Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1 религиозная политика СССР в годы «оттепели»Стр 1 из 5Следующая ⇒
ГЕЙКО АЛЕКСАНДРА ИВАНОВНА Религиозная политика Советского государства в период «оттепели» и ее освещение в историко-культурном стандарте и новой линии учебников
(бакалаврская работа)
Квалификация – бакалавр Направление подготовки – 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Профили – История и Обществознание Форма обучения – очная
Оренбург, 2019 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ………………………………………………………………………3 Глава 1.Религиозная политика СССР в годы «оттепели» ……………...............................................................................................9 1.1 Основные аспекты нового политического курса по религиозным вопросам……………………………………………………………………………...9 1.2 Реализация религиозной политики Советского Союза в Оренбургской области……………………………………………………………..19 Глава 2. Освещение религиозной политики СССР в период «оттепели» в ИКС и новой линии учебников …………………………………35 2.1 Изложение темы в ИКС и новой линии учебников …………………35 2.2 Раскрытие темы посредством использования различных методов обучения ……………………………………………………………………………39 Заключение ………………………………………………………………….53 Список источников и литературы ……………………………………….55 Приложения …………………………………………………………………57 Приложение А Постановление ЦК КПСС [7 июля 1954 г] О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения..................................................................................................................57
ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Россия - это многонациональное и многоконфессиональное государство, а поэтому вопросы, связанные с религией в нашей стране никогда не потеряют своей актуальности. Особенно если говорить о политическом курсе нашей страны, касательно вопросов веры, так как здесь всегда есть спорные моменты. Например, в какие-то эпохи нашей истории случались перегибы в сторону большего контроля церковной жизни, вплоть до практически полного уничтожения, а когда-то было наоборот очень сильное послабление.
Изучение тем, связанных с религиозным курсом государства, в частности в период «Оттепели», к сожалению, не предусмотрено школьной программой, не смотря на то, что в Историко-культурном стандарте указано, что история религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника. Поэтому тема данного исследования является очень актуальной и ориентированной на практическое применение в школе. Степень изученности проблемы. Анализ научной литературы, посвященной данной теме, показал, что религиозная политика Советского государства часто становилась объектом исследования. Условно все труды можно поделить на три большие группы- советские (1960-1970-е гг.), перестроичные (1980-1990-е гг.) и современные (2000-2010-е гг.) работы. В советскую эпоху характерной особенностью научных работ, посвященных религиозной политике, было господство марксистской идеологии и единая методика исследований. Историки этой эпохи полностью оправдывали государственный курс и утверждали, что религии не место в новом обществе. Так, например, Н.С.Гордиенко в «Критике новых тенденций Православия»[1] писал, о невозможности модернизации веры в «прогрессивное мировоззрение», которое подходило бы для современного им социума. В исследовании Г. Р. Гольста «Религия и закон»[2] пропагандировались и разъяснялись основные положения советского законодательства о культах в рамках заданной атеистической концепции. В перестроичный период историографии можно отметить, что отличительными особенностями являются следующие черты: во-первых, как правило, это достаточно объемные труды; во-вторых, написанные в целом по религиозной политике СССР. Среди наиболее важных работ следует назвать работу Д.В.Поспеловского «Православная церковь в ХХ веке»[3], опубликованная в 1995 г. В своем труде автор попытался проанализировать религиозную политику с самого основания Советского государства и до его распада.
Другой не менее важной работой является исследование известного в своей области ученого М.В.Шкаровского «Русская Православная церковь при Сталине и Хрущеве»[4], изданная в 1999 г. Особенностью данного труда является то, что он написан с обширным использованием архивного материала и считается практически первой научной работой в данной области. Другой интересной работой того времени является труд Т.А.Чумаченко «Государство, Православная церковь, верующие 1941-1961»[5]. При написании тоже были использованы архивные материалы, но особенность этой работы состоит в том, что при повествовании акцент делался именно на взаимоотношения РПЦ и государства. Если же говорить о современном этапе историографии данного вопроса, то следует отметить, что он представлен в основном статьями. Изученные мной работы дают в основном обзорный материал по данному периоду. К ним можно отнести работу Л.И. Сосковец «Положение Русской Православной Церкви в период Хрущевской «Оттепели»[6]. Автор анализирует ситуацию, в которой оказалась Русская православная церковь в конце 1950-х - начале 1960-х гг., выясняются причины ужесточения государственно-церковных отношений, показаны основные направления, по которым государство вело борьбу с церковью в данный период. А В.В.Корнев в своей статье «Преследования Русской Православной церкви в 50х-60х гг. ХХ века»[7] основной акцент делает именно на религиозные «гонения», которые проводились в то время. Не смотря на достаточное количество статейного материала, в современный период историографии были опубликованы и монографии. К ним можно отнести работу упомянутого уже М.В. Шкаровского «Русская Православная Церковь в ХХ веке»[8], где он расширил временные рамки начатого им исследования. Также это изданный в 2011 году сборник «Государство и церковь в ХХ веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы»[9]. В данной работе в части 1 дан анализ деятельности Совета по делам РПЦ 1958-1961 гг. и помимо этого важным является опубликование архивных документов, таких как Записи бесед председателей Совета по делам РПЦ Г.Г.Карпова и В.А.Куроедова с Патриархами Русской Православной церкви, воспоминания сотрудников Совета и др. К работам, посвященным истории Оренбургской области, можно отнести коллективный труд «Оренбуржье православное: история и современность»[10]. В нем дается описание истории православия в нашем крае с XVIII века и до 2014 г. Период «Оттепели» тут хоть описан и не подробно, но он дает большое количество фотоматериалов. Таким образом, по данной теме существует достаточно большое количество как монографий, так и научных статей. Проблема исследования заключается в изучении религиозной политики Советского Союза. Тема исследования: Религиозная политика Советского государства в период «оттепели» и ее освещение в Историко-культурном стандарте и новой линии учебников. Цель исследования – изучить основные аспекты религиозной политики Советского государства в период «оттепели» и ее освещение в ИКС и новой линии учебников.
Объектом исследования выступает религиозная политика СССР в период «оттепели». Предмет исследования: религиозная политика Советского государства в период «оттепели» и ее освещение в историко-культурном стандарте и новой линии учебников. Гипотеза: предполагаем, что изучение религиозной политики СССР в период «оттепели» в школьном курсе истории возможно при: 1) исследовании основных аспектов религиозной политики СССР в период политического лидерства Н.С. Хрущева и её реализацию в Оренбургской области; 2) разработке фрагментов уроков с возможными вариантами преподавания этой проблемы; 3) выявлении воспитательного потенциала изучения религиозной политики СССР в годы «оттепели» в школьном курсе истории. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: - выделить основные аспекты нового политического курса по религиозным вопросам; - рассмотреть реализацию религиозной политики Советского Союза в Оренбургской области; - проанализировать изложение темы в Историко-культурном стандарте и новой линии учебников; - представить возможные варианты раскрытия темы посредством использования различных методов обучения. В работе использовались следующие методы исследования: описательный метод, метод анализа специальной литературы и архивных источников, анализ понятийно-терминологической системы, историко-сравнительный метод. Практическая значимость данной работы состоит в разработке фрагментов уроков, посвященных религиозной политике СССР в период правления Хрущева Н.С. Материалы исследования можно использовать в качестве рекомендаций к уроку по теме «Оттепель» в духовной жизни, а так же для подготовки внеклассных мероприятий. База исследования представлена как опубликованными, так и не опубликованными документами. К неопубликованным можно отнести архивные документы, извлеченные для работы из фонда 371 (Чкаловский (Оренбургский) обком КПСС) Оренбургского Государственного архива социально-политической истории (ОГАСПИ). Опубликованные источники: сборник документов «О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и советского государства», Историко-культурный стандарт и учебники по истории России за 9 класс под разными изданиями. Апробация работы: Основные положения исследования были опубликованы в трех статьях и представлены на международных и всероссийских конференциях «Молодежь. Наука. Будущее» 24 мая 2018 г. и 22 мая 2019г., «Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития» в г. Красноярске 20 апреля 2018 года.
Структура работы: исследование состоитиз введения, двух глав, в каждой из которых представлены по два параграфа, заключения, списка используемой литературы и приложения. Фрагмент урока №1 Урок по истории России в 9 классе по теме: «Оттепель» в духовной жизни УМК: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России Тип урока: урок открытия нового знания Форма урока: комбинированный Цель урока: сформировать целостное представление о духовной жизни в СССР периода Оттепели. Задачи: Образовательная: 1) Рассмотреть состояние искусства в указанный период. 2) Изучить основные научные открытия, совершенные в Оттепель. 3) Проанализировать состояние образования и спорта. Воспитательная: 1) Воспитать чувство патриотизма 2) Вызвать заинтересованность историей Родины Развивающая: 1) развивать умение делать самостоятельные выводы; 2) развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником Ход урока
В указанном выше фрагменте дети, работая с документом, могут получить общее представление о религиозной политике государства, несмотря на то, что это не включено в программу.
В нижеприведенном фрагменте представлен вариант изучения темы «Религиозная политика СССР в период «оттепели» путем разбора цитат Н.С.Хрущева и воспоминаний о нем. Фрагмент урока №2 Урок по истории России в 9 классе по теме: «Оттепель» в духовной жизни УМК: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России Тип урока: урок открытия нового знания Форма урока: комбинированный Цель урока: сформировать целостное представление о духовной жизни в СССР периода Оттепели. Задачи: Образовательная: 4) Рассмотреть состояние искусства в указанный период. 5) Изучить основные научные открытия, совершенные в Оттепель. 6) Проанализировать состояние образования и спорта. Воспитательная: 3) Воспитать чувство патриотизма 4) Вызвать заинтересованность историей Родины Развивающая: 3) развивать умение делать самостоятельные выводы; 4) развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником Ход урока
Метод изучения проблемы, описанный в данном фрагменте, поможет: 1)Составить более личное представление по данному вопросу, а следовательно, лучше запомнится. 2)Изучение цитат и высказываний Никиты Сергеевича поспособствует более лучшему пониманию и раскрытию характера данного политического деятеля. Фрагмент урока №3 В следующем фрагменте представлена возможность разбора проблемы с помощью опережающего задания. В качестве такового обучающимся будет предложено взять небольшое интервью у кого-нибудь из своих родственников, живших в данный период, с целью сбора личной информации по теме. Это позволит обучающимся изучить проблему на личном примере своей семью, можно сказать, что произойдет «наложение» истории государства на историю отдельно взятой семьи. Урок по истории России в 9 классе по теме: «Оттепель» в духовной жизни УМК: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России Тип урока: урок открытия нового знания Форма урока: комбинированный Цель урока: сформировать целостное представление о духовной жизни в СССР периода Оттепели. Задачи: Образовательная: 1) Рассмотреть состояние искусства в указанный период. 2) Изучить основные научные открытия, совершенные в Оттепель. 3) Проанализировать состояние образования и спорта. Воспитательная: 1) Воспитать чувство патриотизма 2) Вызвать заинтересованность историей Родины Развивающая: 1) Развивать умение делать самостоятельные выводы; 2) Развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником Ход урока
Работа с интервью позволит обучающимся понять, что любая политика, проводимая в государстве, так или иначе оказывает влияние на каждую семью и, при регулярном использовании этой методики, поможет воспитать в школьниках чувство гражданской активности, сознательности и ответственности. Таким образом, выше представлены варианты преподавания проблемы «Религиозная политика СССР в годы «оттепели» в рамках темы «Оттепель в духовной жизни». В чем же важность данного вопроса? Почему его необходимо изучать, несмотря на то, что он не входит в программу? Потому что мы являемся жителями не только многонационального, но и многоконфессионального региона и изучение вопросов, касающихся веры являются очень актуальными. А предложенные фрагменты позволяют путем работы с документами, с цитатами и с интервью изучить основные аспекты вопроса, но в то же время сделать это интересно и активизируя работу всего класса.
Заключение На материалах проведенной нами работы можно сделать следующие выводы: 1) Положение Церкви в период правления Хрущева было весьма сложным. Руководство государства предпринимало различные постановления, которые весьма ограничивали ее и без того зависимое положение. Было осуществлено массовое закрытие православных храмов, монастырей и духовных учебных заведений. Была так же изменена система управления и организации церковью. Помимо этого проводилась очень активная пропаганда, причем она носила не только антицерковный характер, но и антирелигиозный. 2) В Оренбургской области антирелигиозный курс был несколько «однобокий», а именно: проведение семинаров-совещаний, чтение лекций, или более радикальные действия, такие как закрытие храмов. Но действия не являлись эффективными, потому что религиозность населения, хоть и шла на убыль, но это было не повсеместно и не закономерно. Если же говорить о деятельности священнослужителей, в частности о епископе Михаиле, то его действия были гораздо продуктивнее, потому что он привлекал молодое духовенство, проводил благотворительную деятельность (вплоть до ее запрета), содержал большинство церквей в чистоте и порядке (обновлялись купола и иконы). Поэтому несмотря на кажущуюся активность решения религиозного вопроса, он, и к концу периода «оттепели», когда Н.С.Хрущев утверждал, что в скором времени «покажет последнего попа по телевизору», продолжал оставаться очень острым и относился к числу не решенных. 3) Касательно методической составляющей нашего исследования, то следует отметить, что тема политики в области веры не затрагивается не только в учебниках, которыми пользуются на территории нашего региона (т.е. издательство «Просвещение»), но и в других издательствах. Я считаю это немного не правильным, и не только потому, что историко-культурный стандарт подразумевает их преподавание, а потому что в нашей стране, являющейся одной из самых многонациональных и многоконфессиональных, вопросы религии должны быть отражены. Это нужно для того, чтобы иметь возможность предотвратить возникновение конфликтов на религиозной или национальной почве. Путем изучения этой проблемы и не только в эпоху «оттепели», но и в другие этапы истории России, у обучающихся будет изначально складываться представление, что в нашей стране живет огромное количество разных людей, но именно в этом многообразии и есть наша особенность. 4)Помимо всего вышеперечисленного, нами были разработаны три возможных варианта преподавания темы «Религиозная политика СССР в период «Оттепели» в 9 классе на уроках истории в параграфе «Оттепель» в духовной жизни».
Литература: 20. Гордиенко, Н.С. Критика новых тенденций современного Православия / Н.С.Гордиенко. - Л.: Знание, 1975. -32 с. 21. Гольст, Г.Р. Религия и закон / Г.Р.Гольст. - М.: Юридическая литература,1975.- 112 с. 22. Государство и церковь в ХХ веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы / Отв. редактор А.И.Филимонова. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.- 464 с. 23. Дымарский, В.Н. Времена Хрущева. В лицах, фактах и мифах / В.Н.Дымарский. - М.: АСТ,2011.- 352 с. 24. Корнев, В.В. Преследования Русской православной Церкви в 50-60-х годах ХХ века [Электронный ресурс] / В.В.Корнев. // Образование и православие. - Режим доступа: http://www.orthedu.ru/ch_hist/hi_rpz/10589pre.htm 25. Крючкова, Е.А. Воспитательный потенциал историко-культурного стандарта [Электронный ресурс] / Е.А.Крючкова // Современная наука. -2016.- №1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-potentsial-istoriko-kulturnogo-standarta 26. Оренбуржье православное: история и современность / С. Е. Плаксин. - Оренбург: Оренбургский обл. общественный благотворительный фонд "Совесть", 2014.- 543 с. 27. Поспеловский, Д.В. Православная церковь в ХХ веке / Д.В.Поспеловский. - М.: Республика, 1995.- 511с. 28. Сосковец, Л.И. Положение Русской Православной Церкви в период Хрущевской «Оттепели» / Л.И.Сосковец // Вестник ТомГУ. – 2011. - №4. - С.29. 29. Суходрев, В.М. Язык мой - друг мой. От Хрущева до Горбачева / В.М.Суходрев. - М.: Тончу, 2008.- 536 с. 30. Хрущев и Церковь. Интервью с О.Ю.Васильевой. Беседовал монах Рафаил(Попов) 14 октября 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/86664.html. 31. Чумаченко, Т.А. Государство, Православная церковь, верующие 1941-1961/ Т.А.Чумаченко.- М: «АИРО-XХ»,1999. -248 с. 32. Шкаровский, М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке / М.В.Шкаровский. - М.: Вече, 2010.-480 с. 33. Шкаровский, М.В. Русская Православная церковь при Сталине и Хрущеве / М.В.Шкаровский. - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье Общество любителей церковной истории, 1999.- 400 с.
Приложение А. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС [7 июля 1954 г.] О КРУПНЫХ НЕДОСТАТКАХ В НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЕ И МЕРАХ ЕЕ УЛУЧШЕНИЯ ЦК КПСС отмечает, что многие партийные организации неудовлетворительно осуществляют руководство научно-атеистической пропагандой среди населения. В то же время церковь и различные религиозные секты значительно оживили свою деятельность, укрепили свои кадры и, гибко приспосабливаясь к современным условиям, усиленно распространяют религиозную идеологию среди отсталых слоев населения. Церковники и сектанты изыскивают различные приемы для отравления сознания людей религиозным дурманом, обращая особое внимание на привлечение к церкви молодежи и женщин. Они широко используют свою печать, проповедническую и благотворительную деятельность, ведут индивидуальную обработку граждан. В целях увеличения числа прихожан церковь торжественно обставляет богослужения, использует хоры и оркестры, снижает цены на требы. В результате активизации деятельности церкви наблюдается увеличение количества граждан, соблюдающих религиозные праздники и отправляющих религиозные обряды, оживляется паломничество к так называемым «святым местам». <…>Неудовлетворительно занимаются научно-атеистической пропагандой Министерство культуры СССР и Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. Лекции и доклады на атеистические темы читаются крайне редко, причем количество этих лекций из года в год сокращается, идейно-научный уровень лекций очень низок. Особенно плохо ведется естественнонаучная пропаганда среди сельского населения. Слабо привлекаются к этому делу многочисленные кадры советской интеллигенции. [1] Гордиенко Н.С. Критика новых тенденций современного Православия. Л.,1975. 32 с. [2] Гольст Г.Р. Религия и закон. М., 1975. 112 с. [3] Поспеловский Д.В. Православная церковь в ХХ веке. М.,1995. 511с. [4] Шкаровский М.В.Русская Православная церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. 400 с. [5] Чумаченко Т.А.Государство, Православная церковь, верующие 1941-1961.М.,1999. 248 с. [6] Сосковец Л.И. Положение Русской Православной Церкви в период Хрущевской «Оттепели»// Вестник ТомГУ.2011.№4. С.29-35. [7] Корнев В.В.Преследования Русской православной Церкви в 50-60х годах ХХ века. [Электронный ресурс: http://www.orthedu.ru/ch_hist/hi_rpz/10589pre.htm] [8] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010. 480 с. [9] Государство и церковь в ХХ веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы./Отв. редактор А.И.Филимонова. М., 2011.464 с. [10] Оренбуржье православное: история и современность. Оренбург, 2014. 543 с. [11] Корнев В.В.Преследования Русской православной Церкви в 50-60х годах ХХ века. [Электронный ресурс: http://www.orthedu.ru/ch_hist/hi_rpz/10589pre.htm] [12] О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и советского государства. Изд. 2-е, доп.М.,1981. С.69. [13] Там же. С.70. [14] Там же. С. 71. [15] Сосковец Л.И. Положение Русской Православной Церкви в период Хрущевской «Оттепели»// Вестник ТомГУ. 2011..№4. С.30. [16]. Сосковец Л.И. Положение Русской Православной Церкви в период Хрущевской «Оттепели»// Вестник ТомГУ.№4. 2011. С.31. [17] Там же. С.32. [18] Сосковец Л.И. Положение Русской Православной Церкви в период Хрущевской «Оттепели»// Вестник ТомГУ.№4. 2011. С.33. [19] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.,2010. С. 320. [20] Дымарский В.Н. Времена Хрущева. В лицах, фактах и мифах. М.,2011. С.114. [21] Суходрев В.М. Язык мой - друг мой. От Хрущева до Горбачева. М., 2008. С.157. [22] Хрущев и Церковь. Интервью с О.Ю.Васильевой. Беседовал монах Рафаил(Попов) 14 октября 2015. [Электронный ресурс: URL: http://www.pravoslavie.ru/86664.html.] [23] Дымарский В.Н. Времена Хрущева. В лицах, фактах и мифах. М.,2011. С.287. [24] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.17. Д.1314.Л.43. [25] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.17. Д.1314.Л.44. [26] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.17. Д.1325. Л.80. [27] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.18. Д. 228. Л.22. [28] ОГАСПИ. Ф. 371.Оп.17. Д.1912. Л.3. [29] ОГАСПИ. Ф. 371.Оп.17. Д.1912. Л.3. [30] ОГАСПИ. Ф. 371.Оп.17. Д.1912. Л.3. [31] ОГАСПИ. Ф.371.Оп.17.Д.1912.Л.4. [32] ОГАСПИ. Ф.371.Оп.17.Д.1912.Л.4. [33] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.17.Д.1912.Л.8. [34] ОГАСПИ. Ф.371.Оп.18.Д.893. Л.1. [35] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.18.Д.1143.Л.28. [36] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.19.Д.590. Л.22. [37] Там же. [38] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.19. Д.185. Л.19. [39] Там же. Л.20. [40] ОГАСПИ.Ф.371. О.19.Д.770. Л.1. [41] ОГАСПИ.Ф.371. О.19.Д.770. Л.57. [42] ОГАСПИ.Ф.371. Оп.19. Д.66. Л.1. [43] ОГАСПИ. Ф.371. Оп.20. Д.400.Л.12. [44] Там же. [45]ОГАСПИ. Ф.371. Оп.20. Д.400.Л.46. [46] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.20.Д.543. Л.17. [47] ОГАСПИ. Ф.371. Оп.20. Д.1017. Л.32. [48] ОГАСПИ. Ф.371. Оп.20.Д.1017. Л.51. [49] ОГАСПИ. Ф.371. Оп.20. Д.1476. Л.18. [50] ОГАСПИ. Ф.371. Оп.20, Д.1476.Л.20. [51] Там же. [52] Там же. [53] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.20.Д.1476.Л.21. [54] ОГАСПИ.Ф.371. Оп.20. Д.1476. Л.28. [55] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.33.Д.80.Л.43. [56]ОГАСПИ.Ф.371.Оп.33.Д.80. Л.43. [57]ОГАСПИ.Ф.371.Оп.22.Д.128. Л.4.
[58]Крючкова Е.А. Воспитательный потенциал историко-культурного стандарта. [Электронный ресурс: http://www.sovnauka.com/articles/2016-1/educational_potential_of_the_historical_and_cultural_standard_/ ]. [59] Крючкова Е.А. Воспитательный потенциал историко-культурного стандарта. [Электронный ресурс: http://www.sovnauka.com/articles/2016-1/educational_potential_of_the_historical_and_cultural_standard_/]. [60] Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс: https://docviewer.yandex.ru/view/0/ ]. [61] Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс: https://docviewer.yandex.ru/view/0/] [62] Там же. [63] Там же. ГЕЙКО АЛЕКСАНДРА ИВАНОВНА Религиозная политика Советского государства в период «оттепели» и ее освещение в историко-культурном стандарте и новой линии учебников
(бакалаврская работа)
Квалификация – бакалавр
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.78 (0.214 с.) |