Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К вопросу об исследовании проблематики религиозного экстремизма в молодежной среде
Роль знания в современном обществе возросла многократно, воз- высив ценность самой информации, а также требования к ее надеж- ности и достоверности. Эффективное управление сегодня невозмож- но без мониторинга ситуации и ее аналитики. При этом возможности познания ограничены самими методами познания. Ориентация на шаблонные методы, упрощение самой процедуры исследования, не- корректное обращение с данными способны не только лишить прак- тиков необходимых знаний, но и существенно исказить ситуацию, что чревато принятием априори неверных управленческих решений. Особую аккуратность следует проявлять при исследовании различ- ного рода девиаций и деструктивных тенденций: высока вероятность недооценить ситуацию, либо переоценить, что одинаково опасно – потерей контроля или провокацией панических настроений и форми- рованием ложных стереотипов. Сказанное вполне применимо к ис- следованию проблематики религиозного экстремизма в молодежной среде. По понятным причинам здесь не может быть использована статистическая информация, но социологическая требует тщатель- ного отбора и применения валидных методов. Социология представляет собой органическое сочетание теоре- тических и эмпирических методов изучения социальных явлений и процессов. Теоретические исследования позволяют развивать и со- вершенствовать теорию и методологию, обеспечивая возможность интерпретации и подтверждения растущей эмпирической базы. Прикладные социологические исследования служат способом при- менения сложившихся теоретических схем, моделей, механизмов конструирования или регулирования социальных взаимодействий и отношений. Теоретическая модель способна обобщить собранные в рамках прикладной социологии данные первичной информации, дать им смысловое объяснение, интерпретацию и за отдельными фактами увидеть социальное явление в целом. Однако есть основания утверж- дать, что любое теоретическое положение социология стремится подтвердить (или опровергнуть) с помощью конкретных цифр и фак- тов. Социологическая информация обладает следующими характе- ристиками: является особенным проявлением такого объективно су- ществующего феномена универсума как информация; отражает объ- ективную действительность человека и общества; имеет идеальную форму; является двойственным элементом процесса коммуникации, выступая одновременно средством и целью; имеет качественные и количественные характеристики; соответствует критерию научности в своей предметной области; фиксируется в формулировках научных законов, теорий, описаний научных фактов и используется для их раз- работки или практического применения; зафиксирована в знаковой (письменной или устной) форме. Говоря о социологической инфор- мации, имеют в виду информацию, сформированную в соответствии с требованиями социологической науки, обладающую качеством в социологическом смысле, полученную в результате измерения эле- ментов и фактов социальной и политической реальности. Различают две разновидности социологической информации в зависимости от уровня обобщения, на котором они функционируют: концептуально- теоретическую информацию и инструментальную информацию. Первая включает знания и сведения в формулировках научных тео- рий и законов и соответствует теоретическому уровню в структуре социологического знания; вторая – результаты прикладных социоло- гических исследований в виде знаний и сведений в формулировках описания фактов и соответствует эмпирическому уровню социоло- гического знания. Инструментальная информация содержит описа- ние и объяснение многообразных конкретных проявлений общих за- кономерностей, сформулированных в концептуально-теоретической информации. Концептуально-теоретическая информация определяет логику и схемы, в соответствии с которыми формируются массивы
инструментальной информации. Для социологии эмпирическое ис- следование лишь средство (а не самоцель), которое призвано обеспе- чить фактическую базу теоретического поиска. Важно понимать, что социологические исследование – это систе- ма логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, связанных между собой единой целью получения достоверных данных о социальных явлениях и процессах для последующего их использования в практике социального управ- ления. Другими словами, социологическое исследование можно представить как систему теоретических и эмпирических процедур, способов получения новых знаний о социальных процессах и явле- ниях. Предметом социологического исследования являются пробле- мы, актуальные для общества, социальных групп и организаций.
В зависимости от применяемого метода сбора эмпирических дан- ных принято различать: 1) опрос (анкетирование, интервью, почтовый и телефонный опрос, экспертный опрос и т. д.); 2) наблюдение; 3) изучение документов (в т. ч. количественные и качественные методы); 4) эксперимент; 5) социометрический анализ. Все методы, применяемые в социологических исследованиях, условно можно разделить следующим образом: · количественные, основанные на измерении параметров социального явления, действия. Цель их применения – дать количе- ственную характеристику изучаемого явления. Задачами являются: измерение параметров явления, установление взаимосвязей между отдельными параметрами; · качественные, основанные на понимании смысла социально- го явления, действия. Качественное исследование воспроизводит не статистическую картину (структуру и результаты) изучаемого соци- ального действия, а смысл, который вкладывают в него участники. Решаемые исследовательские задачи состоят в следующем: выявить общую картину явления, концептуализировать, интерпретировать его. Начинается социологическое исследование, как известно, с разработки программы и плана исследования. Программа выступает важнейшим документом исследования, который определяет концепцию всего исследования, методологию и методы, с помощью которых организаторы исследования намерены осуществить анализ той или иной проблемы. Программа обычно состоит из двух основных частей, а также ра- бочего плана исследования. 1. Методологическая часть: постановка и обоснование проблемы, указание цели, задач исследования, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулирова- ние гипотез. 2. Методическая часть: определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологи- ческой информации, логическая структура инструментария для сбо- ра информации, логические схемы ее обработки на компьютере. Методологическую часть программы как логическую цепь после- довательных операций можно схематично представить следующим образом: проблема Þ цель Þ задачи Þ объект Þ предмет Þ основ- ные понятия Þ гипотезы. Проблема – это объективное противоречие, которое реально существует в ходе функционирования и развития социального объекта. Для социолога важно понимание проблемной ситуации, которая проявляется как отражение проблемы в сознании людей, требующее активизации их усилий для своего разрешения. Цель исследования (формулировка цели исследования определяется темой исследования и с учетом интересов заказчика) логически «вытекает» из понимания проблемы – разрешение проблемной ситуации (или ее прояснение) с помощью данного конкретного социологического исследования. Задачи исследования – конкретные планы исследования, реализа- ция которых в совокупности позволит достичь цели.
Объект исследования – это та часть социальной реальности, на познание которой направлены исследовательские усилия. Предмет исследования содержит в себе свойства объекта, которые в наиболее полном виде отражают исследуемую проблему и подлежат изучению. Основные понятия, которыми предстоит оперировать социологу, должны быть уточнены, что означает их разбиение на ряд частных, проверяемых опытным путем, понятий. Это позволит конкретизировать базовое понятие. В ходе исследования социолог осуществляет помимо интерпретации понятий их операционализацию, что предполагает дальнейшую их детализацию до уровня однозначно понимаемых терминов. Получаемые при этом более простые понятия называются операциональными. Принято различать структурную и факторную операционализацию, используемые в аналитическом исследовании. Немаловажную роль в исследовании играет гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, яв- лений или процессов, которое можно подтвердить или опровергнуть. Гипотезы разделяются на описательные, которые содержат предпо- ложения о структурных и функциональных связях изучаемого объек- та, и объяснительные, которые содержат предположения о причинно- следственных связях в изучаемом объекте. Кроме того, гипотезы также подразделяются на основные и дополнительные. Гипотеза, как известно, должна удовлетворять следующим требованиям: 1. Не противоречить основным теориям, истинность которых в данной области уже доказана. Однако в случаях, когда новая гипотеза охватывает значительно более широкий круг фактов, чем прежние теории, это противоречие допустимо. 2. Не противоречить известным и проверенным фактам. Однако эти факты, в свою очередь, должны быть просмотрены и перепрове- рены при изменении условий. 3. Быть доступной для проверки в процессе социологического исследования. 4. Должна быть подвергнута логическому анализу, устанавливаю- щему ее непротиворечивость. Для повышения подтверждаемости гипотезы следует руковод- ствоваться следующим правилом: изначально выдвигать возможно большее число взаимосвязанных гипотез и стремиться указать для каждой из гипотез максимальное число эмпирических показателей входящих в нее переменных. В соответствии с целью и основными гипотезами формулируются и задачи исследования. По аналогии с гипотезами они могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Описательные и аналитические социологические исследования включают, как правило, несколько основных задач, решение каждой из которых предполагает реализацию определенного числа связанных с ними дополнительных задач.
Рабочий план исследования отражает основные процедурные мероприятия. Практика показывает, что хорошо разработанный план является залогом успеха социологического исследования. Он позволяет заранее предусмотреть и наиболее точно определить объем интеллектуальных, организационных и финансовых затрат. Основными элементами плана являются следующие: 1) Обсуждение и утверждение программы и инструментария ис- следования, формирование и подготовка группы сбора первичной информации (анкетеров), проведение пилотажного исследования, внесение корректив по итогам пилотажного исследования в програм- му и инструментарий, размножение инструментария для полевого исследования, составление сметы и расчет материальных затрат на исследование. 2) Составление расписания организационных и методических работ, обеспечивающих проведение полевого исследования, т. е. массовый сбор первичной социологической информации. Это выбор места и времени для опроса, централизованный сбор заполненных анкет, бланков-интервью и опросных листов. 3) Проведение операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке и ее компьютерная обработка. Она включает в себя кодировку открытых вопросов, выбраковку негодных анкет, набивку данных оператором и т. д. В результате этого этапа исследователь получает табуляграммы. 4) Мероприятия, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, подготовкой текстов аналитического отчета и выработкой практических рекомендаций. Рассмотрим содержание анализа социологической информации на примере проблемы распространения экстремизма в молодежной среде. Большинство опубликованных работ по данной теме ориен- тируется на результаты анонимных анкетных опросов, представ- ляющих простое процентное распределение ответов респондентов на вопросы анкеты, что позволяет определить лишь общую картину сложившейся ситуации. При этом репрезентативность может быть весьма сомнительной, поскольку сведений о генеральной совокуп- ности может и не быть изначально. Максимум, на что могут рассчи- тывать исследователи, выбрав количественную стратегию, это выяс- нить осведомленность той или иной аудитории (категории граждан) о каких-либо происшествиях, о принимаемых на разных уровнях мерах противодействия экстремизму, ключевых понятиях, терминологии. Выявить причинно-следственные связи и ответить на вопросы о том, «кому интересны идеи экстремизма, кто солидарен с ними и поче- му», посредством анкетного опроса нереально. Здесь явно напраши- вается качественная стратегия с использованием таких методов, как экспертный опрос, включенное наблюдение, кейс-стади. Принимая во внимание активность экстремистских организаций в социальных сетях, необходимо продумать контент-анализ Интернет-ресурсов, СМИ на предмет выявления наиболее эффективных приемов распро- странения деструктивной информации. В качестве экспертов могут быть привлечены опытные сотрудники силовых структур (например, Национального антитеррористического комитета), психологи, имев- шие опыт общения с лицами, осужденными за экстремистскую дея- тельность.
В теоретическом плане экстремизм в молодежной среде мож- но представить как социокультурное явление, точнее проявление аномии, дисфункции ряда социальных институтов, социальную девиацию и дезорганизацию. Системный подход ориентирует ис- следователей на определение некой целостности, в рамках которой экстремистские проявления будут выглядеть закономерной реакци- ей на внешний сигнал. Необходимо не само выявление очагов экс- тремизма, а определение факторов, при которых они возможны в принципе. Как справедливо отмечает Плотников В.В., системно рас- сматривая проблему экстремизма, «к числу первостепенных факто- ров, определяющих облик современного общества, следует отнести развертывающийся процесс глобальной трансформации, затрагива- ющий как локальные социальные системы (государства), так и миро- вое сообщество. … В результате развивается тенденция ограничения возможностей государства по регуляции общественных процессов, а также интенсификации внешних факторов, оказывающих непосред- ственное влияние на состояние общества. Противоречие между ин- тенциями развития транстерриториальных организаций и локальных социальных систем в наши дни представляет одно из доминирующих оснований развития локальных нарушений структуры обществен- ных отношений. При этом ограниченный характер возможностей го- сударства по регуляции социальных процессов представляет собой серьезную причину возникновения затруднений в предотвращении и урегулировании отдельных деструктивных процессов».67 Таким образом, на теоретическом уровне рассматриваемая про- блема требует системного рассмотрения с последующим выходом на анализ факторов и условий формирования определенного рода установок, детерминирующих соответствующие модели поведения, в том числе деструктивного характера. Здесь немаловажную роль будет играть процедура измерения, что потребует, в свою очередь, от исследователей соблюдения требований к шкалам измерения, пра- вильному подбору индикаторов. В большинстве случаев при осуществлении измерения социологи используют числовые системы. Приписываемые объектам числа на- зываются шкальными значениями этих объектов. Шкала – это своего рода алгоритм, с помощью которого каждому наблюдаемому объекту ставится в соответствие некоторое число. Шкалы, которые исполь- 67 Плотников В.В. Экстремизм как феномен современной социальной реальности: институцио- нальные, системные и социоструктурные факторы. Автореф. дисс. … д-ра социол. наук / Крас- нодарский университет МВД РФ. Краснодар, 2016. – С. 5 зуются для измерения характеристик внутренних свойств объекта, называются шкалами установок. Шкалы, которые используются для измерения характеристик внешних объектов по отношению к субъек- ту измерения, называются шкалами оценок. На эмпирическом уровне социолог изучает отношения, в которые вступают исследуемые объ- екты, являющиеся носителями определенных признаков (свойств, характеристик). В таких случаях приписывание объектам шкальных значений можно считать измерением значений, соответствующих его признаку. Основными уровнями измерения, с помощью которых дифференцируется возможность и однозначность приписывания чисел объектам, являются следующие типы шкал. 1. Номинальные (классификационные), в которых используются равноценно значимые шкальные значения. Эти шкалы только класси- фицируют, «категоризируют» объекты на классы (например, по полу, национальности, роду занятий, уровню образования и т. д.). 2. Ранговые (порядковые), с помощью которых измеряют ин- тенсивность оценок каких-то свойств, суждений, событий, степени согласия – несогласия с предложенными утверждениями. Например, вид порядковой шкалы: абсолютно согласен, согласен, не совсем согласен, не согласен, абсолютно не согласен (с предложенным утверждением). 3. Интервальные шкалы используются в том случае, если определена единица измерения, с помощью которой фиксируется анализируемый признак (показатель). В них измерение преобразова- ний происходит в границах определенных (как правило, числовых) интервалов. При конструировании шкал учитываются: - валидность шкалы измерения, т. е. правильность выбора инди- катора, при котором используемая шкала измеряет именно то свой- ство или качество изучаемого явления; - полнота шкалы измерения, т. е. насколько количество вариантов ответа учитывает все значения индикаторов; - чувствительность шкалы, т. е. способность выявлять отношение респондента к изучаемому явлению с той или иной степенью диффе- ренциации. В данном случае существуют шкалы с симметричной и ассиметричной структурой; - точность шкалы, т. е. характеристика результата, которая зависит от того, насколько полученные в результате исследования величины характеристик объекта совпадают с их истинными величинами; - надежность шкалы, т. е. ее устойчивость по отношению к из- менению характеристик объекта исследования во времени. Результат социологического исследования, его объективность в огромной сте- пени зависят от правильности выбора единиц анализа. Как правило, мнения людей по какому-либо поводу определяются системой их жизненных установок, формирующихся на основе их же потребностей и интересов. Под установкой следует понимать общую ориентацию человека на определенный социальный объект, предшествующую действию и выражающую предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта. Социально-психологическая установка предопределяет характер, направленность удовлетворения социальной потребности. Если человек предпочитает объект, то установка носит положительную направленность, а когда отвергает его – то отрицательную направленность. Важность измерения социальных установок определяется такой характеристикой как направленность, что делает возможным прогноз характера массового действия (по положительной или отрицательной установке). С помощью измерения установок, например, возможно исследование семантики политического сознания населения (т. е. те личностные смыслы, которые вкладываются в то или иное слово, действие). Для измерения установок необходимо конструирование социологических шкал. В зависимости от компетентности исследователей, степени владения методами прикладной математики и статистики, могут быть использованы различные модели шкал и шкалирования. Таким образом, проблематика экстремизма в молодежной среде требует особо корректного использования социологического инструментария, начиная с самой постановки проблемы и выбора теоретической конструкции, заканчивая методами измерения и интерпретации результатов эмпирических исследований.
Литература 1. Бикметов Е.Ю., Насибуллин Р.Т., Сизоненко З.Л. Социология: учебное пособие для студентов вузов (Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учеб. заведений). – Уфа: УГАТУ, 2006. – 522 с. 2. Бикметов Е.Ю., Насибуллин Р.Р., Сизоненко З.Л. Основы теории и методики прикладного социологического исследования. – Уфа: «Аркаим», 2012. – 113 с. 3. Плотников В.В. Экстремизм как феномен современной социальной реальности: институциональные, системные и социоструктурные факторы. Автореф. дисс. … д-ра социол. наук / Краснодарский университет МВД РФ. Краснодар, 2016. – С. 5. УРАЗМЕТОВ Т.З. кандидат культурологии, доцент, заместитель декана по научной работе Социально-гуманитарного факультета БГПУ им. М. Акмуллы
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.248 (0.036 с.) |