Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Двойная исключительность
III. Двойная исключительность. Сочетание высоких, иногда выдающихся способностей в одной области со слабыми способностями к отдельным аспектам школьного обучения является еще одним источником проблем одаренных детей, которых в зарубежной практике принято называть "дважды исключительные дети". Довольно распространенным вариантом двойной исключительности можно считать сочетание высоких интеллектуальных (математических, художественных) способностей с дислексией, обусловливающей неуспешность одаренного ребенка в чтении и/или письме. Одаренность таких детей часто не обнаруживается и не признается в школе, а неадекватность суждений об их интеллектуальных способностях, основанных на их низкой успеваемости, ведет к недооценке их потенциала, который остается скрытым и не получает условий для своей реализации. IV. Перфекционизм IV. Перфекционизм. Несмотря на большое значение перфекционизма в развитии одаренности, он может служить одним из главных источников стресса, неудач и сильных переживаний одаренных детей. С одной стороны, перфекционизм побуждает одаренного ребенка к достижению высокого уровня развития и выполнения какой-то деятельности, а с другой - установление чрезмерно высоких стандартов может приводить к тяжелым переживаниям, эмоциональным срывам и страху неудачи, если эти стандарты не достигаются. Двойственный характер проявлений перфекционизма и его влияний на развитие личности одаренных детей обусловливает необходимость специального внимания к формированию стремления к совершенству у одаренных детей как со стороны родителей (законных представителей), так и педагогов, психологов и всех участников общеобразовательных отношений. Особенности психического развития одаренных детей, а также проблемы, возникающие в обучении, развитии эмоционально-волевой и личностной сферы, социализации и профессиональном самоопределении, служат достаточным основанием для признания необходимости организации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школьном обучении. Эту задачу может решать психологическая служба в школе, в которой обучаются одаренные дети. Реализация программ адресной психологической помощи детям
Целевых групп В соответствии с основными направлениями психолого-педагогического сопровождения целевых групп определяются конкретные формы и содержание работы педагога-психолога: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, психологическое консультирование и просвещение педагогов, родителей (законных представителей), других участников образовательных отношений, психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы (в структуре реализации индивидуального образовательного маршрута). Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение в форме программ адресной помощи (далее - психолого-педагогические программы) с учетом вышеуказанных психолого-педагогических проблем, рисков и трудностей детей целевых групп. В структуру психолого-педагогической программы рекомендуется включать общую информацию о ее реализации, подтверждение обоснованности программы, а также сценарии проведения занятий с приложениями (раздаточный, стимульный материал) <9>. 1. Общая информация о коррекционно-развивающей, просветительской, развивающей, профилактической программе или образовательном (социально-психологическом) проекте, как правило, содержит описание следующих разделов: - наименование и направленность программы, - информация о разработчике(-ках), участниках и о месте реализации программы - организации (название, сайт, телефон, электронная почта, руководитель, контактное лицо), - описание целей и задач, на решение которых направлена программа, - целевая аудитория, описание ее социально-психологических особенностей, - методическое обеспечение (научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение) программы, - описание основных этапов реализации программы, - описание требований к специалистам, задействованным в реализации программы, и иных требований (технических, материальных), - ожидаемые результаты реализации программы,
- факторы, влияющие на достижение результатов программы, - сведения об апробации программы. Порядок описания обоснованности программы подразумевает: - Наличие критериев оценки достижения планируемых результатов реализации практики; - Содержание обратной связи от участников образовательного процесса: педагогов, родителей (законных представителей), детей об удовлетворенности качеством психолого-педагогической помощи и поддержки посредством определения достижения основных задач адресной помощи; - Результаты, подтверждающие эффективность реализации программы (например, характер и динамика социальных изменений в ситуации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, и их семей после реализации программы); - Результаты внешней профессиональной экспертизы программы; - Описание инструментов сбора данных достижении практикой социальных результатов. Соблюдение требований к структуре программы позволит специалистам обосновывать те или иные действия в рамках практической работы с обучающимися <6>. Программа имеет название и указание на авторство; рекомендуется предусмотреть обоснование программы, описание актуальной ситуации и практических запросов; в программе необходимо сформулировать цель и задачи, при этом важно, чтобы цель определялась как образ конечного результата, ресурс, который будет сформирован у обучающегося, его семьи (без использования отрицательных формулировок); желательно, чтобы в программе была описана теоретическая модель того или тех феноменов, которые являются "мишенями воздействия" (этот раздел имеет принципиальное значение для формулирования задач программы); целесообразно указание на целевую группу или целевые группы, являющиеся ключевыми участниками программы; важно определить длительность программы, ее объем в часах, количество и продолжительность занятий, их формы, а также принципы комплектования групп (количество человек, возраст, пол и т.п.), если программа подразумевает различные групповые форматы работы; важно на этапе разработки программы продумать, какая методическая и материально-техническая база нужна для ее реализации и воплощения (например, бланки методик, оборудование и т.п.); структурируются этапы и блоки программы, что обычно делается в форме тематического плана; целесообразно представить методические рекомендации по реализации программы; описание занятий, включающее в себя формулирование тем и целей занятий, методов, которые планируется использовать в ходе занятий, оборудования, которое необходимо на тех или иных занятиях (в том числе бланки диагностических методик, дидактический и раздаточный материал и т.п.); планы занятий и описание хода занятия (описание игр и упражнений, которые планируется использовать, текст лекции или сообщения, если они планируются и т.п.); в отдельном разделе программы желательно описать, каким образом будет оцениваться эффективность программы на основе доказательного подхода (например, через экспертные оценки, анализ отзывов клиентов, результаты мониторинга и т.д.); в конце программы приводится список использованной литературы. При реализации психолого-педагогических программ для детей целевых групп рекомендуется предусмотреть консультационную подготовку родителей (законных представителей). Осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающихся возможно исключительно с согласия родителей (законных представителей) ребенка.
При проведении индивидуальных и групповых занятий с детьми в рамках реализации программ адресной психологической помощи важно руководствоваться установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями <12>. При разработке программ адресной психологической помощи детям целевых групп целесообразно учитывать следующие рекомендации: Программа адресной помощи обучающимся целевой группы "Нормотипичные обучающиеся: дети и подростки с нормативного кризисом" может включать в качестве основных направлений: - развивающие психолого-педагогические программы, включающие развитие метапредметных и личностных результатов освоения ОП; - просветительские, профилактические психолого-педагогические программы, включающие эмоциональную, мотивационно-смысловую, межличностную и коммуникативную сферы жизнедеятельности обучающихся. Поскольку условия внедрения ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО предполагают активную роль всех участников образовательного процесса в развитии личности обучающихся, важной задачей реализации программ будет являться максимальное содействие психическому и личностному развитию детей и школьников, содействие формированию психологического здоровья личности обучающихся <8>. В этом контексте ключевую роль будет играть создание развивающего характера образовательной среды, а также реализация условий личностно-эмоциональной защищенности ее участников. Таким условиям соответствует модель психологической безопасности образовательной среды. Данную модель рекомендуется использовать в целях разработки психолого-педагогических программ сопровождения обучающихся, программ воспитания и социализации, а также осуществления психологической экспертизы и мониторинга психологической безопасности образовательной среды. Программа адресной помощи обучающимся данной целевой группы может строиться на принципах формирования психологической безопасности личности и психологически безопасной образовательной среды. Рекомендации по оказанию адресной психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении, обобщены и систематизированы в рекомендациях "Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся".
Реализация программ адресной помощи обучающимся данной целевой группы может включать в качестве основных направлений: Программы повышения мотивации обучающихся, в том числе создание условий индивидуализации образовательного процесса, приведения его в соответствие с возможностями и особенностями обучающихся, с их интересами, с ориентацией на зону ближайшего развития, на инициацию и укрепление субъектной позиции по отношению к учебной деятельности. С целью реализации данного направления адресной помощи осуществляются: - комплексный анализ школьной ситуации обучающихся и образовательного процесса по запросу учителей; - организация консультативной помощи учителям, стремящимся перестроить свою работу с учениками (по запросу); - организация индивидуальной помощи обучающимся в преодолении учебных трудностей, направленной, в том числе, на повышение учебной мотивации; - исследование семейного аспекта снижения учебной мотивации и вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. Программы, направленные на повышение школьного благополучия, в том числе, снижение уровня личностной тревожности обучающихся; общей тревожности в школе, переживания социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям окружающих, проблем и страхов в отношениях с учителями. Реализация данного направления адресной помощи призвано содействовать: - повышению уровня психологической компетентности учителей, - развитию психолого-педагогической грамотности, культуры педагогического общения, - формированию навыков конструктивного решения целого ряда проблемных педагогических ситуаций, - овладению способами профилактики и преодоления эмоциональной напряженности.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.102.160 (0.02 с.) |