за это время открывал, но часто, увы, и закрывал по прошествии времени в Казани, при этом не сдавался никогда) бизнесы, проникнутые очень живым, личностным началом, при этом такие культурно-просветительские, несущие красоту в мир. Их очень надо беречь.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.116 (0.116 с.) |