Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отдельные аспекты проблематики урегулирования подросткового буллинга: отечественный и зарубежный опыт
Аннотация: В данной статье исследуются понятие буллинг и его компоненты, рассматриваются меры противодействия подростковой травле, используемые в зарубежных государствах и в Российской Федерации. По мнению автора, в Российской Федерации вопрос противодействия буллингу недостаточно регламентирован, в том числе по причине отсутствия нормативно-правовой базы. Если за рубежом уже давно уделяют внимание по большей части применению превентивных мер, в том числе на законодательном уровне регулируя данную сферу, то в Российской Федерации работают только с пострадавшими от травли подростками, что представляется не совсем эффективным средством для решения указанной проблемы. Ключевые слова: буллинг, школьный буллинг, подростковый буллинг, подростковая травля, профилактика буллинга, жертва буллинга, противодействие школьному буллингу, борьба с подростковым буллингом.
Одним из феноменов, встречающихся в школьной среде, является буллинг, иными словами, школьная травля. Именно по той причине, что ключевым объектом агрессии со стороны сверстников становится ребенок, буллинг принято относить к наиболее разрушительному воздействию на психическое состояние подростка. Буллинг – это террор физического или психологического характера, целью которого для агрессора является заставить объект буллинга бояться, чувствовать себя слабым и беспомощным, подчиняться. Наиболее часто травля встречается именно среди школьников, когда подростки начинают разграничивать свое окружение на подобных себе - «близких», и на «чужих», над которыми непосредственно издеваются. Что касается проявлений школьной травли, к таковым следует отнести, например, вымогательство, намеренную порчу имущества, применение в разговоре с жертвой жестоких и обидных прозвищ; также это высмеивание и частое избиение, толкание жертвы, распространение неправдивых сведений об объекте буллинга, требование у него денег или исполнения позорящих действий. К группе повышенного риска относятся, как правило, дети, характеризующиеся слабым состоянием здоровья, недостатками внешнего вида, ношением не актуальной в моде одежды, наличием акцента. Относительно внешних характеристик «легкой» для агрессоров добычи следует отметить такие, как робость, мягкость, неуверенность в себе.
Школьная травля, что вполне логично, всегда оставляет пагубный след: ребенку приходится сталкиваться с серьезным стрессом, а длительная травма, безусловно, сказывается на будущем. Наиболее часто повторяющимися последствиями от травли становятся: появление низкой самооценки, боязнь неудачи, сильная зависимость от одобрения со стороны окружающих. Негативный опыт буллинга сказывается на умении внедряться в общественный коллектив, на навыках общения и стремлении совершенствоваться в целях становления лучше сверстников в организациях высшего образования и местах работы в дальнейшем. Именно по этой причине крайне важно улавливать и контролировать психологическое состояние подростка, замечая любые тревожные изменения еще на ранних стадиях их развития. Другими словами, ключевая цель заключается в профилактических мерах, позволяющих на корню исключать любые возможности для проявления травли в школьной среде. Одной из основных особенностей буллинга является его структура, включающая в себя жертву, инициатора травли (обидчика или агрессора), свидетелей и участников, поддерживающих инициатора. Пассивное наблюдение за травлей и формирующееся у свидетелей чувство беспомощности также вызывает негативные последствия, которые напрямую ведут к снижению самооценки и подрыву психического здоровья, а все те, кто помогает буллеру, действуя по принципу «Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул»[287], становятся последователями буллера из страха оказаться на месте жертвы. Таким образом, все участники подросткового буллинга в той или иной степени получают разрушительные травмы. На сегодняшней день в Российский Федерации отсутствует единый нормативный правовой акт, который бы регулировал правовую природу подросткового буллинга, определял бы обязательные меры по предотвращению данной проблемы в школах, а также очерчивал бы рамки ответственности лиц, являющихся агрессорами в таких ситуациях. Считается, что именно отсутствие правовой регламентации и недостаточное правовое регулирование тормозят развитие российских школ в вопросе противодействия буллингу. В то же время в большинстве зарубежных стран сегодня вопрос выработки профилактических мер в целях противодействия школьному буллингу является прерогативой государства, которое на законодательном уровне регламентирует этот вопрос.
Для более полного понимания данного вопроса следует обратиться к некоторым из программ, действующих в зарубежных государствах. В Норвегии согласно программе Д. Ольвеуса, направленной на улучшение климата в школьной среде, применяются показы видеороликов, внедрение ролевых игр и организация детского досуга. Уже более тридцати лет направления данной программы активно применяют Бельгия, Италия, Нидерланды, страны Латинской Америки, Эстония. В Великобритании усиленно применяются именно профилактические меры борьбы с подростковым буллингом. Воспитательные работы проводятся через «суды», на которых обидчика публично отчитывают и поучают перед коллективом. Активно используется прием под названием «Скамейки дружбы», дающий детям возможность обрести друзей, единомышленников. Также для детей создана карта, которая в режиме реального времени позволяет отмечать те места, где конкретно они подверглись травле со стороны сверстников. Благодаря этому педагоги своевременно реагируют на наличие потенциальных мест опасности для школьников. Зачастую в школах организовывают и проводят дополнительные занятия с целью оказания взаимной помощи. В Соединенных Штатах Америки с подростковой травлей борются посредством принятия правовых актов или внесения изменений в уже существующие. Например, Штат Невада характеризуется введением уголовной ответственности за угрозы как в устном, так и в письменном виде. Действует и специальная организация, проводящая оценку качества законов в сфере буллинга, а также поддерживающая учеников – жертв подростковой травли. В Канаде ключевое направление в борьбе с буллингом ученые видят в воздействии на родителей, так как их задачей является распознавание потенциальных буллеров, «лечение» таких детей. Исходя из законодательства рядя государств, меры по противодействию школьному буллингу принимаются также во Франции и Японии, Южной Корее и Китае, Узбекистане. Примером положительного опыта работы по первичной профилактике подросткового буллинга в Российской Федерации являются программы, разработанные нижегородским педагогическим университетом и направленные на повышение, путем проведения тренингов, успешности подростка в сфере взаимодействия со взрослыми. Россия отличается разработкой и введением в действие таких проектов, как «Травли.net» и «Вместе против травли». Указанные проекты призваны своевременно информировать детей и их родителей о буллинге, о возможных путях его предотвращения и уменьшения тяжести последствий. Что касается средств, которые используют для противодействия школьному буллингу в России, основная их часть направлена на разрешение уже произошедших случаев травли. Следовательно, в российском государстве проблему не предупреждают, а пытаются хотя бы минимизировать появившиеся от подростковой травли последствия. Именно по той причине, что в Российской Федерации все проекты, направленные на противодействие буллингу в подростковой среде, имеют единичный характер действия, проблема остается острой по сей день. Как результат – подросток закрывается в себе полностью, становясь уверенным в том, что никакой помощи уже и быть не может. Агрессор, в свою очередь, укрепляет свои позиции, находя и обижая все большее количество жертв, становясь от безнаказанности крайне жестоким. Представляется, что при правовой регламентации и при наличии действующей на всей территории страны специальной программы по противодействию школьному буллингу, ситуация была бы в корне отличной от той, которую приходится видеть сегодня.
Таким образом, проанализировав профилактику школьного буллинга в Российской Федерации и предпринимаемые меры для разрешения проблемы, можно сделать вывод о том, что пока еще нет правового акта или эффективной программы, которые бы регулировали данный вопрос, когда так очевидна необходимость системного подхода к решению проблемы подросткового буллинга. Кроме того, в России практически отсутствуют службы, необходимые для полноценной профилактической работы по предотвращению буллинга. Сегодня уже начинает формироваться правовая база некоторых субъектов Российской Федерации, активизируется работа в органах местного самоуправления. Создание системы профилактических мер, направленных на предотвращение школьного буллинга, позволит правильно и вовремя реагировать на попытки подростковой травли в целях решения этой остро социальной проблемы. Глечян Сюзанна Андраниковна магистрант 2 курса Юридического факультета им. А.А. Хмырова Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Научный руководитель: Дзидзоев Р.М., профессор кафедры конституционного и муниципального права Кубанский государственный университет, г. Краснодар доктор юридических наук, профессор
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.49 (0.009 с.) |