Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление и развитие биоэтики как науки о самоценности жизни
Наука о жизни вообще - это биология (греч. bios - жизнь и logos - учение). Она основывается на данных таких наук, как ботаника, зоология, медицинская антропология, физиология, психология и т.д. В последние десятилетия новой научной дисциплиной о жизни стала микробиология, использующая богатую эмпирическую базу для объяснения наследственности. Взаимоотношения живых существ со средой исследуют экологи. А жизнедеятельность организма от его зарождения, развития и до смерти составляет предмет истории развития. Проблемами жизни занимаются также все гуманитарные науки. Их интересует сущность и смысл человеческой жизни. Наукой о разумной жизни людей давно называют философию. А теперь появилась научная дисциплина о самоценности жизни - биоэтика. Ее главная задача - осмысливать жизнь как таковую в современных условиях ускоренного научно-технического развития, упреждать все возможные негативные последствия от неосторожного или некомпетентного воздействия на жизненные процессы. Немецко-французский мыслитель, врач, теолог, культуролог, лауреат Нобелевской премии мира (1952) А. Швейцер (1875-1965) писал и говорил о жизни вообще как о всеобщей ценности. Человеческую жизнь он рассматривал как наивысшую ценность и трактовал общественный прогресс как духовное явление. Идея Швейцера - «благоговение перед жизнью». Оно виделась ему как мировоззрение, в котором рядом сосуществуют миро- и жизне утверждение, мораль и нравственность, - целиком основанные на гуманизме. Благоговение перед жизнью означает в его учении стремление к любви жизни, которая сама по себе хочет жить. Жизнеутверждение - это есть некий духовный акт, в котором человек перестает жить бездумно и посвящает себя своей жизни с благоговением, чтобы возвысить ее до высшей или истинной ценности. Добро, согласно мыслителю, это и есть благоговение перед жизнью или способствование ей в возвышении, развитии до наивысшей ценности - самоценности. Уже на ранних этапах становления науки и медицины философами ставился вопрос о самоценности жизни вообще и особенно человеческой. В наше время наметился прогресс в осмыслении жизни, ее сохранении и качественном преобразовании. В науке и медицине возникли тенденции, далеко выходящие за пределы чисто этических отношений врача к пациенту. Российские мыслители, особенно медики, как в прошлом, так и в наши дни трактовали и трактуют жизнь человека как самоценность или как самодостаточную ценность. «Этика жизни бросала вызов смерти как впадению в хаос. Борьба со смертью, - пишет врач и философ медицины Ю.Л. Шевченко, - один из постулатов этики жизни, с которым связано ценностное отношение к жизни и к биосфере, выражение в благоговении перед жизнью, в любви к жизни, в том числе и в религиозном принятии жизни как благодати» (Философия медицины. М., 2004. С. 313).
В условиях современного развития цивилизации особенно актуальными в науке вообще и биомедицинской в частности становятся проблемы морали и нравственности. При любом их понимании они неразрывно связаны с научным познанием и справедливостью. Сократу приписывают слова: «Всякое знание, отделенное от справедливости или других добродетелей, представляется плутовством, а не мудростью». Поэтому в научном познании вообще, но особенно в научно-медицинском исследовании человека встала ключевая задача философского осмысления диалектической взаимосвязи исследования и интеллектуального развития ученых с их нравственными качествами, закрепленными в определенной системе морального характера их личной жизнедеятельности. В настоящее время среди ученых, специалистов-медиков и даже широких слоев общества отмечается повышенный интерес к проблемам проведения биомедицинских исследований в животном мире. Сегодня морально-нравственная парадигма обогатилась принципиально новым философским концептом - биоэтикой. Биоэтика - это качественно новая гуманная и гуманитарная морально-нравственная наука, исследующая сферу сохранения и обновления жизни и новых форм взаимосвязи врачей и пациентов при лечении ряда неоднозначных заболеваний. В медико-клинической практике она сложилась в 60-х годах прошлого столетья. Термин «биоэтика» впервые был употреблен американским ученым-биологом и врачом-онкологом Ван Ренселером Поттером (1911-2001) в 1969 году. Он предлагал новую морально-нравственную дисциплину - биоэтику в старом духе этического натурализма - как научную концепцию, ставящую задачей выработку новых моральных и правовых требований при проведении исследований, связанных с риском для жизни вообще, т.е. живой природы.
Ученый и философ науки призвал объединить усилия представителей естествознания и гуманитарных дисциплин для того, чтобы обеспечить достойные условия жизни людей. По Поттеру, «наука выживания должна быть не просто наукой, а мудростью (философией), которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента - биологическое знание и общечеловеческие ценности». Правда, через некоторое время смысл термина «биоэтика» существенно изменился. На первое место выдвинулись, прежде всего, задачи междисциплинарных исследований: антропологических, социальнокультурных, моральных и правовых проблем. Биоэтика стала привлекать самое пристальное внимание политиков, философов, ученых, медиков, юристов, религиозных деятелей и т.д. Биоэтика сегодня ориентирует ученых и медиков на повышение моральной и правовой ответственности при любом научном исследовании, так или иначе связанном с воздействием на мир жизни. В. Поттер убеждал, что применение принципов биоэтики в практике исследования (но особенно в преобразовании естественных объектов природы) не должно ограничиваться сферой только живой природы. Биоэтика должна стать междисциплинарным полем исследований всей человеческой жизнедеятельности, объединяя философские проблемы с вопросами права, социологии, антропологии, культурологии, психологии, религии и т.д. Принципы биоэтики стали центральными в научно-медицинской сфере. Здесь они стали ее разновидностью в виде биомедицинской этики как философского осмысления актуальных проблем здравоохранения (научно-медицинского исследования, биомедицинских технологий, практической медицинской помощи и т.д.). Основное отличие биоэтики от традиционной медицинской этики, деонтологии - в том, что последняя носит сугубо корпоративный характер. Она рассматривает врача в качестве единственного нравственного субъекта, воздействующего на пациента, который в принципе пассивен. Ведь пациент (лат. patiens - страдающий) традиционно в медицине рассматривается как абсолютно зависимый от врача человек и поэтому вынужден всегда быть пассивным. Биоэтика же исходит из принципа личностной активности пациента, который, будучи субъектом морали, вступает в сложные диалогические отношения с другими субъектами - врачами и учеными. В центре биоэтического сознания оказывается идея автономии человека, его неотчуждаемое право самостоятельно принимать наиболее важные решения, касающиеся его собственной жизни и здоровья. Современная этическая доктрина состоит из четырех основных моделей: • этика Гиппократа; • этика Парацельса; • деонтология; • биоэтика. Об этических моделях Гиппократа, Парацельса, деонтологии уже многое сказано. А у биоэтики есть пока не осознанные специфические сюжеты. Одним из таких сюжетов являются конфликты (лат. conflictus - столкновение), порождаемые научно-техническим прогрессом, т.е. появлением современных технических средств и биотехнологий. Эти конфликты отражают острые противоречия, возникшие между достижениями естественных наук в сфере жизни и возрастающей ависимостью человека от техники и биотехнологии. Поэтому биоэтика обращена к человеческим измерениям науки и, конечно, медицинской и фармацевтической деятельности ученых и медиков.
Во многом благодаря воздействию биоэтики произошли заметные изменения в укреплении здоровья людей. Побеждены заболевания, порождавшие массовые эпидемии (чума, натуральная оспа). В результате разработки научных терапевтических методов лечения значительно увеличилась продолжительность жизни людей. Найдены эффективные способы лечения ряда болезней, считавшихся прежде неизлечимыми. Но, к сожалению, человечество поражают и новые болезни, даже более жестокие и изощренные, мимикрирующие, стремящиеся «обмануть» иммунную систему. А с ХХ века уровень заболеваемости стал расти просто в геометрической прогрессии. Научно установлено, что главной причиной этого возрастания стал стресс. Несомненно, современный научный прогресс в биомедицине и фармации должен сопрягаться с духовным самосовершенствованием людей. И если философы и ученые, врачи и фармацевты, познающие и осмысливающие проблемы современной жизни людей посредством принципов биоэтики, не будут постоянно напоминать ученым-исследователям, политикам, всем тем, кто имеет какое-то отношение к людям, об их личной ответственности за все ими содеянное, о современных морально-нравственных принципах и правовых нормах в их деятельности - человечество может очень быстро деградировать. Внедрение в сознание всех ученых и медиков принципов биоэтики должно привести в итоге к революции в их мышлении. Не подлежит сомнению, что медицина призвана оказывать гуманитарное влияние на судьбу человечества. Ведь смысловым стержнем биоэтики стало учение о сохранении жизни как высшей культурной ценности. Ее принципы надо распространить на всю биосферу как доминанту сохранения и улучшения всей живой природы на Земле. Но, прежде чем философски осмыслить необходимость бережного отношения к жизни, надо дать ей более или менее научное определение. Научные исследования живых объектов показали, что в живых организмах действуют в принципе те же самые физические законы, что и в неживой природе. Но, несмотря на многочисленные и при этом противоречивые суждения, в наше время считается, что главным моментом, определяющим суть живой природы, является способность к самовоспроизведению и самоуправлению, посредством которых жизнь только и самосохраняется в смене череды поколений. Еще в 30-е годы ХХ века В.И. Вернадский высказал мысль, что жизнь есть изначальное свойство биосферы в целом. Таким образом, области познания и сохранения жизни как в биологии, так и в философии объективно соединились в понимании глобальной задачи человечества - сделать все, чтобы сберечь естественный генофонд земной жизни. Вот этой ключевой задаче и служит теперь новая комплексная наука - биоэтика, которая не является корпоративной этикой.
Вопрос о содержании этой новой этической дисциплины возник в связи с осмыслением последствий научных достижений, которые вызвали недоверие общественности к ученым, проводящим рискованные эксперименты (пока на животных). Появление биоэтики связывают с новейшими биомедицинскими экспериментами. Так, в 1996 году в Англии клонировали овечку по имени Долли. В 2000 году клонировали уже пять поросят. А сегодня многие виды животных удачно клонированы и живут своей «естественной» жизнью. Еще более дерзкий научный эксперимент провели ученые Гавайского университета (США) со спермой мышей, которая, будучи охлажденной до безжизненного состояния, вновь реконструировалась и использовалась для оплодотворения женских особей. Исследование показало, что структуры ДНК в половых клетках устойчивы к внешним воздействиям. Открывается перспектива хранения семени лабораторных сельскохозяйственных животных, а может быть и человека. В 1997 г. Всемирная организация здравоохранения приняла решение о запрещении клонирования организма человека. Многие генетики считают клонирование человека неприемлемым как с моральной, так и с научной точки зрения, как «селекцию людей с особо ценными геномами». Это носит скорее гипотетический и спекулятивный характер, чем научно-практический. Исходя из гуманитарных целей, биоэтика требует беречь жизнь вообще и особенно быть аккуратным при воздействии на человеческий организм и психику. Врачам необходимо помнить слова И.П. Павлова (1849-1936), что «человек - неповторимое уникальное одухотворенное существо, предназначенное по своей природе и сущности к творческой созидательной деятельности, достойной веры, надежды, любви». Воздействуя на морально-этические взгляды врачей, необходимо больше внимания уделять развитию у них профессиональных и философско-нравственных личных качеств. Отсюда следует вывод: 1) содержание биоэтики должно вытекать из достижений всех естественных наук и прежде всего биомедицины; 2) биоэтика не должна противоречить здравому смыслу, когда он опирается на обширный эмпирический материал практической медицины. Эти требования к биоэтике служат целям формирования у всех ученых, врачей, фармацевтов, да и у всех специалистов самого уважительного отношения к жизни. В рамках общих традиций и тенденций развития культуры каждая эпоха предъявляла ученым и медикам все новые и новые требования к их морали долженствования, которые выражались в идеалах, принципах гуманизма. Поэтому философское осмысление гуманных мотивов исследования жизни в современном естествознании, в новых научных теориях биомедицины привели к пониманию необходимости формирования науки биоэтики, которая лежит на стыке философии, этики, социологии, юриспруденции, биологии и медицины.
Биоэтика становится нравственной доктриной в науке и в медицине. Она должна стать демиургом нравственного здоровья общества, так как задача самосохранения жизни в ее естественном состоянии дает надежду на утверждение прав человека на свободное, самостоятельное определение своей творческой жизнедеятельности. Биоэтика привлекает внимание всех ученых и медиков к осознанию смысла феномена смерти как неотъемлемой стороны развития мира. Это тема не нова: о смерти написано не меньше, чем о жизни. Наряду с биологией уже сто лет существует танатология - наука о смерти. С середины ХХ века в западной Европе увлеклись изучением смерти путем экспериментов над собой. Именно они позволяют судить о том, что граница между жизнью и смертью весьма относительна. А поскольку человек, в отличие от животных, сознает неотвратимость своей смерти, она выступает для него конституционным фактором его философии жизни. Впервые о праве ухода из жизни заявил философ и назвал его эвтаназией (греч. eu - хорошо, thanatos - смерть). Это был Ф. Бэкон. Он видел в эвтаназии «легкую смерть» в противоположность мучительной смерти. Могут ли люди обладать правом выбора образа жизни и ухода из нее? Нет, невозможно пока легализовать эвтаназию в современном мире и России. Но сторонники у эвтаназии есть, и они настаивают, чтобы она стала фактом реализации свободы воли человека, его осознанным и информированным выбором. А такой выбор с необходимостью предполагает наличие у пациента корректной, но объективной информации о диагнозе или трагическом прогнозе его заболевания. Согласно данным социологических опросов, проводившихся в разных странах, в том числе и в России, большинство врачей негативно относятся к эвтаназии. Как показывают опросы, проведенные среди московских врачей, некоторые молодые врачи считают допустимым в исключительных случаях применять эвтаназию (Введение в биоэтику. Учебное пособие. М., 1998). Но что бы там ни говорили, что бы ни писали, как ни рассуждали бы об эвтаназии: за или против, врач обязан делать все от него зависящее, чтобы вернуть пациенту здоровье, охранить его от мук боли или «divinum opus - cedare dolorem», что означает божественное дело - успокаивать боль. Устранение боли, даже умеренное увеличение продолжительности энергичной и творческой жизни пациента или сохранение молодости его души и тела без увеличения продолжительности жизни сделает смерть менее приемлемой, и обострит желание больных людей отдалить ее. Все это и делает врача истинным гуманистом - хорошим специалистом, милосердным человеком. Эти качества должны проявляться всегда и везде: дома, и на работе, при общении и с больными, и с их родственниками и т.д. Несомненно, что современный врач должен обладать и развитым чувством гражданской ответственности. Но этого недостаточно: проблему эвтаназии надо рассматривать шире и глубже, т.е. философски, она не в том - разрешать или не разрешать эвтаназию. «Заповедь «не убий» особым образом относится к эвтаназии, - пишет американский мыслитель П. Куртц, - которая может быть совершенна, поскольку имеет под собой собственные моральные основания. Если человек в страшных мучениях умирает от неизлечимой болезни и просит ускорить его смерть, то мы можем чувствовать моральную обязанность помочь больному умереть быстрее. Моральным оправданием этого являются милосердие и доброта» (Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма. М., 2002. С. 30). Фундаментальная проблема для современной медицины и ее философии состоит в том, что в новых научных, социально-культурных условиях, далеко выходящих за традиционные, размывается сам прежний смысл медицины, ее социальный идеал - лечение. Сегодня уже зримы новые цели медицины - беречь и улучшать все параметры человека и укреплять его творческой потенциал в созидательной жизнедеятельности. Однако у общественности не без основания возникает серьезная озабоченность. Она, к примеру, связывается с ожиданием, что развивающаяся биомедицинская технология в будущем будет активно вмешиваться в биопсихологический механизм. Доступ к генам и контроль генетического аппарата несет в перспективе беспрецедентные возможности контроля общества над своими собственными биопсихологическими основаниями. А это представит серьезный морально-нравственный вызов, чреватый колоссальными этическими и правовыми конфликтами в обществе.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.72.153 (0.014 с.) |